... что ручное огнестрельное
– утилитарное, ... украшенное огнестрельное
, вызванный появлением ...
История украшения оружия тесно связана с много более широким полем прикладного искусства в целом. Помимо орнамента, создаваемого в фактическом процессе производства, например, поверхностного рисунка на стволах, на долю оружейников редко приходилось что-то более серьезное, чем небольшой резной орнамент или узорное тиснение.
Когда требовалось что-нибудь более изысканное, оружие передавали в руки специалиста. Но существуют достаточные доказательства того, что многие (а возможно, и большинство) также интенсивно работали над другими деталями. Художники по оружейной ложе делали тиснение и на других деревянных предметах; граверы, резчики и мастера по изготовлению изделий из дамасской стали украшали корпуса для огнива и оправы для принадлежностей; в это же время золотых дел мастера и ювелиры, украшавшие оружие для зажиточных людей, тоже творили стандартные продукты своего ремесла.
Реальные эскизы, использовавшиеся для украшения оружия, часто создавались еще одной группой дизайнеров. Похоже, многие из группы «Малые мастера» XVI и XVII вв. занимались этим делом, и даже такой выдающийся художник, как Хане Гольбейн Младший, создал много эскизов для кинжалов и кинжальных ножен. Начиная с XVI столетия по всей Европе, а особенно в Германии, Франции, Фландрии и Италии, публиковался все возрастающий поток рисунков-эскизов для гравировки. На некоторых из них изображались конкретные предметы, включая оружие, другие просто воспроизводили шаблоны, которые можно было использовать с определенной адаптацией для украшения любого предмета почти любой техникой. Эти листы эскизов вместе с гравюрами других типов широко циркулировали и использовались в качестве базиса для всех видов украшений. Одним из результатов этого стало размывание разграничительных линий между национальными стилями: рисунок, основанный на французской гравюре, мог появиться, например, на германском ружье или наоборот. Поэтому при попытке определить происхождение или – поскольку книги эскизов долгое время оставались в пользовании – дату любого конкретного оружия слишком рискованно полагаться на свидетельство, поставляемое одним украшением.
Почти все известные из сохранившихся образцов ручного огнестрельного оружия, датируемые временем до XVI в., совершенно бесхитростные и весьма грубо отделаны. В этом видно отражение превалировавшего средневекового мнения, что ручное огнестрельное оружие – утилитарное, практическое, предназначенное для использования только рядовыми солдатами. С принятием в начале XVI в. высшими слоями общества огнестрельного в качестве личного оружия ружья и пистолеты стали богато украшаться. Эта мода длилась до последней четверти XVIII в., когда с появлением дуэльных пистолетов развилась новая оценка функциональных качеств оружия, в результате чего с тех пор на всяком оружии, кроме подарочного, украшение свелось к минимуму.
история украшения оружия тесно связана с декоративным искусством в целом. Почти всякая известная декоративная техника в то или иное время применялась к оружию и таким принадлежностям, как пороховницы. Металлические детали оправлялись или украшались насечкой из золота или серебра или отливались, покрывались резьбой, гравировкой или травлением. Ложи огнестрельного оружия и пороховницы изготавливались из редких сортов дерева или из слоновой кости, инкрустировались драгоценными металлами, слоновой костью, перламутром, оленьим рогом, цветным деревом или покрывались металлом, иногда эмалью или усыпались драгоценными камнями. Также использовались ткани, часто окаймленные золотыми и серебряными галунами, для покрытия кобуры и таких приспособлений, как ремни для пороховницы.
Очевидно, бессмысленно обсуждать здесь все эти способы украшения, и поэтому ограничимся теми, что особо связаны с огнестрельным оружием.
1. Инкрустация и насечка металла. Инкрустация осуществлялась гравировкой требуемого рисунка на поверхность металла, а потом чеканкой полосок другого, более мягкого металла в получившиеся борозды. Этот процесс на европейском оружии использовался сравнительно редко, причем везде предпочиталась техника поддельной насечки, кроме Испании, где ружейные и пистолетные стволы часто покрывались золотой и серебряной инкрустацией. Однако эта техника широко использовалась и на Востоке для украшения и замков, и стволов. Наиболее популярными из металлов были золото, серебро и желтая медь, и искусство инкрустации металла достигло в Японии высочайшего пика развития. Тут в дополнение к вышеупомянутым металлам для украшения стволов широко применялось разнообразие медных сплавов, меняющихся в цвете от черного до красного.
Там, где дело касается огнестрельного оружия, украшение дамасским узором почти исключительно ограничивалось теми частями, которые были сделаны из железа или стали. Их инкрустировали на манер, описанный в последнем абзаце, а также этот процесс начинали с огрубления намеченной поверхности с помощью напильника, потом наносили на нее золото или серебро, обычно в виде фольги или проволоки, используя инструмент для полировки.
Процесс дамасской насечки, как и само название – происшедшее от Дамаска, — предполагает, что почти всегда мы имеем место с восточным происхождением. Видимо, он был внедрен в Европе (возможно, через Испанию и Венецию) в конце XV столетия. С начала второй четверти XVI в. он широко использовался для украшения всех видов изделий из железа и стали. Многие единицы высококачественного европейского оружия, сделанные в период с 1550 по 1750 г., имеют оправы и, чаще, стволы, украшенные дамасской насечкой, обычно поддельной. После этого периода всеобщий интерес к этой технике ослабел, разве что некоторые оружейники использовали ее для нанесения своих подписей в золоте на ствол.
2. Инкрустация золотом и серебром. Этот процесс, грубо говоря, представляет собой форму дамасской насечки, но было бы уместно рассмотреть его здесь отдельно. Он отличается от методов, описанных в последней главе, в том, что золото и серебро наносились в рельефе и крепились путем прессования в выбитые бороздки на поверхности железа. Он включал в себя использование значительно большего количества золота и серебра, чем при обычной дамасской насечке, но, так как на самом инкрустированном металле наносилась резьба с рельефным украшением, эффект был пышнее.
3. Гравировка и травление. Они являлись самыми популярными видами прикладного украшения, и надписи и подписи на металлических частях огнестрельного оружия производились на протяжении всей его истории. Обоими способами нужный рисунок наносился на поверхность металла, но в гравировке это осуществлялось с помощью остро заточенного стального стержня, а в травлении использовалась кислота. Последний процесс в приложении к оружию применялся главным образом в XVI и XVII столетиях. Впоследствии вырезанное украшение на оружии высокого качества, видимо, производилось гравировкой, как это делается и до сих пор. На оружии, выпускаемом в массовом порядке с той поры, когда в 1836 г. Кольт применил этот процесс на своих первых пистолетах, резьбовое украшение, как правило, наносилось механическим путем с помощью штампов.
4. Резьба по стали. Искусство выдалбливания или, точнее, резьбы по стали с приданием декоративных форм было в основном продуктом Высокого Ренессанса. Еще в XIII в. кончики эфесов мечей и рукояток кинжалов иногда были вырезаны в форме голов животных, но, видимо, ничего более утонченного не производилось до начала XVI столетия. Однако примерно с 1530 г. наблюдается рост в использовании этой техники для украшения рукояток рапир и кинжалов, а также замков, стволов и креплений огнестрельного оружия. Этот метод оставался одним из самых популярных до середины XVIII в., после чего стал выходить из моды.
5. Покрытие позолотой, серебром, воронение и чернение. Перед третьей четвертью XVIII в. и в конце XIX в. на Востоке металлические части огнестрельного оружия высокого качества часто покрывали золотом, даже если при этом еще и украшали как-то по-другому. Использовались два способа нанесения золота: а) поверхность, подлежащая украшению, вначале с помощью напильника делалась шероховатой, а потом на ней полировались листы фольги; б) наносилась амальгама золота и ртути, при этом поддерживалась температура, достаточная для испарения ртути, так что золото приклеивалось к металлу. Этот процесс огненного золочения был намного популярнее остальных.
6. Инкрустация, фанерование и резьба на ложах. Техника украшения дерева посредством инкрустации или фанерования его с помощью других материалов, включая другие сорта дерева, возможно, была известна с доклассических времен. Но там, где дело касалось оружия, этот процесс применялся главным образом при украшении арбалетов и огнестрельного оружия, а также пороховниц, хотя известны несколько рукояток кинжалов и сабель инкрустированного дерева XVI и XVII вв.
Спрос в высших слоях общества на художественно украшенное огнестрельное оружие, вызванный появлением колесцового замка, повлиял не только на специалистов, работавших в металле, но и на тех, кто производил ложи ружей и арбалетов, и с этого времени данные части стали украшаться во все возрастающих масштабах. Резные ложи встречаются нечасто, а вот намного более популярная форма украшения примерно с 1540 до 1630 г. состояла из инкрустации шпоном и аппликации из различных материалов, причем наиболее распространенными были гравированные и зачастую окрашенные кость и олений рог, хотя также нередко использовались перламутр, черепаший панцирь, медь, латунь, серебро, слоновая кость. В этот период огромное большинство единиц высококачественного огнестрельного оружия и арбалетов – и многие пороховницы – украшались таким способом, при этом основное, базовое дерево ложи часто полностью скрывалось под нанесенными сверху узорами.
Изучая наше побережье обнаружил корабль в нескольких десятках метров от берега, корабль отлично ...