Американские, а вслед за ними и английские учёные высказали предположение, что более счастливые подростки вырастают и становятся более богатыми взрослыми.
Исследователи не открыли чего-то нового: и до них многие западные социологи указывали: чтобы стать успешным, надо родиться в успешной семье.
Несколько дней назад журнал Time выпустил статью о том, что делает человека успешным (в современным понимании – зарабатывающим приличные деньги). Издание ссылается на несколько исследований американских и английских учёных.
Национальная Ассоциация учёных, занимающихся проблемами подростков и молодежи (National Association of Sciences Teenagers) провела наблюдение за несколькими тысячами подростков. Юные люди, которые были больше других довольны своей жизнью, к 29 годам, как правило, имели и больший доход.
Оценка уровня ощущения себя счастливым проводилась по 5-балльной системе. Те, кто набрал максимальный «балл счастья», в 29 лет в среднем зарабатывали на 8 тысяч долларов в год больше, чем те, кто оценил свой уровень в 1 балл.
Исследование американцев развили английские учёные из Университетского колледжа Лондона (University College London) и Уорикского университета (University of Warwick).
Англичане опирались на большую выборку – наблюдение за 10 тысячами подростков в рамках национальной программы «Add Health» («Здоровье подростков»). Оказалось, что те, кто в подростковом возрасте были очень мрачными и угрюмыми, зарабатывают на 10% меньше своих сверстников.
Нового в обоих исследованиях не очень много – лишь чуть-чуть количественных оценок. Скорее, новость об этих отчётах дала повод в очередной раз задуматься, что делает человека успешным (богатым и знаменитым).
Западный мир копается в этой теме уже около 100 лет, как только в нём появилась идея «общества равных возможностей». Результаты этих исследований не слишком утешительны для представителей «простого народа» – в терминах нынешнего времени нижнего и нижнего среднего классов – их шансы на попадание в истеблишмент минимальны даже сегодня.
ТРУДНО ЛИ БЫТЬ ГЕНИАЛЬНЫМ?
Долгое время считалось, что интеллекта и немного упорства достаточно для успешного восхождения по служебной лестнице, будь то бизнес, искусство или наука.
Французский психолог Бине в 1905 году создал первый тест, определяющий уровень интеллекта (УИ). К настоящему времени подобных тестов создано более полутора тысяч.
И каждый из них претендует на эксклюзивность и чистоту эксперимента. Хотя сам собой напрашивается вопрос: действительно ли так точен результат тестирования, если каждый год приходится выдумывать все новые способы определения УИ?
Ещё в 1921 году группа американских психологов под руководством профессора Макмаона начала наблюдать за тысячью мужчин и женщин, чей УИ в детстве превышал 140 баллов (так называемая «черта гениальности»). Когда протестированным исполнилось 50 лет (это был 1956 год), подвели итог.
Около 700 человек с полным правом можно было отнести к «среднеуспешным», примерно 100 человек добились больших успехов, остальных 200 испытуемых можно было с полным правом считать неудачниками.
Равные по интеллекту, они не добились равного в жизни. Почему?«ПРАВИЛЬНАЯ» СЕМЬЯ – ПЕРВЫЙ ШАГ К КАРЬЕРЕ
Исследования Макмаона показали, что главным фактором, способствующим продвижению по жизни, оказался не интеллект, а мотивация со стороны родителей.
85 человек из 100, добившихся успеха (ставших руководителями крупных предприятий, владельцами собственного крупного дела, видными учёными и политиками), на первое место поставили влияние родителей. Еще 10 «счастливчиков» отметили покровительство со стороны ближайших родственников.
Сменивший Макмаона в этом исследовании психолог Бреннан пришел к выводу: главное – правильное образование и соответствующая семья.
Именно правильное образование, а не просто хорошее. Важно предугадать спрос рынка на определенных специалистов в ближайшем будущем. Так, в США в первой трети века такой профессией был юрист, позднее – психолог, экономист, в наше время – специалист по компьютерным технологиям. Другими словами, определенное время требует соответствующих «героев».
«Правильная» семья, по словам Бреннана, – это хорошо зарабатывающий отец, но не менее важна и престижность его профессии, что предполагает наличие нужных связей. И ещё – наличие в семье не более двух детей.
Опрос же «неудачников» показал, что главными препятствиями на их пути к удачной карьере стали отсутствие помощи со стороны родителей или каких-либо покровителей, необходимость зарабатывать деньги в раннем возрасте, а также быстрые (до 23 лет) женитьба или замужество.
ЖИЗНЬ ПО «ЗАКОНУ ПЕТРУШКИ»
Ну а какое все же место занимает интеллект на пути к карьере? Бреннан на основе длительных исследований на первые места поставил «правильное» образование, личные отношения и связи. И только четверым фактором – интеллект.
Исследования, проведенные им в конце 70-х годов, показали, что около 40% высокопоставленных управленцев в США и Великобритании (они руководили фирмами, чей ежегодный оборот превышал 20 млн. долларов) обладали УИ ниже среднего уровня.
Своим студентам Бреннан говорил: «Я назвал это законом «Петрушки», когда каждый служащий продвигается вверх до тех пор, пока не исчерпает своих возможностей и не окажется на посту, где он безнадежно компетентен». На смех студентов он добавлял, что им этот закон не покажется смешным, когда они неизбежно будут иметь таких шефов.
К похожим выводам в 1988 году пришла группа французских психологов во главе с профессором Бернаром. Они проанализировали интеллектуальный уровень ста видных политиков и бизнесменов Франции. И пришли к выводу, что шестидесяти двум из них, приди они устраиваться на работу инкогнито, предложили бы в лучшем случае место мелкого клерка.
Многие психологи сходятся во мнении, что в 90-е годы ситуация несколько изменилась.
Ещё одним фактором, влияющим на продвижение по служебной лестнице, стала социальная компетенция.
То есть умение разбираться в людях, работать с коллективом и коммуникабельность.
«Знания и интеллект сегодня позволяют сделать только первый шаг к успеху. Связи и личные знакомства начинают продвигать индивидуума на иерархических ступеньках выше среднего, а между этими двумя высотами (если только можно признать первые шаги высотой) лежит именно наличие социальной компетентности».
Это мнение известного немецкого социопсихолога Шмидта, также проводившего исследования на тему интеллекта и карьеры.
Еще в 1926 году канадский физиолог Ганс Селье заметил, что люди, добившиеся высокого положения в обществе, чаще подвержены сердечным заболеваниям и стрессам, чем их менее удачливые собратья. Поначалу это явление списали на всем понятные причины: повышенную утомляемость удачливых карьеристов, ненормированный рабочий день и прочее.
И только в 1985 году группа американских кардиологов под управлением профессора Джона Рэя пришла к выводу, что предрасположенность к коронарным заболеваниям и жизненный успех неким образом взаимосвязаны. Они назвали таких людей «личностью типа А».
Ими было замечено, что такие субъекты уже с детства излишне амбициозны, агрессивны, беспокойны, чрезвычайно озабочены временем и сроками исполнения определённых задач. Рэй установил, что «личность типа А» имеет втрое больший риск пережить сердечный приступ, чем личности других типов, менее агрессивные и одержимые успехом.
В настоящее время на основе работ этой группы кардиологов медики приходят к выводу, что у удачливых карьеристов, нацеленных на жизненный успех, гормональные изменения в организме носят иной характер, нежели у других людей.
Так, в начале 90-х годов американский физиолог Элизабет Юинг опубликовала интересные данные. В частности, в них говорилось, что примерно у 0,5% людей в организме существенно увеличено производство эпинефрина, называемого также адреналином (у обычных людей этот гормон вырабатывается в ответ на угрожающую ситуацию), а также кортизола, вещества, повышающего кровяное давление и уровень сахара в крови.
Но самое интересное, что, по результатам наблюдений Юинг, в эти пол процента людей наиболее часто попадали бизнесмены, спортсмены и… преступники-рецидивисты. Большинство их характеризовались Юинг как «личности агрессивные, с притуплённым чувством опасности, но вместе с тем с очень аналитическим складом ума».
До сих пор ученые не могут прийти к выводу, что заставляет организм таких людей усиленно вырабатывать адреналин и кортизол. Некоторые объясняют это дисфункцией надпочечников, другие – наследственностью, третьи – наличием определенного гена.
ПРАВИЛЬНЫЕ ГЕНЫ
Связь генетики и гениальности заметили не только иностранные социологи и психологи, но и их российские коллеги.
Так российские учёные из Института мозга РАМН и Психологического института РАО провели следующий эксперимент. Они на протяжении нескольких лет исследовали близнецов на втором полугодии их жизни и выяснили, какой вклад вносят наследственность и факторы среды в формирование пяти обобщённых черт темперамента:
- активности,
- агрессивности,
- раздражительности,
- общительности
- и чувствительности к наказанию.
В исследовании приняли участие 170 здоровых детей-близнецов в возрасте от 7 до 12 месяцев (45 монозиготных и 40 дизиготных пар) из Москвы.
Напомним, что у монозиготных близнецов наследственный аппарат абсолютно идентичен, а у дизиготных – несколько различается. Исходя из этого, ученые могли предположить, что высокий коэффициент корреляции (сходства), близкий к единице, в паре монозиготных близнецов свидетельствует о генетическом происхождении признака (в нашем случае – какой-то черты темперамента), а в паре дизиготных близнецов – о формировании того же признака под влиянием среды.
Для исследования использовали известный опросник «День ребёнка», составленный Ж.Баллейгиером. Этот опросник позволяет оценить особенности семейного окружения, поведения и темперамента младенца по 42 шкалам. Однако в этом исследовании ученые принимали во внимание только шкалы, оценивающие характеристики темперамента. Опрашивали, разумеется, матерей близнецов.
В результате обработки и анализа данных учёные выяснили, в какой мере генетика и среда влияют на формирование пяти интегральных черт темперамента: агрессивности, раздражительности, активности, чувствительности к наказанию и общительности.
Оказалось, что первые три черты темперамента находятся под жёстким генетическим контролем: агрессивность поведения младенца во втором полугодии жизни на 94% определяется его генотипом, активность – на 89%, раздражительность – на 85%.
Чувствительность к наказанию, зависимость от матери и страх перед незнакомыми людьми почти в равной мере зависят от генотипических особенностей (51%) и факторов среды (49%). То есть родительское воспитание и влияние семейной среды могут изменить эти биологически обусловленные черты.
Наконец, общительность формируется в основном под влиянием среды, которую создают родители (87%), и лишь в незначительной мере зависит от генотипа младенца.
Получается, что акулы бизнеса (и других сфер деятельности человечества) становятся таковыми не благодаря окружающей обстановке (старый тезис о конкуренции с окружающими), им эти качества «передают» родители. А ведь агрессивность и активность – это как раз те критерии, которые и позволяют называть человека «акулой».
Источник