Первое чтение документа в Госдуме, впрочем, ничего не решает. Ответ на главный вопрос, который волнует российских водителей - будет ли изменена норма «0 промилле» - будет получен только во втором чтении. Об этом Autonews.ru рассказал заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков, законопроект за авторством которого на аналогичную тему будет рассмотрен через две недели.
«Первое чтение не несет в себе никаких сюрпризов. Это просто концептуальное принятие законопроекта и его доработка для второго чтения. Законопроект Ирины Яровой сыроват, о чем я неоднократно заявлял, он нуждается в серии доработок, которыми займется наш профильный комитет», - объяснил депутат.
![](http://pics.autonews.ru/autonews_pics/onews/2013/03/13/083525.23584.jpg)
«В него уже внесены крупные изменения. Например, по настоянию Верховного суда убрана верхняя планка наказания за пьяное ДТП с жертвами. Напомню, что Яровая предлагала 15 лет тюрьмы. Теперь там указана только нижняя граница – 2,4 года. Зато на месте остались принудительные работы и штраф за повторное нарушение – 200 тысяч рублей», - отметил Лысаков.
«Единственная интрига, которая сохраняется - во втором чтении будет внесена поправка, возвращающая в закон определение «состояние алкогольного опьянения». Об этом просила фракцию «Единая Россия» помощник президента Татьяна Голикова. Аналогичная поправка депутата «Справедливой России» Антона Белякова, которую я тоже поддержал, в настоящий момент лежит без движения. Думаю, нет смысла ее дожидаться. Я сам внесу поправку во втором чтении», - добавил единоросс.
Путь законопроекта Яровой к первому чтению был труден и извилист: несмотря на прямую поддержку со стороны премьер-министра Дмитрия Медведева, документ подвергся шквалу критики как со стороны законодательной, так и исполнительной власти.
Дискуссия по нему едва не закончилась дракой между депутатами, а Верховный суд объявил, что предложенные решения не обеспечивают комплексного подхода и не гарантируют неотвратимости наказания. В конце концов, Совет Госдумы наложил на проект вето и отправил на доработку буквально за пару дней до запланированного в феврале рассмотрения - случай беспрецедентный.
Теперь инициативы главы думского комитета по безопасности рассматриваются не вперед других, а в общем пакете аналогичных законопроектов. Но, по мнению экспертов, даже несмотря на это, у законопроекта все равно есть хорошие шансы стать победителем.
«Верховный суд указал, что механическое умножение штрафов не допустимо, что оно не работает, - пояснил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - Наказания ужесточаются, а нарушений становится все больше. Это мы уже проходили. У Яровой нет комплексного решения проблемы – только тупое умножение. Мне даже жалко становится наших депутатов – бедные, как они деградировали! Вроде умные люди, а выполняют работу калькулятора».
«Вообще, складывается впечатление, что государству выгодны пьяницы и нарушители. Дума может спокойно работать – умножать на калькуляторе штрафы; ГИБДД тоже может работать, то есть, брать взятки; свой доход системе приносят переполненные тюряги. Если бы это было не так, то депутаты бы занимались профилактикой нарушений, а не измышлением наказаний по принципу: «он сядет за руль пьяным, собьет кого-то, а мы его потом строго покараем», - добавил Травин.
![](http://pics.autonews.ru/autonews_pics/onews/2013/03/13/083617.23856.jpg)
Коммерческую подоплеку в законопроекте видит и автоэксперт Сергей Асланян: «У нас в стране проживает 121 миллион граждан, из них 105 миллионов не платят налоги. При этом если у человека есть машина, значит, он платежеспособен. И если не получается выбить из него денег налогами, банальным рейдерством или выкручиванием рук судебными приставами, значит его можно ограбить на дороге».
«Этот проект – способ узаконить гоп-стоп. Следующий шаг – карательные отряды НКВД, продразверстка. Это последний рубеж нашей деградирующей экономики. Поэтому у законопроекта главы думского комитета по борьбе с коррупцией (чья 18-летняя дочь имеет квартиру в элитном районе столицы) есть отличные шансы быть принятым. Вот только к реальной безопасности на дороге, к реальной борьбе с пьянством это отношения не имеет», - подчеркнул он.
По мнению координатора «Синих Ведерок» Петра Шкуматова, механическое ужесточение наказаний потянет за собой вверх цену взятки, а сам закон станет удобным инструментом для того, что посадить неугодных.
«Думаю, что станет больше несправедливости. Люди, попавшие в ДТП, будут сбегать с места аварии, опасаясь, что у них обнаружат остаточные следы алкоголя. Резко возрастет коррупционная составляющая. Люди будут стараться откупиться любой ценой, раз уж повторное нарушение грозит тюрьмой».
![](http://pics.autonews.ru/autonews_pics/onews/2013/03/13/083645.24162.jpg)
«Плюс открываются широчайшие возможности для подстав. Любого неугодного человека можно будет заставить дважды дунуть в алкотестер – и вот он уже уголовник. Подчеркну, что он при этом не будет пьяным – 0,1 промилле вполне достаточно. Этот закон будет использоваться в бизнес-разборках, да и в других нечистоплотных делах», - считает Шкуматов.
С ним согласен и председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин: «Прежде всего, вырастут взятки. Так всегда бывает, когда наказания ужесточаются, а полномочия сотрудников полиции расширяются. Что еще? Думаю, что нас ожидает несколько месяцев показной активности ГИБДД, которая обернется локальным снижение случаев пьяной езды – буквально на 2-3 месяца. А потом люди адаптируются к новым наказаниям и новым взяткам, и все вернется на круги своя».