Азиатские рынки акций снижаются
Продолжающая неопределенность политической и ...
Сегодня интересная дата – 11.11.11. Страшно?
Премаркет вчера не предвещал ...
 
Гай Фокс (13 апреля 1570 — 31 января 1606) — английский дворянин-католик, самый знаменитый участник Порохового заговора против английского и шотландского короля Якова I в 1605 году.
Хотя Гай Фокс не был главой заговора и инициатором покушения на короля, однако именно ему было поручено зажечь фитиль, ведущий к наполненному порохом помещению под палатой лордов в Лондоне. Там он и был арестован в ночь на 5 ноября 1605 года. Этим объясняется то, что именно его имя стало символом всего заговора.
Подвергнутый, по прямому указанию короля, пыткам, Фокс выдал своих сообщников, которые были также вскоре задержаны и преданы показательному суду (с предрешённым приговором), который состоялся 27 января.
Фокс и его сообщники были приговорены к «повешению, потрошению и четвертованию», однако во время казни, состоявшейся 31 января, Фоксу удалось спрыгнуть с эшафота с петлей на шее и сломать себе шею, таким образом избежав следующих этапов мучительной казни.
Имя Гая Фокса было увековечено в названиях различных празднеств, посвящённых чудесному избавлению короля («Ночь Гая Фокса» до сих пор отмечается во многих англоязычных странах 5 ноября), в песнях. Слово guy стало обозначать чучело Фокса, сжигаемое в годовщину заговора, затем чучело вообще, затем плохо одетого человека, и наконец (в разговорном американском английском) — любого молодого человека, парня.
Пороховой заговор лишь усугубил положение католиков в Англии. Лишь 200 лет спустя католики получили примерно равные права с протестантами. Некоторые эксперты утверждают, что волна интереса к преступлениям и заговорам послужила одним из источников для написания Уильямом Шекспиром пьесы «Макбет»
Вскоре после раскрытия Порохового заговора парламент принял специальный закон, предписывающий отмечать 5 ноября как «радостный день благодарения за спасение». Закон действовал до 1859 года.
Однако и после этого традиция празднования 5 ноября сохранилась. Теперь этот праздник известен как «Ночь Гая Фокса» (Guy Fawkes Night) или «Ночь фейерверков» (Bonfire Night). Во всех городах страны вечером 5 ноября слышна непрерывная пальба фейерверков, а воздух наполнен пороховым дымом. Иногда люди изготавливают и сжигают соломенное чучело в старых одеждах, символизирующее Гая Фокса. Празднования Дня Гая Фокса, хотя и в меньших масштабах, проходят и в других англоязычных странах.
Сюжет 400-летней давности актуален и по сей день, особенно в свете возрастания террористической угрозы и участившихся случаев проникновения в парламент посторонних людей. До сих пор здание парламента перед каждой церемонией торжественного открытия с тронной речью монарха обыскивают йомены (стражники), чтобы убедиться, что никакие современные Фоксы не спрятались в подвалах, хотя в данном случае это скорее костюмированный обычай, а не серьезная антитеррористическая мера.
Само помещение, где хранился порох для заговора, сгорело во время пожара 1834 года, однако в некоторых музеях сохранились щепотки якобы «того самого» пороха. Фонарь, которым пользовался Фокс в ночь на 5 ноября, сейчас хранится в музее Эшмолеан в Оксфорде.
В минувшую пятницу произошло крупное ДТП на юго-западе Великобритании, в графстве Сомерсет, в котором погибло по меньшей мере семь человек. На трассе М5 столкнулось 34 автомобиля, из них по крайней мере два грузовика. После ДТП большая часть машин загорелась, создав то, что полиция называет «огненным шаром». Некоторые автомобили удалось потушить только к утру. В результате аварии пострадал 51 человек.
Полиция назвала причиной плотный дым от фейерверков, которое проходило неподалеку в традиционную «Ночь фейерверков».
 
Достоевский однажды заметил, что вся русская литература вышла из «Шинели» Гоголя. Про Райкина можно сказать, что все нынешние эстрадные юмористы вышли из его знаменитых масок-образов.
Фразы из его монологов превратились в расхожие народные поговорки.
«Пьет один, а голова болит у всех», «товарищи отцы и грубо говоря, матери», «слушал я вас долго, терпеливо и внимательно и понял – ну и дураки же вы все», «главное, человека родить, родил и, на том спасибо», «пить, курить, говорить я начал одновременно», «Чего ты орешь, мышь белая?.. Ты здесь каждый день дурака валяешь, а мне завтра на работу идти. Ты видишь, человек без стакана?» и т.д.
Сам он как-то сказал, что «юмор, это когда все смеются, а сатира - это когда смеются все, кроме одного».
Я был на одном из последних его спектаклей, где он играл с сыном Костей. Было видно, что ему временами очень трудно, а ещё глядя на него, я понимал, что передо мной живая Легенда.
 
Из выступления по радио академика Петра Капицы 5 июля 1941 года: