Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Майор Гром (2017)2017-02-20 21:58:00Игорь Гром — опытный следователь из Санкт-Петербурга, известный своим пробивным характером и ... + развернуть текст сохранённая копия Игорь Гром — опытный следователь из Санкт-Петербурга, известный своим пробивным характером и непримиримой позицией по отношению к преступникам всех мастей. Неимоверная сила, аналитический склад ума и неподкупность — всё это делает майора Грома идеальным полицейским. Работая не покладая рук, он всегда доводит начатое до конца и никогда не пасует перед трудностями, стоящими на пути. Тэги: 2017, боевики,, кино,, новинки, отечественные,, приключения,, фантастика, «Зачистка» тыла. Великая Отечественная война.2017-02-20 15:13:02... в период Великой Отечественной войны. На ... В ходе Великой Отечественной войны гитлеровское руководство ... + развернуть текст сохранённая копия Великая Отечественная война шла второй год. В 1942 году количество заброшенных в советский тыл агентов разведывательно-диверсионных органов Германии увеличилось по сравнению с 1939 годом в 43 раза. Однако еще быстрее росло мастерство и находчивость советских чекистов в противоборстве с действиями врага. И на этот раз Советским правительством были предприняты эффективные меры, позволившие сорвать замыслы противника. В январе 1942 года Главное управление пограничных войск совместно с Генеральным штабом РККА разработали «Положение о войсках НКВД, охранявших тыл действующей Красной Армии» которое было утверждено НКО и НКВД СССР в апреле этого же года. Положение определяло общие принципы организации охраны тыла, конкретизировало задачи войск НКВД в период Великой Отечественной войны. На них с учетом обстановки возлагались следующие задачи: — выявление и задержание шпионской и диверсионной агентуры и групп противника, оставленных в тылу Красной Армии при отступлении, а также перебрасываемых через линию фронта для подрывной работы; — проведение совместно с военными советами фронтов и местными органами власти мероприятий по организации прифронтового режима; — охрана коммуникаций на отдельных участках в полосе тыла фронтов в некоторых случаях по решению воен¬ных советов фронтов; — сбор трофейного оружия, ликвидация складов с боеприпасами и оружием, материально-технических баз, оставленных противником в тылу Красной Армии для враждебной деятельности; — охрана армейских приемных пунктов военнопленных и ряд других задач. В составе Главного управления внутренних войск НКВД СССР было организовано Управление войск по охране тыла фронтов действующей армии во главе со старшим майором госбезопасности А. М. Леонтьевым. В мае 1943 года это Управление было реорганизовано в самостоятельное Главное Управление войск НКВД СССР по охране тыла фронтов действующей Красной Армии, которое просуществовало до конца войны. В помощь войскам по охране тыла и истребительным батальонам по инициативе ЦК ВЛКСМ в апреле 1942 года во всех городах, районных центрах, на железнодорожных узлах прифронтовых областей началось создание комсомольско-молодежных отрядов. В каждом отряде назначался командир и политрук, которые утверждались на бюро райкома (горкома) ВЛКСМ. Специально выделенные инструктора проводили занятия по военной подготовке. Отряды стали выполнять задачи патрулирования в населенных пунктах, осуществлять охрану мостов, телеграфно-телефонных линий, отдельных объектов, которые не требовали охраны войсковыми силами. К концу июля 1942 года на неоккупированной территории Украинской ССР действовало 565 комсомольско-молодежных бригад и отрядов. Гитлеровцы терпели поражение не только на всех участках советско-германского фронта, но и в «тайной войне». Накапливая опыт, органы НКВД, армейские чекисты, войска по охране тыла фронтов с помощью добровольных народных формирований и активной поддержки населения наносили все более ощутимые удары по диверсионно-разведывательным органам врага. Любые попытки гитлеровцев усилить «тайную войну», добиться сколько-нибудь значительного успеха не только в прифронтовой полосе, но и во внутренних районах страны успеха не имели. Провал за провалом в деятельности абвера и других разедывательно-диверсионных органов третьего рейха по претворению в жизнь широкомасштабной программы подрывной деятельности в советском тылу вызывали острое недовольство фашистской верхушки. Это недовольство особенно усилилось, когда Гитлер уже в первом периоде войны открыто заявил: «Абвер не справился со многими из своих задач». Не оправдывал возложенных на него надежд и гиммлеровский «Цеппелин». В 1943 году, подводя итоги его деятельности на советско-германском фронте, Гиммлер вынужден был признать, что «основную задачу — провести в большом масштабе диверсионную и подрывную работу — «Цеппелин» выполнил, безусловно, плохо». Десятки обезвреженных диверсионно-разведывательных групп, шпионов и диверсантов в этот период на счету частей войск, истребительных батальонов, охранявших тыл Юго-Западного и Южного фронтов. Умело действовала при разгроме одной из диверсионно-разведывательных групп противника 2-я застава 17-го погранполка, охранявшего тыл Южного фронта. Получив данные о том, что в районе Нижней Герасимовки появились диверсанты, начальник заставы старший лейтенант Евдокимов во главе отряда пограничников направился на их розыск. Утром 6 апреля 1942 года на хуторе Дериглазовка бойцы обнаружили группу красноармейцев, вооруженных автоматами ППШ. Укрывшись с пограничниками, начальник заставы поручил младшему сержанту Дунскому и красноармейцу Федорченко проверить у них документы. Возвратившись, те доложили, что документы вызывают подозрение и похоже, что это диверсанты, одетые в красноармейскую форму. Евдокимов принял решение: построить свой отряд в колонну по два и вести строем, как будто подразделение возвращается с задания, а поравнявшись с противником, окружить и выяснить все до конца. План полностью удался. Приблизившись к «красноармейцам», начальник заставы потребовал предъявить документы, когда диверсанты пытались оказать сопротивление, все тринадцать человек были обезоружены и доставлены в штаб полка. …К контрольно-пропускному пункту подошли двое мужчин. Выглядели очень усталыми. Обратившись к старшему наряда красноармейцу Караваеву, один из них подал документы. Его товарищ остановился рядом. Документы подозрений не вызывали, и Караваев возвратил их владельцу. Решив подождать попутную машину, путники присели у обочины. Караваеву показалось странным, что второй мужчина все время молчит. Он спросил: — Почему ваш товарищ не разговариваете — Да… он после контузии, глухонемой,— ответил напарник. Глухонемые обычно жестикулируют руками, объясняются мимикой, а этот ведет себя совсем не так. «Не иначе как боится выдать себя в разговоре»,— подумал Караваев и решил проверить догадку. В небе послышался гул самолета. — Смотрите! Самолет новой марки,— негромко сказал он, и «глухонемой» первым поднял голову. Караваев окончательно убедившись, что второй путник лишь притворяется «глухонемым», подозвал бойцов и арестовал обоих. Была произведена вторая, более тщательная проверка. Выяснилось: пройдя подготовку в одной из фашистских школ, диверсанты пробрались через линию фронта и готовились к выполнению задания вражеского разведцентра. …Победа под Сталинградом ознаменовала начало коренного перелома в войне в пользу антигитлеровской коалиции. Красная Армия, разбив отборные войска нацистской Германии и ее сателлитов, приступила к их массовому изгнанию с советской земли. В процессе освобождения территории СССР от противника и ликвидации последствий вражеской оккупации перед войсками НКВД возник целый ряд новых задач, решение которых было таким же важным для укрепления тыла, как и организация борьбы с подрывной деятельностью врага в прифронтовой полосе. Одной из таких задач стала организация и несение гарнизонной службы в освобожденных районах с целью уничтожения и обезвреживания мелких групп противника, оказавшихся в ходе наступления в тылу Красной Армии, диверсантов, сигнальщиков, предателей Родины и пособников фашистского «нового порядка», а также сбора военного имущества, вооружения, боеприпасов, охраны железнодорожных и промышленных объектов и т. д. В донесении Наркомата внутренних дел Украины з НКВД СССР о деятельности войск НКВД Украинскою округа в 1943 году отмечалось: «…Следуя с частями Красной Армии, войска Украинского округа с августа 1943 года, вступая в освобожденные города и населенные пункты, активно включались в оперативно-служебную деятельность по наведению в них революционного порядка, организовывали гарнизонную службу, брали под охрану государственное имущество, очищали эти города от вражеских элементов, а в ряде случаев принимали непосредственное участие в боях совместно с частями Красной Армии. Таи, например: …Группа разведчиков 203 осб 16-й бригады в составе 28 человек под командованием младшего лейтенанта Кудрякова, действуя непосредственно в боевых порядках 315 сд Красной Армии, 2.9.43 первой ворвалась в Ворошиловск, где в результате боя захватила мост, школу, хлебзавод, которые были подготовлены противником к уничтожению, две автомашины с толом.., а также уничтожили большое количество фашистских солдат и офицеров… Выполняя гарнизонную службу в освобожденных городах и населенных пунктах Украины, войска округа служебными нарядами, КПП, патрулями, войсковыми группами только за вторую половину 1943 года охватили 103 города и прилегающие к ним районы…» 14 октября 1943 года к КПП 25-й бригады вблизи села Викторовка Запорожской области подошел неизвестный и, хотя документы, на первый взгляд, были в порядке, подозрительной показалась его повышенная нервозность. Наряд решил задержать «сержанта» и доставить в штаб батальона. После тщательной проверки документов выяснилось, что они поддельные, а задержанный переброшен через линию фронта. Второго агента патруль обнаружил в Запорожье. Переодетый в красноармейскую форму, вооруженный автоматом, он пробирался в центр города. На допросе вражеский лазутчик рассказал, что он имел задание проникнуть в район Днепрогэса для проведения там диверсии. В декабре 1943 года жители села Александровка, расположенного южнее Павлограда, в близлежащем лесу обнаружили группу вражеских солдат из 12 человек. Фашисты, потеряв надежду пробраться черев линию фронта и пытаясь добыть продовольствие, стали нападать на обозы, грабить крестьян. На уничтожение вражеской группы было направлено подразделение 203-го отдельного стрелкового батальона 16-й бригады. Окружив незаметно гитлеровцев, чекисты предложили им сдаться. Завязалась перестрелка, в результате которой враг был обезврежен. …После сокрушительного разгрома фашистских войск на Курской дуге и на Днепре перед Красной Армией стояла задача полного освобождения территории СССР и оказания помощи народам Европы в свержении ненавистного ярма германского нацизма. В этот период тайная война приобретала все более ожесточенный характер. Абвер, разведслужбы и другие подрывные органы фашистской Германии готовились к подпольной антисоветской борьбе на освобожденной территории СССР. Уже в августе 1943 года «штаб Валли» направил подведомственным разведорганам секретное указание о создании в районах, которые могут быть оставлены гитлеровскими войсками, шпионско-диверсионных резидентур, обеспечения их средствами радиосвязи и всем необходимым для проведения в широких масштабах подрывной деятельности в советском тылу. Основным костяком стали вражеские агенты, украинские националисты, каратели, полицаи, старосты и другие приспешники оккупантов. Одновременно уже на освобожденную территорию не прекращался заброс через линию фронта парашютных десантов и диверсантов. Внутренние войска совместно с территориальными органами НКВД выставляли в освобожденных городах и населенных пунктах свои гарнизоны, проводили большую работу по обезвреживанию агентуры противника, скрывающихся от справедливого возмездия фашистских пособников, обеспечивали охрану партийных и государственных учреждений, важных промышленных и военных объектов, выполняли другие задачи. Служебными нарядами, патрулями, КПП, поисковыми группами войск и истребительных батальонов была охвачена вся освобожденная территория Украины, что не давало возможности противнику развернуть активную подрывную деятельность в тылу наступающих частей Красной Армии. В этих условиях гитлеровские диверсионно-разведывательные органы терпели поражение за поражением. 6 сентября 1943 года в окрестностях одного из населенных пунктов Ворошиловградской области силами подразделения внутренних войск, истребительного батальона и милиции была проведена операция по ликвидации вражеской агентуры. В результате поиска задержаны 6 фашистских солдат, 4 агента, 17 полицейских, 25 бандитов. В Харькове в ходе чекистско-войсковой операции удалось обезвредить 53 вражеских пособника. Решительную борьбу против агентов, оставшихся в тылу советских войск, провел Серговский районный отдел НКВД, Воины-чекисты с помощью бойцов истребительного батальона, местного населения за пять дней сентября 1943 года задержали и уничтожили 33 вражеских пособника. 27 января 1944 года служебный наряд 106-го отдельного стрелкового батальона нес службу на одной из улиц Киева. Старший наряда красноармеец Омельченко обратил внимание на проходившего рядом одетого в лохмотья инвалида. Подозрение вызвал выхоленный вид «калеки», который peзко контрастировал с его одеждой. Оно еще больше усилилось, когда, остановив «инвалида» и потребовав предъявить документы, наряд заметил под лохмотьями чистую сорочку, документы были в порядке. Однако, рассказывая бойцам о том, как его фашисты сделали калекой и что он не имеет соего дома, задержанный заметно нервничал. На вопрос, откуда он прибыл в Киев, ответил, что идет с вокзала, приехал со станции Попельня. Но не смог толком ответить, чем он там занимался. «Инвалида» доставили в районный отдел НКВД, где под давлением обнаруженных улик он вынужден был признаться, что является резидентом фашистской разведки. В феврале 1944 года наряд 187-го отдельного стрелкового батальона, патрулируя в Житомире по улице Киевской, встретил гражданина, который вел себя подозрительно. Обна¬ружив, что за ним наблюдают, попытался скрыться. Но его успели задержать. Среди предъявленных документов подозрение вызвало свидетельство о рождении, выписанное на новом бланке. Это послужило сигналом к более тщательной проверке задержанного, и вскоре выяснилось, что гитлеровский диверсант, пройдя подготовку в специальной школе, был заброшен с самолета. Фашисты не покидали надежды ослабить наступающие части советских войск путем усиления диверсионной деятельности на коммуникациях. Так, только с мая 1942 по 1 октября 1944 года противник предпринял 87 попыток прорваться своими диверсионно-разведывательными группами в советский тыл и нанести массированный удар по железным дорогам. Однако эти попытки были тщетны. Все диверсионные группы были своевременно обнаружены и обезврежены. Одну из таких групп 6 августа 1944 года чекисты уничтожили на участке Одесской железной дороги. Ранним утром вблизи станции Рудница гитлеровцы высадили десант численностью в 28 человек. Одетые в красноармейскую форму диверсанты намеревались заминировать железнодорожное полотно в нескольких местах, а в дальнейшем действовать под видом подразделения Красной Армии, но были обнаружены сразу же после приземления. Восемь парашютистов удалось обезвредить на месте высадки, остальных по исте¬чении небольшого промежутка времени. Летом этого же года на территорию западных областей Украины в тыл советских войск противник выбросил диверсионно-террористическую группу. Часть ее состава сразу же после приземления пришла с повинной и помогла органам НКВД обезвредить оставшихся. Диверсанты были одеты в форму бойцов и командиров Красной Армии, имели на вооружении автоматы ППШ, гранаты, радиостанцию. По замыслу абвера группа должна была действовать применительно к обстановке: уничтожать небольшие подразделении советских войск, поджигать военные склады, взрывать мосты на железных и шоссейных дорогах, распространять провокационные слухи, антисоветские листовки, а также заниматься мародерством с целью настраивать местное население против Советской власти. Высокая бдительность, мужество и отвага воинов-чекистов обеспечивали успех в противоборстве с вражеской шпионско-разведывательной деятельностью в советском тылу. В январе 1945 года в обзоре Главного управления внутренних войск НКВД СССР отмечалось: «…внутренние войска активно вели борьбу с немецкой агентурой, вражескими парашютистами, изменниками Родины, с различного рода дезорганизаторами тыла, тем самым обеспечивали поддержание революционного порядка среди населения как в районах, освобожденных от войск противника, так и в крупных городах…» По мере освобождения территории Украины партийные и советские органы и органы НКВД вновь прибегли к такой проверенной и высокоэффективной форме обеспечения безопасности тыла, как истребительные батальоны. Их формирование началось с первых дней изгнания немецко-фашистских захватчиков. Организационная структура истребительных батальонов, принципы комплектования личным составом, вооружение по сравнению с 1941 годом не претерпели существенных изменений. Однако начиная с 1943 года истребительные батальоны, как вспомогательная вооружен¬ная сила в борьбе против происков врага в советском тылу, были полностью подчинены Наркомату внутренних дел. Ко¬личество истребительных батальонов с освобождением тер¬ритории Украины постепенно росло. К 15 февраля 1945 года во всех областях республики было создано и действовало 776 истребительных батальонов и около 18 тысяч групп содействия им. Со второй половины 1943 года на территории Харьковской области стали действовать 54 истребительных батальона, а также 716 групп содействия им. Бойцы-истребители совместно с членами групп содействия в течение года провели в области 86 облав, 171 прочесывание лесов и населенных пунктов, более 210 других операций, в результате которых было обезврежено 27 диверсантов и лазутчиков; задержано 6,5 тысячи попавших в окружение фашистских солдат, офицеров, взято под охрану 119 различных объектов. В ночь на 30 июля 1943 года над лесным массивом в Великобурлукском районе появился вражеский самолет. Сделав разворот, он пошел на снижение и вскоре приземлились парашютисты. Через некоторое время в условленном месте собрались пять из них и стали ждать шестого, но он так и не появился. Утром, придя в районный отдел внутренних дел, этот парашютист рассказал, что перед группой диверсантов, в которую входил и он, поставлена задача: группами по два человека выйти в район железнодорожной линии Валуйки — Купянск — Белгород и взорвать полотно и мосты, а также провести диверсии на станциях Острогорск, Глуховка, Уненка, Волоконовка, Двуречная и ряде других. Операцию по ликвидации вражеских парашютистов решили провести сразу же. Истребительный батальон и сотрудники районного отдела НКВД под командованием старшего лейтенанта Сидорова окружили лес и стали вести поиск. Вскоре диверсанты были обнаружены. На предложение сдаться открыли огонь, но, видя безвыходность положения, вынуждены были поднять руки. Активно действовали истребительные батальоны и группы содействия Винницкой области. Эти народные формирования в ходе проведения операций задержали 145 гитлеровских агентов. Героизм в одной из операций проявил член группы содействия Ободовскому батальону колхозник Д. Л. Михальченко. Оказавшись один на один с двумя вражескими диверсантами, он не растерялся — одного в перестрелке убил, а другого захватил в плен. Всего бойцы истребительных батальонов Украины только за восемь месяцев 1944 года обезвредили 99 тысяч вражеских солдат и офицеров, шпионов и диверсантов, подобрали на месте боев 60,5 тысячи винтовок и автоматов, 2700 пулеметов и минометов, а также большое количество боеприпасов. К концу 1944 года территория нашей Родины была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Близился конец самой кровавой из войн в истории человечества. Серьезные поражения в «тайной войне», которые терпел абвер в противоборстве с советскими органами безопасности, вызывали у руководства третьего рейха недовольство. Дело в отдельных случаях зашло так далеко, что Гитлер стал с подозрением и недоверием относиться к представляемым абвером разведывательным данным и материалам. 12 февраля 1944 года в связи с провалом широкомасштабного плана ведения «тайной войны» против СССР Гитлер подписал директиву о централизации всех диверсионно-разведывательных служб рейха в главном имперском управлении безопасности, входившего в подчинение Гиммлера. Начальником РСХА в январе 1943 года после уничтоженного чехословацкими патриотами Гейдриха стал Кальтенбруннер, именовавшийся официально начальником полиции безопасности и СД. Это была последняя попытка фашистской Германии активизировать диверсионно-подрывную деятельность в советском тылу, которая как и все предыдущие, потерпела крах. После передачи служб абвера в состав РСХА абвер-команды и абвергруппы на советско-германском фронте получили наименование фронтовых разведывательных команд и групп. Изменилось название, но не изменилась суть их прежних функций и задач. Одновременно активизировали свою диверсионно-подрывную деятельность гиммлеровский «Цеппелин» и возглавляемый Геленом разведотдел немецкого генштаба сухопутных войск «иностранные армии Востока». Но это уже была агония. Советская Армия приближалась к логову фашистского зверя. В ходе Великой Отечественной войны гитлеровское руководство одновременно с мощными ударами своих регулярных частей пыталось подорвать советский тыл, но и здесь оно просчиталось. Это вынуждены были признать и сами захватчики. Один из руководителей фашистской разведки впоследствии писал: «Надо заметить, что мы не выполнили поставленной перед нами задачи. Это зависело не от плохой работы немецкой агентуры, а от высоко поставленной работы русских, от хорошей бдительности не только военнослужащих, но и гражданского населения». Войска НКВД по охране тыла действующей Красной Армии, военные чекисты, территориальные органы НКВД — КГБ совместно с истребительными батальонами, группами и бригадами содействия, другими добровольными народными формированиями, при активной поддержке всех советских людей с честью выполнили поставленные перед ними задачи(1). Отмечая тесную связь органов и войск по охране тыла со всеми трудящимися, газета «Правда» писала: «Не найдя никакой опоры внутри СССР, столкнувшись с единым, сплоченным советским народом и высоким мастерством советских Разведчиков, фашистская агентура оказалась бессильной осуществить планы своих хозяев». ___________ 1. За годы войны была пресечена деятельность нескольких тысяч агентов немецко-фашистской разведки, в том числе 1850 агентов-парашютистов в тыловых районах страны. Было захвачено 631 фашистская радиостанция, более 80 из которых использовались для радиоигр и передачи противнику дезинформации. Только в результате этой работы удалось обезвредить 400 шпионов и сотрудников германской разведки. По сборнику «Чекисты стояли насмерть». Политическая литература. Киев 1989г. http://fablewar.ru/2012/01/zachistka/ Тэги: #великая, армии, батальон, войска, диверсии, истребительный, красной, нквд, отечественная, тылу СОВЕТСКИЕ СНАЙПЕРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ2017-02-20 09:12:09... снайпер Великой Отечественной войны Василий Зайцев ... месяцы Великой Отечественной всему миру ... + развернуть текст сохранённая копия Советские снайпера активно работали на всех фронтах Великой Отечественной войны и порой играли огромное значение в исходе сражения. Опасен и тяжел был снайперский труд. Ребятам нужно было лежать часами а то и сутками в постоянном напряжении и полной боевой готовности в самой разной местности. И не важно что это было поле, болото или снег. этот пост будет посвящен советским воинам - снайперам и их тяжелой ноше. Слава героям! Бывшая курсантка Центральной женской школы снайперской подготовки А. Шилина рассказывала: «Я уже была опытным бойцом, имевшим на счету 25 фашистов, когда завелась у немцев «кукушка». Что ни день, двух-трех наших солдат нет. Да стреляет-то как метко: с первого патрона — в лоб или в висок. Вызвали одну пару снайперов — не помогло. Ни на какую приманку не идет. Приказывают нам: как хотите, но должны уничтожить. Мы с Тосей, лучшей моей подругой, окопались — место, помню, болотистое, кругом кочки, мелкий кустарник. Стали вести наблюдение. День пролежали впустую, другой. На третий Тося говорит: «Давай будем брать. Останемся ли живы, нет — все равно. Бойцы-то падают…» Она была пониже меня ростом. А траншеи неглубокие. Берет винтовку, крепит штык, на него надевает каску и начинает ползти, бежать, снова ползти. Ну а мне высматривать. Напряжение огромное. И за нее-то переживаю, и снайпера нельзя упустить. Вижу, кусты в одном месте словно чуть-чуть раздвинулись. Он! Сразу взяла его на прицел. Он выстрелил, я тут же. Слышу, с передовой кричат: девчата, ура вам! Подползаю к Тосе, смотрю — кровь. Пуля пробила каску и рикошетом оцарапала ей шею. Тут подоспел взводный. Подняли ее – и в санчасть. Обошлось… А ночью наши разведчики вытащили этого снайпера. Матерый был, около ста наших солдат погубил…» В боевой практике советских снайперов примеры есть, конечно, покруче. Но начал с факта, о котором поведала фронтовичка Шилина, не случайно. В предыдущее десятилетие с подачи белорусской писательницы Светланы Алексиевич некоторые публицисты и исследователи в России пытаются утверждать в обществе мнение, что снайпер — чересчур антигуманная фронтовая специальность, не делая различий между теми, кто поставил цель истребить половину населения планеты, и теми, кто противостоял этой цели. Но кто может осудить Александру Шилину за факт, приведенный в начале очерка? Да, советские снайперы лицом к лицу сходились с солдатами и офицерами вермахта на фронте, посылая в них пули. А как еще? К слову, немецкие асы огня открыли свой счет значительно раньше советских. К июню 1941-го многие из них уничтожили по нескольку сотен солдат и офицеров противника — поляков, французов, англичан. …Весной 1942-го, когда шли ожесточенные бои за Севастополь, снайпер 54-го стрелкового полка 25-й дивизии Приморской армии Людмила Павличенко была приглашена в соседнюю часть, где принес много бед гитлеровский стрелок. Она вступила в поединок с немецким асом и выиграла его. Когда посмотрели снайперскую книжку, то оказалось, что он уничтожил 400 французов и англичан, а также около 100 советских воинов. Крайне гуманным был выстрел Людмилы. Скольких уберегла она от пуль гитлеровца! Владимир Пчелинцев, Федор Охлопков,Василий Зайцев, Максим Пассар… В годы Великой Отечественной эти и другие имена снайперов были широко известны в войсках. Но кто же завоевал право называться асом-снайпером номер один? В Центральном музее Вооруженных Сил России среди многих других экспонатов хранится снайперская винтовка системы Мосина образца 1891/30 гг. (номер КЕ-1729) «Имени Героев Советского Союза Андрухаева и Ильина». Инициатор снайперского движения 136-й стрелковой дивизии Южного фронта политрук Хусен Андрухаев героически погиб в тяжелых боях за Ростов. В память о нем учреждается снайперская винтовка его имени. В дни легендарной обороны Сталинграда из нее разит врага лучший снайпер части гвардии старшина Николай Ильин. За короткий срок он со 115 уничтоженных гитлеровцев увеличивает счет до 494 и становится лучшим советским снайпером в годы Великой Отечественной войны. В августе 1943-го под Белгородом в рукопашной схватке с врагом Ильин погиб. Винтовку, теперь уже имени двух героев (Николаю Ильину было присвоено звание Героя Советского Союза 8 февраля 1943-го), по традиции вручили лучшему снайперу части сержанту Афанасию Гордиенко. Он довел свой счет из нее до 417 уничтоженных гитлеровцев. Это почетное оружие вышло из строя только тогда, когда в него попал осколок снаряда. В общей сложности из этой винтовки поражено около 1000 солдат и офицеров противника. Николай Ильин сделал из нее 379 точных выстрелов. Что было характерно для этого двадцатилетнего снайпера из Луганской области? Он умел перехитрить противника. Однажды Николай выслеживал вражеского стрелка целый день. По всему чувствовалось: в сотне метров от него лежал опытный профессионал. Как снять немецкую «кукушку»? Из ватника и каски он сделал чучело и стал медленно поднимать его. Не успела каска подняться и наполовину, как почти одновременно раздались два выстрела: гитлеровец прошил пулей чучело, а Ильин — врага. Когда стало известно, что на фронт под Сталинград прибыли выпускники Берлинской снайперской школы, Николай Ильин говорил сослуживцам, что немцы — педанты, классические приемы наверняка изучили. Нужно предъявить им российскую смекалку и позаботиться о крещении берлинских новичков. Каждое утро под артиллерийским обстрелом, под бомбежками он подкрадывался к гитлеровцам на верный выстрел и без промаха уничтожал их. Под Сталинградом счет Ильина возрос до 400 уничтоженных солдат и офицеров противника. Затем была Курская дуга, и там он вновь блеснул изобретательностью и смекалкой. Асом номер два можно считать смолянина, помощника начальника штаба 1122-го стрелкового полка 334-й дивизии (1-й Прибалтийский фронт) капитана Ивана Сидоренко, уничтожившего около 500 солдат и офицеров противника и подготовившего для фронта около 250 снайперов. В минуты затишья он охотился на гитлеровцев, беря с собой на «охоту» учеников. Третьим в списке самых результативных советских снайперских асов идет снайпер 59-го гвардейского стрелкового полка 21-й дивизии (2-й Прибалтийский фронт) гвардии старший сержант Михаил Буденков, сразивший 437 гитлеровских солдат и офицеров. Вот что рассказывал он об одном из боев в Латвии: «На пути наступления оказался какой-то хутор. Там засели немецкие пулеметчики. Необходимо было уничтожить их. Короткими перебежками мне удалось достичь вершины высоты и перебить фашистов. Не успел я отдышаться, вижу — передо мной на хутор бежит немец, с пулеметом. Выстрел — и гитлеровец упал. Через некоторое время следом бежит второй с пулеметной коробкой. Его постигла та же участь. Прошло еще несколько минут, из хутора побежало сотни полторы фашистов. На этот раз они бежали по другой, более дальней от меня дороге. Я несколько раз выстрелил, но понял, что многие из них все равно скроются. Быстро подбежал к убитым пулеметчикам, пулемет был исправен, и я открыл огонь по фашистам из их же оружия. Потом мы насчитали около сотни убитых гитлеровцев». Удивительной отвагой, выдержкой и изобретательностью отличались и другие советские снайперы. Например, нанаец сержант Максим Пассар (117-й стрелковый полк 23-й стрелковой дивизии, Сталинградский фронт), на счету которого 237 уничтоженных гитлеровских солдат и офицеров. Выслеживая вражеского снайпера, он притворился убитым и весь день пролежал на нейтральной полосе в открытом поле, среди погибших. С этой позиции он и послал пулю в фашистского стрелка, находившегося под насыпью, в трубе для стока воды. Только вечером Пассар смог отползти к своим.10 первых советских снайперских асов уничтожили свыше 4200 солдат и офицеров противника, 20 первых — более 7500. Василий Зайцев, Легендарный снайпер Великой Отечественной войны Василий Зайцев во время Сталинградской битвы, за полтора месяца, уничтожил более двухсот германских солдат и офицеров, включая 11 снайперов. Американцы писали: «Русские снайперы показали огромное мастерство на немецком фронте. Они побудили немцев на производство в большом масштабе оптических прицелов и обучение снайперов».Безусловно, нельзя не сказать о том, каким образом фиксировались результаты советских снайперов. Здесь уместно обратиться к материалам совещания, состоявшегося летом 1943 года у заместителя председателя Совета Народных Комиссаров К.Е. Ворошилова.По воспоминаниям аса-снайпера Владимира Пчелинцева, присутствовавшие на совещании предложили ввести единый, строгий порядок учета результатов боевой работы, единую для всех «Личную книжку снайпера», а в стрелковом полку и роте – «Журналы учета боевой деятельности снайперов». Основанием для учета количества уничтоженных фашистских солдат и офицеров должен служить доклад самого снайпера, подтвержденный очевидцами (ротными и взводными наблюдателями, артиллерийскими и минометными корректировщиками, разведчиками, офицерами всех степеней, командирами подразделений и т.д.). При подсчете уничтоженных гитлеровцев каждого офицера приравнивать к трем солдатам.На практике в основном учет так и велся. Не соблюдался, пожалуй, последний пункт. Отдельно следует сказать о снайперах-женщинах. В русской армии они появились в годы Первой Мировой войны, чаще всего это были вдовы русских офицеров, погибших на войне. Они стремились отомстить врагу за своих мужей. А уже в первые месяцы Великой Отечественной всему миру стали известны имена девушек-снайперов Людмилы Павличенко, Натальи Ковшовой, Марии Поливановой. Людмила в боях за Одессу и Севастополь уничтожила 309 гитлеровских солдат и офицеров (это наивысший результат среди снайперов-женщин). Наталья и Мария, на счету которых свыше 300 гитлеровцев, прославили свои имена беспримерным мужеством 14 августа 1942 года. В тот день неподалеку от деревни Сутоки (Новгородская область) Наташа Ковшова и Маша Поливанова, отбивая натиск гитлеровцев, были окружены. Последней гранатой они подорвали себя и окруживших их немецких пехотинцев. Одной из них тогда было 22 года, другой 20 лет. Как и Людмила Павличенко, они удостоены звания Героя Советского Союза. Следуя их примеру, многие девушки решили овладеть снайперским мастерством, чтобы участвовать в боях с оружием в руках. Они обучались сверхметкой стрельбе непосредственно в воинских частях и соединениях. В мае 1943-го создается Центральная женская школа снайперской подготовки. Из стен ее вышли свыше 1300 девушек-снайперов. За время боев воспитанницы истребили более 11 800 фашистских солдат и офицеров. …На фронте советские бойцы называли их «рядовыми без промаха», как, например, Николая Ильина в начале его «снайперской карьеры». Или — «сержантами без промаха», как Федора Охлопкова…Вот строки из писем солдат вермахта, что они писали своим родным:«Русский снайпер — это что-то ужасное. От него не скроешься нигде! В траншеях нельзя поднять голову. Малейшая неосторожность — и сразу получишь пулю между глаз…» «Снайперы часто часами лежат на одном месте в засаде и берут на мушку всякого, кто покажется. Только в темноте можно чувствовать себя в безопасности». «В наших окопах висят транспаранты: «Осторожно! Стреляет русский снайпер!» http://www.liveinternet.ru/users/1223849/post302411475/ Тэги: #великая, отечественная ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ: ИСКУССТВО И ВОЙНА2017-02-19 12:32:23... первый день Великой Отечественной войны — они ... за годы Великой Отечественной войны было организовано ... + развернуть текст сохранённая копия 21 июня 1941 года труппа Малого театра под руководством Николая Александровича Анненкова играла шефский концерт в Волынской области на северо-западе Украины — недалеко от Ковеля, где располагался один из гарнизонов Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). У труппы было запланировано несколько выступлений, и когда на следующий день — в первый день Великой Отечественной войны — они фактически оказались в зоне боевых действий, было принято решение не отменять гастроли. По сути, именно актеры Малого театра стали первой фронтовой бригадой — выездным театрально-концертным коллективом, выступавшим в годы войны со спектаклями и сборными концертными программами в прифронтовых районах и военизированных учреждениях тыла. Текст: Сергей КУМЫШ Первые бригады Из «Обращения ко всем творческим работникам» Пленума ЦК профсоюза работников искусств, обнародованного 23 июня 1941 года: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом». Одной из первых вновь образованных фронтовых бригад стала группа московских актеров под руководством В. А. Филиппова. Также на призыв незамедлительно откликнулись и сформировали бригады артисты Центрального театра Красной армии (всего их силами впоследствии было создано 19 бригад), театра Киевского военного округа и Смоленского драматического театра, на время войны переименованного в Театр Западного фронта. Уже через месяц поле обращения Пленума ЦК фронтовые бригады начали активную работу, их численность постоянно росла, и вскоре они стали естественной и неотъемлемой частью фронтового быта. Концерты давали в лесах и полях, на военных кораблях и аэродромах, в городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакуационных пунктах. Наравне с фронтовиками и тружениками тыла актеры, циркачи и музыканты приближали победу, поддерживая моральный дух и стойкость солдат и командиров, медсестер и врачей — всех тех, от кого исход войны зависел напрямую. Московские артисты выступают перед фронтовиками. Ноябрь, 1943. Фото: Сергей Косырев / РИА Новости Выступление артиста цирка Бориса Вяткина. Кенигсберг, Германия. Апрель, 1945. Фото: Владимир Вдовин / РИА Новости Поначалу коллективы бригад (их численность варьировалась в среднем от 12 до 25 человек) обходились без реквизита и специального оборудования; выступления представляли собой по большей части сборные концертные программы, состоящие из эстрадных, цирковых, а также агитационно-пропагандистских номеров, поэтических чтений, коротких драматических сценок и этюдов. Впоследствии основной передвижной площадкой для выступлений стал грузовик с откидным кузовом, который на полтора часа — не дольше, ровно столько, как правило, длилось выступление — становился сценой. Пространство вокруг машины было зрительской зоной, часто фронтовики рассаживались полукругом прямо на земле. После концерта или спектакля борта кузова закрывались, весь нехитрый скарб — костюмы, грим, элементы декораций, которые со временем все же появились, — паковался внутрь, и машина была готова отправляться к следующему пункту. Работу театральных служб — монтаж площадки, полную, планомерную подготовку к выступлению — от начала до конца выполняли сами актеры: дополнительный штат людей они себе позволить попросту не могли. Всего за годы Великой Отечественной войны было организовано около четырех тысяч фронтовых бригад (из них более 700 в Москве и более 500 в Ленинграде). В общей сумме было сыграно 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов. В работе бригад приняли участие 42 000 актеров, некоторые из них выступали на различных фронтах по нескольку сот раз. В условиях военного времени Часто концерты и спектакли игрались в непосредственной близи от линии фронта во время боевых действий. Например, созданный на Ленинградском фронте Николаем Черкасовым Театр народного ополчения давал первые концерты на Ропшинских аэродромах — часть потенциальных зрителей постоянно находилась в воздухе. Для членов экипажей, вернувшихся с заданий, одна и та же программа раз за разом повторялась в течение целого дня. Концерт артистов и солдат на передовой. Фото: Марк Марков-Гринберг / Vostock-photo / fotosoyuz Случалось, что во время выступлений артисты попадали под обстрелы, вместе с солдатами принимали огонь на себя. Народная артистка СССР Нина Сазонова, входившая в состав 10-й концертно-фронтовой бригады от Центрального театра Красной армии, вспоминала, как во время одного из концертов, прямо посреди песенного номера, который они исполняли с ее подругой и партнершей Тосей Романовой, раздался громкий крик: «Все на землю!» Приближались немецкие бомбардировщики. На Сазоновой и Романовой были яркие сарафаны, хорошо заметные с воздуха. В тот раз солдаты закрыли их своими телами, спасли жизнь. Впоследствии почти все члены Десятой концертной бригады погибли, попав в окружение под Харьковом. Одной из немногих удалось выжить Сазоновой — артистка несколько дней провела в полном одиночестве, скрываясь от фашистских захватчиков, пока наконец случайно не набрела на лагерь советских солдат. Порой, приехав на место выступления, члены труппы уже не заставали бойцов, сместившихся дальше по линии фронта, и уезжали с последними санитарными эшелонами. Помогали младшим медработникам и сиделкам, брали на себя их обязанности, когда не хватало рук. Хоронили умерших. И конечно же, играли и пели, по мере сил скрашивая часы и дни тех, кто страдал от ран или просто нуждался в поддержке. Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии второй степени Петр Александрович Констатинов вспоминает такую поездку на одном из санитарных поездов: «Состав шел медленно. Пройдет километров пять-шесть — остановится. Открывают двери на правую сторону, левую держат на запоре. Баянист бригады становится на подножку правой стороны и начинает играть. Из окон, из дверей высовываются раненые, а в это время с другой стороны санитары выносят в простынях умерших в пути, тут же, у полотна, хоронят и ставят дощечку на холмике. Поезд трогается, потом снова остановка». Фронтовые театры Помимо концертных бригад по всему фронту широко функционировали передвижные театры. Основное отличие заключалось в том, что репертуар театров состоял преимущественно из одноактных пьес. Поначалу это были сокращенные версии классической драматургии и наследия советских авторов; позже стали появляться произведения, написанные специально для показа на фронтах. Всего таких пьес за годы войны было создано более семисот. Технически фронтовые театры были оснащены лучше бригад, что, впрочем, нередко усложняло условия работы и замедляло передвижение. Из воспоминаний знаменитого советского сценографа, народного художника РСФСР Александра Павловича Васильева:«Вертикальные [дюралюминиевые] стойки стали делать высотой не более 2м 60см, чтобы человек, встав на табурет, мог достать до верха. Эти стойки и поперечные рейки разной величины крепили в П-образную систему и затягивали тем или иным полотном. С фоном решилось все как будто бы хорошо. Но ведь не будешь же возить мебель, объемные части декораций. Каждый сантиметр в кузове машины на счету. Пришло удачное решение — одеть в свои, соответствующие «костюмы» ящики, в которых перевозили конструкции и весь театральный реквизит. Затянутые апплицированными чехлами, они превращались в беседки, башни, столы и прочее. Аппликацией мы пользовались очень широко. Ведь если просто расписать холст, то от постоянного скатывания краски отслоятся, обсыплются. А аппликации можно сделать и объемными. В «Осаде Лейдена», когда делали средневековые башни, под ткань положили вату и выстегали в форме камней. Потом подрисовали. Получилась иллюзия объемности. Функциональность наших декораций оказалась на самом высоком уровне. Ведь одним из важнейших их качеств была быстрота сборки и разборки. Закончили, упаковались и быстро освободили место… Быстро-то быстро, но ведь это еще не все. Надо, чтобы было и надежно. В стационарном театре перед спектаклем придет машинист сцены, все проверит, укрепит. А тут после двухсоткилометровой тряски по фронтовым дорогам тотчас начинается спектакль. Проверять некогда». Фронтовой театр на Юго-Западном фронте. На сцене – спектакль «Суворов». Август 1942. Фото: Георгий Зельма / РИА Новости В 1942 г. было принято решение о создании 5 фронтовых театров Всесоюзного театрального общества (ВТО). Труппы были сформированы из актеров крупнейших театров страны, среди которых Театр им. Евгения Вахтангова, Малый театр, Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина и другие. Семь фронтовых бригад возникают по инициативе солистов Большого театра — в общей сложности они провели на различных фронтах 1140 концертов. Фронтовые театры и бригады комплектовались не только из членов действующих коллективов. К работе также привлекались студенты театральных и музыкальных учебных заведений. Так, октябре 1941-го на базе ГИТИСа, при участии нескольких других московских творческих вузов, были созданы пять концертных бригад. Девять месяцев спустя, уже в саратовской эвакуации, выпускники 42-го года стали артистами вновь образованного фронтового театра (Комсомольско-молодежный театр ГИТИСа), успевшего за три года своего существования выступить на семи фронтах и дать более тысячи спектаклей. После войны театр был расформирован. Голос Среди наиболее заметных фигур артистов военных лет — актриса и певица Клавдия Шульженко, исполнительница песни «Синий платочек», награжденная 9 мая 1945 года орденом Красной Звезды с формулировкой «За выдающиеся заслуги в области вокального искусства». Начало войны застало певицу на гастролях в Ереване, но уже через несколько дней она вернулась в Ленинград, где на тот момент жила. Когда в первую военную зиму появилась возможность уехать в эвакуацию, Шульженко отказалась. В годы блокады она дала свыше пятисот концертов для жителей осажденного города, за что впоследствии была награждена медалью «За оборону Ленинграда». Главная песня военных лет в исполнении Шульженко — «Синий платочек» – появилась в репертуаре певицы не сразу. Ей нравилась музыка, но стихи Кубы Галицкого, написанные еще в мирное время, на войне казались неуместными. Однако в феврале 1942 года, во время гастролей по Волховскому фронту, Шульженко знакомится с молодым офицером, корреспондентом газеты «В решающий бой» Михаилом Максимовым, который показывает певице написанные им новые слова. Тем же вечером Шульженко впервые исполняет ставшую впоследствии классической версию «Платочка»: буквально через два месяца песню уже знает, любит и поет вся страна. Из отзыва героя Советского Союза майора Грунчика, оставленного после одного из концертов Шульженко: «Нам как никогда дорога встреча с Вами в эти грозные, суровые, но и величественные дни. Ваша боевая песня и музыка, как призыв, проходит через наши мысли и чувства. Мы рады и полны сознания, что вы делаете с нами одно дело, дело, которое приведет к полному разгрому ненавистного человечеству врага — фашистского гада. Воодушевленные вашими песнями и музыкой, мы с новой энергией и силой нанесем на своих крыльях тысячи тонн смертельного груза на голову врага». Все для победы В воспоминаниях ветеранов нередко фигурирует одна и та же история, пересказанная на множество разных ладов — вариации переменчивы, но мотив узнаваем. Выглядит эта история примерно так. Солдаты готовятся к наступлению, которое начнется наутро. Все то и дело посматривают в сторону дороги, уходящей в тыл: там должна появиться колонна транспорта, везущего боеприпасы. Ближе к вечеру вместо долгожданной колонны на пыльной дороге возникает гражданский автобус. «Артисты приехали», — слух разносится быстро, и вскоре на специально отведенном месте собираются зрители — все, кто в этот час не на посту. После выступления — вот об этом все говорят почти одними и теми же словами — наступление нередко проходило лучше, чем ожидалось — насколько это вообще было возможно. Песни, стихи, спектакли оказывались в конечном счете если не важнее недостающих боеприпасов, то, во всяком случае, давали ощутимый прилив сил, внутренней уверенности и готовности сражаться. Из отзыва на выступление фронтовой бригады Большого театра: «Мы ничего не пожалеем для нашей победы, и если вы услышите о наших успехах, то помните, что в этом и ваша заслуга». Концерт пианиста Владимира Сафроницкого в концертном зале театра имени Пушкина, в блокадном Ленинграде. 23 декабря 1941. Фото: Анатолий Гранин / РИА Новости К работе фронтовых бригад и других творческих объединений в годы ВОВ предъявлялись требования военного времени: артистические коллективы были неотъемлемой частью всеобщего движения к победе и должны были неукоснительно выполнять приказы начальства, продолжать трудиться на благо Родины, прилагая все доступные средства и возможные усилия. Народный артист СССР Владимир Зельдин в телеинтервью вспоминал, как, в самом начале войны вернувшись в Москву со съемок фильма Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», готовился к отправке в танковое училище и последующему отбытию на фронт. Однако в день, указанный в повестке, поступил приказ комитета кинематографии: «Продолжать снимать фильм». Зельдина оставили в столице. Впоследствии он также принимал участие в работе выездных театральных коллективов. По его словам, театр — своей работой — принес гораздо больше практической пользы, «чем если бы артисты воевали на фронте. Спектакли вызывали у зрителя сопереживание с тем, что происходит на сцене <…> Выступления бригад — тоже». По сути, у фронтовиков возникало ощущение неразрывной, непрекращающейся связи их нынешнего быта с течением мирной жизни во всех ее очевидных и неочевидных проявлениях, от которых они были вынужденно оторваны. Впрочем, поддержка, оказываемая фронтовикам людьми искусства, не была исключительно духовной. Солисты и труппы концертирующих коллективов, а также литераторы, художники и другие представителями творческих профессий постоянно собирали деньги на закупку военной техники для действующей армии. Ежедневные отчеты о собранных средствах публиковались в газете «Правда». Например, исполнительница народных песен Лидия Русланова подарила Первому Белорусскому фронту две батареи «Катюш» и четырнадцать ракетных установок. Артисты Малого театра собирали деньги на самолеты, артисты Свердловского театра музыкальной комедии — на танки. Два боевых истребителя летчикам Первого Украинского фронта подарил лично Леонид Утесов, в годы войны постоянно выступавший с концертами перед советскими солдатами. Вместе с военнослужащими участники фронтовых бригад и театров прошли весь путь до Берлина. 2 мая 1945 года, ровно за неделю до окончания войны, Вторая группа Второго Фронтового театра ВТО сыграла в столице Германии спектакль «Так и будет» по пьесе Константина Симонова. 12 мая у стен Рейхстага состоялся большой Концерт Победы, в котором приняли участие знаменитые советские артисты, прибывшие в Берлин спецрейсом, организованным по приказу маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Среди них были Клавдия Шульженко, Нина Русланова, Иван Козловский, Василий Петров и многие другие. На этой дате вместе с войной закончилась основная история фронтовых бригад и театров. История всеобщего противостояния врагу и одной на всех победы. http://obelisk1945.ru/specials/The_Front-Line_Brigades> Тэги: #великая, отечественная Плакаты времен Великой Отечественной войны2017-02-19 09:10:21... третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь ... важной частью Великой Отечественной войны. С ... + развернуть текст сохранённая копия Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов… Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага. Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне. Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине. Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например агитплакат "Все для фронта, все для победы"! "Все для фронта! Все для победы". Автор плаката — Лазарь Лисицкий. 1942 год. Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве. Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат "Родина-мать зовет" работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды. Репродукция плаката "Родина-мать зовет!", 1941 год. Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу. В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии. В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника. Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны. Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год. Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год. "Победа будет за нами", 1941 год "Таран — оружие героев". Автор — А.Волошин, 1941 год Плакат В.Б. Корецкого, 1941 год. На поддержку красной армии — могучее народное ополчение! Плакат В. Правдина, 1941 год. Плакат художников Бочкова и Лаптева, 1941 год. В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано. Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле. Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага. Художник Виктор Дени (Денисов) «"Лицо" гитлеризма», 1941 год. Художники Ландрес «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», 1941 год. Художники Кукрыниксы «Били мы врага копьем...», 1941 год. Художник Виктор Дени (Денисов) «Зачем свинье культура и наука?», 1941 год. С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями. Плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя. Художник Виктор Иванов «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния!», 1944 год. Художник П.Соколов-Скала «Боец, мсти!», 1941 год. Художник С.М. Мочалов «Отомстим», 1944 год. Лозунг «Убей немца!» стихийно появился в народе в 1942 году, его истоки, в числе прочих, — в статье Ильи Эренгбурга «Убей!». Множество плакатов, появившихся после нее («Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца!», «Немцем меньше — победа ближе» и т.п.), соединяли образ фашиста и немца в один объект ненависти. «Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого». Илья Эренбург, советский писатель и общественный деятель. По его словам, в начале войны многие красноармейцы не испытывали ненависти к врагам, уважали немцев за «высокую культуру» быта, выражали уверенность, что под ружье отправлены немецкие рабочие и крестьяне, которые только и ждут возможности повернуть оружие против своих командиров. «Пришло время развеять иллюзии. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. …Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. …Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!» Художники Алексей Кокорекин «Бей фашистского гада», 1941 год. Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год. Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы, извращенца. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами невинно убиенных, направляющими оружие в мать и дитя. Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками — до зубов вооруженных профессиональных убийц. Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза. Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью. Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год. Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год. После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением. Художник Владимир Серов, 1941 год. Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 год. Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год. Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год. Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу. Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков... «Окна ТАСС» — это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества. «Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к их выпуску: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах». В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи покойного Маяковского. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет. Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров. Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба — основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!». Очевидным становится тот факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистской, например, во время Сталинградской битвы Красная армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника — передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментарием на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморализующе. Воин-защитник, воин-освободитель, — таков герой плаката 1944-1945 годов. Враг предстает мелким и мерзким, это такая хищная гадина, которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна. Главное — окончательно ее уничтожить, чтобы вернуться, наконец, домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого нужно освободить Европу и дать отпор империалистической Японии, которой Советский Союз, не дожидаясь нападения, сам объявил войну в 1945 году. Репродукция плаката "Вперед! Победа близка!". 1944 год. Художник Нина Ватолина. «Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» — ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей. https://lh3.googleusercontent.com/-xYbHZ_XVn0E/VyuPltnqZdI/AAAAAAAI4Zo/R6HsJVpwXEI/poster-1944e_thumb%25255B7%25255D.jpg?imgmax=800 Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне. Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые. Эволюция образа врага на плакатах – от ужасающей громадины до мелкого паразита, мешающего спокойно жить добрым людям, — отражает весь ход войны, рост силы и уверенности в своей правоте нового советского народа, которому под силу было противостоять всемирному Злу, восстановить из руин страну, а позже полететь в космос… Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий. http://ussrlife.blogspot.ru/2016/05/blog-post.html Тэги: #великая, отечественная
Главная / Главные темы / Тэг «отечественная»
|
Категория «Поп звезды»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|