Очень много статей было написано о том, что в постсоветских странах много хороших специалистов, а отсюда - большие перспективы в сфере IT. Есть талантливые программисты и дизайнеры, есть качественные и востребованные продукты, причем не только на локальных, но и на глобальных рынках. Но кроется в этом одна большая проблема, которая характерна, опять таки, именно для Украины, России и других стран СНГ. Суть ее заключается в том, что в виду бурного развития Интернет и активного перехода бизнеса на его просторы, многие товарищи (назову их именно так, как раз хорошо сочетается с советским менталитетом), кое-как разбирающиеся в компьютерных технологиях и имеющие деловую хватку, создали свои компании и вышли на рынок IT. Именно потому мы с вами сейчас имеем счастье лицезреть тысячи SEO-студий, каждая вторая из которых "является сертифицированным партнером Google", аутсорсинговых компаний, которые обслуживают офисы "качественно и дешево", а также продуктовых компаний, которые не имеют ни одной собственной разработки (об одном таком предприятии я уже писал отдельно).
И никому толком неизвестно, что в действительности в Украине всего один сертифицированный партнер Google, а сотни мелких компаний просто наняли специалистов, которые получили свидетельства о том, что они - внимание! - умеют пользоваться системой Google AdWords. Что это значит? Это значит, что эти люди могут настроить рекламную кампанию в системе контекстной рекламы Гугла. Все, точка. Никаких преимуществ, никаких гарантий. Кстати говоря, Google AdWords до такой степени "сложная" система, что ее с легкостью может использовать каждый второй школьник, потративший несколько часов на ознакомление с документацией. Вот такие вот "сертифицированные партнеры". А офисы обслуживают сейчас фрилансеры, большинство из которых даже образования инженера компьютерных систем не имеет. Да и зачем? Windows (к слову, не лицензионный) переустанавливать сейчас умеет даже ребенок, ровно как и настраивать сеть, или заменить комплектующие. Некоторые "специалисты" даже знают что такое Linux/Unix, и видели терминальный сервер! Но ввиду отсутствия какой-либо компьютерной грамотности у 90% сотрудников, а также, что еще печальнее, руководителей, проблемы в таком положении вещей никто не видит. Пока не случиться какой-нибудь форс-мажор, например грохнется база 1С за день до конца периода сдачи квартальных отчетов. И тогда подрядчик испаряется, оставляя компанию один на один со своими проблемами, и даже привлечь его к ответственности не получится, потому что в большинстве случаев оказывается, что и договора то не было, и оплата услуг официально не проводилась. А юридического лица такого вовсе не существует.
Философствовать на эту тему можно долго, но пользы не будет никакой, пока руководители сами не поймут важности IT-сектора для их бизнеса, и не сделают выводы, что работать все аутсорсинговые компании должны прозрачно и по контракту, где четко указаны права, обязанности и ответственность. Я не хочу затрагивать тему необознанности топ менеджеров многих компаний, если они не хотят и не умеют делать свой бизнес качественно, то и подрядчика такого же найдут. На самом деле, я хотел бы поговорить о IT-компаниях, которые вышли на рынок не для того чтобы оказывать услуги и решать проблемы клиентов, а чтобы заработать денег, ничего не делая. И сегодня у меня есть вполне конкретный пример.
Наш отзыв о компании studio-seo.org
Лично я столкнулся с представителем этой на первый взгляд серьезной компании всего один раз, причем явно позже, чем стоило. Наш ведущий программист, Евгений, в мое отсутствие взял на себя инициативу и принял заказ подряда на редизайн и перенос на другой хостинг сайта по ремонту http://remont97.ru. Заказчиком выступила как раз веб-студия studio-seo.org в лице Сергея Павлова, который предоставил довольно простое техническое задание в 4 пункта. Евгений задействовал нашего дизайнера и верстальщика, и все сделали очень быстро. Сайт был выложен на нашем тестовым хосте http://test4.elcode.org и ожидалось поступление оплаты. Я узнал об этом заказе только когда она не пришла. Евгений связался с Сергеем, а тот попросил внести правки в дизайне, которые не были оговорены в техзадании. Это также было сделано, без каких-то претензий. Но не тут то было. Заказчика осенила светлая мысль, что мы ему должны совершенно даром сделать еще и мобильную версию сайта. Тут то и пришлось брать инициативу в свои руки. Я связался с Сергеем через Скайп и простыми словами объяснил, что работа, о которой мы договаривались, выполнена, и он должен ее оплатить. Только после этого можно будет продолжить сотрудничество и разрабатывать мобильную или еще какую бы ни было версию, за отдельную оплату. Такое положение вещей Сергея совершенно не устраивало, он решил что если повопит в Скайп, я соглашусь сделать работу бесплатно. А когда этого не произошло, беднягу так порвало, что его крики в перемешку с матом было слышно в соседнем офисе. В итоге мы благополучно распрощались, наша компания не получила деньги, Сергей не получил дизайн, зато получил отзыв о своей компании http://studio-seo.org от нашей в Арбитраже Webmoney.
На этом дело не закончилось. Я очень не люблю компании, из-за которых у людей складывается негативное впечатление о качестве IT-услуг в целом. Они отрицательно влияют на рынок, а мы стремимся этот рынок развивать и прививать клиентам IT-культуру. Потому я решил присмотреться к Сергею Павлову и его компании поближе. Спасибо современным технологиям, сделать это сейчас несложно. Первое, что привлекло внимание, это баннер в каталоге Мегасток, на котором указан ТИЦ 800, PR 9 и BL 9834. Как говорится, cool story, неопытный пользователь наверное должен подумать, что это показатели компании studio-seo.org. В реальности они немного ниже (на момент написания статьи ТИЦ 60, PR 4, BL 101, да еще и 2 отрицательных отзыва в Арбитраже). Следующий интересный момент обнаружился прямо на официальном сайте "веб-студии", в футере, где размещены вакансии. Все ссылки ведут на их собственный форум где администрация постоянно ищет фрилансеров и внешних подрядчиков для выполнения заказов. Имея опыт в IT-сфере более 8 лет, я даже могу рассказать как это работает. Товарищи типа Сергея создают и раскручивают свои сайты, гордо именуя себя web-студиями, и предлагают широкий спектр услуг. Когда поступают заказы, они выставляют счет, а потом ищут человека, который бы сделал работу дешевле. И которому частенько можно не заплатить, если найти недостаток или сделать вид, что этот недостаток имеет место. И вот вам чистый доход, почти пассивный - ищем заказчика, ищем исполнителя, получаем деньги. Все бы ничего, но в этом методе есть 2 минуса. О первом мы уже говорили - подрядчик часто остается с носом. А второй минус - непосредственно для клиента. Когда он захочет внести новые изменения на свой сайт, и снова обратиться к studio-seo.org, наш Сергей уже вряд ли сможет привлечь того же подрядчика, а новый будет делать все по своему. В итоге через несколько лет сайт клиента становится громоздким, он нагружен тысячами строк лишнего кода, тормозит, глючит, и посетители начинают уходить (сейчас наша веб-студия, кстати говоря, как раз ведет один такой проект, сайт подарков http://pozitivperm.ru, чуть ли не с нуля приходится все писать). Клиент не понимает в чем дело, ведь на рекламу тратится все больше денег, а люди уходят. И он снова обращается к Сергею, который в свою очередь подключает очередных специалистов, но ситуация только усугубляется...
Я не хочу сказать, что все отзывы о studio-seo.org отрицательные. Для клиентов главное результат, который они видят лишь с одной стороны, для Сергея - главное деньги, и плевать как они заработаны, а для нас - качественный рынок. Каждый действует в соответствии со своими приоритетами. Потому компания studio-seo.org оспаривает отрицательные отзывы о себе, ищет нового исполнителя для заказчика редизайна сайта http://remont97.ru, а я привожу эту историю как пример IT-компании, которая может существовать и работать только на рынке постсоветских стран. В Европе или США Сергей не протянул бы и года, потому что там люди привыкли обоснованно доверять друг другу и брать деньги за качественные услуги, которые не в состоянии оказать типичная шарашкина контора. Я же в свою очередь рассматриваю вариант подачи иска на studio-seo.org, хотя пока и не решил, стоит ли игра свеч. Денег мы много из такой компании вряд ли получим, да и не в деньгах дело. Хотелось бы просто проучить недобросовестных людей, и подать пример другим как нельзя работать. В любом случае рано или поздно к клиентам придет осознание того, что их обманывают и простыми отзывами дело не закончится.
Давайте работать честно и качественно!
Призываю все IT-компании, как работающие над аутсорсинговыми проектами, так и продуктовые. Чтобы о вас не оставляли отзывы как о studio-seo.org, чтоб не писали неприятные статьи и не считали мудаками всех айтишников, давайте работать добросовестно! Довольный клиент - вечный клиент, а вечный клиент всегда лучше одноразового заработка. Ведь у нас действительно есть огромный рынок, в котором крутятся миллиарды долларов, неужели мы не можем работать на уровне компаний из Европы и США? А потом спрашиваем себя, почему наши специалисты уезжают за границу, а клиенты не хотят иметь с нами дела. Все в наших руках, господа. Компании же, которые этого не осознают, рано или поздно с треском обанкротятся и канут в лету.
Успехов всем, желаю нашим партнерам и конкурентам побольше клиентов, а клиентам - качественного обслуживания и долгосрочных отношений с достойными IT-компаниями.