А город Азов приказал я, холоп твой, строить вновь инженером твоими, великого государя, ратными людьми
Гравюра «Взятие Азова 19 июля 1696 года» Автор: Шхонебек Адриан
А. С. Шеин изображен по левую руку от Петра I Отписка А. С. Шеина о военных действиях в последние дни осады Азовской крепости и сдаче турецкого гарнизона [Не позднее 5 августа 1696 г. 11] Великому государю царю великому князю Петру Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу холоп твой Алешка Шеин челом бьет.
В нынешнем 204-м году июля в 19 числе писал к тебе, великому государю, я, холоп твой, о промысле и о взятии города Азова, а каким поведением тот Азов взят, о том писать стану впредь.
И сего, государь, июля месяца в 17-м числе милостию превеликого бога нашего в троице славимаго и предстательством пресвятые богоматере девы Марии, и молит вами всех святых, и твоими, великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, праведными молитвами и счастием тех военных кровавых трудов радостное облехчение восприяли промысслом и радением моим, холопа твоего.
И большого полку моего твоими, великого государя, великоросийскими и малоросийскими ратными людьми службою и неусыпным радением во облежении будущие около города Азова земляной вал к неприятельскому рву отовсюду равномерно привалили и из-за того валу, ров заметав и заровняв, тем ж валом через тот ров до неприятельского валу дошли и валы сообщили столь блиско, что возможно было с неприятелем и, кроме оружия, едиными руками терзатися, уж и земля за их вал метанием в город сыпалась.
И сего ж июля 17-го числа в пяток твои, великого государя, малоросийские войска по жребию своему в тех трудех пребываящие, при которых неотступно был муж добродетели и в воинских трудех искусны наказной гетман Яков Лизогуб, предворили неприятельской роскат подкопать. И твои, великого государя, ратные люди на турецкой вал Азова города многие взошли.
А малоросийские войска в то ж время на тот ж роскат взошли ж и с неприятели бились довольно, и многих из них побили, и тем роскатом овладели, и с того ж роскату четыре пушки взяли.
А июля ж, государь, в 18-м числе в суботу о полудни неприятели, азовские сидельцы, видя полку моево, холопа твоево, твоих, великого государя, великоросийских и малоросийских войск крепкое на град Азов наступление и промысл радетельной, а свою конечную погибель, замахали шапками и знамена приклонили и выслали от себя из города для договору двух человек знатных людей. И били челом тебе, великому государю, чтоб ты, великий государь, пожаловал их, велел город Азов и невольников, которые взяты великоросийского и малоросийского народов, принять, а их бы даровать животом и отпустить их з женами, и з детьми, и с пожитки в их бусурманские краи.
А на знак уверения и твердости в правде оставили у меня, холопа твоего, в обозе дву человек аманатов и того ж числа отдали немчина Якутку, которой изменя, из войск московских ушол к ним в Азов и бусурманился прошлого году.
А в 19-м числе сего ж июля месяца в день недельный часу в другом дни я, холоп твой, с твоими, великого государя, ратными людьми к Азову городу ездил, и азовские жители бей и аги и начальные люди со всеми азовскими сидельцы из города з знамены вышли и невольников вывели, и тебе, великому государю, до били челом, и знамена на землю предо мною, холопом твоим, положили, и тот город мне, холопу твоему, отдали.
И я, холоп твой, знамена и невольников взять у них, а город описать со всеми будучими в нем припасы велел боярину князю Михаилу Никитичю Львову, а их, азовских сидельцов, против их челобитья з женами и з детьми, и с пожитки отпустить в их бусурманские краи.
А что по описи в том городе явилось пушек и пушечных и всяких полковых припасов, и о том к тебе, великому государю, я, холоп твой, послал книги за дьячьею приписью. А воеводою в Азове приказал я, холоп твой, быть до твоего великого государя, указу стольнику князь Петру княж Григорьеву сыну Львову, а в товарищех сыну его князь Ивану, а с ним пехотных московских стрелецких и салдацких полков с стольники и полковники оставил восмь тысяч человек.
А город Азов приказал я, холоп твой, строить вновь инженером твоими, великого государя, ратными людьми. А в городе велел построить церковь во имя пресвятыя богородицы похвалы.
И июля ж з 21-го числа тот город строить начали, и то городовое строение цыпе приходит в совершение. А как то городовое строение в совершение придет, и о том к тебе, великому государю, я, холоп твой, буду писать впредь и чертеж пришлю. А построя, государь, город за божиею помощию, с твоими, великого государя, ратными людьми пойду к тебе, великому государю, к Москве чрез Волуйскую степь со всяким опасением и осторожностью от неприятельских людей. А войска запорожского обоих сторон Днепра к гетману Ивану Степановичю Мазепе и белогородского разряду к боярину и воеводе к Борису Петровичу Шереметьеву писал я, холоп твой, о замыслех бусурманских, и в которых местех их поганские войска обретаютца, чтоб ко мне, холопу твоему, в большой полк о том, писали наспех, чтоб с твоими, великого государя, ратными людьми, мне, холопу твоему, дойти было до Волуйки безо всякого опасения.
А которые, государь, неприятельские турецкие люди были на море кораблями и в поле крымские и нагайские орды конницею и те, государь, неприятельские рати все пошли в свои бусурманские краи.
А отписку и книги велел подать в Розряде боярину Тихону Никитичи) Стрешневу.
ГАВО, ф. Разрядный приказ, д. 1, лл. 11-14. — Подлинник.
Поход боярина и большого полка воеводы Алексея Семеновича Шейна к Азову.— СПб., 1773. Руниверс
ertata