izvestia.ru/news/495504
Корреспондент «Известий» передает из норвежской столицы и ее окрестностей, где люди стоят в очередях на сдачу крови и приводят детей на место террористического акта
фото: ИТАР-ТАСС
На воскресной службе в кафедральном соборе Осло 24 июля король Харальд V и королева Соня впервые, как говорят норвежцы, не улыбнулись своим подданным.
Собор и площадь перед ним — в минуте ходьбы от места, где в пятницу прогремел взрыв. В воскресенье там собрался, наверное, весь Осло. Люди по 40 минут стояли в очереди, чтобы положить цветы.
Норвежка Ингрид только что купила здесь свечу и букет белых роз.
— Я видела, как вертолеты летали взад-вперед, перевозили раненых в госпиталь, — вспоминает Ингрид. — Когда стало известно, что в больницах не хватает крови, я побежала туда. Мне казалось, что весь город туда съехался.
— Нет, у меня из родных там никто не пострадал, — утирает слезы темнокожая Абеба. — Но это так больно.
— Я была за городом, когда все случилось. После первых новостей по радио не могла поверить, все думала, что это просто какая-то авария. Но потом услышала про остров. У меня сын работает учителем, он тоже мог быть там, — твердит пожилая Корри.
Многие пришли на площадь семьями.
— Дочке четыре года, хочу, чтобы она тоже приняла участие, —говорит Мари, одной рукой придерживая букет роз, другой — толкая коляску с курносой крохой.
В местном баре, как и на площади, тихо.
— Люди, как мне кажется, изменились с этой пятницы, — вздыхает официантка Кассандра. — Мы все теперь меньше говорим и больше думаем. Я вот сразу обзвонила родных, узнала, как они. И я заметила, что мои друзья тоже стали вдруг обзванивать близких, слать эсэмэски.
Но нет-нет, да прозвучит в этой толпе: «безумный Брейвик».
— Он сумасшедший! — уверенно кивает Ананда Марга. — Но такой, вы знаете, очень умный сумасшедший. Посмотрите, как он все продумал!
«Охотник на оленей»
Утром 22 июля Андерс Брейвик переоделся в полицейскую форму, взял из дома полуавтоматический пистолет Glock, штурмовую винтовку Ruger Mini 14 и на уже заминированном автомобиле отправился в центр Осло.
Уже известно, что все стволы были официально зарегистрированы — в заявке он написал, что оружие ему нужно «для охоты на оленей».
В то утро Брейвик не знал, останется ли сам жив, и вывесил в интернете свое «завещание» — манифест «Декларация независимости Европы 2083 года». Заклеймил «вредоносный культурно-марксистский мультикультурализм» и исламизм и объяснил, что с ними нужно бороться.
Брейвик припарковал машину в правительственном квартале, а затем ее взорвал. Семь человек погибли, и еще около 90 были ранены.
Уже известно, что «адская машинка» состояла из сельскохозяйственного удобрения нитрата аммония и дизельного топлива. Представители крупной норвежской сети сельскохозяйственных магазинов сообщили в полицию, что 4 мая они продали 6 т удобрений нескольким мужчинам. Один из них — Брейвик. В начале лета он переехал в поселок Рена, где открыл ферму Breivik Geofarm. Полиция полагает, что таким образом он получил легальный доступ к компонентам взрывчатки.
Сразу после взрыва в столице Брейвик с оружием отправился на паром до острова Утойя, где собралось молодежное крыло норвежской Рабочей партии. Здесь были дети многих известных политиков.
К этому времени Норвегия уже обсуждала теракт, поэтому проникнуть на территорию политического лагеря Брейвику не составило особого труда. Он показал охранникам поддельное полицейское удостоверение и заявил, что его прислали на остров проверить систему безопасности. Охранники вызвали из лагеря лодку, которая и увезла «проверяющего» на остров.
Брейвик вошел в главное здание, в котором собралось около ста человек, и открыл по ним шквальный огонь. Молодежь и подростки пытались спастись бегством, но Брейвик устроил за ними охоту. Он прочесывал кусты и укромные уголки, где добивал их. Спаслись лишь те, кто прыгнул в воду и попытался уплыть от острова.
Полиции удалось задержать Брейвика, когда он уже убил 84 человека. Неподалеку от острова нашли еще один заминированный фургон. Сам Брейвик утверждает, что действовал один, но полиция считает, что у него были сообщники.
«Прекрасное демократическое общество»
Сейчас и представители власти, и полицейские недоумевают: как подобное могло случиться?
— Страшные события случались и в других странах, и мы тоже были к этому готовы, — говорит депутат местного муниципалитета от либеральной партии, в прошлом — министр юстиции Норвегии Одд Дёрум. — Не думаю, что нам надо меняться: у нас прекрасное демократическое общество. Другое дело, что мы всегда ждали удара от «Аль-Каиды». Наверное, что-то придется менять в устройстве нашей безопасности, но это — слишком специальный вопрос.
В адрес полиции звучит много претензий. Главная — почему так долго добирались на остров и не остановили бойню?
— Наши сотрудники прибыли к острову через 25 минут после поступления сигнала тревоги, — заверил «Известия» шеф полиции Осло Анзи Гьенгедал. — Но вы должны понимать, что это — остров. Девять минут ушло на поиск лодок.
Есть и неофициальная версия событий. Сообщение о стрельбе было зафиксировано в 17.27 по местному времени. В 17.52 полицейские действительно стояли на берегу, но не смогли переправиться на остров. «Когда люди и снаряжение оказались в лодке, она начала наполняться водой, заглох мотор», — объяснил представитель местной полиции Эрик Берга. Спецназовцы не смогли даже воспользоваться вертолетом — он находился в 60 км от столицы. В итоге у Брейвика была полтора часа, чтобы расправиться с беззащитными жертвами.
Сейчас основная версия произошедшего такова: Брейвик — фанатик-одиночка. В Осло говорят, что для их страны национальная или религиозная нетерпимость нехарактерны.
— На эту тему много спекуляций, — пожимает плечами жительница Осло Ананда Марга. — Но все зависит от людей.
— Со мной на стройке работают и пакистанцы, и норвежцы, — говорит белорус Михаил. — Я лично никакой разницы между нами не ощущаю.
Впрочем, сами этнические мусульмане чувствуют по-другому.
— Да, я вижу, что меня боятся только из-за моей одежды, — вздыхает уроженка Пакистана Руби. Она и на площадь пришла в хиджабе. — Я знаю норвежский язык, преподаю его. Я уважаю культуру этой страны, законы. И ничего не могу сделать с этим страхом людей перед нами. Нет, агрессии никто не проявляет. Я просто это чувствую.
У барменши Кассандры бойфренд — мусульманин.
— Когда все это произошло, он воскликнул: может быть, теперь у норвежцев откроются глаза, что бояться надо не нас, — рассказывает девушка.
В понедельник, 25 июля, начнется суд над Брейвиком. Его адвоката Гейр Липпестад заявил, что Брейвик хотел перемен, и для этого требовалась революция.
В своем манифесте Брейвик цитировал не только труды классиков философии, но и американского террориста Теда Качиньского (Унабомбер) — тот рассылал бомбы по почте в период с 1978 по 1995 год, выступая против технического прогресса. Вслед за Качиньским Брейвик заявил полицейским, что его акции были «ужасающи, но необходимы».