... " height="525" alt="
, Заалайский хребет, вид ...
В одной из летних записей Mountaineer как-то просил не поминать его лихом в связи с отправкой в черт-те какие дали Средней Азии, на знакомство с
Большой Горой.
Знакомство с Большой Горой состоялось. До записи "п. Ленина" в книжку альпиниста дело не дошло, и не только потому, что забывать эту книжку дома стало доброй традицией.

- Съездил на Ленина? Сходил? - вопрошали все причастные к альпинистской теме.
- На вершине не был. *далее краткое описание обстановки*
- А, ну и правильно всё сделал! Урок Большой Горы оказался по-восточному мудр и тонок: нахрапом такую гору не возьмёшь, но без нахрапа её тем более не возьмёшь.
Сюда не летают вертолёты; достичь базового лагеря "гражданским" колёсным транспортом стало возможным считанные годы назад, а экспедиционные грузы в передовой базовый лагерь (4300 м) перевозятся на лошадях и ишаках. Лето сравнительно короткое - от силы пара месяцев. Отары овец, стада коз и табуны лошадок не успевают нагулять бока на высокогорных пастбищах, как природа стремится вновь замести здешние склоны и долины снегом. Зона рискованного земледелия... а под Горой на удивление многолюдно.

Слово "пик" и наблюдаемые картины не очень похожи на то, с чем приходилось иметь дело в предыдущие годы.

Фактически, пик Ленина - это просто высшая точка огромного Заалайского хребта с плавными перепадами в нереально заоблачных высях.
Сирены от коммерческого альпинизма будут сладко напевать про "технически самый простой семитысячник", 800-900 евро за трёхнедельную экспедицию плюс билеты на самолёт до Оша и домой. Ну, ещё упомянут про желательность предварительной подготовки и предыдущего высотного опыта, хотя бы по варианту Эльбруса или Казбека. В конце концов, если даже не сама вершина, - пиво в юрте-кают-компании, любование пейзажами и фотоохоту за местными сусликами никто не отменял.

Перечитываешь блокнотные записи, сделанные в палатке, мысленно возвращаешься туда, под Гору. И вновь наталкиваешься на такой простой вывод: нельзя нахрапом, но без нахрапа никак нельзя.
В ...
В тусклом свете заполярного дня по заснеженной тундре пунктирной линией ползет колонна гусеничного транспорта: бронетранспортеры охраны, вездеходы с персоналом, цистерны с топливом и… четыре загадочные машины внушительных размеров, похожие на
Читать дальше
... смамолёта на горы
Латентная мысль о близящейся гражданской войне в Таджикистане, согласно моим наблюдениям и расспросам, всё сильнее укореняется в умах людей. Уходит, блаженствуя, лето, напоследок обдавая сильнейшим накалом солнечных дней. В Душанбе руза. (Кстати, "руз" на таджикском значит "день"). Месяц Рамазан в этом году выдался непростой. В такое пекло люди иногда падают на улице, ведь целый день им нельзя ни капли воды, а работать и двигаться надо. Как говорит простой народ, это только "раис" (букв. "хозяин", влиятельный человек, богач) может позволить себе отлёживаться дома во время рузы, чтобы потом умничать. Этот мусульманский пост, когда нельзя ничего кушать, пить, курить от рассвета до заката, меняет город и людей. Они становятся более вдумчивыми, стремятся меньше грешить, объединяются перед лицом испытания. Острее чувствуют смысл жизни. Правда, не все верующие пребывают в благостном расположении духа, и «неверным» иногда достаётся на орехи – то взглядом праведным тебя обожгут, то душеспасительную беседу в маршрутке заведут, то просто пройдут мимо всем двором с видом горделивых ангелов. Дело мирское, так что удивляться тут нечему.
Латентная мысль о близящейся гражданской войне в Таджикистане, согласно моим наблюдениям и расспросам, всё глубже укореняется в умах людей. Память о страшных 93-97 годах уходит, и на её место встаёт неудовлетворённость жизнью, множество обид и яркое понимание того, что можно жить лучше. Причём мысль о войне возникает не как ключ к решению всех проблем, а как весьма вероятная возможность развития событий. Нет, простые люди не хотят крови, они искренне благодарны своему президенту за пресловутое «хорошо, что нет войны». По их словам, это главное его достоинство.
Но противоречия, накопившиеся в обществе –
- связанные с исламом (веру тяжело удерживать под контролем, а надо)
- с чиновниками (повальное местничество, воровство, косность и бездеятельность)
- с молодёжью (по большому счёту оставленной на произвол судьбы)
- с работой (мало и низкооплачиваемая. Не хватает производства, фабрик и заводов. Строительный бум, который сейчас продолжается, носит нездоровые черты – он во многом связан с избытком квалифицированных рабочих и неофициальным "благословлением", отпущенным на строительство в стране)
- с препятствиями для бизнеса (только добьёшься чего-то заметного, отнимут. Этот общее мнение людей, подкреплённое примерами сети супермаркетов «Орима» и строительной конторы «Мовараннахр»)
– противоречия, накопившиеся в обществе, ставят под сомнение мирное будущее.

За пределами страны остаётся сложная геополитическая ситуация, где с Узбекистаном постоянные тёрки, Россия заняла надменную позицию, а Афганистан как меч, занесённый над головой. С лезвия меча струйкой течёт героин. Граница – понятие условное, поскольку РТ на одном берегу горного ущелья, а Афганистан на другом. Вдобавок любящие американцы строили нам мосты, и теперь их, если не ошибаюсь, три. Для того, чтобы перебросить серьёзную группировку в Таджикистан, вполне достаточно и одного. Надеюсь, что в Афгане работает таджикская разведка, иначе мы опять на дымящейся бочке с порохом.
Вид с борта транспортного смамолёта на горы Памира.А август подходит к концу, и наступает самый прекрасный – бархатный – сезон в Душанбе. Вылезет множество иностранцев, международные организации начнут спешно тратить бюджеты перед Новым Годом, погода будет – золото. Солнечно, но не жарко, свежо, но не холодно. Может быть, прокатится несколько замечательных бурь. Первые дожди после томительного лета будут благословением. Осенний урожай накормит почти всех. Покатятся одна за другой свадьбы. (Это уже сейчас можно понять, глядя как матёрые матроны "выгуливают" по улицам тепличные цветки - выросших дома свежих, наивных, бледных девушек.) Руза закончится, и, как водится, добрая часть простых мужиков не удержится и хорошенько оторвётся.
Какие могут быть пути выхода? Возможна ли в Союзе Наших Государств (термин мой) бескровная смена власти? Что делать простому человеку?
Благослови вас Всевышний, люди.