... великаном, а Санчо
считает великана ветряной ...
Продолжаю читать рассказы Роберта Шекли. Надеюсь, если кто-то хотел почитать, то этим отрывком окончательно отобью всякое желание.
Отрывок из рассказа «Обмен разумом» (о рассказе в Википедии) в переводе Евдокимовой. Рассказ я еще не дочитал, но рассуждения о «метафорической деформации» достойны, чтобы их сохранить для потомков.
«– Я очень мало знаю об Искаженном Мире, – признался Mapвин.
– Все знают столько же, – ответил Бландерс. – Поэтому каждый считает, что надо держаться от него подальше.
Марвин в задумчивости кивнул.
– А еще что?
– Да ничего особенного. Просто бумажная волокита, отказы от особых прав и привилегий, все в таком роде. И конечно, я должен официально предостеречь вас от метафорической деформации.
– Ладно, – сказал Марвин. – Давайте я послушаю.
– Да я же вас только что предостерег, – удивился Бландерс. – Но могу предостеречь еще раз. Берегитесь метафорической деформации.
– Я бы с радостью, – ответил Марвин, – но мне ведь неизвестно, что это такое.
– В сущности, это совсем простая штука, – сказал Бландерс. – Если хотите, можете считать ее одной из форм ситуационного безумия. Видите ли, наша способность усваивать необычное не беспредельна, а когда путешествуешь на другие планеты, пределы оказываются очень узкими. Слишком много новых впечатлений; их приток становится невыносимым, и мозг ищет отдыха в буферном процессе аналогизирования. Этот процесс как бы создает мост между воспринятым известным и неприемлемым неизвестным, облекает невыносимое неизвестное в желанную мантию привычного. Когда субъект не справляется с притоком новых данных естественным путем концептивного аналогизирования, он становися жертвой перцептивного аналогизирования. Этот процесс известен также под названием «пансаизм». Теперь вам ясно?
– Нет, – ответил Марвин. – Почему это называется «пансаизм»?
– Объяснение заложено в самом названии, – сказал Бландерс. – Дон-Кихот считает ветряную мельницу великаном, а Санчо Панса считает великана ветряной мельницей. Донкихотство можно определить как восприятие обыденных явлений в качестве необычайного; противоположное явление – пансаизм, это когда необычайное воспринимается как обыденное.
– Значит, – уточнил Марвин, – я могу подумать, что вижу корову, когда на самом деле предо мной альтаирец?
– Именно, – подтвердил Бландерс. – Но все очень просто, раз уж вы занялись Обменом, значит привыкнете. Распишитесь вот тут и вот тут, и перейдем к делу…»
Картинка с сайта stihu.ru