110 лет назад 27 апреля 1906 года начала свою работу первая Государственная дума Российской империи
Депутатов трогать руками запрещено После революции 1905 года император Николай II издал Манифест, который менял государственное устройство страны. Одним из главных нововведений стало создание Думы. Для нее государь распорядился приспособить одну из своих резиденций Таврический дворец. Переустройством помещений занималось дворцовое ведомство, при котором учредили Особую комиссию. Работами руководил архитектор Петр Шестов Парламент в России создавали намного позже, чем в других европейских странах. Но в этом был и плюс: не пришлось заново все изобретать, достаточно было перенести на нашу почву то, что придумали в других странах. Так, Думский зал, сделанный на месте Зимнего сада, создавался по примеру французского Конвента.
Государственная дума Российской империи открылась 27 апреля 1906 года. Сейчас этот день мы празднуем как День парламентаризма. Незадолго до 110-летия Первой Госдумы в Таврическом дворце, где сегодня находится штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи СНГ, устроили выставку, рассказывающую, как работал первый парламент нашей страны.
БАЛЛОТИРОВКА За трибуной Думского зала размещался огромный портрет Николая II, который написал Илья Репин, получивший за это из казны три тысячи рублей. А за портретом находилось помещение для баллотировок - так в то время называли голосование.
Вообще, голосовали в Думе по- разному. Иногда поднятием рук, иногда вставанием, иногда - с помощью выхода депутатов в двери справа или слева от трибуны. Но все это - способы открытого голосования. А как проводить тайное? Ведь электронных систем тогда еще не было. И тогда аппарат Госдумы закупил баллотировочные ящики фирмы «Александр». Они были очень популярны в конце XIX - начале XX века.
Каждый депутат получал деревянный шар, просовывал руку в трубу и бросал шар вправо или влево: либо в светлый ящик - это значило, что он голосовал за, либо в темный - то есть он голосовал против. Затем количество шаров подсчитывалось и объявлялось решение.
АППАРАТ В Восточной части Таврического дворца находилось сердце Госдумы - канцелярия. В 1906 году там работали 25 человек, а к 1912-му аппарат разросся до двухсот. Если же к ним прибавить приставов, врачей, сотрудников хозчасти, то это уже было около 260 человек. Но и эта цифра не включает тех, кто работал на почте, телеграфе и в ресторане.
Руководил Канцелярией начальник отдела общего собрания и общих дел Яков Васильевич Глинка. Он присутствовал на каждом заседании Думы, его место было за спиной председателя - он должен был подсказывать спикеру любую информацию, которая могла понадобиться. Так что должность требовала немалой эрудиции во всех вопросах, знаний всех уставов и законов. И очень многие считали, что председатели Госдумы часто выполняют волю Глинки, что он в какой-то степени руководил ими.
ПРИСТАВЫ В нынешней Бежевой гостиной находилась Приставская. Пристав и десять его помощников - своеобразное силовое подразделение Госдумы. Отличительным знаком приставов была нагрудная цепь. Это люди, которые должны были следить за порядком, особенно в Думском зале во время заседаний. У депутатов был статус неприкосновенности - только пристав или его помощники имели право дотронуться до народных избранников. И если кто-то нарушал порядок, именно они выводили парламентария, иногда и силой. Известен случай, когда сопротивлявшегося Пуришкевича приставы буквально вынесли на руках.
Также приставы выдавали представителям прессы и посетителям пропуска во дворец, составляли «Справочник» Думы, вели регистрацию присутствия депутатов на заседаниях - тех за прогулы штрафовали на 25 рублей.
Кроме приставов, во дворце была охрана, которая подчинялась МВД. Она всегда находились у входа в зал, и к ней могли обратиться думские приставы. А вот у кабинета председателя Думы какой-то специальной охраны не выставлялось.
ТЕЛЕГРАФ В здании Госдумы имелось свое почтовое отделение с телеграфом. Как и прочие, оно имело собственный номер - 60, но состояло при Министерстве внутренних дел. Там был свой почтальон.
БИБЛИОТЕКА В 14-м зале располагалась библиотека. Ее создали в апреле 1906 года по требованию депутатов. И она просуществовала аж до 1918 года.
Библиотека содержала большое количество книг по юридическим вопросам, социологии, экономике. Сейчас они в основном хранятся в Государственной публичной библиотеке. Но множество книг было передано в 1925 и 1946 годах в Москву для организации библиотеки ВЦИК. Периодические издания и дублетные экземпляры сводов законов и монографий хранятся в библиотеке РАНХиГС в Петербурге.
Сейчас забавным выглядит то, как писались объявления: там нет никаких «нельзя» или «запрещено», нет приказных интонаций, к посетителям обращаются вежливо: «Просят газет не выносить», «Просят закрывать двери». В современном русском языке такие безличные обороты не приняты, а тогда они были нормой.
МЕДКАБИНЕТ В 16-м зале находился огромный врачебный кабинет. Здесь проводили общий амбулаторный приём депутатов и служащих, вели контроль за здоровьем работников всех служб, особенно кухни и буфета. Врачи следили за санитарным состоянием помещений и проверяли качество доставляемых продуктов. Дежурный врач всегда присутствовал на заседаниях.
Все 11 лет работы первых четырех Дум врачебным кабинетом заведовал Владимир Фомилиант.
РЕСТОРАН Во дворце было довольно много буфетов, но ресторан - один, и роскошный. Он, кстати, был одним из первых в России, где появился пивной бар. Что, однако, не спасало от множества нареканий к обслуживанию и к качеству блюд, особенно в первые годы.
Есть интересный документ от первого хозяина ресторана Ломача. Он пишет, что устроил в ресторане аквариумы с живой рыбой, чтобы посетители могли выбрать, какую подать им к столу. Такое могли себе позволить только очень богатые заведения. Впрочем, Ломач просит канцелярию Госдумы возместить ему эти расходы.
Первая Дума начала работу с амнистии. Первое заседание, состоявшееся в Таврическом дворце Санкт-Петербурга, как отмечено в его стенограмме, «открыто в 5 часов пополудни назначенным по Высочайшему повелению для открытия государственной думы статс-секретарем действительным тайным советником Фришем» было посвящено в основном избранию Председателя думы Из стенограммы первого заседания Статс-секретарь Фриш: <...> Исполняя волю ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, я счастлив, что в настоящий великий и торжественный для всей России день мне предоставлена высокая честь приветствовать вас, господа, избранников русского народа, созванных Монархом для предстоящих вам важных и ответственных трудов на поприще совершенствования и обновления нашего законодательства.
<...> Вам, призванным к широкому участию в законодательной деятельности, выпала счастливая доля работать при полном свете публичности и гласности и при полной свободе слова. Каждый шаг, вами сделанный по новому пути, каждая высказанная в ваших собраниях мысль немедленно сделается достоянием всего народа, который при помощи печати будет зорко следить за всеми действиями и начинаниями вашими. Да воодушевит вас Господь истинною любовию к Русскому народу, дабы сердцами вашими познать все многообразные нужды обширной нашей родины. Да просветит Он вас мудростию своею, дабы вы могли, совместно с Государственным Советом, разумнейшим и вернейшим образом разрешать все законодательные вопросы, которые будут подлежать вашему обсуждению. <...> Объявляю первое заседание Государственной думы открытым и предлагаю господам членам Государственной думы, на точном основании 51 статьи Высочайше утвержденных правил о введении в действие Учреждения Государственной думы, выслушать торжественное обещание для членов Государственной думы...
Приглашение на первое заседание Государственной Думы Государственный секретарь: Торжественное обещание членов Государственной думы:
Статс-секретарь Фриш: Прошу господ членов Государственной думы подписать листы с торжественным обещанием... (Листы были подписаны членами Думы). Теперь, после подписания листов, можно приступить к выборам Председателя думы. <...>
(Председателем Государственной думы избран С.А. Муромцев.) С.А. Муромцев выходит на председательское место и занимает место Председателя (гром аплодисментов).
И.И. Петрункевич: Долг чести, долг нашей совести повелевает, чтобы первая наша мысль, первое наше свободное слово было посвящено тем, кто пожертвовал своей свободой за освобождение дорогой нам всем Родины (гром аплодисментов). Все тюрьмы в стране переполнены (продолжительные аплодисменты), тысячи рук протягиваются к нам с надеждой и мольбою, и я полагаю, что долг нашей совести заставляет нас употребить все усилия, которые дает нам наше положение, чтобы свобода, которую покупает себе Россия, не стоила больше никаких жертв (продолжительные аплодисменты). Мы просим мира и согласия. Я думаю, господа, что если в настоящую минуту мы и не приступим к обсуждению этого вопроса, а коснемся его тогда, когда будем отвечать на тронную речь ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, то сейчас мы не можем удержаться, чтобы не выразить всех накопленных чувств, крика сердца и не сказать, что свободная Россия требует освобождения всех пострадавших... (Продолжительные аплодисменты.)
Председатель Государственной думы: Кланяюсь Государственной думе. Не нахожу в достаточной мере слов для того, чтобы выразить благодарность за ту честь, которую вам, господа, угодно было мне оказать. Но настоящее время — не время для выражения личных чувств. Избрание Председателя Государственной думы представляет собою первый шаг на пути организации Думы в Государственное учреждение. Совершается великое дело, воля народа получает свое выражение в форме правильного, постоянно действующего, на неотъемлемых законах основанного, законодательного учреждения. Великое дело налагает на нас и великий подвиг, призывает к великому труду. Пожелаем друг другу и самим себе, чтобы у всех нас достало достаточно сил для того, чтобы вынести его на своих плечах на благо избравшего нас народа, на благо Родины. Пусть эта работа совершится на основах подобающего уважения к прерогативам конституционного МОНАРХА (гром аплодисментов) и на почве совершенного осуществления прав Государственной думы, истекающих из самой природы народного представительства (гром аплодисментов). <...>
Журнал «РФ сегодня»
ertata