Ку Чи (Cu Chi) — сельская местность примерно в 70 километрах к северо-западу от Сайгона, ...
Если б такой сюжет был в современной игре-стратегии, то игрушка быстро наскучила. Но тогда надо было ...
25 марта Войска 30-й армии Калининского фронта в соответствии с приказом командующего фронтом от 21 ...
... входят старые бойцы-
1918–1920 ...
«РОССПЭН» публикует один из документов, представленных в сборнике «Коллаборационизм в Советском Союзе, 1941—1945: Справочник по фондам РГВА»
Зондерфюрер Зиферс. 20 марта 1942 г. ОКВ / Ставка / Управление К
Командирован к командующему тыловой армейской области «Юг»
Формирование татарских и кавказских соединений в зоне действия 11-й армии (АОК 11)
На: ОКВ / ГШ сухоп. / Ставка / Управление К / Ст. 4 (военнопленные) № 11/1671/42 от 07.02.1942, к сведению без приложений: 1) командующему тыловой армейской области «Юг», 2) 11 армия/1c
Крымские татары принадлежат к группе тюркских народов, то есть, с одной стороны, имеют родственников в Турции, а с другой стороны, в татарском Закавказье и в Приволжских областях, а также среди различных тюркских народов Центральной Азии. Они говорят на своем собственном языке, но при этом каждый татарин достаточно владеет русским, чтобы сравнительно легко изъясняться на этом языке.
С XIII века Крым является их родиной. Отсюда они находились и в культурной связи с европейским миром, особенно с Константинополем и с Италией. Также и в расовом отношении они впитали в себя многое европейское, например греческую кровь, что отчетливо распознается в их типаже. Если они и находятся уже полтораста столетия под русским господством, то, тем не менее, они сохранили в себе живое воспоминание об их историческом прошлом и некоторую самостоятельность.
Советская система решительно отвергается большей частью всех татар. Татары являются мусульманами и в целом относятся к своей религии достаточно серьезно, не являясь при этом фанатиками. Молодое поколение, с которым мы, прежде всего, имеем дело, частично уже стало равнодушно к религии и довольствуется сохранением обычаев, традиций и законов чести.
Татары в общем обладают незамысловатым менталитетом, но при этом придерживаются критериев чести и правдолюбивы. В особенности это относится к татарам из горных деревень. В своем чувстве чести он очень легкоранимы. По хорошему эти качества не помешают татарскому солдату. Еще с дома он воспитывается в духе почитания старших. Как потомки древнего кочевого народа, который охотно вспоминает свое боевое прошлое, татары, вероятно, проявят себя как хорошие солдаты и честно исполнят свой долг.
Доля татар в общем населении Крыма составляет примерно 20-25%. Точные данные не сохранились.
Перед началом войны общее количество татар по их собственной оценке составляло около 225 тысяч человек. Немцы были депортированы вглубь Союза — Сибири и Центральной Азии. Евреи по большей части бежали. С оставшимся на месте контингентом поступили в соответствии с общими директивами.
Согласно Распоряжению ОКХ / ГШ сухоп. / Ставка / Управление К (военнопленные) от 18.01.1942 года фюрер без каких-либо ограничений санкционировал формирование татарских соединений. 11-я армия передала 2 января 1942 года начальнику полиции безопасности и СД, оберфюреру СС Олендорфу, учетные данные на татарских добровольцев для формирования татарских рот самозащиты.
3 января 1942 года под его председательством состоялось первое официальное торжественное заседание Татарского комитета Симферополя по поводу начала вербовки добровольцев. Он поприветствовал Комитет и сообщил присутствующим, что фюрер принял предложение татар выступить с оружием в руках на защиту Родины от большевизма. Татары, которые готовы схватиться за оружие, будут рассматриваться как служащие германского вермахта и будут поставлены на то же вещевое, продовольственное и денежное довольствие, что и немецкий солдат.
Председательствующий Татарского комитета сказал в своей ответной речи буквально следующее: «Я говорю от имени Комитета и всех татар и знаю, что татары полностью разделяют мои высказывания! Достаточно лишь призыва германской армии, и татары без остатка посвятят себя борьбе с общим врагом. Для нас является большой честью сама возможность бороться под руководством фюрера Адольфа Гитлера, великого человека германского народа. Укоренившаяся в нас вера дает нам силы, которые мы доверяем без оглядки руководству германской армии. Наше имя должно позднее произноситься с честью одновременно с теми, кто отдал себя делу освобождения порабощенных народов!
После составления плана общих мероприятий, намеченных к реализации, татары попросили разрешения закончить это первое торжественное заседание и одновременно начать борьбу с безбожниками молитвой по их ритуалу и повторили за муллой следующие три молитвы.
Молитва: За достижение быстрой победы и общих целей, а также за долгую жизнь фюрера Адольфа Гитлера.
Молитва: За германский народ и за его храбрую армию.
Молитва: За погибших в боях германских солдат.
На этом заседание закончилось.
Вербовка добровольцев проводилась следующим образом: Вся область Крыма была разделена на округа и подокруга.
Для каждого округа создавались одна либо несколько комиссий, которые состояли из представителей «айнзацгруппы Д» и результативных вербовщиков татар.
Относительно того, как проявили себя татары в боевых операциях против партизан, то в нашем распоряжении уже имеется обобщенный опыт использования татарских рот самозащиты, который в целом может рассматриваться как исключительно положительный. Это суждение касается всех акций, где участвовали татары. Чрезвычайно хороший опыт был приобретен татарскими добровольцами в операциях разведывательных подразделений и при выполнении задач рекогносцировки. Во время проведения отдельных операций роты показали хорошую дисциплину и маршевые возможности. В столкновениях с партизанами и во время небольших боев части добровольцев показали себя во всех случаях с превосходящей противника стороны, полностью либо частично уничтожили партизан или повергли их в бегство, как, например, в районе Бахчисарая, Карабусера и Судака. В последнем случае добровольцы сражались с регулярными русскими войсками. О боевом духе свидетельствуют потери — 400 убитых и раненых. Знаменательно, что при общем участии в операции 1600 человек к партизанам перебежал всего один доброволец. Кроме этого, из отпуска не вернулся один доброволец.
В войсках татары также проявили себя очень хорошо. За очень короткое время они освоились с немецким командным языком и показали за чрезвычайно малым исключением приемлемые достижения. Физическое развитие оставляет желать лучшего, так что при всей доброй воле отдельные упражнения даются добровольцам с трудом. Очевидно отсутствие каких-либо систематических занятий спортом. Они неловко ведут себя во время простых спортивных игр. В караульной службе они проявляют усердие и воспринимают полученные задания с чувством осознанного долга. После соответствующего инструктажа относительно общей дисциплины и поведения по отношению к вышестоящим становится заметно желание добровольцев подчиняться субординации. С помощью соответствующего контроля за короткое время удалось добиться того, что казармы всегда находятся в чистом состоянии. Недостатки в личной чистоте были обусловлены отсутствием тазиков для стирки. При новом призыве татар уже позаботились о том, чтобы они могли взять тазики с собой из дома.
Достигнутые результаты военной подготовки могут быть оценены как хорошие, и это несмотря на нехватку вооружения и оснащения, с которой удалось справиться лишь по прошествии определенного времени. В качестве обуви татары предпочитают шнурованные ботинки, так как традиционно босые ноги татар в сапогах подвергаются потертостям. В качестве связующего звена между брюками и ботинками очень хорошо показали себя самодельные короткие гамаши из русских трофейных шинелей.
Из запасов старого вещевого склада в Симферополе удалось восполнить все отсутствующие компоненты обмундирования и вооружения добровольцев. Результаты стрельбы были не совсем удовлетворительные. Прежнее намерение инструктировать плохих стрелков непосредственно во время стрельбы не оправдало себя. Введением регулярной стрелковой подготовки со стрельбой по мишеням удалось значительно улучшить результаты стрельб. Пулемет был только представлен на обозрение, но возможность стрельбы из него была предоставлена лишь нескольким татарам.
Боевая подготовка была в целом воспринята с большим интересом, однако татары еще не полностью соответствуют физическим требованиям этой подготовки. Форма немецкой атаки всем понятна. Во время этой подготовки стала особенно ощутима нехватка переводчиков. Оправдала себя практика использования пригодных младших командиров (унтер-фюреров) из рядов татар, которые даже выучили во время боевой подготовки некоторые немецкие команды. Те некоторые люди, которые служили в русской армии, едва ли выходят за рамки среднего уровня, однако именно в боевой подготовке они легче понимают распоряжения и приказы.
Вооружение добровольцев может быть легко осуществлено с помощью армии непосредственно после формирования воинских подразделений. Относительно обмундирования можно сказать, что к настоящему времени большая часть добровольцев обеспечена касками и шинелями, однако лишь меньшая часть добровольцев обеспечены и другими предметами вещевого довольствия. Следует подчеркнуть, что обеспечение добровольцев оружием, а также военным обмундированием — при условии, что они имеются в наличии на складах — должно быть максимально быстро реализовано назначенными для этого подразделениями вермахта и тем самым можно будет быстрее преодолеть начальные трудности.
В отношении терапевтического обслуживания добровольцев было дано указание ввести в состав немецкого госпиталя в Симферополе отделение для татар, обслуживаемое татарскими врачами и санитарами.
Настроение татар можно охарактеризовать как хорошее. В отношении немецких инструкторов татары ведут себя послушно и испытывают неподдельную гордость в тех случаях, когда в их адрес высказываются уважительно, будь то на службе или во внеслужебное время. Особой гордостью наполняет их сама возможность ношения немецкой униформы.
Неоднократно высказывались пожелания предоставить в распоряжение русско-немецкие словари. На лицах многих татар можно видеть неподдельную радость, когда они получают возможность ответить немцу немецким словом.
В целом татары могут быть охарактеризованы как послушные и усердные солдаты. Их потенциальная роль в борьбе с партизанами еще не оценена в полной мере. Чтобы понять всю серьезность положения на партизанском фронте, будет небезынтересно привести некоторые данные.
В состав партизанских отрядов входят старые бойцы-партизаны 1918–1920-х годов, коммунисты, партийные активисты, руководители колхозов, чиновники государственных учреждений (природные заповедники и леса) и бойцы органов исполнения приговоров, отставшие от своих частей красноармейцы и матросы. В состав вооружения и оснащения этих разношерстных формирований входят ружья, также автоматические винтовки с глушителями, пулеметы, частично, счетверенные пулеметные установки, гранатометы, автоматы, ручные гранаты, взрывчатка и бутылки с зажигательной смесью («коктейли Молотова»), артиллерийские орудия калибром 76 мм, мортиры калибром 10 см и 17 см, а также зенитные орудия; радиотехническая аппаратура и крупные склады продовольствия и боеприпасов, казармы, подземные бункеры и пещеры дополняют оснащение этих в целом высокобоеспособных частей.
Памятник на могиле Алексея Мокроусова. Фото: mincult.kmu.gov.ua
Руководителем всех партизанских соединений является некто Мокроусов, который еще в русскую Гражданскую войну 1918— 1920-х годов доставил немало трудностей белой армии. Количество партизан на начало 1942 года оценивается в 5000–6000 человек. В результате последних крупномасштабных акций это количество сократилось на 2000 убитых и взятых в плен.
Бесценные услуги, которые оказали татары германскому вермахту, могут быть отражены не только количеством использованных в качестве боевых групп 14-ти рот (1600 человек), но и бесподобным вкладом, внесенным разведчиками, проводниками и знатоками местности.
Большое значение придается духовному воспитанию и указанию на смысл и цель их деятельности в составе германской армии.
Вошедшие в состав германской армии татарские добровольцы подвергаются пропагандистской обработке, то есть воспитываются в антисоветском духе. Для этой цели в армии под руководством начальника отдела 1 А (1 Абвертруппе) создан текущий курс обучения, в рамках которого подходящие люди из рядов добровольцев проходят обучение в качестве пропагандистов. Затем этим пропагандистам после возвращения в свою часть вменяется в обязанность обучать и идеологически влиять на татар-добровольцев на занятиях, периодически повторяемых и контролируемых со стороны тех компетентных подразделений, которым подчиняются добровольческие формирования.
Татарам, находящимся на службе германского вермахта, предоставляется возможность ведения переписки с родственниками. Для этого создана татарская почта.
В заключение к вышеизложенному может быть добавлено следующее: движение крымских татар не может рассматриваться только в мелком масштабе Крыма, его следует оценивать как стартовый импульс к началу всероссийского движения тюркских народов. Необходимо иметь в виду, что тюркские народы СССР насчитывают около 20 млн человек. Потенциальная мощь этих народов еще не получила оценку в полном объеме. В конце этого доклада докладчик еще вернется к этому вопросу. Здесь следует лишь подчеркнуть, что Татарский комитет на своем заседании от 14 января 1942 года расширил свою первоначальную программу, а именно:
«Храбрая германская армия после освобождения остальных областей России от коммунистическо-еврейского господства приступит и к освобождению оставшихся областей. Крымский комитет рассматривает свое участие совместно с германской армией в освобождении мусульман Советского Союза как свой священный долг».
Если принять во внимание то обстоятельство, что азербайджанские татары на Кавказе населяют так важную для нас нефтяную зону вокруг Баку, то непременно следует в дальнейшем использовать подобное восприятие крымских татар для пропагандистской работы и в военных целях.
Коллаборационизм в Советском Союзе, 1941–1945: Справочник по фондам РГВА / сост.: А. Е. Забелин, В. И. Коротаев. — М. : Политическая энциклопедия, 2014
Подробнее http://rusplt.ru/society/kolabratcionizm-9079.html...%252Fkolabratcionizm-9079.html
В 1997 году в Мьянме 12-летние подростки из этнической группы карен Джонни и Лютер Хту (Johnny and ...