stoletie.ru/print.php?ID=195259
О выборе П.Н. Краснова и А.И. Деникина в годы войны
Мне понятно, как можно не любить политику власти, спорить с принимаемыми законами и обличать чиновников-коррупционеров. Но я никогда не смогу понять, как можно родиться в стране, жить в ней и при этом не любить ее.
Подавляющее большинство моих близких, друзей, знакомых, как и я сам, считали ельцинскую власть преступной и разрушительной для России. Мы с болью в сердце говорили, что Россия сейчас в беде, что патриоты отстранены от принятия решений, что бандиты и олигархи разворовывают то, что когда-то построило не одно поколение советских людей. Но при всей ненависти к власти, никому из нас и в голову не могло прийти изрыгания вроде «рашки» или «эрэфии». Глядя на сегодняшние события, задумался: а как же на самом деле относятся эти люди к своей стране? На чью сторону они встанут, случись завтра война? И вспомнились мне история про двух белогвардейских генералов.
Жили-были два русских генерала Антон Иванович Деникин и Петр Николаевич Краснов. Служили ратными подвигами России, да честь берегли. И вот пришли к власти большевики. Люто генералы их ненавидели и дрались с ними не на жизнь, а насмерть. Дрались, да проиграли. Но ни красная шашка, ни пуля комиссарская генералов не достали. Оба успешно покинули Россию и жили в эмиграции.
Прошло 20 лет. 22 июня 1941 года на ненавидимый ими Советский Союз напала самая сильная армия того времени.
Может, кто-то и мог наивно полагать, что в планах Гитлера было освободить по-быстрому Россию от большевизма, и ничего больше не тронув, вернуться на свою территорию. Но сомневаюсь, что высокообразованные лидеры белогвардейского движения, цвет российской эмиграции, считали, что Адольф затеял благотворительность за счет жизней немецких солдат.
Прекрасно понимали они, что война эта пойдет на уничтожение, а поражение в ней будет означать, что Россия навсегда исчезнет с мировых карт.
И тут пути генералов разошлись. Антон Иванович сумел абстрагироваться от ненависти и в 1939 году, понимая, к чему идет дело, призывал эмигрантов не поддерживать Германию в возможной войне с СССР. После оккупации Франции, в которой он проживал, жестко отверг все предложения немцев о сотрудничестве. А вот Петр Николаевич на следующий же день после начала войны произнес свою знаменитую фразу: «Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов, жидов и их приспешников, торгующих Русской кровью. Да поможет Господь немецкому оружию и Хитлеру!» А в сентябре 1943-го, когда уже у самых наивных людей в мире не было сомнений в массовых зверствах фашистов, генерал Краснов возглавил свой последний поход против России в должности начальника Главного управления казачьих войск Имперского Министерства Восточных оккупированных территорий Германии.
Покинули этот мир генералы в один год. 16 января 1947 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР Петр Краснов был повешен в Лефортовской тюрьме, как человек, воевавший со своим народом. А 7 августа того же года, генерал Деникин скончался от сердечного приступа в больнице Мичиганского университета в Энн-Арборе и был похоронен на кладбище в Детройте с воинскими почестями, как главнокомандующий союзной армии.
Сегодня, 9 мая, мне хотелось бы всем оппозиционерам задать один вопрос: а вам путь какого из генералов ближе? Антона Ивановича или Петра Николаевича?
Виктор Елкин
09.05.2013 | 13:06
Специально для Столетия
Сегодня среди обывателей стало модным вопрошать Русскую Церковь: а что, дескать, она, вообще сделала для страны? Дабы не растекаться мыслью по древу заострим внимание на вклад Церкви в годы Великой отечественной войны. А именно создание на средства, собранные духовенством и мирянами, танковой колонны "Дмитрий Донской" и авиационной эскадрильи "Александр Невский".
Танковая колонна «Дмитрий Донской»В марте 1944 г. митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) выезжает на фронт для передачи Красной Армии танковой колонны имени Димитрия Донского — дара Русской Православной Церкви.
7 февраля 1944 г. армии была передана армии танковая колонна «Дмитрий Донской», построенная на деньги, собранные Церковью еще с начала 1943 г. Акт передачи состоялся у деревни Горелки, что в 5 км северо-западнее Тулы, по месту расположения комплектующих военных лагерей. Колонна состояла из 40 танков Т-34-80.
Сообщив о патриотической деятельности Церкви, ее нерушимом единстве с народом, митрополит передал бойцам привет, подарки и благословение Русской Православной Церкви и патриарха Сергия. В своей речи перед танкистами архиерей дал им напутственный наказ: «Вперед, дорогие воины, во имя полного очищения нашей земли, во имя мирной жизни и счастья нашего народа. На святое дело — вперед!»
Свой первый бой танкисты колонны «Дмитрий Донской» приняли на 1-м Белорусском фронте, где «...прорвали сильно укрепленную оборону немцев».
Менее чем за два месяца 38-й полк прошел с боями свыше 130 км и более 500 км сумел преодолеть маршем по бездорожью на своих танках. За проявленные мужество и героизм 49 танкистов колонны имени Димитрия Донского из 38-го полка были награждены орденами и медалями СССР. 21 солдат и 10 офицеров полка пали смертью храбрых на полях сражений, 19 человек из них сгорели в боевых машинах.
Авиационная эскадрилья "Александр Невский"Активную бескорыстную помощь оказывали защитникам Родины все слои нашего общества. Не могу не сказать о том, что в годы Великой Отечественной войны большие взносы делала в Фонд обороны страны и Русская православная церковь.
5 Января 1943 года "Правда" опубликовала Послание митрополита Московского Сергия. "Нашим особым Посланием, - говорилось в нём, - приглашаю духовенство, верующих жертвовать на постройку колонны танков имени Димитрия Донского. Для начала патриархия вносит 100 000 рублей, Елоховский кафедральный собор в Москве - 300 тысяч, настоятель собора Колчицкий Николай Федорович - 100 тысяч".
На Послание откликнулись буквально все епархии. Так, уже через несколько дней "Правда" опубликовала сообщение, что Ленинградская епархия в условиях блокады собрала и внесла в Фонд обороны 3 182 143 рубля. Благочинный города Горького протоиерей Александр Александрович Архангельский сообщил:
"Наша церковная община в 1942 году внесла наличными в Госбанк 2,5 миллиона рублей в Фонд обороны. Героическое наступление доблестных советских войск, предпринятое в последнее время одновременно на нескольких фронтах, и достигнутые при этом успехи ещё больше воодушевили всех честных русских людей к подвигам на скорейшее освобождение родной земли...
...Вношу лично от себя 200 тысяч рублей на постройку нового боевого самолёта эскадрильи имени прославленного историей русского боевого вождя Александра Невского...
Я призываю всех православных церковнослужителей на свои взносы создать грозную для врага могучую боевую эскадрилью "Александр Невский".
На истребителе с надписью на борту "Александр Невский" сражался известный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза, Александр Дмитриевич Билюкин. Всего за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолёт противника.