В творчестве этого советского киноактера и эстрадного певца ярко ...
... эстрады и кино,
и музыканты Леонид ...
Во все времена Одессе было тесно в рамках заурядного губернского города. В разных областях знания и ...
Передача от 16 сентября 2011
Название передачи “Все тайны Михаила Муромова”
Смотреть онлайн ...
... Громов вспоминал, что
не только ходил ...
 

Мощная лысина, густые усы, атлетическая фигура, двенадцатиструнка и обязательное исполнение своих произведений в живую – Розенбаума ни с кем не спутаешь. Врач-анестезиолог по первой профессии, он давно и прочно занял свое место на эстраде. А его песни стали частью народного фольклора, войдя в нашу жизнь легко и навсегда.
Гоп-стоп, мы подошли из-за угла,
Гоп-стоп, ты много на себя взяла. Никто уже не помнит о том давнем студенческом спектакле по мотивам «Одесских рассказов», к которому и была написана стилизованная под блатняк песня про лихого налетчика Сэмена, а «Гоп-стоп» до сих пор с удовольствием поют в самых разных компаниях. Даже те, кто не знаком с творчеством писателя Исаака Бабеля.
В этот период Розенбаум в чем-то перекликается с ранним Высоцким и Аркадием Северным, блатные песни которых, в свою очередь, выросли из знаменитой «Мурки» композитора Оскара Строка и кинодраматурга Якова Ядова, написанной в начале 20-х годов ХХ века. В 90-х годах это музыкальное направление назвали русским шансоном, включив в него таких исполнителей, как Михаил Круг, Михаил Звездинский, Анатолий Днепров, Евгений Кемеровский, Григорий Лепс, Вилли Токарев и Михаил Шуфутинский.
Розенбаум же один из первых своих альбомов посвятил памяти Аркадия Северного, отдав тем самым дань этой странице жизни. И пошел дальше. Как заметил бы Высоцкий, «своей колеёй».
Работа на «Скорой помощи» и одновременно активная музыкальная деятельность требовали от потомственного врача и выпускника ленинградской музыкальной школы № 18 определиться. Кто же он и что для него важнее? Наверное, в 1980-м город на Неве потерял хорошего реаниматолога, зато страна приобрела талантливого музыканта.
Его знаменитый «Вальс-бостон» - еще одна грань таланта Розенбаума.
На ковре из желтых листьев в платьице простом,
Из подаренного ветром крепдешина
Танцевала в подворотне осень вальс-бостон,
Отлетал теплый день и хрипло пел саксофон.И снова стопроцентное попадание в слушателя. Грустный и красивый вальс, который исполняется под негромкий аккомпанемент гитары. Одно из лучших произведений отечественного городского романса.
Творчество Розенбаума близко и к самодеятельной песне, поэтическому направлению, проросшему во второй половине ХХ века из под «асфальта» советской официальной эстрады. Например, розенбаумовский «Вальс 37-го» в чем-то перекликается с песнями Юрия Визбора, Юлия Кима, Ады Якушевой.
На дорогу, что вдали от Неглинки,
Пролилась ко мне музыка синим дождем...
Ради Бога, не снимайте пластинки,
Этот вальс танцевали мы в тридцать седьмом.Ленинградец по рождению и духу, Розенбаум во многом родственен светлой лирике шестидесятников, особенно, в своих балладах, посвященных родному городу.
Налетела грусть,
Ну что ж, пойду, пройдусь,
Ведь мне ее делить не с кем.
И зеленью аллей,
В пухе тополей
Я иду землей Невской.Однако, серцевину авторской песни составляют сочинения прежде всего студенческие и туристические. Как пел Юрий Визбор, «вот это для мужчин – рюкзак и ледоруб». Романтика путешествий, испытание себя в условиях пусть и чуждых интеллигентному горожанину, но мирных, вот, пожалуй, основной смысл лучших КСП-шных произведений. Главный герой этих песен ехал, в основном, «за туманом и за запахом тайги».
Розенбаум преодолевал себя на войне, трижды побывав в Афганистане. Зачем? Хотелось проверить себя, как человека. Практически, по Хемингуэю, который тоже имел плохое зрение, как и Розенбаум, но сумел попасть на фронт, пусть и водителем-добровольцем Красного Креста. В итоге, человечество получило роман «Прощай оружие».
Розенбаум же создал цикл песен, посвященный нашим солдатам, выполняющим нелегкий долг на той незнаменитой войне. Страна, которую информировали лишь о том, что наши солдаты в Афганистане заняты посадкой деревьев в помощь братскому восточному народу, узнала о происходящем из жестоких строк «Дороги, длиною в жизнь», «Каравана» и «Черного тюльпана».
В Афганистане, в «черном тюльпане»,
С водкой в стакане, мы, молча, плывем над землей.
Черная птица через границу
К русским зарницам несет наших братьев домой.Страшный образ ненужной войны, через которую летчикам с их печальным грузом нужно обязательно пробиться сквозь враждебные горы к своим. Иначе «парни второй раз умрут».
Командующий 40-й армией, которая воевала в Афганистане, генерал-полковник Всеволод Громов вспоминал, что певец не только ходил в засады и действовал со спецназом, но и много времени проводил на отдаленных заставах, выступая перед бойцами. «Если сравнивать всех артистов, которые там были, в основном, они выступали в так называемых клубах, Саша же большую часть времени старался побывать там, где тяжелее всего», - отмечал генерал.
Еще дальше от КСП-шного стиля отстоят казачьи песни Розенбаума, о которых он с юмором отозвался так:
Дитя подвалов и чердачных лестниц -
Родился я на проходном дворе.
И коль еврей поет казачьи песни -
То, значит, раки скоро свистнут на горе!Наряду с «Гоп-стопом» и «Вальс-бостоном», эти произведения поют с удовольствием и прежде всего, сами казаки. Уж больно образы точные и слова складные. Получился своего рода гимн казачеству, которое в ХХ веке очень сильно хотели уничтожить на корню.
Не буди атаман есаула верного
Он от смерти тебя спас в лихом бою.
Да еще сотню раз сбережет, наверное,
Не буди атаман ты судьбу свою.Розенбаум – многогранен и каждый волен выбирать из его творчества что-то свое. Врачи, например, любят его «Утиную охоту»: «Лечить - так лечить! Любить - так любить! Гулять - так гулять! Стрелять - так стрелять!» Моряки – «Флагманский марш: «Мы в кильватерном гордом строю,//Сбережем честь и славу свою».
А вам какие его песни нравятся?