Жизнь современного ребенка меняется в шесть лет. Устанавливаются отношения с окружающими и ровесниками, изменяются виды деятельности, общения. Ведущей деятельностью становится обучение: появляются новые обязанности, требующие беспрекословного выполнения, по-другому воспринимают ребенка родные и близкие люди. Младшие школьники эмоционально уязвимы. У них развивается чувство собственного достоинства, внешним выражением которого является гневное реагирование на любое унижение их личности и позитивное переживание похвалы. Успеваемость ребенка в учебе во многом зависит от степени готовности его в школу.
Павел Пожигайло: «Если литературой XIX века мы будем бить по стране, она рухнет». Руководитель Комиссии Общественной палаты по культуре разъяснил «КП» свои претензии к классикам
Системный математик, экс-сотрудник ГРУ, экс-замминистра культуры, а ныне кандидат исторических наук и глава культурной комиссии Общественной палаты Павел Пожигайло недавно выступил со смелой инициативой - избавить школьников от слишком подробного изучения «либеральных» классиков XIX века. Их от греха подальше «следует поставить под особый контроль». А сказки Щедрина, оказывается, «представляют опасность для детей».
Обозреватель Владимир Ворсобин пригласил Пожигайло в радиостудию «КП», чтобы глава комиссии Общественной палаты разъяснил свои претензии к классикам.
НАРОД НЕ ЧИСТ
- Не знал, что литература XIX века так опасна...
- Я был очень удивлен, когда на меня обрушился вал оскорблений от деятелей культуры. А я всего лишь задался вопросом: мы должны воспитывать детей или нет? Допустим, должны. Чему? Давайте сформулируем. Потому что на нашу Общественную палату валятся страшные цифры: наркомания, суициды, разрушенные браки...
- А в разрушенных браках, извините, тоже Салтыков-Щедрин и «Ревизор» Гоголя повинны?
- Когда речь шла о «Ревизоре», я говорил, что Гоголь после него 10 лет не писал. В своих письмах Гоголь признается, что очень расстроен. Ведь персонажи «Ревизора» - это грехи одной души, воплощенные в разных характерах... Но автор с ужасом обнаружил, что вместо лечения и исцеления люди, наоборот, любовались грехами...
- То есть «Ревизор» противопоказан школьникам?
- Да пусть он останется в школе! Только после преподавания «Ревизора» дайте школьникам избранные места «Переписки с друзьями» Гоголя, и тогда будет понятно, почему он сжег второй том «Мертвых душ». А лучше тяжелые книги отложить на потом, а дать детям сказки Пушкина, «Капитанскую дочку»...
- Они безвреднее...
- Давайте откровенно - часть писателей ХIХ века идеологически подковали будущих революционеров. Белинский, Добролюбов, Чернышевский формировали линию «темного царства» (описанного в «Грозе»), они формировали мировоззрение, оторванное от православия. Где человек возносился как главная единица и знаменатель общественной жизни. И в конечном итоге это привело к революции 1917 года. Я десять лет изучал Столыпинские реформы (защищал диссертацию), и было удивительно - как успешно развивающаяся страна после 1905 года вдруг свалилась в революционный котел.
- Я правильно понял, что вы хотите оградить детей от авторов, критикующих пусть царскую, но власть?
- Мое личное мнение таково: идея литературы ХIХ века - что власть по определению виновна, а народ по определению чист - и привела к революции. Салтыков-Щедрин в своих произведениях делает виноватым власть, чиновника, превращает их в дремучее царство, а народ везде чист. Но народ не чист.
- Народ не чист?.. Это вы смело.
- История ХХ века - это «Преступление и наказание». Гуманистические попытки интеллигенции в образе Ивана Карамазова найти вариант освобождения народа от старухи процентщицы. А потом страдания, каторга, 70 лет коммунизма. В 1991 году Россия нашла Евангелие под подушкой, как Раскольников. Но сегодня, с моей точки зрения, мы живем в образе Лужина (Лужин - антипод Раскольникова в «Преступлении и наказании». Успешный и циничный карьерист. Он способен любить и ценить только деньги, но маскирует свою безнравственность под прогрессивные взгляды. - Ред.). Теперь понятно, зачем Достоевский сочинил этого героя. Он пророчествовал на 150 лет вперед. Поэтому Достоевский развенчивал гуманизм как мог.
- А чем плох гуманизм?
- Он предполагает атеизм. И тут я согласен с Достоевским и Гоголем. Достоевский говорил: «Человек без Бога превращается в животное», «Если истина вне Христа, я буду с Христом, а не с истиной». А Гоголь: «Каждый человек должен войти в калитку Евангелья, иначе он не человек».
КЛАССИКИ
ВЫГОДНЫ ЛИБЕРАЛАМ
- Вы считаете, что наши классики довели народ до революции. Но чуть ли не половина страны считает - 17-й год не так уж и плох. Освобождение от царизма...
- Только какова цена этого освобождения!
(В эфире звучит отрывок из Николая Некрасова:
Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную и научись мужика уважать. Да не робей за Отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ. Вынес и эту дорогу железную Вынесет все, что Господь ни пошлет. Вынесет все - и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе. Жаль только - жить в эту пору прекрасную, уж не придется - ни мне, ни тебе.)
- Некрасов не прав?
- Он плох тем, что 30 миллионам человек жить не пришлось после 1917 года. Давайте откровенно! К кому Некрасов обращается в этом произведении? К Богу? Нет. К народу, который грудью проложит сам дорогу себе. Это называется реалистический гуманизм литературы ХIХ века, яркими представителями которого были Островский, Тургенев и Некрасов. Да, это позиция. Я за то, чтобы это преподавалось в школе. Но чтобы преподавался и Достоевский. Я за то, чтобы не было односторонней идеализации либеральной позиции. Потому что в противном случае именно эта позиция
идеологизирует школьников.
- В чью сторону идеализация?
- В сторону либералов.
- И чем это навредит детям?
- Государства не будет.
- И его развалит Салтыков-Щедрин, который критиковал царский строй?
- Если с помощью литературы XIX века мы будем бить по стране, она рухнет.
- Но если народ в XXI веке ненавидит чиновников так же, как в XIX, неужели Некрасов в этом виноват? Может, чиновникам лучше измениться, чтобы не походить так на героев «Города Глупова»?
- Быстро не получится - сегодня чиновники обладают слишком низким уровнем культуры.
- Какие еще книги нужно изъять из школьной программы?
- Я считаю, что нет смысла преподавать Улицкую и Пелевина. Вместо них надо вернуть Лескова и Куприна. Потому что ни «Гранатового браслета», ни «Очарованного странника», ни «Левши» в этой системе, которую Минобразования предлагает, нет.
- Но с «государственной» точки зрения «Левша» - тоже рискованное произведение. Сомнительное. Непатриотичное...
- Ну как же?! Сам Левша патриотичен.
- Да, но финал его истории вспомните...
Слушатель Радио «КП» Сергей:
- Ни в коем случае нельзя давать чиновникам изымать то, что им не нравится. Им не нужны умные люди, нужны исполнительные. А то вмешиваются и однозначно выставляют на весы, что народ плохой, а государи хорошие. И ваш гость уже так завуалированно это высказал. Гнать таких в шею!
- (Обижено.) Разве мое предложение хуже, чем сегодняшние учебники? За что же меня так гнать в шею? Ведь главное наше предложение, чтобы учебники и методики разрабатывались открыто, в общественных обсуждениях с преподавателями литературы.
ИМЕЕТ ЛИ НАРОД ПРАВО НА ВОССТАНИЕ?
- Вы, мне показалось, глубоко верующий человек.
- Да, в 34 года я стал исповедоваться и причащаться. И, конечно, я поменял свою жизнь, круг друзей, я отказался от многих вещей, присущих современному миру, - 12 лет я не играю в карты, не хожу в казино. У меня пятеро детей.
- И вы хотите нести религию школьникам через школу...
- С моей точки зрения, «Уроки православия» в школе скорее вредят воцерковлению, потому что прямолинейно вдалбливают его в детские умы. Считаю, что воцерковление должно идти через русскую литературу.
Ведь «Преступление и наказание» без знания Библии, без знания истории Каина и Авеля трудно понять, почему жертва Раскольникова не была принята... Но сейчас у школьников очень странные учебники. Например, Коровина - языческий абсолютно! Там идет речь о народе, народности как о смысле существования государства... А Бога нет! Именно поэтому часть русской классики стала идеологией будущих революционеров. Как Достоевский говорит, если Бога нет, то все возможно. И в конечном итоге они пошли за ложной целью, борясь за народное счастье. И если мы будем повторять ошибки XIX века, то все закончится потрясениями. В учебнике Коровина, например, есть тезис - народ имеет право на восстание, вот куда это годится?!
- А разве народ не имеет такого права?
- (Задумывается.) Хороший вопрос. Он имеет право защищать свои права, но не на восстание.
- Даже если его угнетают?
- Согласен. Но в учебнике это позиция гуманистическо-нигилистического превосходства.
КСТАТИ
Еще одна недавняя цитата Павла Пожигайло (произнесено в эфире радиостанции «Голос России»):
«У нас и так народу немного, демография неважная. Поэтому у меня есть категоричная уверенность, что какой-то период вообще не надо учить иностранным языкам, чтобы люди не уезжали из страны... Русский язык самодостаточен. Русская литература самодостаточна. Мы подсчитали: количество гениальных композиторов и писателей в России составляет больше половины от числа мировых. Представляете, каким богатством, кроме нефти и газа, мы обладаем!»
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
О чем спорите, господа?
Довелось и мне немножко пообщаться с Павлом Анатольевичем. Этот наш разговор да беседа коллеги Ворсобина убедили меня - главный по культуре в Общественной палате школьной жизни вообще не представляет. И все его литературные инициативы - это так, из разряда политической активности. Мол, мы тут в палате не дремлем, из последних сил стоим на страже государственных интересов. Было недовольство на высшем уровне инициативой ввести в программу современных авторов и искоренить исконно русских классиков? Пожалуйста - вот вам реакция общественности. Мы тоже против и уже готовы отреагировать.
Ну а то, что на самом деле никто из программы Лескова и Куприна не изгонял, - это ведь мелочь. И то, что Улицкая с Пелевиным предлагались в качестве дополнения, в списке литературы для самостоятельного чтения (правда, умный словесник и без рекомендаций Российской академии образования знает, что посоветовать ученикам почитать), - ну зачем обращать внимание на факты, выбивающиеся из общей концепции? А концепция понятна - неведомым образом либералы (сегодня синоним плохих, антигосударственных людей) протащили в школьную программу литературу, разрушающую отечественную государственность. И плевать на то, что программа по литературе во многом повторяет советскую, которую уж точно нельзя было заподозрить в непатриотичности.
Мне Павел Анатольевич рассказывал, что для создания новой программы по литературе срочно надобно создать некую ассоциацию учителей литературы. И в качестве кандидатуры на пост ее руководителя предложил Евгения Васильевича Ямбурга, директора столичного центра образования № 109, учителя истории.
Сначала я удивился: так и без того профобъединений учителей русской литературы выше крыше. Даже всероссийский съезд словесников недавно проходил. А потом понял: работа в Общественной палате - это же временное дело. А вот если возглавить ассоциацию, которая займется великим государственным делом - изъятием из школ Салтыкова-Щедрина да Гоголя... Это же гарантированное занятие лет этак на пять, а если с помощниками - так и на все десять...
Ну а школа? Да школе на самом деле сегодня
уже все равно, будет ли в учебниках Салтыков-Щедрин со своими сказками, Лесков или Толстой. Лучшие учителя литературы жалуются - дети не читают. Компьютеры, социальные сети, кино, с трудом по паре параграфов в день - школьные учебники... Подвиг вообще заставить прочесть книжку. Не из программы, а вообще. Из тех, что учат доброму и светлому. Извернуться надо, чтобы на уроке дослушали про Державина или Короленко...
Вот о чем надо бы срочно думать. КАК увлечь ребят чтением? Как научить их включать мозги (а именно это и делает литература)? Как отвадить от всех этих кратких пересказов Достоевского и Толстого, которые тоннами лежат в книжных магазинах?
А тасовать классиков... Для карьеры полезно. Для развития нынешнего молодого поколения - дело зряшное.
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»
У моего старшего сына Семы 25 марта было День рождения - на преп. Симеона Нового Богослова. Собрались в узком семейном кругу. Надарили всяких разностей: микроскоп, телескоп, радиоуправляемого робота, развивающие игры...
Кроме всего прочего, бабушка (моя мама) купила увлекательную книгу "101 дело, которое нужно спеть сделать до того, как повзрослеешь". Взялся полистать. В книге узнал как, например, можно сделать "окопное" радио из бритвочки, проводов, булавки и катушки от ниток и много других разных интересностей.
Сразу началось ощущение, что книга адресована не русскому ребенку, а англодумающему. Короче говоря, не для нашего менталитету. И точно, в выходных данных стоит австралийское издательство. Короче говоря, книжка из разряда переводной литературы.
Скоро в книге начались педагогические сюрпризы. Ладно, не буду ворчать тут по поводу нехристианского пособия по хиромантии, в котором подробно рассказывается как гадать по руке со всеми эзотерическими приблудами. Стиснув зубы пропущу тот факт, что наряду с обучением игре на губной гармошке и гитаре вашему ребенку предложат научиться азартной игре в покера.
Глава "Предложи остроумные колкости" повергли меня просто в шок. Не поленюсь - процитирую:
"Не подшучивай над людьми, которые искренне обижаются. Если ты доведешь кого-нибудь до того, что он, всхлипывая, убежит, ты просто будешь выглядеть идиотом и никому не понравишься. Однако если произносить колкости в подходящий манере, они могут быть действительно очень веселыми, особенно если они происходят в виде перепалки колкостями с твоими друзьями. Секрет хороших колкостей-в находчивости. Тебе нужно уметь быстро найти классную и неожиданную остроту в ответ на то, что кто-то только что произнес".
Далее идут готовые заготовки, которые детям предлагается использовать на своих друзьях и знакомых. Это просто прямые оскорбления. "Наслаждайтесь":
[Прочитайте инструкцию по издевательствам >>>]
Если ты хочешь дать понять, что кто-то глуп, попробуй сказать:
Когда Бог разбрасывать с небес интеллект, наверно, ты был под зонтиком.
Твою голову посетила мысль? Наверно, это было одинокое путешествие.
Назвать тебя глупым было бы оскорблением для глупых людей.
Если мне когда-нибудь понадобится трансплантация мозга, я выберу твой, потому что мне хотелось бы получить мозг, который никогда не использовался.
Отказываюсь принимать участие в состязании в остроумии с безоружным человеком.
Если ты намекаешь на то, что кто-нибудь занудлив:
Продолжайте говорить. Когда мне интересно, я всегда закрываю глаза и храплю.
Я слышу все, что ты говоришь; просто мне все равно.
Разве не нужна лицензия на то, чтобы быть таким занудой?
Извините, я отвлеклась. Просто я пыталась представить вас в качестве личности.
Если ты подразумеваешь, что кто-то ужасен:
Вы не думали о том, чтобы засудить своих родителей за то, что они вам дали такое лицо?
Надеюсь, вы не против, если я сниму очки во время разговора с вами. Так приятнее.
Как так произошло, что вы носите маску Франкенштейна? Сегодня бал-маскарад?
Как, вы здесь? Я думал, зоопарк на ночь закрывается.
Несомненно, вы стукнулись о каждую ветку, когда свалились с ужасного дерева, не правда ли?
Чем дальше, тем страшнее... В разделе "Розыгрыши" наряду с безобидными фокусами детям предлагается поиздеваться над своими гостями. То нужно застелить гостю постель таким образом, чтобы он в ней запутался и начал раздражаться... А вот пассаж авторов, которые намекают как получить удовольствие от негостеприимной пакости:
"Чем более раздраженной становится жертва, тем смешнее будет тебе, стоя за дверью и похихикивая"
В другом месте авторы предлагают сыграть шутку со своими знакомыми или дальними родственниками. Короче говоря, нужно позвонить сначала одному и рассказать, что познакомит его с глуховатым человеком, а значит нужно говорить с ним громче. А потом тоже самое проделать с другим. А потом представить их друг другу и...
Затем можешь удалиться, и вы с друзьями будете наблюдать за двоими дурачками, орущими друг на друга - безо всякой видимой причины. Обычно происходит так, что их разговор становится все горомче и громче, по мере того, как жертвы стараются перекричать друг друга. Очень смешно.
Вы полагаете это смешно? Вот такая педагогика... Но это еще не все, чему хотят научить ваших детей заграничные советники. Глава сей книги "Попробуй обмануть" прямым текстом учит мальчишек и девчонок методично врать, на моргнув глазом. Не буду приводить здесь инструкцию по искусству обмана.
Это лишь некоторые "прелести" этой книги. Не буду утомлять вас. Но покупать такую книгу своим детям, братьям-сестрам, племяшам, крестникам - не советую... если не хотите, чтобы ваш родной человечек вырос злобным циником, воспользовавшись данным пособием...
Трансперсональная арт-терапия (ТПАТ) Дианализ (Владимир Юрьевич Завьялов, Диалектико-феноменологический анализ, А.Ф.Лосев, Dianaliz) Психология 3000 (Психология Третьего тысячелетия, Psychology 3000, Олег Гадецкий, Марина Таргакова, Сергей Аваков, Psychology of the Third Millennium) Развитие творческих способностей (Творческое развитие, Развитие креативности, Тренинг креативности, Ментальные карты, Развитие творческого мышления, Развитие воображения, Мозговой штурм) EFT (ЕФТ, Emotional Freedom Technique, Гарри Крейг, Garry Craig, Техника Эмоциональной Свободы, ТЭС, Быстрая эмоционально-направленная трансформация, FasterEFT) Метабизнес (Мета-бизнес, Meta-Business, Шоди Каримов, Куддус аль Бухорий) Сакральная геометрия (Цветок жизни, Анх, Звезда Давида, Мандалы, Янтры, Золотое сечение, Платоновы тела, Чаша Грааля, Sacral geometry) Жизнь в любви (Жизнь из сердца, Жизнь в состоянии любви, Жизнь в потоке любви, Life in love, Безусловная любовь, Према) Кранио-Сакральная терапия (Краниосакральная терапия, Сакральная терапия) Система здоровья Ниши (Кацудзо Ниши, Золотые правила здоровья, Система Ниши, Японская йога)