2016-12-15 14:10:28
Талмуд рассказывает о великом праведнике, рабби Пинхасе бен Яир, который никогда не ел у других ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Талмуд рассказывает о великом праведнике, рабби Пинхасе бен Яир, который никогда не ел у других евреев. Вот как объяснял свое правило сам рабби Пинхас: «Евреи – святой народ; есть среди них такие, у кого недостаточно пищи и для себя, но несмотря на это, угощают других; а есть такие, у которых достаточно пищи, но они делятся с неохотой».
У первых – не имеющих достаточно пищи – рабби Пинхас бен Яир не ел по понятной причине: он не желал оставлять их без еды. Рамбам пишет: кто ест трапезу хозяина, и известно ему, что хозяину недостает трапезы для себя, тот считается как грабитель, даже если хозяин его угощает.
У вторых – имеющих достаточно пищи, но дающих ее неохотно – рабби Пинхас бен Яир тоже не желал есть: ведь хозяин не хочет делиться пищей и угощает только потому, что ему стыдно. О таком царь Шломо сказал (Мишлей, 23, 6): «Не вкушай хлеба скупого и не возжелай яств его, ибо как он думает в душе своей, таков он и есть: «Ешь и пей!» – скажет он тебе, а сердце его не с тобою».
Тосфот задает вопрос: почему рабби Пинхас бен Яир называет святыми даже тех, кто дает с неохотой?
И отвечает на него следующим образом: из того, что эти люди ощущают чувство стыда, не угостив ближнего, – мы видим, что они понимают, насколько важно угостить ближнего, и, следовательно, в них есть элемент святости.
Рамхаль построил свою знаменитую книгу «Месилат Ешарим» («Путь праведных») на высказывании рабби Пинхаса бен Яир о том, как человек может достигнуть истинной святости. Тот, кто изучает эту книгу, видит, насколько большое значение придает рабби Пинхас бен Яир чистоте мысли и намерений! Но это не мешает ему относиться благожелательно к каждому еврею и ценить каждое положительное качество другого, сколь малым оно ни казалось бы нам.
И здесь есть над чем задуматься и что выучить:
Человек должен относиться предельно критично к себе и к своим поступкам, но других судить «лехав-зхут» – с благосклонностью – и ценить каждый их добрый поступок и достоинство, какими бы незначительными они нам ни казались.
И такова природа всех праведников: искать в других достоинства. Грешники же, наоборот, ищут в ближнем только отрицательные качества и недостатки. И об этом сказал царь Шломо: «Когда торжествуют праведники, велика слава, но, когда возвышаются нечестивые, будет изыскан человек». Объясняет Рабейну Йона: «Праведники возвышают и почитают людей за каждое достоинство, которое у них есть, грешники же ищут недостатки людей и их ошибки, чтобы унизить их, и это – несмотря на то, что те уже оставили свои дурные поступки и сделали тшуву».