О красоте и грации Майи Плисецкой сказано и написано много. Однако больше всего в балерине привлекает ее строгий и сильный характер. Накануне 85-летия примы мы собрали самые интересные факты ее биографии.
О балерине Майе Плисецкой
Майей Плисецкой восхищен весь мир. Часто движения ее гибких рук и корпуса сравнивают с трепетом крыльев плывущего лебедя, превращением девушки в птицу. Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем стала мировой легендой. Критик парижской газеты «Фигаро» уверял, что ее руки в «Лебедином озере» движутся «не по-человечески» и что, «когда Плисецкая начинает волнообразные движения своих рук, уже больше не знаешь – руки это или крылья, или руки ее переходят в движения волн, по которым уплывает лебедь».
В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Майи Плисецкой малой планете № 4626.
Уже более 50 лет сердце Майи Плисецкой принадлежит композитору Родиону Щедрину. «Он продлил мою творческую жизнь по крайней мере на 25 лет», – говорит Плисецкая о своем муже. Щедрин всегда находится рядом с Плисецкой, будь то гастроли или путешествия. Известно, что балерина всегда хранит свою красную помаду в кармане его пиджака, потому что сама всегда все теряет.
В 1962 году Майя Плисецкая познакомилась с братом президента США, политиком Робертом Кеннеди, с которым, как оказалось, она родилась в один день. Кеннеди, слывший донжуаном, проявлял знаки внимания к балерине – дарил цветы и драгоценности. «Что это было? – рассуждала балерина спустя много лет. – Флирт не флирт. Игра не игра. Зов не зов… Что-то нас взаимно влекло друг к другу… Мы были друг другу интересны». Через несколько лет на американского друга Майи Плисецкой было совершено покушение, и он скончался. У советской примы в этот день был назначен концерт в «Метрополитен-опера». Перед поднятием занавеса представитель дирекции театра сообщил публике: «В знак траура по Роберту Кеннеди, в честь его памяти, Майя Плисецкая станцует «Умирающего лебедя». Весь зал в едином порыве встал.
У Майи Плисецкой нет детей. «Балет предусматривает помимо всего прочего замечательное телосложение и отличную физическую форму, – оправдывает ее сегодня Родион Щедрин. – После родов с любой женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…» Сама же Плисецкая на этот счет заявляет: «Семей с детьми много. Майя Плисецкая – одна».
Майя Плисецкая отличается прямолинейностью. Однажды в интервью на вопрос о том, как ей удается быть стройной, она озвучила самый простой способ похудеть: «Меньше жрать. Другой способ хорошо выглядеть человечество еще не придумало». Фраза мгновенно стала крылатой. Несмотря на это, Плисецкой нравится вкусно поесть, как призналась в одной из автобиографических книг. Любимое ее блюдо, как ни странно, селедка, которую она нежно величает «селедой».
По воспоминаниям Майи Плисецкой, самый дорогой подарок она получила в Париже от выдающегося танцовщика Сержа Лифаря – он познакомил балерину с Коко Шанель. «В ее бутике нас встретила прямая, изнуренно-худая, строгая хозяйка, которая протянула мне две морщинистые сухопарые руки. Коко было уже за 80. Специально для меня и Лифаря хозяйка заставила манекенщиц продемонстрировать новую коллекцию. Когда ей не нравилось, как девушки двигались, она сама поднималась и показывала, как надо носить наряд. И в те мгновения Коко выглядела на 20 лет». Тогда Шанель пожелала Плисецкой никогда не сдаваться и произнесла знаковую для примы фразу: «Характер – это и есть судьба».
Общеизвестно, что больше 30 лет она одевается у одного кутюрье – Пьера Кардена, с которым познакомилась в 1971 году на фестивале в Авиньоне. Он автор лучших сценических костюмов балерины. «У него абсолютный вкус. В моделях платьев – та же красота, что на средневековых картинах, где изображены мадонны в роскошных одеждах». «Карден сделал мне много бесценных костюмов и ни разу не попросил денег», – удивляется Майя Михайловна.
Майя Плисецкая нечасто появляется на обложках глянцевых журналов. Одной из самых запоминающихся съемок стала работа балерины с известным фотографом-француженкой Беттиной Реймс (Bettina Rheims) для Elle в 2006 году.
Последние 15 лет Мая Плисецкая пишет автобиографии. В печать уже вышли две книги – «Я, Майя Плисецкая...» и «Тринадцать лет спустя». «Чтобы фраза была короткая, емкая и выразительная, я переписывала ее раз по десять, мучительно. И после этого редактировать себя не разрешаю. Ни слова, ни запятой», – признается прима.
Факты позаимствованы у сайта wday.ru.
Видео: фрагмент из фильма «Балет» 1975 года. «Умирающий лебедь», Майя Плисецкая