Леший – хозяин леса и его дух в мифологических представлениях славянских народов, популярное действующее лицо множества сказок и историй. Нет такого леса, в котором не обитал бы леший, но особенно ему по душе еловые. Одевается он, как обычный человек, но с несколькими отличительными признаками: левая пола запахнута за правую и обувь перепутана. Глаза зеленые и горящие.
Леший может предстать в любом образе и обернуться кем или чем угодно: животным, птицей, растением, да хоть пнем, ведь он не просто дух леса, но и его душа, его сущность.
Есть у него ещё одна интересная особенность, отличающая его от других духов: когда леший идет лесом он ростом по верхушки самых высоких деревьев, когда лугом-с травинку, невидимый под любым листочком. Правда на луга он выходит редко, ведь необходимо соблюдать права своего соседа-полевика. Да и в деревне он старается лишний раз не появляться, чтобы не конфликтовать с домовыми-хранителями дома, и баенниками-довольно зловредными духами, живущими в бане. Ну а если в деревне есть петухи чисто черного цвета или "черепаховые" кошки, то лешего там днем с огнем не сыщешь.
Зато в лесу он и полноправный и неограниченный в действиях хозяин всего и всех. Животные и птицы подчиняются ему беспрекословно, а зайцы вообще выполняют роль крепостных, по крайней мере, леший вполне может проиграть их в карты своему собрату из соседнего леса. Та же судьба уготована и белкам, если они огромными полчищами вдруг начинают ничем необоснованное переселение, и теряя всякое подобие страха перед человеком пробегают сквозь города, значит, кто-то кому-то проигрался и теперь перегоняет выигрыш в новые владения.
Леший очень голосист, он может петь без слов во все горло сам себе хлопая в ладоши и замолкает с первым криком петуха.
Лешие и не думают вредить людям, они просто проказничают и шутят, и в этом сильно напоминают домовых. Конечно, шутки у них грубоваты и злы, ну так что ж взять с лесных некрещеных жителей?
Шутки у них всегда одинаковые: либо завести грибников- ягодником в несусветную глушь, откуда никак не удается найти пути к дому, либо обморочить и тогда несчастные долго будут топтаться кругами на одном и том же месте.
Однако, леший, в отличие от многих других сущностей, никогда не толкает человека на прямую погибель, и от проказ его можно легко «отчураться»: просто одеть всю одежду на левую сторону и поменять обувь: с левой ноги на правую, а с правой на левую.
Есть правда один день в году, когда лешие бесятся, и никакие способы борьбы с ними не помогут. Ну да в Октябре в день памяти Ерофея - священномученика знающие люди в лес и не суются.
В этот день хозяева леса устраивают драки, вырывают с корнем деревья, без всякой надобности гоняют зверей, а потом под утро, с первыми петухами, проваливаются сквозь землю, чтобы вернуться по весне и снова начать свои проказы.
На Иванов-день лешего можно легко встретить в лесу и даже попытаться заключить с ним договор, что особенно было выгодно пастухам, боящимся потерять свои стада.
Не высасывать молоко из коров, не загонять в болота и вообще не портить скотину – вот лишь несколько пунктов договора. А если договор был нарушен и что-то подобное все же происходило, то на обидчика можно было написать жалобу на широкой доске и подвесить ее в чаще к дуплистому дереву.
Вообще, по народным поверьям, леший являлся орудием наказания за грехи человека. Например, если роженица в мучениях проклянет себя или ребенка, то новорожденный считался собственностью лесного хозяина. Сразу после рождения он забирал ребенка в лес, а вместо новорожденного подкладывал так называемое «лесное детище», дитя и больное и неспокойное. Если же ребенка каким-то чудом успевали окрестить, то леший ждал, когда ему исполнится 7 лет и уже тогда заманивал в лес.
Проклятые жили в лесу недолго и быстро умирали, а если с помощью молитв им и удавалось сохранить жизнь, то представляли они собой жалкое зрелище: дичали, не помнили своей прошлой жизни и вообще не особо то стремились к общению с людьми и жизни с ними.
источник: http://wallpaper-fantazy.blogspot.com/2014/05/Leshij.html