... Работы по переоборудованию
лодки производились на ... погрузиться. Вскоре
лодка была ...
«М-90» на послевоенном параде. Ленинград, конец 1940-х - начало 1950-х гг. «М-90» подводная лодка XII серии Заложена 27 июня (по другим данным в декабре) 1936 года на заводе № 196 в Ленинграде под строительным номером С.91. 28 ноября 1937 года подводная лодка спущена на воду, 21 июня 1938 года государственная комиссия подписала акт о приемке корабля, и 25 июня 1938 года «М-90» вошла в состав 26-го дивизиона 3-й бригады ПЛ Краснознаменного Балтийского флота с базированием на Ораниенбаум.
15 ноября 1938 года подводная лодка под командованием капитан-лейтенанта Климова Александра Владимировича, выходя в надводном положении из гавани, столкнулась на Ораниенбаумском рейде с посыльным судном «ЛК-1» («Якобинец»). В результате аварии «М-90» получила пробоину и с дифферентом в нос затонула, упершись форштевнем в грунт. В затопленном втором отсеке погибло четыре человека. На следующий день «М-90» поднята спасательным судном «Коммуна» и после ремонта, который продолжался с 25 октября 1938 по 15 мая 1939 года на заводе № 196, введена в строй.
В ходе Советско-финляндской войны, 16 декабря 1939 года, «М-90» под командованием старшего лейтенанта Сидоренко Петра Антоновича вышла боевой поход с целью разведки ледовой обстановки и судоходства противника в шхерах в районе Оренгрунда и Каунисаари. Поход проходил в сложных навигационных условиях. Не раз подводная лодка ударялась о камни и подводные скалы, буквально переползая через каменные гряды. Движения кораблей и наличия льда в шхерах «М-90» не обнаружила. С ухудшением видимости, 17 декабря 1939 года подводная лодка ушла в базу.
В начале января 1940 года «М-90» выходила в море с задачей ведения разведки в районе юго-западнее Ханко. У острова Морговланд подводная лодка встретила лед, дальше идти не смогла и вынуждена была вернуться.
В начале 1940 года «М-90» под командованием старшего лейтенанта Сидоренко стала участницей интересного эксперимента. Особенности Балтийского морского театра, образование ледового покрова с ноября-декабря по март-апрель существенно затрудняли боевую подготовку подводников. В ходе Советско-финляндской войны подводным лодкам КБФ пришлось действовать в условиях ледостава. Было решено провести опыты подледного плавания и поставить перед промышленностью вопрос о конструировании устройства для пробивания льда.
Ещё до начала Советско-финляндской войны старший лейтенант А.В. Лепешкин предложил «прибор для наблюдения с подводной лодки из подо льда». 17 февраля 1940 года Главный Военный Совет ВМФ заслушал изобретателя и одобрил конструкцию прибора. Для его испытаний под председательством командира 3-й бригады ПЛ КБФ капитана 2 ранга Н.И. Виноградова была создана комиссия, а сам прибор смонтирован на специально выделенной для этого «М-90».
Работы по переоборудованию подводной лодки производились на заводе № 196 под руководством командира БЧ-5 «М-90» Н.И. Колушенкова. На тумбе перископа был установлен гидравлический бур, который представлял собой перевернутый «вверх ногами» крыльчатый двигатель Форт-Шнайдера. Создавая струю воды, он без труда размывал во льду отверстие, что позволяло командиру подводной лодки поднимать перископ. Кроме того, на палубе «М-90» были установлены две фермы с шипами для предохранения корабля от удара при всплытии.
15 мая 1940 года Главный Военный Совет ВМФ, рассмотрев результаты испытаний, признал устройство удачным, указав на отдельные недостатки, но опыт не получил дальнейшего развития.
22 июня 1941 года «М-90» встретила в составе 8-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ в Таллине (по другим данным в Ханко). Командовал субмариной старший лейтенант Татаринов Иван Михайлович. В начале июня лодка прошла докование и уже 23 июня вышла в указанный район у Хельсинки (позиция № 14).
Подводные лодки «Лембит», «М-90» и «М-102» у борта финского парохода «Ойхонна».
Турку, весна 1945г. Вечером 24 июня «М-90» всплыла и начала производить зарядку аккумуляторов, но была обстреляна своей береговой батареей острова Найсаар и вынуждена погрузиться. Вскоре подводная лодка была атакована вызванным самолетом «МБР-2» 44-й отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи и легла на грунт, но и тут она подверглась атаке сторожевого катера, который сбросил на «М-90» более 50 глубинных бомб. При попытке всплыть субмарина вновь подверглась обстрелу береговой батареи. К счастью, никаких повреждений подводная лодка не получила. Наконец командир «М-90» сумел доложить о ситуации, и подводная лодка была отозвана в базу, куда благополучно прибыла 25 июня.
В начале июля 1941 года командиром корабля стал капитан-лейтенант Сазонов Дмитрий Михайлович, а старший лейтенант Татаринов был снят с командования кораблем и назначен с понижением.
12 июля 1941 года «М-90» прибыла в Ленинград, где была поднята на стенку завода № 190 (им. Жданова) для подготовки для перебазирования на Каспий.
31 июля 1941 года в командование кораблем вступил капитан-лейтенант Эпштейн Семен Михайлович, (капитан-лейтенант Сазонов принял «Щ-305»).
С началом блокады Ленинграда путь на Каспийское море стал закрыт, а подводная лодка фактически законсервирована.
30 апреля 1942 года «М-90» пострадала от авианалета. В результате близких разрывов пяти авиабомб осколками в трех местах был пробит прочный корпус. Погиб рабочий завода и тяжело ранен матрос.
23 октября 1942 года «М-90» вновь спущена на воду.
14 апреля 1943 года временно исполнять обязанности командира корабля поручено лейтенанту Березину Михаилу Ивановичу, а 29 мая 1943 года в командование «М-90» вступил старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Руссин Юрий Сергеевич. В ночь на 30 июня подводная лодка перешла из Ленинграда в Кронштадт.
29 сентября 1943 года «М-90» после более чем двухлетнего перерыва вновь вышла в боевой поход. Утром 1 октября субмарина была уже в указанном районе – у маяка Тийскери. 3 октября командир отказался от атаки отряда кораблей противника – препятствие создавала каменная гряда. В ночь на 5 октября с «М-90» на остров Хамншер высажен разведчик, при этом подводная лодка повредила киль, кратковременно сев на мель.
В ночь на 7 октября «М-90» перешла в район западнее острова Гогланд, где утром следующего дня не смогла выйти в атаку на тральщики противника. Вечером следующего дня в районе Котка – Хельсинки субмарина все-таки атаковала вражеский конвой. «М-90» выпустила две торпеды по десантной барже противника. На подводной лодке слышали взрыв. В некоторых источниках даже указывается жертва «М-90» – быстроходная десантная баржа «F-212» (220 т), но противник успех нашей подводной лодки не подтверждает.
Израсходовав торпеды «М-90» начала возвращение в базу. Южнее острова Гогланд она подверглась преследованию сил ПЛО противника, но, несмотря на это, благополучно вернулась в Кронштадт.
В конце октября 1943 года «М-90» перешла в Ленинград для зимней стоянки и ремонта.
Кампанию 1944 года лодка начала на Ладоге. 18 июня она вошла в Ладожское озеро, где с 19 по 25 июня в интересах войск Карельского фронта совершила один боевой поход в район устьев рек Видлица и Олонка. 13 июля «М-90» вернулась в Ленинград.
Осенью 1944 года Финляндия вышла из войны. 19 ноября «М-90» перебазирована на Ханко.
15 декабря вместо убывшего на учебу Ю.С. Руссина в командование кораблем вступил старший лейтенант (затем капитан-лейтенант) Егоров Георгий Михайлович. 20 декабря 1944 года он впервые вывел «М-90» в боевой поход в качестве командира.
В полдень 21 декабря подводная лодка заняла указанный район в устье Финского залива. Позже, уже адмирал флота, Герой Советского Союза Г.М. Егоров писал: «Вспоминая сейчас это плавание, я думаю, каким же оно было тяжелым! Непрерывные штормы. Как ни всплывешь – снежная пурга. Не видно ни зги». Из 129 часов проведенных подводной лодкой под водой только 9 часов «М-90» была на перископной глубине, а остальное время была вынуждена лежать на грунте. 30 декабря 1944 года подводная лодка вернулась в базу.
В 1945 году «М-90» еще два раза выходила в море. В первый раз в район Виндавы (позиция № 5), во второй – у Либавы лодка занимала часть позиции № 1. За все это время «М-90» контактов с противником не имела. 6 мая подводную лодку планировалось послать к Виндаве, но на переходе в указанный район «М-90» застала весть об окончании войны. Поход был отменен, и субмарина вернулась в базу.
12 ноября 1952 года «М-90» выведена из боевого состава и переформирована в учебную подводную лодку, а 26 июня 1954 года субмарина была исключена из состава ВМФ и сдана на слом.
В Советско-финляндскую войну 2 боевых похода
16.12.1939 – 17.12.1939
05.01.1940 – 09.01.1940
В Великую Отечественную войну 6 боевых походов (один из них на Ладожском озере)
23.06.1941 – 25.06.1941
29.09.1943 – 10.10.1943
19.06.1944 – 25.06.1944
20.12.1944 – 31.12.1944
29.01.1945 – 09.02.1945
06.03.1945 – 19.03.1945
Произвела одну торпедную атаку с выпуском двух торпед. Подтвержденных побед нет.
ertata
... Над спинами
громовержцев развеваются ... повторяем имена
крейсеров четвертого ...
19 марта Россия празднует День моряка-подводника
Большое видится на расстоянии. Прошла четверть века и стало ясно, что Россия в облике Советского Союза создала не просто подводный флот, а уникальную и величайшую подводно-техническую цивилизацию. Нигде в мире ничего подобного не было и, наверное, нескоро будет – ни по масштабам подводного флота, ни по уникальности инженерных решений, ни по жертвенному героизму самих подводников.
Страна совершила мощный прорыв в гидрокосмос, прорыв намного более технически сложный, чем все пробные – до сих пор пробные, экспериментальные - полеты в космос.
Этот невидимый миру (но хорошо понятный евро-американским специалистам) прорыв потребовал колоссальных средств и титанических усилий как ученых, конструкторов, инженеров – с одной стороны, так и самих моряков-подводников – с другой.
Россия - родина рукотворных подводных кораблей, которые могли и могут пока еще творить невероятные, предерзкие дела: запустить, стоя у причала, ракету в космос и вывести на орбиту искусственный спутник земли, как это сделала К-408 («Новомосковск»), уйти на недосягаемую для любых противолодочных кораблей километровую глубину, как это сделала К-278 («Комсомолец»), пронестись под водой со взлетной скоростью самолета, как это сделала К-162 («Золотая рыбка»), огибать под водой земной шар, вести ракетную стрельбу из точки Полюса и попадать «в колышек» на Камчатке, совершать походы под ледяным куполом Арктики и прорываться в узкие подводные каньоны, выпускать из-под воды ракеты, самолеты, акванавтов, разнородную технику вплоть до обитаемых атомных мини-субмарин…
В последние годы Холодной войны атомные подводные ракетоносцы, прикрытые льдами Арктики, были единственной нашей защитой, которую заокеанские стратеги так и не смогли взломать. Были годы, когда тысячи наших людей жили в глубинах мирового океана, несли вахты, готовили обеды, писали письма, слушали канареек в «зонах отдыха», смотрели фильмы, занимались спортом, то есть вели полноценную жизнь – разве что без солнца. И без женщин.
Они не только стращали супостата ракетами, но и вели огромную изыскательскую работу. С борта подводных лодок изучали геомагнитное поле земли, проводили стратификацию слоев океана, открывали неизвестные доселе подводные хребты и горы. Впервые в истории человечества произошло столь масштабное освоение мирового океана. Да, осваивали его прежде всего в военных целях, но ведь накопленный техно-гуманитарный опыт может послужить – и уже служит! – глобальным проектам изучения водной части нашей планеты, освоению ее глубин, шельфа во благо всех живущих на Земле.
И дело даже не в военном споре – кто кого и как скоро уничтожит. Дело в том, что мы, наши конструкторы и наши судостроители создали изощреннейшую подводную технику на все случаи военной и мирной жизни, технику посложнее космической. Мы вышли на уровень сопряжения подводных и космических систем! За три десятилетия было создано не только мощное атомное судостроение, но и новые виды промышленности, такие, например, как металлургия титана и др.
Да, мы сделали это! И вправе гордиться этим подвигом воистину планетарного масштаба.
Фактически осуществилась древняя мечта русского народа о граде Китеже, который может уходить под воду и всплывать, всякий раз возрождаясь. Именно им, «градом Китежем», был и остается наш потаенный флот. А потом в смутные 90-е годы все это было брошено враз, как шапка оземь: пропадай моя телега, пропадай подводный флот! Нет у нас больше никаких врагов, нет у нас и своих интересов – одни «общечеловеческие ценности», как провозгласил один отмеченный родимым пятном мыслитель, он же глава государства. И пошли под американские гильотины российские чудо-корабли.
Любая другая морская держава, имевшая бы такой подводный флот и таких героев этого флота, трубила бы о том на всех румбах. У нас же происходит нечто абсурдное: на радость нашим недругам мы продаем свои боевые корабли, выслужившие и не выслужившие свои сроки дизельные, ракетные субмарины на глумление и поругание в чужие страны. Уже целая эскадра таких кораблей, приспособленных под плавучие рестораны, бордели и якобы музеи стоят в Дании и Швеции, США и Финляндии, Австралии и Германии… Их продают, перепродают, как металлолом, топят, приспосабливают под разные нужды, подавая их как боевые трофеи, поднимая над ними российские военно-морские флаги. И никаких протестов по поводу подобного бизнеса с явной политической подоплекой, с унизительным для России подтекстом! А свои собственные исторические корабли мы бездумно и безжалостно режем «на иголки». Так уничтожили и первую атомную ракетную подводную лодку, пережившую две трагедии, К-19, и первенец-атомоход К-3, добывший немало славы нашей стране первым походом на Северный полюс, уникальную подводную лодку «Пиранья»… Этот скорбный список можно продолжать долго…
В стране Великого подводного флота нет ни Пантеона подводников, нет ни одного федерального, общесоюзного, как говорили раньше, музея подводного флота. В столице нашей Родины нашлись помещения для 9 гей-клубов, но не нашлось ни одного для клуба подводников.
Вместо того, чтобы воздать должное пока еще живым «морским волкам», каждым из которых гордилась бы любая – великая или малая – морская держава, их обливают грязью с экранов пошловатых сериальчиков. Сегодня как никогда требуется державный подход к этому величайшему творению – подводный флот России. Повторюсь, это больше, чем флот. Это подводная цивилизация, локализованная в прочных корпусах сотен атомарин, в их обитаемых отсеках, боевых рубках, реакторных и ракетных отсеках. Эта цивилизация создала обширную и могучую инфраструктуру на двух материках – на европейском севере и азиатском побережье Тихого океана, на Балтике и Черном море, на Каспии и озере Иссык-Куль, и в белорусских лесах, в Поволжье и Подмосковье… Она рекрутировала светлейшие умы ученых и золотые руки мастеров, отважных мореходов и блестящих стратегов - лучших сынов Отечества. Россия должна осознать себя не просто морской державой, а великой подводной державой.
Право, даже неловко оглашать такую очевидную истину, что правительство России должно с уважением относиться к сему предмету национальной гордости, создавать условия для сохранения этого выдающегося достижения в анналах истории, чтить тех, кто принимал участие в этом планетарно-океанском проекте.
Народ, чьим трудом и на чьи средства была создана эта подводная цивилизация, имеет право об этом знать и этим гордиться. Но кто и когда рассказал народу о подлинных героях великого подводного противостояния в многолетнюю Холодную войну в Мировом океане? О таких офицерах и адмиралах, как Леонид Осипенко и Александр Петелин, Анатолий Шевченко и Рудольф Голосов, Лев Матушкин и Евгений Чернов, Вячеслав Попов и Владимир Чернавин, Вячеслав Апенченко и Геннадии Сучкове, о капитанах 1 ранга Николае Затееве и Сергее Кубынине, Виталии Агафонове и Николае Иванове… Да, разве назовешь их всех на одной страничке?! За каждым этим именем свой подвиг – небывалый, захватывающий дух, и, слава Богу, увенчанный победой.
Почему мы ничего, почти ничего не знаем о нашей великой подводной армаде и ее деяниях?
Сначала свирепствовала тотальная секретность. Информация о подводниках дозировалась весьма скупо. А потом наступила «эпоха гласности» с ее установкой на «разоблачение». Говорить о достижениях Советского Союза стало не политкорректным. То, что перестало быть секретным, поглотила политика замалчивания. Так по великому умолчанию был спущена в Лету великая подводная армада…
У Великого флота были и великие трагедии… В мартирологе погибших в мирное время подводников свыше тысячи имен. Десять подводных лодок ушли в свое вечное погружение, (четыре из них подняты – С-80, К-429, С-178, К-141), некоторые и по сию пору покоятся на океаническом ложе, как подводные саркофаги: К-8, К-129, К-219, К-278, К-159… О скорбной судьбе «Курска» знает весь мир. А о скольких подобных «Курсках» не знают?
А скольких трагедий удалось избежать, благодаря нашим, отнюдь не норвежским спасателям?
Впервые в мире из затонувшей атомарины смогли выйти более ста человек – это у нас в Авачинской бухте (К-429). Впервые в мире был проведен подводный переход моряков из затонувшей ПЛ (С-178) в спасательную («Ленок»). Впервые в мире человеку удалось спастись с глубины в полтора километра – мичману Виктору Слюсаренко из затонувшей в Норвежском море атомарины К-278.
Ни в какие времена, ни при каких императорах и генсеках не было у России более мощного флота, чем тот, который достался первому президенту СССР, и который с его нелегкой руки резали и продавали потом направо, налево, на восток и запад – без торгов, за бесценок.
Ни у одной владычицы морей не было таких подводных кораблей, как у России на излете двадцатого века – самых больших, самых глубоководных, самых быстроходных… И самых шумных, добавит скептик, забыв, что те же шумные «Акулы» могут бить по американским базам бесшумно, отстаиваясь у своих причалов. Американцы об этом знают, поэтому Кольский полуостров, ставший пристанищем самого мощного подводного флота в мире – Северного, охвачен подводной блокадой столь плотной, что российские субмарины порой впритирку расходились с американскими подводными рейдерами.
Флот стоял в этих скалах полвека, ежедневно готовясь к бою, он и сейчас там стоит в ожидании лучших времен. Над спинами подводных громовержцев развеваются синекрестные флаги, начертанные для них рукою Петра. Их синие прочерки мелькают на шальном ветру, как царевы пометы – наш, наш, наш, наваринцы, чесменцы, синопцы… За черными рубками под белыми полотнищами все тех же трехвековых флагов, реяли паруса лазаревских, ушаковских, сенявинских, нахимовских многопушечных линейных кораблей.
Лейтенанты-мальчишки видели их со своих палуб яснее и четче, чем московские адмиралы. И может быть, поэтому флот стонал, но стоял, налегая на их малозвездные плечи всей своей державной тяжью. Так пытались когда-то вынести на своих плечах обескровленную гражданской бойней Россию юнкера в Ледяном походе. Их собратья по духу вершили теперь свое Ледяное стояние у кромки Ледовитого океана и в бухтах Тихого, под сенью камчатских вулканов и желтых берегов Каспия, у причалов отчужденного Севастополя, и у пирсов обветшавшего Кронштадта. Флот стоял на мертвых якорях. Но флот стоял…
И флот выстоял, сохранив и кадры кораблестроителей, и кадры офицеров-подводников. И сегодня мы с надеждой и гордостью повторяем имена подводных крейсеров четвертого поколения: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов»…
Николай Черкашин
ertata
В свое время американский исследователь А. Сандерсон в книге «Биологические аспекты НЛО» предположил ...
...