Он даже родиться сумел с удивительной точностью. Всего в в радиусе 200 метров от географического ...
Интересно, что первоначально термин «ас» был введен французами в Первую мировую войну. 23-летний ас ...
... сказал: «
, несомненно, самый ... Ахтунг! Ахтунг!
!..». Истеричные выкрики ...
stoletie.ru/print.php?ID=288512
Размышления после прочтения книги Андрея Марчукова «Герои-покрышкинцы о себе и своем командире»
Автор книги - кандидат исторических наук Андрей Марчуков. До сих пор этот молодой ученый был известен как специалист по истории Украины, в том числе новейшей. И вдруг – тема войны. Почему? Во вступлении автор пишет: «Великая Отечественная – это духовный катарсис… Вот потому и не умирает память о войне. Ведь это память не о смерти, а о жизни. Потому и хотят многие искоренить ее, заменить гордость – стыдом и ложным покаянием, душевную чистоту – грязью и мелочностью, героизм – предательством, правду – ложью».
Есть еще такая строка: «Памятью о войне, как и самой войной, проверяется человек».
- Почему тема войны? И покрышкинцы? – переспросил Андрей Марчуков в начале нашего разговора в Фонде исторической перспективы. – Как-то вскоре после окончания университета прочитал книгу Александра Ивановича Покрышкина «Небо войны». Показалось тогда, обычные мемуары. Прошло время, и вот в серии ЖЗЛ вышла книга Алексея Тимофеева «Покрышкин». Прочитал ее, и увидел масштаб личности Покрышкина, стал заниматься и его историей. Читал авиационную литературу, журналы. Это стало моим увлечением.
«К сожалению, в последнее время имя Покрышкина оказалось втянуто в мутный водоворот всяческих «разоблачений» и «развенчаний», - подчеркивается в книге. Собственно, грязная кампания, развязанная в СМИ против Покрышкина, и побудила Марчукова взяться за перо.
В чем, как говорит он, помогло ему и Божье Провидение. Живых свидетелей событий тех военных лет уже почти не осталось. Однако неожиданно выяснилось, что в Институте Российской истории РАН найдены стенограммы бесед с воинами 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии (гв. иад), которой с весны 1944 г. командовал Александр Покрышкин. (Отсюда и подзаголовок книги «Правда из прошлого. 1941 – 1945».)
В книге есть 21 интервью – с летчиками, штабными, политическими и техническими работниками. Но это не те интервью, что обычно публикуют в СМИ. Это не обработанные цензорами и редакторами стенограммы рассказов фронтовиков о пережитом. Даже о том, что произошло вчера. Беседы проводили сотрудники Комиссии по изучению истории Великой Отечественной войны. Эта Комиссия была создана еще осенью 1941 г. для изучения истории обороны Москвы. Масштабы ее задач со временем, естественно, выросли. Действовала Комиссия до 15 ноября 1945 г. «И сама 9-я гв. иад – одна из сильнейших и славнейших в советских ВВС, и личность ее командира – первого и единственного в годы войны трижды Героя Советского Союза – А.И. Покрышкина, не могли пройти мимо комиссии», - сказано в книге.
Думаю, работа той Комиссии - наглядный урок того, как надо относиться к истории своего Отечества. И – одновременно укор: кто у нас сегодня пишет таким же образом историю современности? Что, оскудела Русь героями?
Нет, судя хотя бы по тому, что в Кремле регулярно происходят награждения достойных людей. Но где рассказы о них? Хотя бы в скупых строчках стенограмм, подобных тем, фронтовым?..
После беседы с Андреем Марчуковым я перелистал мемуары Покрышкина «Небо войны». В самом конце есть там описание исторического Парада Победы 24 июня 1945 г. в Москве. И звучат пророческие слова великого воина России: «Не забудут ли люди, сколько за эти годы было пролито крови, сколько могил рассеяно по земле от Волги до Шпрее и на полях боев во многих странах Европы?//Не забудут!.. Не должны забыть!»
Но ведь кто-то мог и забыть, по крайней мере, нас к этому упорно подталкивали и подталкивают. Скажем, после 1991 г. в России опубликованы целые собрания сочинений об асах люфтваффе. Так, в двух вариантах переведена биография самого результативного летчика-истребителя Германии - «Эрих Хартман - белокурый рыцарь рейха», написанная американскими авторами Р. Толивером и Т. Констеблем. Большой материал собрал американец М. Спик в книге «Асы люфтваффе». Напечатаны несколько жизнеописаний командующего люфтваффе Г. Геринга, воспоминания («Пилот пикировщика») знаменитого летчика Третьего рейха Ханса-Ульриха Руделя. Кстати, убежденный нацист Рудель писал: «Наши самолеты на крыльях несут эмблему Тевтонского ордена, и сегодня, как и шесть веков назад, мы ведем тяжкую битву с диким Востоком». (Сказанное Руделем актуально для Запада по сей день.)
Огромную работу проделал российский автор М. Зефиров, издавший несколько богато иллюстрированных томов о немецких асах — истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках, а также о летчиках из стран, союзных Германии. Можно назвать длинный ряд подобных произведений и других авторов. Они продолжают массово издаваться в России.
Нет, наверное, другой такой страны в мире, где бы так восхваляли своих врагов. Вернее, нет в любой другой стране такой влиятельной «пятой колонны», которой под силу столь масштабные проекты по искривлению национального общественного сознания.
Помните, Достоевский вложил в уста одного из «бесов» чеканную фразу: «Кто проклянет свое прежнее, тот уже наш»?
Во вступлении к книге автор написал: «…За последние четверть века, со времен перестройки и до дней сегодняшних сделано много для того, чтобы в нынешней России восторжествовало такое отчуждение – от своих предков, своего прошлого, народа, страны – а тем самым и от самих себя. А общество, забывшее и предавшее себя, превращается из нации в население, в «страну рабов, страну господ», в удобрение для безжалостных глобалистских проектов мироустройства».
Если читать книги о боевых успехах наших врагов, то создается впечатление, что в той страшной войне победил не Советский Союз. А кто же?
Сегодня господствующим на Западе является ответ: США с союзниками – с Великобританией, Канадой, Францией, прежде всего. (Между прочим, в Берлине батальон французской дивизии Ваффен СС «Шарлемань» до последнего защищал имперскую канцелярию, где находился Гитлер.) Россия, следовательно, должна довольствоваться «объедками» с их «победного» стола. Таков стержень современной идеологемы Запада о Второй мировой войне, о побежденных и победителях.
Но куда деть 59 побед Александра Покрышкина (53 лично и 6 в группе)? Куда их спрятать? А десятки и сотни сбитых немецких самолетов его учениками и боевыми товарищами? Кто, в конце концов, взял Берлин? И Покрышкина решили очернить. Его победы поставить под сомнение.
Вот лишь частица подвига советского аса. «В 1942 году у меня было сбито только два самолета, так как мы тоже, главным образом, тогда штурмовали и ходили на разведку… Так же и у других летчиков. Всех больше тогда у нас сбил Покрышкин – 6 самолетов». (Из стенограммы беседы с Героем Советского Союза П.П. Крюковым от 29.12.44.)
А в конце войны президент США Франклин Рузвельт, выступая в Конгрессе, сказал: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик союзных воздушных сил». В 1943 г. он был награжден одной из высших боевых наград США - медалью «За выдающиеся заслуги». Отмечавшие это событие американские газеты выходили под заголовком: «Лучший летчик-истребитель в нынешней войне - русский».
Сокрушительную силу «соколиных ударов» Покрышкина враг оценил весьма своеобразно. Немцы - люди порядка. До Кубанской битвы в радиоэфире без шифровки позволялось произносить лишь две фразы: «Achtung: Pancer!» («Внимание: танки!») и «Achtung: Partizanen!» («Внимание: партизаны!»).
На Кубани в немецком эфире появилось еще одно предупреждение: «Achtung! Achtung! Pokryshkin ist in der Luft!» - «Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!»
Из стенограммы беседы с дважды Героем Советского Союза Г.А. Речкаловым: «На Кубани я сбил 19 самолетов, и там мне присвоили первое звание Героя Советского Союза вместе с Покрышкиным… В боях на Кубани нас немцы научили драться… Всю тактику мы вырабатывали сами. Покрышкин тогда командовал эскадрильей, а я был его заместителем. Мы все время работали… Приходим, обсуждаем полеты, разбираем, учимся. Покрышкин очень много переносил на схемы, разрабатывал такие схемы и по ним учил людей… Покрышкин очень много работал над тактикой». (26.12.44)
Именно Александр Покрышкин - автор крылатой формулы: «Высота - скорость - маневр - огонь». Одни названия его боевых приемов говорят о многом: «соколиный удар» - уничтожение противника пикированием с высоты, «ножницы» - уничтожение сидящего на хвосте вражеского истребителя встречным схождением наших самолетов, скоростные «качели» - вид патрулирования. Покрышкин открыто отказался от устаревших уставов воздушного боя: «С 200 метров пусть стреляют слабаки». Математически выверенные удары в упор с 50-100 метров превращали самолеты противника в огненные факелы.
О значении разработанной Покрышкиным тактике ведения боя истребителями говорит и тот факт, что о ней докладывали лично командующему ВВС Третьего рейха рейхсмаршалу Г. Герингу.
И это такая же правда, как и панические вопли немцев: «Achtung! Achtung! Pokryshkin ist in der Luft!». Биограф Покрышкина писатель Алексей Тимофеев в интервью «Литературной газете», посвященном 100-летию со дня рождения легендарного летчика (16.03.2013), говорил: «При встречах с ветеранами, собирая материал для книги, я расспрашивал и об этом «Ахтунг». Механик по радиооборудованию в покрышкинской дивизии И.Д. Гурвиц рассказывал: «У нас в звене управления стоял хороший американский радиоприёмник. Когда наши уходили в бой, мы настраивали его и слушали, что происходит в воздухе. Доносилось до нас и немецкое: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин!..». Истеричные выкрики надорванным голосом... Герой Советского Союза генерал-полковник в отставке С.Д. Горелов подтвердил мне это, кадры с этим разговором вошли в документальный фильм «Неизвестный Покрышкин»: «Наши наводчики с земли часто называли его фамилию. И что поразительно - немцы уходили немедленно! Раз - и вдруг никого! Так они начали пугать самих себя...»
А у меня со слов «Ахтунг! Покрышкин!» началось увлечение немецким языком. Отец служил тогда в небольшом украинском городке, восстановленном только наполовину после войны. Но, к радости ребят, было много детских книг о героях, почему-то только о летчиках. Больших, в картонных переплетах, отпечатанных на вощеной бумаге. И со снимками на обложке. Запомнились фотографии Александра Покрышкина и Ивана Кожедуба. Покрышкин – такой с виду тихий, скромный, Кожедуб – казак: грудь колесом, фуражка лихо заломлена набок. Но немцы Покрышкина боялись сильно, «Ахтунг» кричали. Папа объяснил, что слово это переводится как «внимание». А в данном случае – берегись, в воздухе Покрышкин. Отец и стал учить меня немецкому (я хотел знать язык врага).
Недалеко был заброшенный аэродром. Там стоял полуразбитый самолет – то ли наш, то ли немецкий, трудно сейчас сказать. Да это и неважно.
Главное, мы всей нашей «авиационной» командой забирались внутрь и играли «в Покрышкина». Хором кричали «Ахтунг: Покрышкин!», а потом обломком кирпича рисовали на ржавых бортах красные звездочки.
Каждый себе – кто сколько «мессеров» в сегодняшнем «бою» подбил. А потом старый самолет и первый для некоторых моих друзей авиационный тренажер исчез… Потом умер Сталин, мы пошли в первый класс, а Покрышкин навеки остался для нас героической мечтой. А сегодня мальчишки играют в компьютерные игры, где самолет с крестами на крыльях охотится за краснозвездным «ястребком». Вырастут эти пацаны, и в кого они станут стрелять, если придется Родину защищать? И это, как показала сегодняшняя Украина, большой вопрос: там взращенные на националистической идеологии парни добровольно пошли войной на своих братьев с Востока. Возраст их от 20 до 30 лет – дети Незалежності.
Здесь, видимо, следует напомнить, что Покрышкин родился весной 1913 г. в в Новониколаевске (Новосибирске) в рабочей семье, работал слесарем на заводе. Окончил пермскую школу авиационных техников. В 1939 году завершил обучение в Качинской школе военных летчиков. Отличаясь интеллектом и физической мощью, с необычайной энергией готовил себя к будущим боям. На фронте с первого дня войны. К апрелю 1943 г. он совершил 354 боевых вылета, в 54 воздушных боях сбил лично 13 вражеских самолетов и 6 в группе. Первый раз Покрышкин был удостоен звания Героя Советского Союза 24 мая 1943 г. Ровно через три месяца летчика наградили второй Золотой звездой. К июлю 1943 г. он сбил 30 самолетов.
И никакого способа противостоять советскому летчику гитлеровцы так и не нашли. К маю 1944 г. «сталинский сокол» (так называли тогда всех летчиков), гвардии подполковник Покрышкин совершил 550 боевых вылетов и лично сбил 53 самолета.
Третий раз звание Героя Александр Иванович получил 19 августа 1944 г. Он был первым в СССР, кто трижды удостоился звания Героя Советского Союза. И единственным, кто стал трижды Героем во время войны.
- Сталин никому награды даром не давал, тем более, три раза подряд - звание Героя. А у Покрышкина отец – «лишенец». Сам он воевал на американской технике (трижды Герой Советского Союза И. Кожедуб – только на советской), имел конфликты с начальством, с политорганами, но, несмотря на это, стал трижды Героем. Этот вопрос не мог решаться только военными. Это было политическое решение, и принять его мог только Сталин. Значит, оценили Покрышкина и по масштабу личности, и по масштабу военных знаний, и организаторских способностей. Во время войны была целая пледа выдающихся военачальников, бойцов, командиров, но первый среди них – это Покрышкин», - сказал Андрей Марчуков.
Между прочим, в стенограмме беседы с гвардии капитаном В.И. Жердевым (24.12.44), лично сбившим на тот день 12 самолетов, есть такие слова: «Вообще, Покрышкин никогда не хвалится, даже если и сделает что-нибудь хорошее, а всегда говорит, что все – нормально. Он ставит вопрос так: знать свою профессию, как никто. Он никогда не приводит себя в пример, а просто дает факты – как нужно делать». И следует заметить, что однополчане относились к Покрышкину с невероятным уважением. Ученик Александра Ивановича генерал-полковник авиации Н.И. Москвителев сказал как-то: «Он ни разу не скривил душой, не сказал неправду! Он был пронизан правдой...». А командующий воздушной армией Тимофей Хрюкин, подписывая наградной лист Покрышкина на звание трижды Героя Советского Союза, дал такое заключение: «Храбрый из храбрых, вожак, лучший советский ас... Достоин присвоения высшей правительственной награды трижды Героя СССР».
Командующий 1-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза И.С. Конев так писал о летчике: «Покрышкин - гордость нашей авиации...».
Я задал Андрею Марчукову такой вопрос: «Как долго работали вы над книгой?»
- Три года. Хотел даже написать книгу о самом Покрышкине. Не такую, как у Алексея Тимофеева, и не в таком ключе. Он написал широкую биографическую вещь, показал личность Покрышкина, его подлинно русский характер. Причем что меня поразило? Тимофеев приводит факты, высказывания людей, оценки личности Покрышкина. Потом такие же оценки я находил в стенограммах...
Гвардии капитан С.А. Пижиков, парторг 16 гв. истребительного авиационного полка, говорил, например: «… это чувство, что полк покрышкинский, мы воспитываем в каждом командире, каждом солдате. И это нетрудно, так как полк известен во всем Союзе, каждому человеку. Мы стараемся рассказать о традиции, о Покрышкине. В каждой землянке висят лозунги – «Слава воздушному богу, трижды Герою Советского Союза Покрышкину», «Будь как Покрышкин» и т.д.» (стенограмма от 20.12.44).
Вообще, книга «Герои-покрышкинцы о себе и своем командире» - уникальна: через 70 лет до нас донеслись слова и мысли тех, кто, не щадя своей жизни, сражался за Родину. Это такие асы, как Григорий Речкалов, Дмитрий и Борис Глинки, Павел Крюков, Андрей Труд, Аркадий Фёдоров и др.
О каждом из воинов в книге даются очерки, составленные автором на основе источников из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. Если взять летчиков, то основной упор делается на их боевой работе, уточнены боевые счета восьми десятков советских асов. Стенограммы снабжены подробными справками об упомянутых в тексте персоналиях, а также комментариями.
Книга, кстати, утверждена Ученым советом Института Российской истории РАН. «Оценки людей в тех стенограммах, где они отзываются о Покрышкине, складываются в объективный портрет выдающейся фигуры отечественной авиации», - сказал в заключение нашего разговора Андрей Марчуков. Согласен. Не могу не согласиться и с Алексеем Тимофеевым, который убежден: «Рано или поздно Покрышкин, русский богатырь уникальной силы и обаяния, займет в истории свое место - не только выдающегося летчика-истребителя, первого и единственного в годы войны трижды Героя Советского Союза, но и национального героя России номер один XX века». Вопрос: как скоро это свершится?
Валерий Панов
11.06.2014 | 15:37
Специально для «Столетия»
... Советского Союза Александре