в Как найти шедевр в отснятом материале или что делать после съёмки.
Отлично провели время, сделали массу интересных кадров, забили все свои карты памяти и вот съёмка завершилась. Теперь предстоит решить, а что делать с отснятым материалом и как среди тысячи кадров найти самые шедевральные которые должны произвести впечатления на друзей собрать кучу лайков в социальных сетях и за которые заказчик будет готов платить любые деньги.
Попробуем подобрать оптимальный алгоритм действий так называемый «рабочий поток» или как это еще принято называть в профессиональных кругах – workflow.
Часть 1. Перенос информацию с карты памяти на жесткий дискПеред тем как приступать к процессу переноса данных необходимо продумать удобную и логичную структуру папок. Главная цель подобной структуры максимально быстро найти нужную съёмку средствами самой операционной системы без помощи глобального поиска или дополнительных утилит.
Пока количество проведенных съёмок мало вопрос быстрого поиска не является проблемой. Но с увеличением числа отснятого материала бессистемность хранения приведет к полной невозможности найти что либо за адекватное время.
Название папок удобно начинать с даты проведения съёмки в формате ГГГГ-ММ-ДД-event. Таким образом папки будут отсортированы и это облегчит визуальный поиск даже если вы все съёмки храните в одной директории.
Далее стоит обратить внимание на сам процесс переноса данных с карты памяти на жёсткий диск. Многие именно «переносят» те в данном процессе файл удаляется с исходного места и записывается на новое место. Это может привести к потери данных если в процессе переноса возникли какие то проблемы, допустим отключили электричество, а бесперебойного блока питания у вас нет. Поэтому более удачным будет вариант «копирования» с дальнейшей сверкой, а все ли успешно скопировалось.
Процесс переноса может занять длительное время и для его ускорения потребуются быстрые карт-ридеры и скоростные карты-памяти. Возможно, условия съёмки таковы, что не требуют наличия скоростной карты памяти, однако использование скоростного носителя позволяет существенно экономить время на процессе переноса данных. Это очень актуально предположим в путешествиях. Поздно вечером вернулись в отель, а рано утром выдвигаться в путь и совершенно не хочется пол ночи копировать отснятый за день материал. Поэтому скоростные носители карт памяти и жесткие диски могут подарить вам дополнительные пару часов сна :)
Так же настоятельно рекомендую делать резервные копии и особенно во время путешествий. В путешествии жесткий диск может подвергаться ударным нагрузкам которые могут приводить к поломке носителя информации. Поэтому для повышения сохранности ваших данных необходимо иметь два жестких диска и копировать информацию с карт памяти на оба диска это значительно уменьшит вероятность потери информации.
Часть 2. Выбор программы для просмотра фотографийИз бесплатных просмотровщиков рекомендую обратить внимание на
FastStone Image Viewer очень шустро работает на любом железе, но существует версия только под windows. Из бесплатных и кросплатформенных –
ХnView, тоже весьма быстрая. Увы обе программы не имеют адекватной поддержки
IPTC.
Пользователи «яблока» имеют возможность средствами операционной системы помечать файлы различными цветовыми метками тем самым можно удобно группировать файлы, размещенные в одной папке.
Однако, для фотографий существует более универсальным метод, подходящим для всех операционных систем - использование метаданных
IPTC (не путать с EXIF). В ряде случаев эти метаданные встраиваются внутрь файла с картинкой, а иногда для хранения используется дополнительный файл с расширением XMP. Метаданные формата IPTC позволяют хранить всевозможное описание того что изображено на фотографии. Однако мне не удалось найти быстрого и бесплатного ПО адекватно работающего с IPTC
Пару слов об IPTC и почему это так важно. Метаданные IPTC позволяют задавать для фотографии название, длинное и короткое описание, добавлять ключевые слова, присваивать рейтинги и цветовые метки, указывать подробную информацию о мероприятии и месте его проведения и многое другое.
Метаданные IPTC умеют считывать большинство фотохостингов, таким образом единожды заполнив метаданные к файлу при дальнейшей загрузке этого файла на различные ресурсы не придется каждый раз повторно вбивать информацию о картинке. Особенно это актуально для людей работающих с микростоками. Так же, корректно заполненные данные IPTC являются обязательным требованием фоторедакций и фотоагенств. Когда у вас накопиться внушительный фотоархив возможно содержащий десятки тысяч съёмок, то метаданные IPTC позволят организовать удобный быстрый поиск нужного кадра.
Самой продвинутой и удобной программой для углубленной работы с IPTC является
camerabits Photo Mechanic. Программа платная, но полностью оправдывает свою цену.
Photo Mechanic специально разработана для профессиональных фотокорресподентов и позволяет в короткие сроки отсмотреть и снабдить подобным описанием большие потоки фотографий. Не требовательно к железу и работает очень быстро. На мой взгляд, это идеальная программа для просмотра и сортировки фотографий.
В качестве просмотровщика стоит также упоминать
Adobe Bridge. Более тяжеловесна чем выше описанные, но тоже может успешно использоваться для задач выбора и сортировки. А вот использовать для первичной сортировки
Adobe Lightroom крайне не рекомендовал бы тк для своей работы лайтрум создает базу данных, а процесс занесения в нее фотографий может занять очень значительное время.
Lightroom нам понадобиться уже после первичного отбора и сортировки для быстрой обработки фотографий.
Часть 3. Сортировка отснятого материалаКто-то любит хранить весь отснятый материал и это стратегия может хорошо работать для небольших съёмок на пару десятков кадров ну может на сотню. Однако, когда число отснятого материала переваливает за несколько сотен, а то и несколько тысяч кадров, хранить все подряд становиться мягко говоря не целесообразно из-за слишком большого объёма.
Оптимальным будет условно разделить весь отснятый материал на три группы:
- мусор и брак -
то что подлежит удалению;
- обычные кадры –
то что особо не цепляет, но жалко удалять;
- отличные кадры -
тот материал, который пойдет в обработку и будет опубликован.
И так открываем выбранный просмотравщик и начинаем выборку. Возникает желание за один проход разобрать все файлы на категории, но это требует очень больших затрат времени и требует уделять больше внимания каждой фотографии, что при большом количестве фотографий приводит к утомляемости зрения и как следствие повышению риска удалить действительно интересный кадр. Попытки сходу из общей кучи выбрать снимки для публикации тоже могут приводит к печальным последствиям при наличии большого объёма отснятого материала.
Более оптимальным будет стратегия двух проходов. На первый взгляд может показаться что это требует в два раза больше времени, однако это не так и более того сортировка в два прохода требует меньше времени чем попытки все отсортировать за один проход.
Задача первого прохода убрать из общей массы все плохие и не удачные кадры. И тут есть нюанс, дело в том что зачастую кадров которые нет смысла сохранять значительно больше чем интересных кадров, поэтому в процессе выбора удобней выделять\отмечать те файлы которых меньше те которые чем то заинтересовали. По факту на просмотр одной картинки должно уходить меньше секунды, беглого взгляда вполне достаточно чтобы отличить откровенно бракованный кадр а вглядываться и рассматривать интересные кадры на данным этапе нет необходимости. Поэтому на просмотр и первичную отбраковку съёмки даже из нескольких тысяч кадров будет уходить вполне вменяемое время.
Допустим изначально есть съёмка на 999 кадров после беглой первичной отбраковки может остаться не более пары сотен кадров. Легко понять что найти те самые интересные кадры среди двухсот снимков гораздо проще и займет гораздо меньше времени чем их поиск среди изначально тысячи кадров. Таким образом технология сортировки в два прохода в разы эффективнее и занимает меньше времени.
После первичной отбраковки можно добавить фотографии в Adobe Lightroom. Процесс добавления фотографий может занять существенное время. Именно поэтому рекомендую переходить к добавлению фотографий в Lightroom уже после того как файлы со всех карт памяти были перенесены на жесткий диск и нет необходимости постоянно отслеживать процесс импорта файлов и менять карты памяти, а можно оставить процесс импорта в фоновом режиме не требующем вмешательство пользователя.
Казалось бы, зачем Lightroom когда Photoshop обладает гораздо более обширными возможностями для редактирования изображений. Однако, для обработки большинства репортажных фотографий, фотографий из отпуска и путешествий вполне достаточно возможностей Lightroom и нет необходимости в детальной проработке в Photoshop. При этом самые распространение коррекции удобней и быстрее делать в Lightroom в добавок программа имеет функционал позволяющий заниматься пакетной обработкой все это в разы ускоряет получение готового результата. Поэтому для экономии времени стоит избегать захода в Photoshop без достаточных на то оснований. Хотя, если вам нужна журнальная ретушь то без Photoshop не обойтись :)
ЗаключениеВ заключение, приведу общий пример возможного "рабочего потока".
1. Копирование данные с карты памяти на "рабочий жесткий диск" те то HDD который у вас постоянно подключен к компьютеру
2. Создание резервной копии на внешний HDD который хранится отдельно и не имеет постоянного подключения.
3. Сортировка, отбраковка, добавление описания
4. Добавление фотографий в Lightroom для обработки.
5. Из Lightroom при необходимости можно перейти к более детальному редактированию в Photoshop
6. Резервное копирование каталога Lightroom с обработанными фотографиями. В любой момент времени должно минимум две копии не считая копии на рабочем диске.
7. Публикация готовых фотографий и передача заказчикам.
Крайне желательно хранить как исходники так и готовый результат. Исходники позволят сделать другую версию обработки а наличие готового результата позволяет каждый раз не проделывать процедуру обработки и экспорта. На входе есть RAW в процессе обработки получился PSD после экспорта создали JPG в итоге у нас есть три файла и все три файла желательно сохранить.
Идет много споров на тему хранения данных в так называемых облачных сервисах. Тут каждый решает сам однако стоит помнить что облачный сервис это не способы резервного копирования это удобный способ доступа к информации из разных удаленных мест. Нет смысла хранить в облачных сервисах исходники тк исходники имеют большие размеры и даже имея в "облаке" достаточный объём дискового пространства скорость доступа слишком мала для эффективного взаимодействия. А вот хранить итоговые jpg файлы подготовленные для публикации может быть весьма удобно.
(c)
alexbabashov Ставьте лайки, пишите коменты и давайте дружить журналами !:)