Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Парадоксы и метаморфоза Марксовой (Энгельсовой) концепции демократии2013-07-10 22:54:41... идентично высказанными политическими идеями) ... ) парадоксовмарксистской политической доктрины], + развернуть текст сохранённая копия Публикую первую часть заключительного параграфа десятого из первой главы своей старой,двадцатилетней давности, научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с. Глава первая. СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА 1.10. Парадоксы и метаморфоза Марксовой (Энгельсовой) концепции демократии в контексте политической доктрины, социальной философии, экономических и других взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса После того как мы рассмотрели в основных чертах содержание и эволюцию марксистской концепции демократии, теперь настало время исследовать ее как интегральную часть политической доктрины и всей социальной философии марксизма в целом. Лишь таким образом можно аутентично воспроизвести марксистскую (а не чью-либо иную, хотя и с идентично высказанными политическими идеями) концепцию демократии. Но и в этом случае мы абстрагируемся как от культурно-исторического, пространственно-временного контекста, потребностей освободительного рабочего движения второй половины XIХ в., в связи с чем К.Маркс и Ф.Энгельс формулировали свои теоретические гипотезы и постулаты,так и от последующего воплощения демократических политических идей в жизнь, практику. Последнему моменту будет посвящена вторая книга монографии. Заявленная тема обширна, крайне сложна. Поэтому мы ограничимся тем, что определим взаимосвязь концепции демократии только с некоторыми из ключевых положений марксизма. Обозначенный общетеоретический контекст существенным образом изменяет смысл и эвристическую ценность концепции демократии.Сформулируем ГЛАВНЫЙ ТЕЗИС. Если воспринимать марксистскую концепцию демократии в контексте политической доктрины зрелого марксизма в целом, а тем болеесопряженной с экономическими и социально-философскими взглядамиК.Маркса и Ф.Энгельса. то она приобретет авторитарный и тоталитарный характер, потеряет гуманистический ингредиент, станет еще вбольшей степенипротиворечивой. Но если использовать селективно иотвлеченно многиеидеи этой концепции, то они сохраняют свою звристическую ценность, научный и гуманистический характер до настоящеговремени. В этом состоит экзогенная (и эзотерическая) парадоксальность концепции демократии марксизма. И ВТОРОЙ ГЛАВНЫЙ ТЕЗИС. Большевистская концепция демократии востребовала из политической доктрины марксизма в целом, ее концепциидемократии в частности в силу целого комплекса причин (об этом дальше, в соответствующем месте) наименее демократические,гуманные.а точнее - недемократические, антигуманные идеи , те, которые не выдержали испытания временем и политической практикой как в силуизначальной своей утопичности, идеологичности, иллюзорности, антигуманности, так и в силу изменившихся условий. А кроме того,В.И.Ленин,сознательно (и - или - волей-неволей) исказил, фактически сфальсифицировал ряд политических идей классиков: "слома" государственной машины, диктатуры пролетариата, демократического и относительно мирного пути революции, демократической республики как формы диктатурыпролетариата. Наш дискурс начинается с анализа фактора, оказывающего определяющее воздействие на характер демократии в концепции К.Маркса и Ф.Энгельса - авторитарный и тоталитарный характер власти, который должен будет с неизбежностью установиться после победы революции по любому, даже самому демократическому, мирному пути как прямое следствие материализации социально-философских, экономических, социальных, философско-антропологических воззрений основоположников марксизма. Казалось бы, специфика демократии в марксистской концепции,как и в любой другой, если уж не всецело, то в значительной степени должна определяться по собственным, внутренним критериям: каков источник власти, кто и как ее осуществляет, в чьих интересах она функционирует, как осуществляется контроль источника власти над субъектом? Однако думать так, значит игнорировать эссенциальную особенность политической власти в марксистской концепции. Эта особенность решающим образом определяет характер самой демократии. Причем характер революционной власти - диктатура пролетариата - не ограничивается только приведенными определениями - авторитарная и тоталитарная,она может быть определена также как антидемократическая[даже несмотря на демократический способ прихода к власти и демократическую республику как форму диктатуры пролетариата,прогнозируемых Ф,Энгельсом, что выявляет один из эндогенных(и эзотерических) парадоксовмарксистской политической доктрины],антигуманная [второй парадокс- противоречие между провозглашенной гуманной целью марксизма - свободное развитие каждого как условие свободного развития всех - достижима ли реально или иллюзорна эта цель,в данном пункте не существенно - и принципиальной антигуманной сущностью диктатуры пролетариата как средства],эсхатологическая, сакральная, телеологическая, идеократическая и идеологическая. Основной экзогенный парадокс концепции демократии зрелого марксизма состоит в том, что демократические и свободолюбивые абстрактные устремления К.Маркса и Ф.Энгельса и гуманность их общественного идеала (повторим,"свободное развитие каждого как условие свободного развития всех")-были бы бессильны воспрепятствовать установлению в конечном счете тоталитарной общественной системы в случае объективации система ключевых идей тех же Маркса и Энгельса: а) политических (прежде всего диктатуры пролетариата, означающей на практике виртуально насильственный, авторитарный, идеократический,тоталитарный,телеологический и т.д. и одновременно непосредственно действующий,массово-стихийный характер революционной власти пролетариата), б) экономических (единая государственная, а затем общенародная собственность, централизованное планирование и управление), в) социально-философских (стремление предельно рационализировать организацию и функционирование общества, жестко не сопряженное с гуманизмом, тотальный и деятельный подход к общественному бытию), г) философско- антропологических (вера в воспитание нового человека идеального типа) и др. Основная практическая метаморфоза марксистской концепции демократии как раз и заключается в том, что при материализации ее идей - строго в контексте и по логике марксистского мировоззрения - конечный результат на практике противоположен исходному идеалу: тоталитаризм идеократического государственного “рабства” на первых этапах противоположен декларируемой демократии свободы. Без сомнения, подлинной интеллектуальной драмой К.Маркса и Ф.Энгельса можно назвать скрытое горизонтом времени - для них - и бросающееся в глаза - для нас, обогащенных опытом истории, - противоречие между неприятием классиками марксизма “казарменного коммунизма”353 и системой их социально-философских, экономических, политических и т.д. идей, материализация которых привела бы и приводила именно к казарменному устройству. Эзотерический характер Марксовой (Энгельсовой) концепции демократии как раз и состоит в том, что основоположники марксизма в полной мере и не цредполагали,что именно таким станет характер пролетарской власти, осуществляющей программные марксистские преобразования. Конечно, незнание не касалось всех характеристик диктатуры пролетариата - авторитарность последней подразумевалась уже по определению. Однако о многих перечисленных эссенциальных чертах К.Маркс и Ф.Энгельс как бы и не догадывались. И виной этому - ряд исходных всецело иллюзорных и утопических теоретических постулатов, которые вводили в заблуждение классиков, ибо лежали в основе других теоретических построений. К их абрисному анализу и обоснованию вышеприведенных тезисов мы и переходим. 1.Диктатура пролетариата сквозь призму характера власти,абстрагируясь от институционального аспекта, - это не просто власть,опирающаяся на насилие, а "насилие у власти", или власть,подразумевающая насилие в каждом моменте своей деятельности. Упрощенным представляется мнение Ю.В.Шишкова о том, что "ни К.Маркс, ни Ф.Энгельс не были сторонниками революционного насилия на все случаи жизни... Если нет насилия со стороны ниспровергаемого класса, то отпадает необходимость в революционном насилии”354 . Конечно, в обоснование точки зрения Ю.В.Шишкова можно даже привести слова Ф.Энгельса из его письма к А.Бебелю от 7 октября 1892 г.: "...когда нет реакционного насилия, против которого надо бороться, не может быть и речи о каком-либо революционном"355. Однако основоположники марксизма не ограничивались только указанным Ф.Энгельсом аспектом и не считали его главным. В центре их научного интереса находились другие аспекты. Во-первых, они рассматривали общественное насилие под углом зрения его экономической обусловленности. Основой всех проявлений насилия выступают потребности общественного развития. За каждым проявлением классового насилия неизменно стоят прежде всего экономические интересы356. Во-вторых, К.Маркс и Ф.Энгельс отводили насилию центральную роль в революционном процессе.."Насилие является тем орудием, - писал Ф.Энгельс в "Анти-Дюринге",- посредством которого общественное движение пролагает себе дорогу и ломает окаменевшие, омертвевшие политические формы"357. Более всеобъемлюща постановка вопроса у К.Маркса в наиболее цитируемом его тексте по этому поводу из первого тома "Капитала": “…насилие является повивальной бабкой всякого старого общества,когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция".Уже это положение классика теоретически допускает значительный простор для произвола революционной партии, руководствующейся его учением. Но прежде, чем мы обоснуем наш вывод, следует включить в анализируемую теоретическую систему два взаимосвязанных ключевых постулата марксизма: а) деятельный, революционно-преобразующий характер его социальной философии, сформулированный К.Марксом в одиннадцатом тезисе о Фейербахе ("Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его"359) и б) гносеологическое положение о практике как критерии истины, сформулированное во 2-м тезисе о Фейербахе ("В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь,посюсторонность своего мышления"360). Естественно возникают вопросы: имеется ли связь мезду названными идеями социальной философии и гносеологии марксизма и насилием как "повивальной бабкой...", насильственной сущностью диктатуры пролетариата и если да, то каков ее характер? Не так уж трудно уяснить, что, хотя, конечно, прямой причинно-следственной связи нет, полагать так означало бы вульгаризировать марксизм, но тем не менее существует связь функциональная, где аргументом являются вышеназванные постулаты, а функцией - правильность постановки диагноза сроков "беременности", точность определения момента созревания "плода" нового общества, соответственно - момента оказания необходимого родовспомоществования, характера родовспомогательной операции,объема кровотечения при этом и т.д. Первый постулат вырабатывает установку сознания,стереотип мышления марксистского политика - практика на активное действие по родовспоможению, а не на созерцание созревания "плода",теоретизирования по поводу сроков зрелости. Он также нацеливает на преобразование объективных общественных условий, преодоление сопротивления общественного организма, не останавливаясь перед кесаревым сечением, если только "акушер" решил, что срок зрелости определен правильно и начались роды. И это при том, что К.Маркс дал весьма смутные,неверифицируемые критерии определения экономической и социальной зрелости "плода". За исключением ясного указания на то, что радикальная социальная революция возможна только там, где "промышленный пролетариат занимает по меньшей мере значительное место в народной массе"361. Второй постулат действует в том же направлении, что и первый: если практика в конечном счете является критерием истинности, то только она - практическое осуществление социальной революции - и определит, правильно ли поставлен диагноз, правильно ли выбран момент родовспоможения, созрел ли "плод" нового общества и т.д. Конечно, при этом возможны сшибки. Но ведь иным образом и не определить истинность теоретического анализа.
Кстати, кроме всего прочего, именно марксистский менталитет вождя большевизма подвигал его не просто соглашаться - в одной из самых последних статей ("О нашей революции") - со словами Наполеона: "Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уже видно будет"362,- а возводить их в один из главных принципов большевизма, тем самым порывая с основой социальной философии К.Маркса - экономическим детерминизмом, но вместе с тем последовательно продолжая анализируемый нами постулат. Между прочим, благодаря этому В.И.Ленин освобождался от имманентного противоречия воззрений К.Маркса, и, таким образом, его собственные взгляды становились логически более стройными, системными. После проделанного краткого экскурса, вернемся к основной канве нашего дискурса. Думается, теперь стало ясно, как велика опасность волюнтаризма, насильственного произвола политика, вождя пролетариата, руководствующегося Марксовым пониманием роли насилия в контексте указанных его же теоретических постулатов. Развитием предыдущих соображений является третий аспект исследования роли насилия в переходный период, осуществленный К.Марксом в конспекте книги М.А.Бакунина "Государственность и революция". По мнению К.Маркса, общественное насилие выступает в двуединой роли: служит не только орудием революционных преобразований (как в "Капитале"), но и средством ускорения последних: "...экономические условия... должны быть насильственно устранены или преобразованы,и процесс их преобразования должен быть насильственно ускорен"363. Таким образом, политик-марксист получает очень удобное теоретическое обоснование для разнообразных и непрерывных действий, для "подстегивания" революционного процесса. Ведь "размыто","неопределенно" понятие "нормального" темпа преобразования. Возникает множество вопросов: каковы критерии того, что темп преобразования замедлен? а какова должная степень ускорения? и т.д. В этой ситуации очень трудно установить, какие масштаб и степень насилия являются чрезмерными, а какие вполне допустимыми. И в связи с этим столь же трудно определить справедливое возмущение пролетариев от сопротивления классового врага. А значит, опять насилие, только теперь по отношению к "классовому" врагу из среды пролетариев, а не буржуазии. Именно поэтому, исходя из изложенного диктатура пролетариата в концепции К.Маркса и Ф.Энгельса – “насилие у власти”. Психологическим же следствием проявления насилия как имманентной сущности диктатуры пролетариата (как и вообще учения о классовой борьбе, взятого вне максим права и морали) будет чувство ненависти, объективно культивируемое среди широких масс рабочего класса и других слоев трудящихся самим фактом насилия, репрессий по отношению не к преступнику, а к человеку как представителю класса,социального слоя. И возникает парадокс (а скорее даже антиномия), теперь уже психологический: чтобы победить (по марксистскому сценарию) прежде всего по недемократическому и вооруженному пути революции, успешно подавить сопротивление классового врага, необходимы классовая "вражда", ненависть, разделение общества на "своих" и "чужих",непримиримых "красных" и "белых", но для того, чтобы строить, создавать новое жизнеспособное и свободное общество, а не самоедское ,"каннибальское", нужны согласие среди созидателей, чувство солидарности,подлинного товарищества на ценностях гуманизма, в противном случае для поддержания жизнедеятельности общества, в котором "разлита" классовая ненависть, потребуются все новые и новые "враги народа",и это одно из важнейших (не единственное) условий его функционирования и развития. Трагическая практика СССР 20-30-х годов подтвердила это. О подобном же психологическом противоречии писал М.А.Алданов,с той лишь разницей, что речь у него шла не о противоречивых последствиях практики диктатуры пролетариата, а о последствиях распространения самой теории марксизма в умах людей до революции и после: "Такое же психологическое противоречие заключалось и в его (К.Маркса.-Э.В.-П)учении: оно должно было десятилетиями насаждать, накоплять, проповедовать ненависть в мире с тем, чтобы эта ненависть (хотя бы вполне справедливая) затем внезапно исчезла из душ людей после торжества социальной революции"364. 2.Диктатура пролетариата в соответствии с марксистской политической доктриной в контексте ее социальной философии,а не только по злой воле В.И.Ленина или И.В.Сталина может быть только тоталитарной властью и никакой другой. Г.Лукачв 1923 г. в работе "История и классовое сознание" подчеркивал, что в "трактовке истории марксизм коренным образом отличает от буржуазной науки не примат экономических мотивов, а подход с позиции тотальности"365. С выводом Г.Лукача можно согласиться, только не противопоставляя "примат экономических мотивов" "подходу с позиции тотальности". Подход с позиции тотальности обусловлен в марксизме теорией общественно-экономической формации, сущность которой сжато сформулирована К.Марксом в <<Предисловии к работе "К критике политической экономии">>. Согласно этой теории, общество представляет собой целостную общественную систему со сложной структурой отношений детерминаций, субординаций, координаций ее элементов. В общественной системе основоположник марксизма выделил экономическую структуру, "реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политической и духовный процессы жизни вообще"366. Из теории общественно-экономической формации логически вытекает учение о социальной революции пролетариата, в соответствии с которым при наличии требуемых марксизмом определенных противоречий, предпосылок и условий пролетариату необходимо осуществить коренные преобразования всей общественной целостности, всех сфер общества, тотальной целокупности, что и составит эпоху социальной революции. “С изменением экономической основы, - однозначно подчеркивал К.Маркс, - более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке"367. Подход с позиции тотальности ясно выражен К.Марксом и Ф.Энгельсом в "Манифесте коммунистической партии" - в способе достижения пролетарской партией своих целей, которые "могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержении всего существующего общественного строя"368. Сам по себе подход с позиции тотальности еще не ведет к тоталитаризму, ибо тотальность как феномен присуща разным явлениям бытия, например восприятию человека, но является потенцией, могущей актуализироваться при определенных условиях. Эти дополнительные условия как раз и связаны с тем характером власти, который, согласно марксизму, с неизбежностью приобретает диктатура пролетариата: насильственная сущность; стремление предельно рационализировать организацию и функционирование власти и общества, не сопряженное с моралью, гуманизмом и ими не ограниченное; идеологичность и идеократичность; телеологичность, светские провиденциализм и эсхатологичность и др. К главнейшему условию относятся также экономическая мощь и тотальная экономическая потенция диктатуры пролетариата, являющиеся следствием господства государственной собственности на основные средства производства и централизованного планирования и управления экономикой. И, наконец, важным условием является приверженность пролетарской власти в своей деятельности марксистскому постулату о реальной возможности воспитания в новых общественных условиях нового человека идеального типа без изменения биологической природы человека. Попытаемся представить, как подход с позиции тотальности, присущий социальной философии марксизма, в связи с имманентно свойственными диктатуре пролетариата чертами и другими названными условиями превращает ее в тоталитарною власть. Но прежде необходимо сделать краткий экскурс в идею разумной организации власти и общества и ее практические последствия. С античных времен известно множество проектов создания идеальных, разумно организованных обществ. В своей монографии "Античная социальная утопия", являющейся истинным компендиумом античной утопии, В.А.Гуторов, исследуя многообразные античные проекты государственного устройства, показал, что рационалистическая "традиция утопической мысли и политической теории, идущая от Платона и Аристотеля через Зенона и Хрисиппа к Средней Стое, никогда не прерывалась..."369. Разнообразные рационалистические утопические проекты дало и Новое время. Исторический опыт показал, какую дорогую цену приходится платать за приверженность только разуму в ущерб максимам нравственности, гуманизма. И здесь дело вовсе не в том, что мол до сих пор разум ошибался, но обязательно настанет миг, когда будет открыта абсолютная истина идеального общественного устройства. По аналогии можно эмпирически, от одной безуспешной пробы к другой, создавать вечный двигатель, надеясь, что в следующий раз, несмотря на все предыдущие неудачи, он обязательно будет построен. А можно раз и навсегда доказать, что в принципе в нашей Вселенной он неосуществим, так как вечный двигатель первого рода противоречит закону сохранения и превращения энергии, а вечный двигатель второго рода, хотя и не противоречит закону сохранения и превращения энергии, но нарушает второе начало термодинамики и поэтому тоже неосуществим. Точно так же неосуществим в принципе идеальный проект общественного устройства. Строго говоря, речь вообще не должна идти об идеальном проекте, а только о разумной организации, так как идеальный проект неосуществим в принципе потому, что для этого нужны идеальные люди, руководствующиеся в своем поведении только разумом и нравственно совершенные. "Живой" же человек, а не тот, который фигурирует в проектах утопистов, подвержен страстям, суевериям, предрассудкам, морально несовершенен, а самое главное - мотивом его поведения во многих случаях являются собственные потребности, интересы, что естественно, а не интересы коллектива, общества в целом или умозрительные цели.Большинство людей не плохи и не хороши, они ситуативны в широком диапазоне состояний. Это установлено давно. Вопрос о природе человека и его сущности слишком сложен и велик, философами разных школ он решается неодинаково, порой в прямо противоположном смысле. Входить в эту проблему мы не будем,для наших целей достаточно повседневного эмпирического наблюдения. Нам могут возразить, что не все социальные утопии исходили из необходимости и возможности воспитать "нового" человека, а основывались на "реальном" человеке, и социальные проекты строились, опираясь на эту цель. Но и подобная установка не спасает проекты разумной организации. Имеется несколько контраргументов. (Окончание последует) ПРИМЕЧАНИЯ 353См.: Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т.8. С.338; Т.18. С.414. 354Шишков Ю. В. "Повивальная бабка истории": ретроспективный взгляд в конце столетия // ВАН СССР. 1991. № 12. С.7. 355Маркс К., Энгельс Ф.Соч. Т.38. C.419-420. 356См.: Там же. Т.2. С.90-91; Т.20. C.I96. 357Там же. Т.20. C.I88-I89. См. также: T.I8. С.305. 358Там же. Т.23. C.76I. 359Там же. Т.3. С.4. 360Там же. C.1. 361Там же. Т.18. С.612. 362Л е н и н В. И. ПСС. Т.45. C.38I. 363Маркс К.,ЭнгельсФ. Соч. T.18. C.611. 364Алданов М. А. Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. М.: Правда, 1991. С.391. 365Цит. по кн.: Кёпеци Б. Идеология "новых левых".Пер. с венгр. М.: Прогресс, 1977. С.70. 366Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. T.I3. С.5-6. 367Там же. 368Там же. Т.4. С.459. 369Гуторов В. А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989.С.240. Тэги: большевизм, в.и.ленин, демократия, демократия,свобода,права, доктрина, история, к.маркс, к.маркса, коммунизм,большевизм, концепция, марксизм, мировой, наука, немного, политика(видео, политика,геополитика, политический, политология, социо-гуманитарные, тексты), учение, ф.энгел, ф.энгельс, философия Сноуден согласился на политическое убежище в Венесуэле, полуофициально объявлено в России2013-07-10 05:10:47... Николаса Мадуро о политическом убежище. Об этом ... + развернуть текст сохранённая копия Экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден, по всей видимости, застрявший в транзитной зоне аэропорта “Шереметьево”, согласился на предложение президента Венесуэлы Николаса Мадуро о политическом убежище. Об этом сообщил глава Комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков в своем Twitter, сославшись на телеканал “Вести-24″, который, в свою очередь, ссылается на Мадуро. “Как сообщили “Вести 24″ со ссылкой на [...] Тэги: венесуэле, мир, объявленный, политический, полуофициальный, россии., сноуден, согласиться, убежище Будущее Сноудена зависло в воздухе2013-07-10 01:34:17Информационное агентство CNN сообщает, что Эдвард Сноуден находится в московском аэропорту и ... + развернуть текст сохранённая копия Информационное агентство CNN сообщает, что Эдвард Сноуден находится в московском аэропорту и ... Тэги: венесуэла, политика, политический, россии, россия, сноуден, сша, убежище, эдвард Концепция демократии К.Маркса и Ф.Энгельса...(2)2013-07-07 21:37:43... институциональная структура политической демократии как ... правоту ленинской политической мифологии, ... + развернуть текст сохранённая копия Публикую вторую часть параграфа девятого из первой главы своей старой,двадцатилетней давности, научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с. Глава первая. СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА 1.9.Концепция демократии К.Маркса и Ф.Энгельса в связи с марксистской концепцией формально-демократического и относительно мирного пути пролетарской революции.Ее эволюция.Ленинские фальсификации марксистской концепции демократии(2) После кончины К.Маркса Ф.Энгельс во второй половине 80-х - первой половине 90-х гг. в работах "Социализм в Германии", "К критике проекта социал-демократической программы 1891 года", <<Введение к работе К.Маркса "Классовая борьба...">> и других, письмах к Ф.Домела-Ньювенгейсу от 4 февраля 1886 г., П.Лафаргу от 6марта 1894 г. и других значительно продвинул как концепцию демократии, так и концепцию формально-демократического и относительно мирного пути пролетарской революции. Сочинения этого периода стали объектом ожесточенной полемики, интерпретировались в историографии рабочего и демократического движения произвольно и противоречиво. "Линией водораздела" в споре являлся тезис о существовании эссенциальных различий в политических взглядах между К.Марксом и "старым" Ф.Энгельсом по проблемам политической демократии. Характерным примером служит утверждение Й.Фетчера о том, что Ф.Энгельс "глубже и основательнее, чем... К.Маркс, проник в дух и суть свободного демократического общества англосаксонского типа”327 и целиком ориентировался на мирный путь, главной формой которого являетсявсеобщее избирательное право.В центре своеобразного "водоворота" мнений находится работа Ф.Энгельса <<Введение к "Класовой борьбе во Франции">> 328(называемая его "политическим завещанием"), еще со времен Э.Бернштейна трактуемая многими комментаторами в антиреволюционном смысле. Именно в ней ряд исследователей обнаруживает больше всего мыслей, противоречащих воззрениям К.Маркса периода "Гражданской войны во Франции". Думается, тексты Ф.Энгельса 90-х гг. дают определенные основания для таких выводов. Соратник Маркса, продолжая одну из двух линий политической доктрины марксизма, берущей начало в его же работах второй половины 40-х гг., сформулировал как завершающий аккорд положение о демократической республике как специфической форме диктатуры пролетариата, о реальной возможности такого относительно мирного и демократического пути пролетарской революции, который фактически по продолжительности, постепенности, стадиальности, многоэтапности более напоминает эволюционный, реформистский путь преобразований, чем собственно революционный ("...старое общество могло бы мирно врасти…конституционным путем... в демократических республиках…")329. В чем же суть различий в постановке вопроса в 90-е гг.от предшествующих лет? Раньше, в процитированных нами фрагментах из работ второй половины 40-х - 80-х гг., речь шла в основном о двух моментах: во-первых, о том, что политическая демократия благоприятствует относительно мирному - со стороны пролетариата - завоеванию государственной власти; во-вторых, политическая демократия может явиться политической формой диктатуры пролетариата. Однако второй пункт, ввиду своей абстрактности и "размытости", не столько прояснял вопрос, сколько инициировал к жизни несколько новых вопросов. Не ясна была прежде всего конкретная институциональная структура политической демократии как формы диктатуры пролетариата. Не то чтобы К.Марксу или Ф.Энгельсу совсем не были ясны форма государства или политический режим. Некоторые, в основном эмпирические по своему происхождению,теоретические "заделы" у них имелись. Однако конкретно-определенной и целостной модели государственного устройства, могущего служить политической формой диктатуры пролетариата, а также, что важно, конкретной, а не только принципиальной, но абстрактной возможности формально-демократического пути в политической реальности до начала 90-х гг. не было. Под вопросом была и судьба тех или иных институтов политической демократии, в случае если на этапе революционных преобразований ожесточится классовая борьба. Что станет, к примеру, со свободой печати или всеобщим избирательным правом, если представители буржуазии предпримут попытку вооруженного свержения власти пролетариата? Сохранятся ли в этой ситуации политические свободы и права по отношению к буржуазии? В начале 90-х гг. Ф.Энгельс впервые в работе "Социализм в Германии" с "цифрами в руках" прогнозирует конкретную практическую возможность в течение ближайших 10-15 лет победы социалистической революции в Германии по "конституционному" пути330, В это же время он неоднократно указывает на демократическую республику как на специфическую форму диктатуры пролетариата331 . Для читателя, знакомого с содержанием и эволюцией марксистской концепции демократии на протяжении более чем 40 лет, такое умозаключение Ф.Энгельса представляется естественным. Однако для догматизированного, взращенного лишь на идеях В.И.Ленина и занятого их охранительством советского обществознания, селективно и пространно комментировавшего только те идеи классиков марксизма,которые подтверждали правоту ленинской политической мифологии, замалчивающего не согласующиеся с ней мысли или истолковывавшего их превратно, подобная интерпретация представлялась, наоборот, противоестественной. К примеру, в специальной литературе по поводу положения Ф.Энгельса о том, что демократическая республика "является специфической формой для диктатуры пролетариата", утверждалось: "... Энгельс, видимо, хотел подчеркнуть принципиальное отличие демократической республики как государственной формы диктатуры пролетариата от обычной буржуазной республики парламентского типа"332. Процитированный пассаж - типичный образец тонкой фальсификации. В действительности Ф.Энгельс имеет в виду другое и естественное (в контексте концепции демократии, сопряженной с концепцией формально-демократического пути): не принципиальное отличие демократической республики как государственной формы диктатуры пролетариата от обычной буржуазной республики парламентского типа, а преемственность двух функциональных состояний демократической республики - если завоевание власти осуществляется посредством "обычной буржуазной республики парламентского типа", то именно эта демократическая республика и может служить той политической формой, посредством которой будет осуществляться политическое господство пролетариата. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно непредвзято прочитать письма Ф.Энгельса к П.Лафаргу от 6 марта 1894 г. и Ф.Домела- Ньювенгейсу от 4 февраля 1886 г. В первом из них основоположник марксизма развивает мысль, высказанную еще в 1847 г. во второй статье "Коммунисты и Карл Гейнцен": республика определяется своим классовым содержанием. Пока она является формой господства буржуазии, она так же враждебна социалистам, как и любая монархия ("если отвлечься от формы проявления этой враждебности"). Но,изменив классовое содержание формально-демократических институтов, можно их использовать в целях революционных преобразований, поэтому демократическая "республика... является готовой политической формой для будущего господства пролетариата"333. Можно привести целый ряд аналогичных и однозначно интерпретируемых мыслей Ф.Энгельса. "Маркс и я, - отмечал он, - в течение 40 лет без конца твердили, что для нас демократическая республика является единственной политической формой, при которой борьба между рабочим классом и классом капиталистов может сначала приобрести всеобщий характер и затем завершается решительной победой пролетариата". "Демократическая республика, - вновь подчеркивал Ф.Энгельс, - всегда останется последней формой господства буржуазии - той формой, в которой ему приходит конец". Демократическую республику Ф.Энгельс называл высшей формой государства, причем такой, "в которойтолько и может бытьдоведена до конца последняя решительная борьба между пролетариатом и буржуазией”334 (Подчеркнуто нами. – Э.В.-П.). Вместе с тем настало время указать на две характерные особенности предлагаемого использования пролетариатом формально-демократических институтов в гипотетической схеме Ф.Энгельса (как ранее и К.Маркса). Во-первых, демократическим путем не только устанавливается политическое господство одного класса, хотя и составляющего большинство, и соответственно устраняется от власти социальное меньшинство, что естественно для демократии, но и при этом в дальнейшем интересы меньшинства, прежде всего экономические,перестают учитываться в ходе принятия решения большинством. Налицо - диктатурабольшинства, диктатура пролетариата посредством демократических процедур.Главным здесь являются не методы осуществления власти (как впоследствии у Ленина), а классовая сущность проводимой политики. В целом же в концепции демократии ясно проступают черты якобинской традиции - конфронтационность:не поиск компромиссов между классами, взаимоприемлемых решений, а ликвидация - как класса - одного из них, согласно экономическим и социально-философским взглядам марксизма. Во-вторых, столь же явственно проглядывают и черты руссоистской политической традиции- априори пролетарской партии, как обладательнице научной теории, уже до волеизъявления известны общий интерес и общая воля всего пролетариата, не сводящиеся к сумме интересов и волей отдельных пролетариев, и поэтому главная задача партии состоит не в выявлении и учете разнородных интересов пролетариев,а в "прояснении" классового сознания пролетариата, означающем принятие всем классом как однородным целым платформы партии в качестве своей. Еще в большей степени подобный подход должен был бы проявиться после завоевания власти, В.И.Ленину, судя по "Государству и революции" и "Марксизму о государстве", были известны многие из процитированных положений Ф.Энгельса, в том числе, что важно, и одно из ключевых мест из его работы "К критике проекта социал-демократической программы 1891 года" ("...наша партия и рабочий класс могут прийти к господству только при такой политической форме, как демократическая республика. Эта последняя является даже специфической формой для диктатуры пролетариата, как показала уж Великая французская революция"335), и тем не менее он, используя их в качестве аргументов, и в частности только что приведенную выдержку из работы Ф.Энгельса, продолжал "гнуть свою линию” неадекватной интерпретации: "Энгельс повторяет здесь в особенно рельефной форме ту основную идею, которая красной нитью тянется через произведения Маркса, именно, что демократическая республика есть ближайший подход к диктатуре пролетариата”336. Как читатель легко убедится, проведя сравнительный анализ слов Ф.Энгельса и В.И.Ленина, перед нами очередная фальсификация последним смысла текста столь обожаемого им одного из основоположников марксизма.
Действительно, Ф.Энгельс выделяет две последовательные роли, выполняемые демократической республикой: 1)служить наиболее благоприятным политическим условием для завоевания власти пролетариатом; 2)служить государственной формой для власти пролетариата (диктатуры пролетариата). Вождь же большевизма, ничтоже сумняшеся, "углядывает" лишь первую роль демократической республики, но, чтобы как-то завуалировать свой (думается, сознательный) подлог, использует своеобразный терминологический оборот: "ближайший подход к диктатуре пролетариата". Выявленная нами фальсификация В.И.Лениным марксистской концепции демократии состоит прежде всего в искажении им содержания,которое вкладывали в понятие "диктатура пролетариата" К.Маркс и Ф.Энгельс, в замене этого содержания собственным оригинальным,отличающимся от классическо-марксистского. Здесь необходимо дополнительное разъяснение. Понятие "диктатура пролетариата", используемое К.Марксом и Ф.Энгельсом (как и понятие "демократия"), многозначно. Данное обстоятельство объясняется тем, что при отсутствии законченного целостного и развернутого обоснования идеи диктатуры пролетариата в одном тексте основоположники марксизма неоднократно употребляли этот термин при анализе различных проблем, вследствие чего их высказывания и допускают неоднозначные, порой альтернативные интерпретации, что и подтверждает литература: 1)расширительное понимание диктатуры пролетариата как гегемонии; 2)близкая к нему интерпретация диктатуры пролетариата как государственной власти большинства в интересах большинства; 3)трактовка диктатуры пролетариата как государственной власти большинства населения - пролетариата - в политической форме демократической республики; 4)противоположная предыдущей трактовка диктатуры пролетариата, воплощенной в новом по типу и политической форме государстве отрицающем все прежние политико-юридические институты, ранее действовавшие принципы их организации и функционирования, стандарты политической и правовой культуры; 5) истолкование диктатуры пролетариата как телеологической государственной власти - власти государства, используемой как орудие для установления заранее определенной цели: коммунистического миропорядка; 6) близкая к предшествующей трактовка диктатуры пролетариата как власти, имеющей цель “уничтожения” всех классов и установления общества без классов, а значит, и упразднения власти самого пролетариата. В этом качестве диктатура пролетариата представляет собой переходное, упраздняющее самое себя, отмирающее, государство. Вместе с тем в переходный период государственная власть пролетариата носит явно выраженный авторитарный характем, так как свою историческую миссию пролетариат реализует при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения"337. В то же время диктатура пролетариата авторитарна не только к буржуазии, но и к пролетариату,так как вводится равное для всех принуждение к труду338. Более того, власть пролетариата, в силу логики объективно стоящих перед ней задач и необходимости выполнения соответствующих функций превращается, оставаясь авторитарной, в тоталитарную. Этот аспект мы рассмотрим детальнее дальше. Здесь же ограничимся тем, что выразим свое частичное несогласие с мнением В.Л.Лобера, утверждающего, что диктатура пролетариата носит одновременно авторитарный и демократический характеры: "...как власть, опирающаяся на силу, она носит авторитарный характер, но как власть, представляющая собой концентрированное выражение политической воли большинства, она в то же время является демократической"339 . Абстрактно рассуждая, власть может быть и демократической (узкий смысл), и авторитарной одновременно(как и в случае ,когда диктатура пролетариата устанавливается посредством демократической республики): демократической по отношению к большинству и авторитарной по отношению к меньшинству. (Заметим, что даже этот вариант невозможен для демократического политического режима в современном понимании, т.е.,как режима либерально-демократического и плюралистического, при котором является обязательным соблюдение прав и свобод человека и меньшинств.). Однако подобная ситуация невозможна для власти, начавшей осуществлять экономическую программу марксизма: первоначально, даже будучи демократически избранной, власть становится авторитарной и по отношению к большинству, а следовательно, чтобы остаться у власти,марксистской партии следует выбирать между двумя вариантами - узурпировать власть или отказаться от экономической программы марксизма; 7) суженная интерпретация - отождествление диктатуры пролетариата с тоталитарным,насильственным, идеократическим единовластием пролетарской партии; 8) трактовка диктатуры пролетариата как власти, осуществляющей преобразования хотя и насильственным, но по возможности "наиболее рациональным и гуманным путем"340. ' Перечисленные (а также другие, не названные нами) интерпретации понятия "диктатура пролетариата" в сочинениях классиков марксизма (и в текстах интерпретаторов, что не одно и то же) встречаются не в одинаковой мере: во-первых, каждая в отдельности или в различных сочетаниях, во-вторых, одни чаще, другие реже, третьи - в исключительных случаях. В-третьих, вслед за эволюцией социально-философских и политических взглядов классиков в связи с меняющимся общественным контекстом одни интерпретации диктатуры пролетариата отходили на задний план, другие выдвигались на авансцену. Но с чем нельзя согласиться, так это с суждением В.Б.Пастухова о том, что в 80-е гг. прошлого столетия "К.Маркс и Ф.Энгельс по существу начали демонтаж выдвинутой ими ранее концепции диктатуры пролетариата”341. Вернемся к основному анализу. Ф.Энгельс (как и К.Маркс) часто использовал понятие "диктатура пролетариата" в самом общем виде,в значении классовой сущности власти, безотносительно к форме государства и политическому режиму: государственная власть находится в руках представителей пролетариата и осуществляется в интересах пролетариата. Содержание понятия "диктатура пролетариата", по К.Марксу иФ.Энгельсу, очень часто не соответствует его буквальному смыслу: деспотизм класса, основанный на произволе, насилии. Нам тотчас же возразят: ваша трактовка никак не согласуется с ключевым тезисом К.Маркса о насилии как "повивальной бабке всякого старого общества, когда оно беременно новым"342, а также с выводами в "Гражданской войне во Франции'' К.Маркса. Но противоречия здесь нет. Термин "диктатура пролетариата"использовался К.Марксом и Ф.Энгельсом в связи с концепцией путей революции в двух основных значениях. Более конкретная трактовка зависела от того, в связи с каким из двух основных путей революции они его рассматривали. 1) Если речь шла о формально-недемократическом и относительно немирном способе завоевания власти посредством вооруженного восстания, других вооруженных форм борьбы, то диктатура пролетариата означала установление недемократического политического режима, изъятие и ограничение демократии, насильственное подавление сопротивления отстраненных от власти социальных групп и слоев. Вместе с тем основоположники марксизма характеризовали установившуюся власть как "демократическую" по той функциональной рола, которую она должна выполнять: осуществление политики в интересах большинства - пролетариата. Что же касалось формы государства,формы правления для диктатуры пролетариата, то полной ясности иокончательного ответа у них на этот счет не было: ею могла быть и новая форма республики наподобие Парижской коммуны, но вполне - и демократическая республика. Диктатура пролетариата, таким образом,в первом случае означает не только классовую сущность власти, но и диктаторские методы осуществления последней. В то же время если основоположники марксизма предвидели (по сути дела констатировали историческую практику) естественное несогласие и сопротивление свергнутых классов и необходимость насилия по отношению к ним (назовем его - "насилие-1"), то они не предвидели несогласия и сопротивления самих пролетариев ("несознательных слоев") и насилия по отношению к ним ("насилие-2"), к которому с неизбежностью всякий раз пришлось прибегать новой власти (как показал трагический опыт бывших стран "соцлагеря"), как только она начинала осуществлять экономическую программу марксизма. В этом случае "демократическая" (по выполняемой роли) диктатура пролетариата также (наряду с политическим режимом) превращалась в авторитарную власть. 2) Если же речь шла о власти пролетариата ("диктатура пролетариата"), достигнутой в ходе формально-демократического и относительно мирного пути революции, то диктатура пролетариата означала установление демократического политического режима (для всех),и формой государства диктатуры пролетариата являлась демократическая республика. Для Ленина (времен "Государства и революции") термин "диктатура пролетариата" означал власть пролетариата, жестко увязанную с определенной формой государства - республикой вида (а не только типа - классовой сущности) Парижской коммуны (но никак не демократической республики) и недемократическим политическим режимом в отношении всех, но своеобразным "демократическим" режимом для пролетариата, с широким использованием форм прямой демократии.В.И.Ленин пытается придать понятию "диктатура пролетариата" прямой, буквальный смысл в отношении обоих терминов - "диктатура" и "пролетариат": прямая диктатура всего пролетариата. Ленинское понятие "диктатура пролетариата" лета 1917 г. не ограничивалось сказанным нами, но в данном конкретном случае нас интересует лишь односторонняя интерпретация Лениным текста Ф.Энгельса. И тут парадокс состоит в том, что хотя Ленин действительно искажает смысл конкретного фрагмента из конкретного сочинения Ф.Энгельса ("К критике проекта социал-демократической программы 1891 года"),но его интерпретация, продолжая оставаться фальсификацией в одном отношении, в то же время соответствует мыслям Ф.Энгельса, содержащимся в другой его работе, написанной тремя месяцами ранее, - во <<Введении к работе К.Маркса "Гражданская война во Франции">>. Читатель имеет возможность воочию убедиться в двойственности, противоречивости концепции демократии "старого” Ф.Энгельса (феномен двух Энгельсов в пространстве 90-х гг.): с одной стороны, соратник К.Маркса утверждает, что демократическая республика является искомой государственной формой диктатуры пролетариата (критика проекта Эрфуртской программы), с другой стороны, он одновременно полагает, что все же истинной формой государства для диктатуры пролетариата является не демократическая республика, а республика вида (не только типа) Парижской коммуны, своего рода полугосударство343 ( <<Введение к работе К.Маркса "Гражданская война во Франции">> ). Однако сравнительный анализ снимает имеющиеся противоречия в указанных двух текстах Ф.Энгельса: 1)В "К критике проекта..." исследование демократической республики осуществляется с позиции актуальных задач пролетарского движения и в сопоставлении с другими формами правлния государств прошлого.В этом аспекте демократическая республика является формой государства,создающей наиболее благоприятные условия для завоевания власти пролетариатом относительно мирным и формально-демократическим путем, и соответственно в случае успеха по нему будет служить формой диктатуры пролетариата; 2)Во <<Введении к "Гражданской войне...">>, напротив, анализируется государство с позиции будущего, в контексте марксистской концепции отмирания этого института, ликвидации дуализма политического государства и гражданского общества. Исходя из такого видения, любое государство настоящего является злом, в том числе демократическая республика, так как в нем государственная власть обособлена от общества, она сама является машиной подавления одного класса другим, а ее органы "из слуг общества превратились в его повелителей". Парижская же коммуна отсекла худшие стороны государства как такового и поэтому уже не являлась в собственном смысле государством, а была полугосударством. Здесь мы в исследовании марксистской концепции демократии подошли к пункту, в котором необходимо рассмотреть подробнее проблемы демократии в связи с анализом К.Марксом и Ф.Энгельсом опыта Парижской коммуны. В предыдущем разделе мы этот опыт рассматривали лишь сквозь призму "управляющие/управляемые". К.Маркс в работе "Гражданская война во Франции" анализируя опыт Парижской коммуны, делает вывод, что последняя оказалась "открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда"345. Учитывая же то, что Парижская коммуна обладала рядом особых политических институтов, отличающих ее от демократической парламентской республики, возникает, в свою очередь, естественный вывод, что идеи, высказанные К.Марксом в "Гражданской войне..." противоречат как приводимым нами ранее мыслям Ф.Энгельса о демократической республике как специфической форме диктатуры пролетариата, так и положениям самого К.Маркса, сформулированным и раньше, и после опубликования его труда, в соответствии с которыми он допускал принципиальную возможность "законного" пути социалистической революции в Англии и США посредством использования конституционных формально-демократических институтов346. Но, как и в предыдущем случае, кажущееся противоречие политической доктрины находит свое объяснение как в социально-философских воззрениях классиков, так и в противоречивых, сложных реалиях политической жизни второй половины XIХ в. Во-первых, следует принять во внимание, что К.Маркс и Ф.Энгельс свои политические теоретические положения формулировали,как правило, на основе обобщения революционного опыта, политической реальности XIX в. Одновременно, исходя из идеи многовариантности общественного развития, они в зависимости от того или иного виртуального пути революции полагали возможным существование нескольких государственных форм диктатуры пролетариата. Опыт Парижской коммунакак раз и послужил историческим материалом для одной из таких форм, для первого выводаК.Маркса. Чартистское движение в Англии,демократизация ряда буржуазных государств во второй половине XIX в., успехи рабочего движения в Германии 80-90-х гг. в использовании формально-демократическим институтов в своих целях послужили основанием для вывода Ф.Энгельса. Отсутствие разветвленного военно-бюрократического аппарата в демократической республике - США - и в парламентарной конституционной монархии - Англии в 70-е гг. - и наличие формально-демократических институтов в условиях определенной сознательности и организованности рабочего класса Англии предопределили второй вывод К.Маркса. Во-вторых, как явствует из письма К.Маркса к Д.Кугельману от 12 апреля 1871 г., вывод классика о том, что Парижская коммуна является "открытой", наконец, политической формой освобождения труда, правомерен для конкретно-исторических условий континентальной Европы, прежде всего Франции и Германии 1871 г., и не распространяется на все "цивилизованные страны" мира347. Иначе не понять, как же К.Маркс и Ф.Энгельс в то же время указывали на возможность "законного" формально-демократического и относительно мирного пути в Англии и США. Поэтому даже апологетически настроенному к марксизму читателю придется смирится с мыслью, что марксистская концепция демократии амбивалентна, внутренне противоречива. Учитывая вышеизложенное, бесспорно, неверной является мысль, встречавшаяся еще недавно в советской специальной литературе: "...исходя из опыта Парижской коммуны К.Маркс и Ф.Энгельс отвергли парламентарную республику как возможную политическую форму диктатуры пролетариата". В-третьих, по истечении некоторого времени сама оценка К.Марксом и Ф.Энгельсом достижений Парижской коммуны становится сдержаннее, приобретает конкретно-исторический и пpocтранственно-временной контекст. К.Маркс в письме к Ф.Д.Ньювенгейсу от 22 февраля 1881 г. высказался на этот счет достаточно определенно, фактически дезавуируя часть своих выводов десятилетней давности: "Это было восстание только одного города в исключительных условиях, большинство Коммуны вовсе не было социалистическим и не могло им быть"349.. Тем самым рушится миф “Е”. В-четвертых, анализ всего корпуса трудов основоположников марксизма о Парижской коммуне показывает, что К.Маркс и Ф.Энгельс проводили различие в революционном и политическом опыте Парижской коммуны между тем, что имеет всеобщее значение, и тем, что носит особый характер. К уровню всеобщего они относили подтверждение Парижской коммуной ранней идеи К.Маркса о необходимости слома бюрократической и военно-полицейской машины буржуазного государства,с одной стороны, и сохранения общественно необходимых демократических, институтов - с другой. Понятно, что характер и масштабы этих изменений будут варьироватьсяв зависимости от конкретно-исторических ситуаций в той или иной стране. В США и Англии 70-х гг. XIХ в., где буржуазия, не унаследовав военно-бюрократической машины, не успела ее ещесоздать, объем слома и его характер были бы иными, чем во Франции и Германии с разветвленной бюрократической и военно-полицейской машиной. Более того, Ф.Энгельс в последние годы вместо термина "слом" стал использовать слово "переделка". И подобная замена была естественным завершением эволюции политических взглядов Ф.Энгельса в связи с изменившимися объективными условиями. Основоположники марксизма стали применять термин "слом" в условиях ожесточенной классовой конфронтации, вооруженной борьбы, реальной возможности только недемократического пути революции. По мере же демократизации политической жизни и соответственно, в связи с расширяющейся возможностью демократического и относительно мирного пути в рамках существующей Конституции и правового поля отпала необходимость в радикальном сломе. "Речь идет просто об указании на то, - отмечал Ф.Энгельс в письме к Э.Бернштейну от 1января 1884 г.,- что -победивший пролетариат должен заново переделать старый бюрократический, административно-централизованный государственный аппарат, прежде чем сможет использовать его для своих целей”350. Здесь также говорится о существенной переделке ("заново"), но все же не о сломе.. И, наконец, в-пятых, К,Маркс, анализируя опыт Парижской коммуна, был прав, выделяя ряд ее прогрессивных политических черт: всеобщее избирательное право; самоуправление производителей;ликвидация привилегий чиновничества, поставленных под контроль выборного органа и трудящихся масс; децентрализация управления. В то же время он ошибся, отнеся к прогрессивным такие политические институты ичерты как: I) отказ от разделения законодательной и исполнительной власти; 2) фактический отказ от независимости судей; 3) уничтожение постоянного войска и замена его вооруженным народом; 4) схожая мера в отношении полиции; 5) императивный мандат депутатам и сменяемость их в любое втэемя; 6) фактический отказ от профессионального аппарата управления!351. Как кратковременная мера в конкретно- исторических условиях Парижа 1871 г. (всеобщее вооружение народа,открытая сменяемость в любое время и депутатов, и судей) они были не то что оправданны, а обусловливались объективно. Но считать,что Парижская коммуна оказалась раскрытой тайной "правительства рабочего класса", "открытой политической формой диктатуры пролетариата",как показал опыт XX в., и утопично, и фактически реакционно. Практика отвергла также воззрения В.И.Ленина, утверждавшего в "Государстве и революции", что "у Маркса нет и капельки утопизма в том смысле, чтобы он сочиняя, сфантазировал "новое" общество... Он берет фактический опыт массового пролетарского движения и старается извлечь из него практические уроки. Он "учится" у Коммуны, как все великие революционные мыслители не боялись учиться у опыта великих движений угнетенного класса..."352. Суммируясказанное, становится понятным, что концепция демократии классического марксизма, не говоря уже о домарксистском периоде, существенно отличается от ленинской концепции. И хотя вождь большевизма претендовал на роль правоверного последователя революционной политической доктрины К.Маркса и Ф.Энгельса, в действительности он по многим пунктам ее сфальсифицировал, и прежде всего марксистскую концепцию демократии. ПРИМЕЧАНИЯ
327См.: Karl Магх/Fridrich Engels. Studienausgabe in 4Banden. Hrag. von Iring Fetscher, Bd 1. Frankfurt a/M. ,1972. S.11. 328См.: БауэрманP. И др. Указ.соч. С.187. 329Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т.22. С.227. 330См.: Там же. С.249-264. 331См.: Там же. С.237,287. 332Фридрих Энгельс: Биография/ Авт. кол.: Г.Гемков и др.Указ.соч.С. 514 333См.: Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т.39. C.I84. 334Там же. Т.21. C.I72; Т.22. С.287; Т.36. С.112-11З. 335Там же. Т.22. С.238. 336Ленин В. И. ПСС. Т.ЗЗ. С.70-71. 337Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т.4. С.446. 338Л.С.Мамут справедливо отмечает, что в современных русских переводах "Манифеста..." формула "принуждение к труду" (Arbeitszwaag) дается в застенчивом, щадящем варианте - "обязательность труда" (См.: МамутЛ. Учение Маркса.Указ.соч. С.103). 339Л о 6е р В. Л. Указ.соч. С.26. 340О некоторых из этих трактовок подробнее см.: История марксизм Тэги: большевизм, в.и.ленин, демократический, демократия,свобода,права, диктатура, доктрина, к.маркс, коммунизм,большевизм, любознательный, марксизм, наука, немного, оригинальный, политика(видео, политический, политология, пролетариат, республика, социо-гуманитарные, текст, тексты), ф.энгельс, философия Зачистка #Чебоксары в преддверии Универсиады в Казани (Сюжет на телеканале "Дождь")2013-07-06 09:43:37На телеканале "Дождь" сняли сюжет про зачистку Чебоксар: + развернуть текст сохранённая копия На телеканале "Дождь" сняли сюжет про зачистку Чебоксар: Происходящее напоминает истории про Олимпиаду в Москве. Тэги: дмитрий, дождь, казань, каруев, меч, политический, полиция, телеканал, универсиада, щит
Главная / Главные темы / Тэг «политических»
|
Категория «Размышления»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|