Оригинальная версия и по продолжительности и по качеству изображения уступает итоговому видео, "прославившему" девушек и ставшему главной уликой следствия против них. "И для сравнения сам клип. Ничего комментировать не буду. Составьте собственное мнение", - призывает юрист.
Итоговый видеоклип, как сообщалось ранее, был склеен из нарезки записей из храма Христа Спасителя и Богоявленского собора в Елохове, где активистки устроили "молебен" за два дня до московской акции. Там они "выступили" с более продолжительным концертом - им даже удалось достать гитары.
Примечательно, что об акции Pussy Riot в Елоховском храме стало известно несколько позже. Как впоследствии объяснил "Московскому комсомольцу" председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, тот инцидент не получил распространения, так как тогда девушки тогда не успели произнести кощунственные слова.
Ввиду отсутствия музыкальных инструментов и слишком большого расстояния, с которого неизвестный оператор снимал "панк-молебен" в ХХС, а также того, что "пения" активисток почти не слышно - даже несмотря на акустику храма, - ролик, действительно, выглядит не слишком ярко. Однако станет ли он в этой связи менее оскорбительным для православных, ратующих за наказание девушек по всей строгости закона, еще предстоит решить суду.
Суд над Pussy Riot состоится раньше запланированного
Судебный процесс между тем был ускорен. "Вчера поздно вечером стало известно, что следствие по делу Pussy Riot в срочном порядке назначило на среду, 4 июля, 12.00 новое заседание суда с конвоированием всех трех девушек в Таганский суд", - говорится в блоге активисток.
Причина тому, по словам единомышленников Pussy Riot, ведущих блог в отсутствие трех участниц неформальной организации, - публикация открытого письма в поддержку арестованных, под которым подписались более 100 известных общественных деятелей и деятелей культуры. А всего, согласно "Эхо Москвы", на сайте которого происходит сбор подписей, ко 2 июля в защиту Pussy Riot высказались более 30 тысяч человек.
"Источники во власти утверждают, что после публикации письма… следствию была дана команда резко сократить время для знакомства с делом и как можно скорее начать суд по существу из-за опасений, что резонанс и общественное недовольство делом привлекают слишком много внимания", - отмечается в блоге.
По информации активистов, в конце минувшей недели одному из адвокатов девушек глава следственной группы сообщил, что следствие в срочном порядке решило ходатайствовать о сокращении срока знакомства с делом до 9 июля. Потому нужно провести заседание суда, который примет решение ограничить срок знакомства с делом.
Постель арестованной Pussy Riot окропили святой водой
После публикации открытого письма в поддержку Pussy Riot, напомним, начали звучать призывы не просто подписаться под обращением, но и официально объявить о взятии арестованных на поруки, чтобы гарантировать девушкам освобождение из-за решетки. О готовности поручиться за активисток высказались, в частности, актриса Чулпан Хаматова и и главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов. Однако адвокаты подследственных изъявили желание видеть поручителями священников РПЦ.
Правда, неясно, захотят ли сами участницы Pussy Riot иметь в качестве наставников священнослужителей. Так, на днях одна из арестованных отказалась от беседы с тюремным священником, заглянувшим к ней в камеру.
"Я не знаю, как обстояли дела с остальными двумя участницами группы, но в камере у одной он был. По-моему, имелась в виду Мария Алехина или Екатерина Самуцевич, точно не могу сказать. Так вот, она отказалась с ним говорить. Даже когда он пришел к ней в камеру, она не выразила никакого желания для беседы. Он покропил ее святой водой. Она сказала, что это было некорректно, что ей намочили постель, и это ей не понравилось. Вот такое было отношение", - цитирует "Интерфакс" протоиерея Всеволода Чаплина, рассказавшего о происшествии в эфире "Финам FM".
Тем не менее Чаплин призвал верующих молиться об этих "бедных, несчастных, действительно несчастных женщинах" и сказал, что сам постоянно молится об их покаянии и вразумлении.
"Возникают ассоциации с уголовным процессом, произошедшим две тысячи лет назад"
Во время выступления на радио протоиерей выразил убежденность в том, что дело Pussy Riot не связано с политикой. А также высказал мнение, что нынешняя скандальная ситуация, складывающаяся вокруг Церкви, - это попытка повторить большевистские гонения.
"Они ведь до этого много раз высказывались по поводу Путина, говорили довольно оскорбительные вещи в его адрес, но такой реакции у людей не было. Когда был оскорблен храм, реакция была другой. И конечно, то, что произошло, причинило огромную боль людям", - отметил священник и добавил, что случившееся в ХСС напоминает 1920-1930-е годы, "когда все эти комсомольцы наряжались в богослужебные облачения, ломали иконы, громили храмы, и такого же типа карикатуры появлялись, как сейчас в некоторых блогах".
"Так что это был наш Холокост. А сейчас его пытаются повторить", - резюмировал представитель РПЦ.Защита Pussy Riot оперативно прокомментировала эти заявления. "Говорить о том, что они как-то не так реагируют на приход священника, - давайте их выпустим и тогда посмотрим, как они к этому отнесутся на свободе. В СИЗО ситуация не такая, мягко говоря, чтобы можно было выбирать, так себя вести или по-другому, легко говорить об этом, находясь на свободе", - заявил "Интерфаксу" адвокат Марк Фейгин и призвал не решать "вопросы веры" с помощь Уголовного кодекса.
"Возникают ассоциации с самым главным уголовным процессом, произошедшим две тысячи лет назад, он тогда, мягко говоря, мало к чему хорошему привел - вполне можно найти сравнения",- сказал адвокат.
Заявления же Чаплина о "Холокосте" адвокат раскритиковал: "Очень крепкие сравнения употребляет отец Всеволод - с Холокостом, с пионерами - это не одно и то же. Тогда существовала не какая-то дискуссия, как у нас в обществе, а просто убивали священников. Сравнивать это с погромами и уничтожением православной церкви в период бесовского большевизма - как-то некорректно… Девушки не являются оргкомитетом по встрече Антихриста, как их пытаются представить. Зачем это все выводится в почти астральную область - темные силы борются со светлыми за несчастных православных христиан? К чему весь этот масштаб? У протеста был политический смысл".
Журналист-единоросс "предложил" отправить Pussy Riot "для искупления вины в московский зоопарк"
Тем временем председатель комитета Госдумы по международным делам, ведущий программы "Постскриптум" на телеканале "ТВ Центр" Алексей Пушков в своем Twitter'е "предложил" вместо тюрьмы отправить участниц Pussy Riot "для искупления вины в московский зоопарк". Журналист-единоросс написал, что это следует сделать "с учетом известной секс-акции участниц группы в Зоологическом музее в 2008 г.".
Речь идет о публичной оргии, которую скандальная арт-группа "Война" устроила Государственном биологическом музее имени Тимирязева. Одной из участниц была Надежда Толоконникова, арестованная по делу Pussy Riot. Будучи беременной, она занималась групповым сексом под лозунгом "Е***сь за наследника медвежонка!".
Акция 2008 года была приурочена к инаугурации президента Дмитрия Медведева, в ходе нее активисты совокуплялись под лозунгами "Да здравствует медведь, наследник праславянского медведя!", "Медведь - тотемное животное древних славян!", "Мы должны совокупляться в поддержку медвежонка!".
Также Пушков дал понять, что не поддерживает коллективное письмо деятелей культуры, призвавших освободить участниц скандальной группы. "Нам говорят: "интеллигенция требует освободить" участниц панк-молебна. Но можно ли мнение 130 человек выдавать за голос всей интеллигенции?" - написал в микроблоге глава думского комитета.
А "Полит.ру" отмечает, что в очередном выпуске телепередачи "Постскриптум", вышедшем в эфир в воскресенье, Пушков заявил, что за Pussy Riot вступился весь "либеральный бомонд".
Хочу напомнить читателям о своих Интернет-ресурсах:
"Психология онлайн и киберпсихология"
Здесь помимо архива статей по компьютерной психологии, размещены авторские интервью, опубликованные в начале нулевых в различных "бумажных" СМИ
"Общество глазами психоаналитика"
Ранние публикации разчных направлений (включая управленческую психологию, культурологию, психополитологию,толкование снов), а также избранные выпуски авторских рассылок
Новая версия сайта "Общество глазами психоаналитика"
Попытка популяризировать и структурировать исследовательскую деятельность в области социального психоанализа (управленческая психология, политическая психология, фокус-группы, экзистенциальная психология, футурология, толкование снов, фокус-группы, ). Иллюстрации. Блоги:
Психоаналитический блог Основной. Здесь публикуется различные заметки, которые дополняются какими-нибудь краткими комментариями из области психоанализа.
Социальный психоанализ По сути ЖЖ-зеркало основного блога.
2012-06-29 23:40:10
... известный английский политолог Бенедикт Андерсен ... известного российского политологаСвятослава ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Рисунок: Игорь Шапошников
Хотя во всем мире слово «нация» — одно из самых употребительных в современном политическом лексиконе, однозначного определения этого понятия нет. Более того, известный английский политолог Бенедикт Андерсен называл нации «воображаемыми сообществами». Все это не мешает нациям быть реальными субъектами общественных и международных отношений. А принадлежность к той или иной нации — естественная и необходимая часть самоопределения любого жителя нашей планеты. Но раз нет общего представления о том, что такое нация, то тем более нет общепринятого представления о том, когда и как нации возникли и каковы для этого необходимые условия.
Что есть российская нация
После распада Советского Союза перед гражданами новой России, в первую очередь перед ее политической элитой, встал вопрос: кто мы? к какой нации мы принадлежим? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, ведь подавляющее большинство граждан России — этнические русские. Но простое обозначение России как русского государства порождает проблему отношения к нему многочисленных национальных меньшинств. Достаточно вспомнить, как бились представители национальных республик при обсуждении новой Конституции России в 1993 году за название Российская Федерация, чтобы понять, что для них принадлежность к своей национальной автономии и их квазигосударственный статус — безусловные ценности. Кстати, это проблема многих многонациональных государств с доминирующей нацией. Так, Испания в своей конституции, принятой после падения франкизма, была провозглашена неделимым государством испанской нации, но баски и каталонцы в конституциях своих автономий провозгласили их территориями своих наций. Боясь раскола страны, центральное правительство не решилось что-либо предпринимать, и в результате испанская конституция как бы повисла в воздухе.
Простое введение слова «россияне» для обозначения общей для всех населяющих Россию этносов нации тоже не дало результата. Хотя оно явным образом отсылало к ностальгическому для многих образу «новой исторической общности — советский народ». Но именно поэтому вызвало скорее ироническое отношение к себе, особенно со стороны тех, у кого советское вызывает далеко не ностальгические воспоминания. Так же как объявление о существовании российской политической нации, уже на примере западных политических образцов, просто на основании того факта, что в России проходят выборы и существуют демократические институты. Хотя бы потому, что и выборы, и демократические институты еще не стали в России неотъемлемой частью национального сознания. То есть на вопрос о том, что лежит в основании российской нации — этнос, общая культура или общие политические институты, ответа так и нет.
«Эксперт» уже обращался к проблеме национального строительства в России, например в статье «Нации не создаются толерантностью» (см. № 9 за 2011 год), в которой отмечалось, что «нации основываются на базе общего для всех населяющих страну этносов видения будущего этой страны, общих символов, ценностей и исторического мифа в высоком смысле этого слова, то есть истории, передающей представление о месте нации в мире, о ее предназначении, о героях и героических событиях».
Возвратиться к обсуждению проблемы «кто мы?» нас подтолкнул выход работы известного российского политолога Святослава Каспэ «Политическая теология и nation-building: общие положения, российский случай». Святослав Каспэ в своей книге задается той же проблемой, что и «Эксперт» в своей статье, но подходит к ней с другой стороны, отмечая уже в самом начале, что «всякая осмысленная стратегия nation-building должна сегодня в первую очередь предусмотреть работу с политическими ценностями». Свою точку зрения Каспэ основывает на серьезном теоретическом анализе, но мы не будем заниматься разборкой теоретических оснований, разработанных автором, несмотря на всю их важность, поскольку, на наш взгляд, ценностный характер национального строительства интуитивно ясен каждому обывателю, если он всерьез задумывается о том, кто же он есть. Независимо от того, как позиционирует себя гражданин России в своем самоопределении, он будет искать опору в определенном ценностном ряду. Это касается не только России. Это видно на примерах других стран и наций, особенно США и Франции, в значительной мере сконструировавших себя на основе определенных ценностей.
Святослав Игоревич Каспэ — профессор Высшей школы экономики, лауреат премии в области общественно-научной литературы «Общественная мысль» за 2008 год, которую вручает Институт общественного проектирования, за книгу «Центры и иерархии: пространственные метафоры власти и западная политическая форма». Проблема, за которую он взялся в своей новой книге, не просто важная, она, если можно так выразиться, животрепещущая. А основательность, с которой Каспэ подошел к ее решению, — фундаментальная. И тем интереснее поспорить с уважаемым автором.
Французский пример для России
Проблема ведь заключается не только в том, чтобы сформировать национальные ценности, она скорее в том, возможно ли в такой стране, как Россия, с ее драматической историей, создать нацию с едиными ценностями, по крайней мере в настоящее время. Что надо сделать, чтобы этого добиться? И кто может это сделать?
Пример Франции показывает, что даже если существует некое преобладающее представление о национальных ценностях, отношение к ним граждан может существенно различаться. Как отмечает Каспэ, уже «аббат Сьейес, задавшись в своей знаменитой брошюре вопросом “Что такое третье сословие?” и уверенно ответив на него “Третье сословие есть совершенная, завершенная [complete] нация”, тем самым сознательно и намеренно вывел за пределы нации первое и второе сословия — каковое намерение и было в целом реализовано в ходе французского революционного nation-building, между прочим, до сих пор сохраняющего свой парадигматический статус». Но ведь первое и второе сословия не менее категорично отстаивали свою принадлежность к французской нации, что вылилось практически в столетнюю гражданскую войну, которую пережила Франция в XIX веке. Оказалось, что нация была одна, а ценности у разных ее представителей были разные. Более того, разными были даже их представления о том, когда и как французская нация возникла. Одни, «правые», выводили и до сих пор выводят происхождение Франции по меньшей мере от галлов, другие, «левые», — из Французской революции. Как пишет об этой проблеме исторического и все еще не изжитого противостояния бывший президент республики Жискар де Эстен в своей книге «Французы», до настоящего времени «разрыв между правыми и левыми в культурном плане сохраняет привкус столкновения между сторонниками Республики и ее более или менее скрытыми противниками. Подобное восприятие придает спорам практически непримиримый характер, как если бы их участники принадлежали к двум несовместимым друг с другом сообществам. Определения “правые” и “левые” воспринимаются не как варианты одной и той же позиции, но, напротив, содержат в себе мощный потенциал отторжения и разрыва».
Тем не менее в настоящее время можно говорить, что во Франции у носителей разных исторических ценностей есть общие демократические, республиканские ценности, в верности которым клянутся все от крайне правых до крайне левых. Чтобы этого достичь, Франции пришлось пережить Вторую мировую войну и поражение от Германии, после которого те, кто не признавал ценности республики и революции, как, например, сторонники лидера французских ультраправых Шарля Морраса, перешли на сторону Гитлера и в конце концов оказались исключены из французского общества, а те, кто выступил против нацистов, объединились вокруг этих ценностей.
Хотя и это объединение достаточно условно. Как написал в своей статье «Ленин и ленинизм сегодня и послезавтра» («Эксперт» № 1 за 2010 год) Эммануил Валлерстайн, «одним из основных способов достижения консенсуса во французском обществе стало допущение разных, порой противоречащих одна другой интерпретаций того, что происходило во время Французской революции и кем считать Наполеона. В результате различные группы французского общества празднуют, в сущности, разные революции, в зависимости от своих политических предпочтений».
Но если во Франции и через двести лет после революции сохраняется национальный раскол, и ценностный и исторический, то тем более это справедливо для России, что демонстрирует нам, возможно, не желая этого, в своей книге и сам Каспэ, когда переходит от теоретических построений к практическим предложениям о том, как нам построить российскую нацию.
Сколько в России сакрального
Как замечает Каспэ, «в любом обществе неизменно наличествует конститутивный элемент, который может быть обозначен как сакральное… он существует всегда и в этом смысле является вневременным». Проблема, которой не замечает Каспэ, состоит в том, что в России в силу ее исторического развития наличествует как минимум три или даже четыре основания такого рода сакрального: имперская история, революция 1917 года, причем в двух ее ипостасях, февральской и октябрьской, Великая Отечественная война и революция 1991 года. И у каждого из этих оснований есть свои сторонники, которые пытаются, каждый на своем сакральном, выстроить свои связи между ним и остальными событиями российской истории, рассматривая одни из них как предпосылки, а другие — как неизбежные следствия либо печальные исключения или искривления исторического процесса. Это пыталась сделать и советская власть, выстраивая цепочку зачастую сомнительных исторических связей между православными святыми, царскими полководцами, вождями крестьянских восстаний, борцами с самодержавием и большевистскими героями.
Но Каспэ не хочет смиряться с ценностным и историческим расколом российского общества и, как когда-то Сьейес отсекал от французской нации все связанное со старым режимом, предлагает отсечь от российской нации все связанное с советским идеологически и институционально, поскольку, как он пишет, «недифференцированное “советское” — своего рода “пробка”, закрывающая канал вменяемой и продуктивной коммуникации о сценариях nation-building в России».
Ключевым для преодоления советского прошлого, по мнению Каспэ, является отделение от него Великой Отечественной войны, 1418 дней которой «используются для оправдания 74 лет большевизма». Между тем, замечает Каспэ, «отделить войну от “советского”, как выясняется, можно», ссылаясь при этом на мнение патриарха Кирилла, который предложил рассматривать Победу как «чудо». Остается только задаться вопросом, почему чудо было явлено советскому, коммунистическому, режиму в 1945 году, а не царскому, православному, в 1917-м. Ясно, что это не объяснение. Кстати, такая попытка отделить событие от режима не нова для нашей истории. В свое время точно так же советская власть пыталась отделить победу 1812 года, и не только ее, от царского режима.
Проблема того, как зависят достижения того или иного режима от его характера, не решается так просто, как это предлагает Каспэ. Взять хотя бы наши достижения в космосе. Казалось бы, при чем тут характер власти? Как пишет Каспэ, «воспроизводимость пилотируемой космонавтики в совершенно ином институциональном контексте экспериментально доказывает неправомерность выстраивания тут жесткой каузальной связи (точно так же, как ничего naturaliter “капиталистического” нет, скажем, в ядерной энергии)». Это, конечно, так, но в том, что нищая, разоренная войной страна сумела в кратчайшие сроки восстановиться и даже добиться победы в космосе над страной, которая на войне только нажилась, бесспорно, есть результат способности плановой экономики к величайшей мобилизации ресурсов. Это же касается и победы в войне. Другое дело, что цена этой мобилизации зачастую была ужасной. Но это вечный вопрос из разряда таких: стоят ли красоты Петербурга жизней многих тысяч крестьян, погибших при его строительстве? Мы должны помнить обо всех этих жертвах российской истории и чтить их, но достижения петровского и сталинского времени не отделить от их имен. И от Петербурга тоже не отречься.
О том, что общественная система Советского Союза имеет значение при оценке результатов войны, пишут те же Иммануил Валлерстайн и Георгий Дерлугьян в статье «История одного падения» («Эксперт» № 1 за 2011 год): «Успех этой стратегии развития (предложенной советской властью. — “Эксперт”) был подтвержден победой в 1945 году и породил много подражаний по всему миру в различных социалистических и националистических цветах».
Сакральность революции
Но как ни важна была победа в войне, по-настоящему ключевым моментом в истории России и всего мира в ХХ веке была революция 1917 года, о которой Каспэ совсем не вспоминает, хотя, чтобы десоветизировать российскую историю, необходимо в первую очередь рассчитаться с революцией, поскольку именно она сформировала советский ценностный ряд. Воспоминания о нашей революции в настоящее время оттеснены на задний план общественного сознания. Но возвращение к ней неизбежно, поскольку самое важное, что остается от революции в памяти потомков, — это ценности, которые она привнесла в общество. И, «вышибая пробку советского», мы неизбежно должны ответить на вопрос, как к ним относиться.
Во-первых — это утверждение трудовой морали через неприятие праздности и воспитание отношения к труду как главному делу жизни. Знаменитое выражение «трудовые будни — праздники для нас», эта неоднократно осмеянная реклама советского образа жизни, вполне может быть рекламой буржуазного образа жизни в его протестантской ипостаси.
На сходство протестантской и коммунистической морали обратил внимание известный писатель и публицист Александр Кустарев: «Внешнее сходство между протестантским и советско-коммунистическим синдромом бросается в глаза и взывает к осмыслению. Только в этих двух умонастроениях Нового времени откровенно провозглашен и доминирует деятельно-созидательный и природопреобразовательный дух».
В то же время в современном российском общественном сознании фактически восторжествовало представление о том, что свобода и собственность утверждаются не ради свободного труда, а ради праздности. А тяжелый труд — участь неудачников. Но разве все это лишает трудовую мораль ценности?
Во-вторых — это искреннее, хотя в чем-то даже карикатурное стремление нашей революции буквально воплотить в жизнь христианское «блаженны нищие духом», подвергнутое в новой России такому же осмеянию, как ленинские «кухарки, управляющие государством». Образы Шарикова и Швондера как символ нашей «хамской» революции стали нарицательными и противопоставляются светлому образу высокой интеллигентной аристократичности. Но, если вдуматься, эти образы олицетворяют пропасть, разделявшую дореволюционное общество, преодолеть которую смогла только революция. И так же, как на смену поколению наглых растиньяков эпохи раннего капитализма пришли их дети, отвергнувшие в 1968 году буржуазную растиньяковщину, так на смену шариковым и швондерам, этим пролетарским растиньякам, пришло поколение их правнуков, многие из которых с ужасом и стыдом вспоминают прошлое своих прародителей. Но им следует помнить, что именно революция 1917-го позволила им самим стать новыми Преображенскими. Значительная часть нашей новой экономической и политической элиты, в том числе считающей себя демократической, не понимает этого и проникнута презрением к тем, «кто опоздал», ко всем этим шариковым, как ретроспективно в 1917 году, так и в настоящее время. Но разве это обстоятельство лишает ценности стремление к равенству?
И в-третьих — это утверждение социальной справедливости. Можно сколько угодно говорить о неудаче советского проекта, о невозможности достижения социальной справедливости, но точно так же можно говорить о невозможности «свободы, равенства, братства». И как после Французской революции мир стал более свободным, так и после нашей революции мир стал более справедливым. И хотя сейчас справедливость в нашей стране не в почете, это не лишает ее ценности.
Наконец, если уж где-то и можно было говорить о победе мультикультурализма, то, конечно, в Советском Союзе. За семьдесят с небольшим лет советской власти основная часть этнических сообществ, обитавших на территории царской России, обрела характер современных наций, полноценную национальную культуру, а часто — и впервые за всю историю своего существования — письменный язык, полноценное национальное самосознание и полноценную национальную территорию. Как отметил крупнейший британский историк Эрик Хобсбаум, «именно коммунистический режим принялся сознательно и целенаправленно создавать этнолингвистические территориальные “национально-административные единицы” (то есть “нации” в современном смысле) — создавать там, где прежде они не существовали или где о них никто всерьез не помышлял…». Для оценки достижений этой политики достаточно сравнить современный Афганистан, где в местных медресе до сих пор обсуждается вопрос о правильности гелиоцентрической системы, и советскую Центральную Азию, сохранившую, несмотря на все потери последних лет, не только всеобщую грамотность, которой до сих пор нет во многих азиатских странах, но и обязательное среднее образование, и разветвленную систему современного высшего образования.
Можно, наверное, считать все эти ценности «пробкой», которая не дает нам заняться национальным строительством, но в стране всегда найдутся люди, которые будут выстраивать свое представление о нации, основанное именно на этих ценностях.
2012-06-29 00:53:51
"Комсомольской правды" попала стенограмма допроса родителей двух выброшенных с балкона ...
+ развернуть текстсохранённая копия
"Комсомольской правды" попала стенограмма допроса родителей двух выброшенных с балкона мальчиков - Родиона и Владимира Рябковых. Оказалось, что 27-летняя детоубийца давно стояла на учёте в "психушке". Супруг уверяет, что она была плохой матерью и женой. Однако сама женщина заявляет, что пошла на преступление потому что муж оставил её и детей.
По словам Сергея Рябкова, отношения с супругой у него испортились ещё в 2009 году. Тогда в ответ на намерение развестись, жена стала выгонять его из дома. В свою очередь он отказывался покидать общую квартиру. А однажды Галина даже пыталась убить Сергея острым штырём, однако в полиции так и не дошло до возбуждения уголовного дела. Галина в ответ на обращение к органам правопорядка, также написала ложное заявление о собственном избиении.
Также Галина "много раз била" Сергея "стульями, и вообще всем, что попадет под руку". Тогда муж заметил нездоровое поведение своей жены. А уже после он узнал о том, что Рябкова "раньше в Волгограде могла состоять на учете психоневрологическом диспансере".
Также женщина не выполняла материнских обязанностей, не кормила детей, отстранялась от них и проводила массу времени в социальных сетях.
Когда семья собралась в отпуск в Волгоград, выяснилось, что Галина не сдержала обещание устроить старшего сына в школу. Тогда Сергей собрал вещи и уехал. "Она обиделась на меня. Позвонила и заявила, чтобы я не возвращался. 24-го я приехал, зашел в подъезд, а консьержка направила меня к полицейскому. Так узнал, что произошло непоправимое...."- цитирует его слова издание.
Сама Галина утверждает, что семья была не нужна Сергею. Он даже не поздравил их сына Володю с днём рождения. Галина сидела без денег и еды. "Мама мне прислала 5 тысяч рублей. Я потратила их на продукты Родиону и Володе. Сходила в социальную службу где получила, как малоимущая - 2100 рублей. Из них 1,5 тысячи отдала соседке. 23-го деньги все закончились. Я не знала у кого еще попросить денег, к кому обратиться за помощью", - цитирует "Комсомолка" Галину.
До 24 июня она мучилась бессонницей, а затем решила убить детей и себя. Сначала она планировала сделать это в ванной с помощью электричества, однако две попытки закончились выбитыми пробками. "Дети играли в кораблики, а я опять думала. Думала, что нужно убить их, так как если первой убью себя, то они точно никому не будут нужны. Тогда я отвела их на 15-й этаж, вышла на балкон...", - призналась на допроса Галина.
Тогда она решила отвести сыновей на общий балкон 15-го этажа, где предложила детям запускать самолетики. Когда старший сын отвернулся, она схватила младшего - Родиона - и перебросила его через перила. "Потом подняла Вову. Он все понял, стал кричать и плакать. Я ему сказала, что так надо, сказала: "Прости, сынок". Потом села на парапет балкона, свесила ноги вниз", - заявила женщина на допросе.
Как рассказала следователям Рябкова, она собиралась спрыгнуть сама, но "храбрости не хватило". Кроме того, "внизу еще бегал какой-то мужчина и кричал, что я дура и махал мне руками". Галина не стала прыгать.
"В голове все гудело и звенело. Вернулась к лифту. Решила спуститься на свой этаж, зайти домой и выкурить сразу пачку сигарет, чтобы отравиться никотином. Но пачку сигарет не нашла, и пошла за ними на улицу, а еще думала вызвать детям "скорую помощь"..."- заканчивает свои показания Рябкова.
Как отмечает издание, некоторые эксперты были убеждены, что трагедии можно было избежать. "Мы имеем дело с психической патологией, которую родные девушки принимали за склад характера. Например, ревнивость, эмоциональность. А может быть, им было просто стыдно вести ее к психиатру, и они решили ничего не менять. Ведь у нас такой менталитет: ходить к психиатру неудобно", - цитирует "КП" психиатра-криминалиста Михаила Виноградова.
Женщине назначена психолого-психиатрическая экспертиза. Адвокат будет добиваться признания её невменяемой.
Деятели культуры подписали открытое письмо в поддержку Pussy Riot
Опубликовано открытое письмо в поддержку Pussy Riot: более ста деятелей культуры – музыкантов, режиссеров, художников, актеров и писателей призывают власти освободить участниц панк-группы из СИЗО и закрыть уголовное дело или переквалифицировать его в административное. Письмо было получено канцелярией Верховного суда и зарегистрировано как обращение.
Более ста российских деятелей культуры и искусства подписали обращение в защиту участниц панк-группы Pussy Riot: они считают, что действия девушек«не являются уголовным преступлением», а дальнейшее содержание Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич под стражей«не имеет законных оснований и практического смысла».
«Девушки никого не убили, не ограбили, не совершали насилия, не уничтожали и не похищали чужого имущества. Россия – светское государство, и никакие антиклерикальные действия, если они не подпадают под статьи УК, не могут быть причиной уголовного преследования», – говорится в письме.
Обращение подписали в том числе актеры Олег Басилашвили, Евгений Миронов, Сергей Юрский и Чулпан Хаматова, режиссеры Эльдар Рязанов, Алексей Герман и Алексей Герман-младший, Александр и Андрей Прошкины, Виталий Манский, писатели Михаил Жванецкий, Сергей Шаргунов, Дмитрий Быков, Григорий Чхартишвили и Людмила Улицкая, музыканты Андрей Макаревич, Валерий Меладзе, Борис Гребенщиков и Юрий Шевчук, галерист Марат Гельман – на момент написания заметки под письмом, размещенным на сайте радиостанции«Эхо Москвы», значилось 111 фамилий. Сбор подписей продолжается.
Авторы письма отмечают, что уголовное дело в отношении участниц группы «компрометирует российскую судебную систему и подрывает доверие к институтам власти в целом».
«Всё то время, пока участницы акции находятся под стражей, в обществе нарастает атмосфера нетерпимости, что ведет к его расколу и радикализации», – сказано в обращении.
Режиссер Виталий Манский считает, что инцидент, ставший основанием для преследования Pussy Riot, носит спорный характер.
«Подобного рода акции уже давно стали классикой public art», – сказал он в беседе с корреспондентом«Газеты.Ru». По его мнению, если в их акции и было какое-то содержание, нарушающее закон, то оно должно стать предметом административного, а не уголовного рассмотрения.
«То, что сейчас делают с Pussy Riot, – это необъяснимо и иррационально, это абсурд, это не укладывается ни в какую логику, это невозможно понять. Именно поэтому я принял решение подписать это письмо», – заключил режиссер.
Авторы письма призывают освободить из-под стражи участниц Pussy Riot, а их дело прекратить или«переквалифицировать его из уголовного в административное».
Обращение деятелей культуры и искусства РФ
20 июня Таганский суд Москвы продлил срок содержания под стражей участниц группы Pussy Riot.
Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич находятся под арестом в следственном изоляторе...
Режиссер и председатель«Киносоюза» Андрей Прошкин рассказал«Газете.Ru», что не является поклонником акции:«Я, конечно, не являюсь специалистом по радикальному искусству, но собственно художественного впечатления у меня их акция, честно говоря, не оставила». Он считает, что Pussy Riot«безусловно преследуют за политический посыл, выраженный мощно и с перехлестом».
«Письмо я подписал потому, что в обществе существует огромный запрос на милосердие – и кто-то должен его проявить», – заключил Прошкин.
Предполагаемые участницы Pussy Riot Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич были задержаны в марта 2012 года; причиной послужил проведенный 21 февраля в московском храме Христа Спасителя «панк-молебен». Им вменяется ч. 2 ст. 213 УК(хулиганство, совершенное организованной группой лиц); наказание по этой статье, которое может назначить суд, – штраф от 500 тысяч до 1 млн рублей(либо в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от трех до четырех лет), принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до семи лет. На прошлой неделе Таганский суд Москвы продлил арест девушек еще на месяц — до 24 июля; суммарно они находятся в СИЗО четыре месяца.
«Мне кажется важным то, что их акция(как бы к ней ни относились) и последовавшие за ней агрессивные и глупые действия власти вскрыли огромную проблему, которая, как нарыв, зрела где-то внутри, –
о недоверии части общества руководству РПЦ, о сращении власти и церкви, о лицемерии власти и церкви, о страшном расколе внутри общества, который власть всячески поощряет, вместо того чтобы препятствовать ему и выполнять функцию скрепы. Именно в этом была их миссия – и как современных художников и шутов, и как граждан и патриотов. А письмо написано против творящегося вокруг них очевидного беззакония», – рассказал
«Газете.Ru» театральный режиссер Кирилл Серебренников, который также поставил свою подпись под обращением.
Верховный суд РФ назвал некорректным обращение более 100 деятелей культуры в поддержку участниц Pussy Riot, которых судят за "панк-молебен" в храме Христа Спасителя.
"Данное открытое письмо поступило в суд, оно зарегистрировано. Однако было бы не корректно и незаконно вмешиваться в ход предварительного расследования и деятельность нижестоящих судов, так как впоследствии ВС может сам рассматривать это дело. Кроме того, это может быть расценено как форма давления с нашей стороны", - цитирует агентство ИТАР-ТАСС руководителя пресс-службы ВС Павла Одинцова.
Он также добавил, что существуют стадии судебного рассмотрения - кассация и надзор, а высказывания по конкретному делу до рассмотрения его по существу не допустимы судом высшей инстанции.
Напомним, письмо в поддержку Pussy Riot подписали режиссер и член "Единой России" Федор Бондарчук, активный участник протестного движения и писатель Борис Акунин, актриса Чулпан Хаматова, ранее уже выступившая в поддержку обвиняемых, а также музыканты Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Юрий Шевчук и другие деятели культуры.
В своем обращении они указывают, что содержание под стражей девушек, у двоих из которых есть дети, компрометирует российскую судебную систему и подрывает доверие к институтам власти в целом.
По их мнению, уголовное преследование Pussy Riot только нагнетает обстановку в обществе, где нарастает атмосфера нетерпимости. В конце письма деятели культуры просят освободить Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич, переквалифицировав их дело с уголовного на административное.
Экспертиза по делу Pussy Riot ссылается на античные церковные нормы
Между тем в блоге Pussy Riot опубликован текст третьей экспертизы по делу группы. В нем эксперты Всеволод Троицкий, Вера Абраменкова и Игорь Понкин признали, что действия девушек соответствуют грубым нарушениям общепризнанных норм по мотивам религиозной вражды. Сам "панк-молебен" назван ими "разнузданными плясками на амвоне".
При этом под "общепризнанными нормами" эксперты понимают 62 (запрет находиться в церкви в "комической" и "сатирической" одежде и производить там пляски) и 75 ("Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли безчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и несвойственного церкви") правила Трулльского собора VII века, а также 15 правило Лаодикийского собора IV века (в части запрета кому-либо, кроме церковных певчих, осуществлять пение на солее).
В блоге также был упомнят подполковник Артем Ранченков, возглавлявший следственную группу и недавно перешедший на работу в Следственный департамент МВД. Ему припомнили то, что он вставил в текст обвинительного заключения "потрясающие по своему безумию слова" об "умалении духовной основы государства" - России, которая, напомним, согласно Конституции является светским государством.
К слову, комментаторы этой записи не без сарказма отметили, что по 11-му правилу Трулльского собора отлучению от Церкви подлежит всякий, общающийся с иудеями, включая сюда даже совместную помывку в бане. "Несложно было бы доказать эпизоды общения обвиняемых с иудеями - и налицо еще один серьезный аргумент в пользу того, что было совершено антигосударственное хулиганство, наказуемое по ч.2 ст.213 УК РФ", - пишут авторы блога Pussy Riot.