Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «посадское»
ЛЕВ КАРСАВИН — О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ 2013-07-30 16:37:29
ЛЕВ КАРСАВИН — О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Лев Платонович Карсавин (1(13).12.1882, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
ЛЕВ КАРСАВИН — О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Лев Платонович Карсавин (1(13).12.1882, Санкт-Петербург — 20.07.1952, Абезь, Коми АССР) — выдающийся историк, философ, один из глубочайших ученых и мыслителей XX столетия. В своих многочисленных трудах («А. С. Хомяков», «Достоевский и католичество», «Восток, Запад и русская идея», «Путь православия», «О сущности православия», «Европа и Евразия» и др.) он раскрывает свое понимание русской культуры.
Мы остановимся на тезисах, выявляющих фундаментальные основания его видения отечественной культуры. С позиции Л. П. Карсавина, русская культура глубочайшим образом укоренена в православной традиции. Она имеет православные духовные основы. Корень и душа русской культуры — в православии. Восприятие человеческой жизни в неразрывной связи с жизнью других персон и бытием всего мира, возвышенное устремление к абсолютному, стремление к духовному преображению космоса и обретению персональной целостности — эти и другие ценностные линии русской культуры выводимы из ее православных истоков.
Следуя Л. П. Карсавину, Православная Церковь не может быть сведена к «восточной» форме христианства как к одной из возможных конфигураций христианской традиции. Православная Церковь — единственная вселенская Церковь. Православие живет вселенской идеей творческого раскрытия каждой церковью самобытного духовного содержания. При этом собственный духовный труд восполнятся трудом других. Осуществление своих дарований сочетается с созидательным преломлением и претворением духовных достижений других православных церквей. Это и есть вселенская идея соборности, православный путь вселенского соборного делания, соработничества, когда духовные усилия одних восполняются творческими устремлениями других.
читать дальше
Тэги: а.в., институт, карсавин, культура, лев, платонович, посадский, рао, русский, смольный
С 19 по 21 июля в Литве прошел общественный форум «Русская неделя в городе Друскининкай» 2013-07-29 00:59:50
... академии образования Александр Посадский.
... профессор А.В.Посадский в частности отметил ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Роль восточнославянского мира в развитии европейского информационного пространства
С 19 по 21 июля в Литве прошел общественный форум «Русская неделя в городе Друскининкай». Организатором акции выступил Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) при содействии мэрии города Друскининкай. Значимым событием форума стала конференция «Лев Платонович Карсавин: историко-культурное наследие». В конференции, посвященной крупному мыслителю и выдающемуся ученому-медиевисту приняли участие общественные деятели, ученые, священнослужители из Литвы и России.
В ходе конференции с докладом выступил профессор Смольного института Российской академии образования Александр Посадский.
В ряде своих выступлений на форуме профессор А.В.Посадский в частности отметил:
«На территории Литвы жил и творил Франциск Скорина - восточнославянский первопечатник, философ и просветитель. В начале 20-х гг. XVI столетия он основал в Вильнюсе типографию (около 1521), где выпустил «Малую подорожную книжицу» (ок. 1522) и «Апостол» (1525). Мировоззрение Скорины можно назвать христианским гуманизмом. Любопытно отметить, Скорина поднимал тему соотношения индивидуального и общего добра в жизни человека, указывал на их глубинную взаимосвязь и подчеркивал исключительное значение духовной солидарности в жизни личности. Тем самым, мыслитель раскрывал тему соборности, которая станет столь характерной для русской мысли XIX - XX веков. В сущности, творчество Скорины можно рассматривать как предвосхищение творчества русского православного философа Л.П.Карсавина в Литве. Последний, как и Скорина, глубоко ощущал культурное родство европейского христианского мира, искренне размышлял над проблемой соборного духовного единства людей.
Творчество Скорины важно прочесть в контексте современной глобально-информационной эпохи. В сущности, именно славянский просветитель заложил основания для развития единого европейского информационного пространства. При его содействии все части Европы включаются в гутенбергскую эру (эру книгопечатания), без которой была бы невозможна современная информационная эпоха. При активном участии Скорины Западная, Центральная и Восточная Европа предстают как целостное технологическое и коммуникативное пространство – единая техническая среда и духовно-ценностное поле с общими культурными смыслами, укорененными в христианской традиции. В лице Скорины восточнославянский мир воссоединил информационное пространство Европы на основе традиционных духовных ценностей.
Сегодня, когда речь идет о строительстве единого европейского информационного пространства, важно помнить, что оно должно включать в себя все регионы Европы, в том числе те, которые не являются членами Европейского союза, однако народы которых стояли у истоков формирования единого европейского информационного пространства. Европейское информационное пространство отнюдь не замыкается географическими границами Евросоюза. Восточнославянский мир – равноправный и ответственный участник европейского информационного пространства. Его игнорирование не дает возможности говорить о единой информационной Европе как реальности.
Также необходимо рассматривать Европу как культурное целое (кстати, если опираться на идеи Л.П.Карсавина, то можно говорить о европейском мире как целостном симфоническом субъекте, культуре-личности). При этом нельзя забывать, что европейский цивилизационный консенсус был обретен на базе христианских ценностей. Христианские традиционные ценности (милосердия, сострадания, веры, любви, человеческого достоинства, семьи и патриотизма) должны быть увидены цементирующим основанием для развития европейского информационного пространства. Важно, чтобы формирование европейского информационного пространства способствовало укреплению духовно-нравственного единства народов Европы. Категорически неприемлемо всецелое поглощение европейского информационного пространства обществом потребления и различного рода проектами, открывающими путь дегуманизации, новому варварству, разрыву с классическим европейским культурным наследием.
В связи со сказанным роль восточнославянского мира в развитии европейского информационного пространства сегодня видится духовно-опорной. Именно на территории Украины, Белоруссии и России последние десятилетия наблюдается духовный ренессанс – возрождение православных христианских ценностей, поворот в сторону классического христианского культурного наследия. Динамично возрождая традиционные духовные смыслы на основе православной традиции, восточные славяне становятся духовным локомотивом Европейской цивилизации. Думается, пришло время говорить о восточнославянском духовном векторе развития Европы как определяющей европейской культурной и духовной доминанте. От ориентации на этот вектор зависят судьбы европейского мира».
---
Доцент факультета международных отношений СПбГУ, кандидат исторических наук, исполнительный директор Центра Российской политической культуры, член Союза журналистов России Дмитрий Александрович Рущин (М.т.: + 7 911 922 59 94. E-Mail: ruschin@mail.ru)
читать дальше
Тэги: всемирный, друскининкай, литва, народный, неделя, посадский, русский, рущин, собор
История уникального промысла 2013-06-09 09:40:42
Уже более 200 лет в Павловском Посаде сущест\вует чудесный промысел. Это со\здание островков не\ ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Уже более 200 лет в Павловском Посаде сущест\вует чудесный промысел. Это со\здание островков не\обыкновенной красоты – платков, шалей, кашне и пал\антинов. Павлопосадские набивные платки – это не про\сто визитная карто\чка России, но это еще и пред\меты искусства, в кот\орых сконцентрирована вы\сокая духовность и осо\бый характер русского народа. Павловский Посад, в то время - се\ло Вохна, с давних лет принад\лежит Троице-Сер\гиевой лавре. Народ всегда зде\сь отлич\ался высокой духовно\стью и ...
Тэги: конкурс, лучший, павлово-посадских, платок, статья
Посадский А.В., профессор. Экономический расизм, олигархический капитализм, консерватизм 2013-04-27 19:28:10
Посадский А.В., профессор ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Посадский А.В., профессор Смольного института РАО
Экономический расизм, олигархический капитализм, консерватизм (Из выступления на конференции по вопросам экономической этики)
Попытаемся затронуть лишь некоторые аспекты обозначенной нами проблемы. Консервативная идеология связана с утверждением ценности духовного творчества. Она предлагает увидеть все сферы человеческой деятельности как духовно-творческие процессы. Апеллируя к исторически сформировавшимся духовным ценностям, практикам и идентичностям, консервативная идеология выступает за развитие общества с учетом их значения.
Человек для консерваторов – это духовный творец. При этом способностью к духовному творчеству наделены решительно все люди. Нет людей неполноценных, неспособных к духовному созиданию. Другое дело, человек может свободно отказаться от своих способностей, вступив на путь саморазрушения.
Поскольку консерватизм отстаивает ценность солидарности, то вполне очевидно, что консервативный идеал – солидарное творчество человеческих персон, их соучастие в преображении себя и мира.
Консервативная идеология четко подчеркивает, что экономика есть сфера человеческого духовного творчества. Она не есть некое независимое поле, развивающееся исключительно по собственным, автономным от духовного мира принципам. Хозяйственная деятельность рассматривается именно как духовное творчество, способностью к которому наделены все люди.
читать дальше
Тэги: а.в., институт, капитализм, консерватизм, культура, олигархический, политический, посадский, рао, расизм, российский, санкт-петербург, смольный, центр, экономический
Посадский А.В. Консерватизм и олигархический капитализм 2013-04-26 22:23:26
Посадский А.В., профессор ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Посадский А.В., профессор Смольного института РАО (Санкт-Петербург)
Тезисы выступления на конференции, посвященной вопросам экономики и идеологии
Консерватизм и олигархический капитализм
Рассматривая проблему соотношения консерватизма и олигархического капитализма, остановимся на ряде тезисов.
1) Консерватизм как идеологическая система формировался в противовес утопиям Нового времени. Заметим, не самому Новому времени, с его бесспорными достижениями в области науки и техники, культуры, образования, политики и экономики, а именно утопиям. Вернее сказать, утопическим идеологиям. Неоспоримые достижения Нового времени, следуя воззрениям консервативной идеологии, необходимо совершенствовать с учетом исторически сформировавшихся ценностей и неповторимых культурных идентичностей. Сам консервативный проект – дитя Нового времени.
2) Особое сопротивление консерватизм оказывал утопии «экономического человека». Речь идет о взгляде на человека как существо исключительно биологическое, живущее примитивными экономическими инстинктами, неспособное возвыситься над ними. Консерватизм оказывал радикальное сопротивление столь упрощенной картине человека. Собственно само появление консерватизма во многом было обусловлено именно категорическим неприятием дегуманизированного образа одномерного «экономического человека» в европейской мысли и повседневности.
3) Экономические программы консерватизма (т.н. экономический консерватизм) при всей вариативности всегда содержали одну важную идею. Хозяйственные системы не есть нечто автономное от общественной жизни. Экономические достижения неотделимы от социокультурных норм. Экономическое развитие осуществляется в социокультурных контекстах, в контекстах солидарных связей и консенсусов относительно культурной жизни. Экономические процессы должны быть поняты как сложные, т.е. как социальные по своей сущности. Сама экономическая эффективность должна быть увидена социальной конструкцией. Речь идет не просто о зависимости экономики от социальных факторов, а о ее социальном и культурном строении. Экономика – форма социальной и культурной жизни сообществ. Хозяйственная жизнь немыслима вне культуры и социальной солидарности.
4) Мы не станем рассматривать олигархический капитализм как крайне неэффективную экономическую систему ( с присущей ей феодальным индустриализмом, замораживанием технологического прогресса и т.п.). Обратим внимание на другое. В 20 -21 столетиях олигархический капитализм прочно связывает себя с идеологией социал-дарвинизма и социального расизма. Перед нами довольно упрощенная мировоззренческая схема. Человек – экономическое животное. Он борется за место под солнцем с себе подобными. Позиций власти достигают наиболее сильные, отмеченные избранничеством экономического рока. Социальное пространство в подобной трактовке просто поглощается вульгарно понятым пространством экономическим. Ставка на социал-дарвинизм обусловлена рядом причин. Камуфляж олигархического капитализма традиционными ценностями, религией, культурой был осознан как процесс сложный и затратный. Он требует серьезного, всестороннего финансирования созидательных социальных сил. Последние могут выступить с жесткой критикой олигархического капитализма, ибо их цели и задачи иные. Олигархический капитализм рискует попасть под их подозрение. Гораздо проще и дешевле смести обществосберегающие институты и практики путем идейной революции социального расизма. Такая разрушительная революция крайне не затратная и чрезвычайно эффективная. Отныне нет необходимости тратить огромные ресурсы на камуфляж. Человек объявляется примитивным животным. Если он не стал победителем-хищником, то оказался слаб и просто не принадлежит к расе победителей. Отныне обществосберегающие практики и институты оказываются под подозрением. Именно они камуфлируют подлинную природу человека. Они помогают слабым адаптироваться, внушают им ложное сознание своей значимости, расслабляют сильных, всячески деформируют подлинную суть жизни. Просто, быстро, дешево, доступно. При таком подходе человеку предстоит еще защищать в себе все человеческое. Человечность сама находится под подозрением. Она маскирует истинную суть вещей. С системы же олигархического капитализма подозрения гарантированно снимаются.
5) Консерватизм отстаивал и отстаивает значение обществосберегающих институтов и практик. «Культурная» революция под флагами социального дарвинизма и расизма противоречит природе консерватизма. Любой альянс консерватизма с подобным идеологическим проектом превращает его в фарс. Из жизнеспособной силы он превращается в программу, отрицающую собственное идейное ядро. Сохранение традиционных институтов, совершенствование на основе исторически сложившихся практик и идентичностей общественных систем несовместимо с социал-дарвинизмом. Последний разрушает опоры общественного развития, отстаиваемые консерватизмом, делает неактуальными традиционные ценности и формы жизни, осуществляет подрыв их легитимности.
читать дальше
Тэги: а.в., институт, капитализм, консерватизм, олигархический, посадский, рао, санкт-петербург, смольный
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Главная / Главные темы / Тэг «посадское»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|