приплыли с песнями ...
С севера Таиланда из городка Чианг-Конг можно перейти-переплыть в Лаос, в городок Хуай Ксай - и оттуда добираться до Луанг Прабанга местным автобусом, speed boat или slow boat. 12 часов местным автобусом по серпантину - это точно на большого любителя, искренне не рекомендую, даже бывалые бэкпэкеры не рискуют. Поэтому реальный выбор невелик - быстрая лодка и медленная лодка. Быстрая лодка - это всего 7 часов провести в крошечном суденышке в позе эмбриона в жилете и шлеме без еды-воды, зато, наверное, в памперсе, поскольку остановок нет, как и туалета. Впечатляющая картина битком набитых тазиков дополняется сведениями о регулярных происшествиях - проще говоря, регулярно эти быстрые лодки переворачиваются. Желающих находится мало, при мне двоих отправили на медленной, поскольку еще четырех экстремалов им за полдня среди толп туристов не нашли.
Медленная лодка дешевле. Плывет она 2 дня по 6-8 часов с остановкой-ночевкой на крошечном островке из одной улицы (половину ее занимают гостиницы, другую половину рестораны и магазины). Лодка - это устойчивая конструкция с маленьким баром (чай-кофе-вода-сок-пиво-чипсы-вафли-доширак) и маленьким же туалетом (в прямом смысле слова: ни к чему не подключенный унитаз, который там стоит, размером, как у нас в детском саду ставят). Каждое место - половина узкой и жесткой деревянной лавки. Кто не купил на пристани подушку - сам дурак. Кто полез на эту лодку, будучи габаритнее 48 размера - дважды дурак и стоять ему в проходе, либо ехать пятой точкой в условном окне с условной занавеской на шее, как делал один несчастный евро-дядечка, явно не под эту лодку природой предназначенный. На носу едет багаж. На корме прямо над оглушительно вопящим и трясущимся двигателем едут местные и те, кому не досталось билета на лавочки. В узких проходах лежат мешки с рисом и едут те, кому не хватило билета на лавочке и места на корме над двигателем (по их головам все ходят в бар и в туалет). Говорят, в высокий сезон едут еще козы, куры и свиньи, но мы были в низкий сезон, так что обошлось хотя бы без зверюшек.
В первый день меня даже не укачало. В первый день у меня просто был культурный шок, когда через два часа после отплытия в лодке остались 4 трезвых человека - мы с кисой и русская пара из Иркутска. Представьте себе: полдень, палящая жара, крыша лодки и псевдозанавески спасают от нее не надежнее, чем темные очки на лице соседа, а вокруг нас люди бутылка за бутылкой хлещут пиво. Пьют немецкие парни. Пьют итальянские дядечки. Пьют французские бабушки. Пьют португальские дедушки. Пьют девушки-швейцарки и австралийские хиппи. Были бы козы - наверное, напоили и бы и коз. Начинается братание. Какая-то девушка уходит от "своего" немца к другим немцам, "ее" немец тащится за ней, моргает полными слез глазами, потом пытается выяснить отношения - с "новыми" немцами. Испанцев в футбольных майках выворачивает - кого в туалете, а кого и через борт. Французскую бабушку тянет на песни. Еще петь тянет финнов и бразильца, причем, всех одновременно и каждого на своем языке. Швейцарцы деляет с кем-то вторую мировую войну - они почему-то против немцев. Французская молодежь окончательно забыла все языки и пытается добиться хоть от кого-нибудь из окружающих, чтобы их начали понимать на французском. Для улучшения процесса понимания ребята дергают проходящих мимо за руки, подтаскивают поближе, орут погромче и машут руками. Некоторые сопротивляются лингвистическому единению, вырываются и возмущаются, а некоторые так и висят мешком, пока их не отпустят. Австралийцы нашли китайца и учат его английскому.
Когда в районе 18.00 мы приплываем в Пакбенг, выносить приходится не только рюкзаки, но и ряд товарищей. Остальные товарищи с гомоном и песнями разбредаются по отелям. Едва мы с котькой устраиваемся, я вижу, что группа отставших тоже получает ключи. Иду к хозяину, прошу вернуть мне деньги. Он обещает
- Если после 21.00 вы услышите от них хоть звук, я лично переселю вас в лучший отель, сам заплачу, отнесу вещи и еще дам подарок
К 21.00 на улице остались 4 человека - мы и русская пара из Иркутска. Всем остальным в отелях бесплатно наливали лаосский виски - это, считайте, самогон. Мы боялись, что утром лодка не отплывет, что не дождемся народ, но персонал отеля старательно поднял всех до единого постояльцев как можно раньше (нас нет, конечно, я имею в виду любителей виски после пива) и отправил на причал заблаговременно. В 8 утра вниз по склону плелись хмурые, мрачные, помятые и молчаливые туристы со всех концов света. Отплывали в тишине... Только через 3 часа первый испанец все в той же футбольной майке отправился за пивом...
В Луанг-Прабанг приплыли с песнями. Меня, впрочем, укачало, поэтому мне было не до культурного шока, я пластом лежала на лавке, высунув ноги в условное окно, временами впадала в полусон-полутранс, не вникала в окружающий бедлам и мечтала тихо спокойно умереть, чтобы попасть в какое-нибудь место, где не бывает лодок.
Кстати, можете оценить мою потрясающую выдержку и отличное воспитание. Когда вечером того же дня в Луанг-Прабанге на набережной ко мне подошел молодой человек и предложил "увлекательный двухчасовой круиз по Меконгу", я не выхватила у него стопку буклетом и не засунула ему туда, куда не светит солнце. Я всего лишь ответила:
- Благодарю, но мы приплыли сюда на медленной лодке
Он был хороший продавец и задумался всего на пару секунд:
- Мадам, во время круиза мы сможем поплыть в другую сторону, чтобы вы оценили другие виды Меконга
Даже после этого я не кинулась рвать в клочья и бросать в воздух его бумаги, не говоря уже о членовредительстве. Я вежливо сказала, что мне уже достаточно видов Меконга.
Стех пор прошло больше месяца, а мне все еще достаточно видов Меконга. Если что - поезжайте без меня. Ну, и насчет лодок тоже... У меня пока при слове "лодка" еще дергается левый глаз, а шерстка на спине встает дыбом.
Летайте, товарищи, самолетами. Они, конечно, в Азии редко попадают в расписание и не производят надежного впечатления, но все равно летайте, товарищи, самолетами.