Женщины считались сумасшедшими от природы, поэтому лечение сосредотачивалось на том, чтобы помочь им справится с их женским безумием в обществе, которое считалось абсолютно здравым. Психиатры и психологи были тверды в своих убеждениях о том, что быть женщиной означает иметь предрасположенность к безумию.
Неженственное поведение в женщинах всегда рассматривалось как патология. А поскольку почти все женщины, кроме самых подавленных и с промытыми мозгами, в той или иной форме демонстрируют неженственное поведение, то бесчисленное число женщин госпитализировали, подвергали лоботомии, обездвиживали и так далее в психиатрических клиниках.
Под женственностью понимается: гетероскесуальность, священное материнство, не возражать мужу, не иметь наглости верить, что ты человеческое существо, подавлять свою творческую энергию, не отказывать в сексе своему непривлекательному мужу, носить длинные волосы, носить макияж, находить удовлетворение в чистке туалета и несметное число других репрессивных черт поведения, навязанных женщинам обществом, чтобы те поместились в маленькие ячейки, созданные для них патриархатом.
Когда женщины пришли в психиатрию не для того, чтобы лечиться
Когда радикальные феминистки вроде Филлис Чеслер, пришли в психиатрию, они были в ужасе от того, что они обнаружили. И от того, чего они не обнаружили. Получив учёные степени по этому предмету, Чеслер поняла, что она ничего не знает о том, как облегчить человеческие страдания. На протяжение последних тридцати лет женщины кропотливо меняли всю профессию.
Но не без упорного сопротивления со стороны стариков. Только вообразите! Долгое время мужчины не хотели менять ничего, отказываясь слушать женщин-психиатров, которые настаивали на том, что изменять нужно всё.
Тот факт, что женщинам в этой области приходилось бороться с мужским начальством ради того, чтобы психиатрия стала более гуманной профессией, говорит нам о том, что она была нужна не для того, чтобы помогать людям, а для того, чтобы контролировать женщин. И записи преступников, и показания свидетелей подтверждают эту точку зрения.
Абсурд № 1 Быть угнетенной — психическое заболевание
В патриархальных обществах инцест, изнасилование и домашние насилие эндемичны. Женщины экономически бесправны, и, согласно статистике, на сегодняшний день беднее мужчин. Однако психиатры считали, что человеческие реакции на жестокое насилие или на эмоциональные или материальные лишения проявлявшиеся у женщины всегда были признаками патологии.
Другими словами, если жертва насилия была счастлива, жизнерадостна и в целом в порядке, то она удовлетворяла всем параметрам «психического здоровья». Если же она демонстрировала признаки травмы, или посттравматического синдрома, бессонницы, болезненных воспоминаний и так далее, её стали бы лечить от безумия.
Или если женщина, которая имела детей, не могла свести концы с концами, потому что сам факт наличия детей не давал ей работать, пыталась закончить жизнь самоубийством, чтобы положить конец этой безысходности, то её признавали «сумасшедшей» (и до сих пор во многих случаях признают). Никто не стал бы помогать ей в с готовкой и стиркой. Никто бы не стал платить за её отопление. Никто бы не стал забирать из дому её супруга-абьюзера, если у неё такой был. И никто не предложил бы ей заботу о детях для того, чтобы она могла найти работу (если там вообще существовала какая-нибудь работа для неё). Когда речь идёт о женщинах (и не белых мужчинах), психиатры утверждали, что их жизненные обстоятельства никак не были связаны с симптомами, которые у них проявлялись.
Абсурд № 2 Осуждённые насильники и педофилы имели доступ к женщинам-пациенткам
Женщин, госпитализированных в психиатрических клиниках, часто насиловали сотрудники и пациенты мужского пола. Мы никогда не узнаем, сколько женщин так и не сообщили о насилии над собой.
Часто главной причиной, по которой женщины оказывались в клиниках, было то, что они страдали от психологических последствий изнасилования — либо изнасилования в детстве, либо от рук их нынешнего супруга. Этих травмированных женщин часто диагностировали как имеющих «пограничное расстройство личности», хотя правильным диагнозом было бы «жертва пыток».
Женщин в карательно-исправительных учреждениях подвергали изнасилованию чаще, чем в любом другом месте, и каждый раз, когда их насиловали, травмы наваливались одна на другую. Если они сообщали об этом, им обычно не верили.
Несмотря на тот факт, что женщины в психиатрических учреждениях были доступны всем насильникам, любовь по взаимному согласию или сексуальная активность между женщинами-пациентками традиционно наказывалась.
Абсурд № 3 Носить ребёнка вне брака, или в браке, является психическим расстройством
Женщин, у которых были «незаконнорожденные» дети, запирали в психиатрических клиниках их отцы, иногда на всю жизнь. Других женщин, чьи дети были «законнорожденными», запирали в психиатрических клиниках их мужья, иногда на всю жизнь.
Будучи радикальной феминисткой, я считаю концепцию «законности» и «незаконности» абсурдной по определению и не вижу разницы между этими понятиями. Все дети законнорождены в силу того факта, что их мать родила их, поэтому чрезвычайно расстраивает осознание того, что эти созданные мужчинами, совершенно необоснованные категории, были использованы как предпосылки для заточения женщин.
Все эти женщины получали агрессивное «лечение» от рук психиатрических докторов.
Лаура: «Первое, что они делали — применяли к каждой шокотерапию. Неважно, кем вы были. Вы попадали туда, и они давали вам удар током трижды в неделю. Прежде чем решить, в какую палату определить вас, они полностью вырубали вас... Я была до смерти напугана. Я думала, что я умру... Единственный человек, который пришёл навестить меня, и это заставит вас засмеяться, пришёл для того, чтобы дать мне тест на IQ». («Женщины и безумие», стр. 193)
Многих из женщин избивали. Им было отказано в контакте с внешним миром. Их принуждали к неоплачиваемому труду, например к уборке и стирке. Если они отказывались этим заниматься, их начинали считать ленивыми и несговорчивыми, и жестоко наказывали. Если же они делали эту работу хорошо, то медперсонал не хотел отпускать их.
Абсурд № 4 Секс между пациентом и врачом
В 1950х и 1960х некоторые из ведущих психоаналитиков женились на своих самых красивых пациентках. Гораздо большее число из них просто занималось сексом со своими пациентками. В то время никто не считал это чем-то неправильным. Сегодняшний феминистский анализ объясняет, почему это было серьёзным нарушением границ и злоупотреблением власти. Существуют сотни исследований и книг, документально подтверждающих этот феномен.
Большинство этих сексуальных контактов происходило между мужчинами-врачами средних лет и пациенток более молодого возраста. Даже в тех случаях, когда женщины были способны озвучить нарушение границ, они обычно не предъявляли исков из-за боязни, что им не поверят в суде. В конце концов, многих из них лечили от «параноидальных наклонностей».
Абсурд № 5 Женщины, которые дают отпор насильникам или жестоким мужьям, психически больны.
Женщины, которые давали отпор их насильникам и агрессивным супругам, оказывались в тюрьмах или психических клиниках за то, что осмелились спасать свои жизни. Чеслер напоминает нам, что эти храбрые, несломленные женщины являются политическими узницами, которые достойны уважения феминисток.
Абсурд № 6 Сексология
Сексологи заработали репутацию передовых, прогрессивных специалистов с широкими взглядами. Их восхваляли за атаки на пуританские, строгие моральные нормы Викторианской эпохи и за их «открытие» того, что женщины могут сами испытывать половое влечение. Их считают пионерами в борьбе за право женщин испытывать сексуальное наслаждение.
Однако, при более внимательном рассмотрении, мы обнаружим, что они поддерживали только сексуальность, разрешённую патриархатом, такую как: практики БДСМ (особенно идею о том, что женщины по своей природе мазохистки), моногамию в браке и «сексуальное освобождение» одиноких женщин.
В тех случаях, когда сексуальность женщин не была каким-либо образом полезна мужчинам, сексологи обычно появлялись для того, чтобы выманить их обратно на праведный путь. Шейла Джефрис в своей книге «Старая дева и её враги» объясняет, что сексология враждебна женскому освобождению, ссылаясь на некоторых известных сексологов, таких как Уолтер Хип:
«Он был обеспокоен тем, что браки выходят из моды, и надеялся, что в будущем браки будут более привлекательны для людей, давших обет безбрачия. Решение проблемы „мужененавистничества“ состояло в том, чтобы преодолеть женскую неприязнь к сексу и убедиться в том, что все они выйдут замуж. Несколько его более поздних работ посвящены половому воспитанию и особенно решению проблемы с тем, что он считал женской фригидностью».
Абсурд № 7 Диагностические критерии расстройств личности
Самая последняя нелепость, с которой я столкнулась, состоит в том, что людям, не способным справится со своей жизнью или ведущим себя определённым образом, говорят о том, что у них расстройство личности. Расстройства личности включены в Руководство по диагностике Американского Общества Психиатров.
«Больные с диагнозом расстройства личности могут испытывать трудности в познавательном процессе, эмоциональности, межличностных отношениях или контроле поведения. В целом, расстройство личности диагностируется у 40-60 процентов пациентов психиатрических больниц и является самым частым из всех психиатрических диагнозов».
Что интересно в диагностических критериях личности, так это то, как хорошо они могут быть использованы для поддержания патриархального статус-кво. Например, исследования показывают, что нарциссическое расстройство личности встречается чаще у мужчин, чем у женщин. Но если вы посмотрите на симптомы этого заболевания, у вас появится непосредственная причина для подозрений:
«Нарциссическое расстройство личности характеризуется устоявшейся склонностью к идее величия (в фантазии или в фактическом поведении), огромной потребностью к восхищению и, как правило, полное отсутствие сочувствия к другим».
Там, откуда я родом, это было известно как «поведение отвратительного ублюдка». И если женщина подозревала, что её сестра или подруга была в отношениях с человеком, демонстрирующим эти симптомы, она бы настоятельно рекомендовала ей уйти от него. Сегодня доктора могут диагностировать у него нарциссическое расстройство личности, при помощи чувства вины вынуждая важного для него человека остаться рядом с ним.
Сходным образом, «истерическое расстройство личности» проявляется чаще у женщин, чем у мужчин. Оно описывается так:
«Расстройство личности характеризуется склонностью к излишней эмоциональности и поиску внимания, включая чрезмерную потребность в одобрении и неуместном соблазнительном поведении, которое обычно начинается в раннем взрослом возрасте. Эти люди полны жизни, драматичны, жизнерадостны, восторженны и кокетливы. Это расстройство поражает женщин в четыре раза чаще, чем мужчин».
Я нахожу неразумным, что психологи придумали симптом, который называется «неуместное соблазнительное поведение» для характеристики женщин, в то время как мы живём в обществе, которое учит женщин, что их сексуальность — это всё, что составляет их ценность.
источник