Сегодня 8 июля праздник Любви,Семьи и Верности. Он отмечается в день памяти святых благоверных князя ...
христианину необходимо знать ...
... всех святых Русской
Церкви наших соотечественников ...
Во Имя Отца,и Сына,и Святого Духа!Аминь! С Праздником вас друзья — с Днём Святой ...
... славяне, сохранившие
веру, но ... сохранить свою
идентичность, часть ...
Русская весна на Юго-Востоке Украины – далеко не первый пример сопротивления «русского мира» за пределами собственно России в ее современных официальных границах попыткам утверждения над ним этнократической диктатуры. Более двадцати лет существует Приднестровская Молдавская Республика, также отстоявшая в боях право на независимость от прозападного Кишинева. Все больше информации и о нарастающем движении за самоопределение русинского народа в Закарпатье. Но есть у России и еще один верный маленький друг, о котором, к сожалению, говорят редко и мало. Это – Гагаузия. Небольшая территория на юге Молдовы, также упорно сопротивляющаяся любым попыткам кишиневских властей вырвать ее из орбиты русского мира и переориентировать на Запад, точнее – на Румынию. Не случайно гагаузский общественный деятель Иван Бургуджи называет Гагаузию историческим «охранным отрядом Византии».
Уникальность Гагаузии – прежде всего, в ее жителях. Гагаузы – не славяне. Это один из немногих тюркских народов, принявших православие. Столетиями, находясь в отрыве от российского государства, гагаузы сохраняли православную веру, даже в то время, когда территория их расселения входила в состав Османской империи. Несмотря на очень большую языковую близость к туркам, гагаузы не исламизировались. Возможно, именно православная вера и помогла им сохранить вплоть до XXI века свою этническую идентичность, неповторимый национальный колорит, любовь не только к своей малой родине – Гагаузии, но и к России, которую они также считают родной страной.
Насчет происхождения гагаузов до сих пор ведутся споры в академических кругах и среди самой гагаузской общественности. Есть несколько версий их происхождения: 1) «отуреченные» славяне, сохранившие православную веру, но утратившие язык в силу турецкого влияния; 2) принявшие православие под болгарским влиянием турки; 3) потомки печенегов и других тюркских племен Средневековья, осевших в Дунайской низменности и принявших православную веру. Согласно источникам, принятие православия предками гагаузов происходило в XIII – XIV вв. На протяжении более чем четырех столетий территория Добруджи, где изначально формировался гагаузский этнос, входила в состав Османской империи. Стремясь сохранить свою православную идентичность, часть гагаузов переселилась в Бессарабию.
Сегодня гагаузы симпатичны, в том числе, и тем, что во многом сохраняют свою традиционность, тогда как значительной частью тех же русских она, к сожалению, почти полностью утрачена. Религиозные и семейные ценности в жизни гагаузов играют особую роль, соответственно крайне негативно воспринимаются любые попытки посягательства на устоявшийся веками образ жизни и мышления. Вряд ли здесь смогут понять и принять современный «европеизм» с его номерными родителями, бородатой женщиной, однополыми браками.
Многие христианские этносы, в свое время спасенные русскими царями от гнета османов, до сих пор хранят благодарность России. Из числа приазовских греков и донских армян, сербов и болгар, переселявшихся в Новороссию, вышло много достойных людей – патриотов России, внесших большой вклад в строительство российского государства. Не остались в стороне и гагаузы.
Веками гагаузы дружили с Россией, принимали участие в Крымской, Русско-японской и Первой мировой войнах, Великой Отечественной войне. Так, только из Аккерманского уезда в годы Первой мировой было мобилизовано 33 тысячи мужчин, преимущественно гагаузов. Бесспорен вклад гагаузского народа в победу в Великой Отечественной войне. Многие гагаузы, жившие на территории Румынии, воевавшей с Советским Союзом, и призванные в румынскую армию, при первой возможности переходили на сторону РККА, вливаясь в ее ряды.
Впрочем, жизнь в Советском Союзе для гагаузов тоже не оказалась «сладкой». Перегибы и ошибки советской национальной политики играли на руку «титульным нациям» союзных республик, тогда как национальные меньшинства испытывали притеснения. Не стали исключением и гагаузы – при благожелательности центральной московской власти, они становились объектом ассимиляционистской политики со стороны руководства Молдавской ССР, создававшего всевозможные препятствия на пути развития национального самосознания гагаузов. Маленький народ усиленно стремились растворить в молдавском этносе.
И, тем не менее, в отличие от молдавских националистов, прославившихся на рубеже 1980-х – 1990-х гг. оголтелой русофобией, во многом даже превосходящей нынешний необандеровский экстремизм лидеров киевской хунты, гагаузы выступили против распада Советского Союза. Жить в суверенной Молдове, тем более стремительно напрашивавшейся в состав Румынии, гагаузам не хотелось. С 1990 по 1994 гг. существовала Республика Гагаузия, и только отвлеченность Кишинева на военные действия с Приднестровской Молдавской Республикой уберегли ее от кровопролитной войны с Молдовой. Хотя и молдавские войска готовились к агрессии против гагаузского народа, и в Гагаузии находилось на чеку сформированное из числа патриотов вооруженное подразделение – батальон спецназа «Буджак».
В середине 1990-х гг. конфликт гагаузов и кишиневских властей, на первый взгляд, оказался урегулирован на выгодных для Молдовы условиях. Гагаузия (Гагауз-ери) образовала автономное территориальное образование в составе Республики Молдова, с центром в небольшом по российским меркам городе Комрат (население – 25 тысяч человек, в самой Гагаузии – более 162 тысяч человек).
Руководитель Гагаузии носит непривычный для нас титул «башкан», который может быть переведен как «глава», «лидер». Сегодня этот пост занимает Михаил Формузал – человек, известный своими пророссийскими симпатиями, не раз подчеркивавший важную роль России, русского мира и русского языка в политическом, экономическом и культурном развитии Гагаузии. Именно он предложил убежище и лечение раненым бойцам «Беркута» в дни противостояния на Майдане. Фактически и сегодня, несмотря на формальную включенность в состав Молдовы, гагаузская земля сохраняет определенную независимость, более того – всегда подчеркивает свою оппозиционность официальному кишиневскому курсу.
Неоднократно доказывавшие свою преданность российским интересам, гагаузы подчеркнули ее и в наши дни. Формальным поводом к распаду постсоветской Украины, как известно, послужили разногласия по вопросу о вступлении государства в Европейский или Таможенный союзы. Мало кто знает, но подобная дилемма стояла и перед Молдовой. Гагаузия проявила обычное для маленького и дружного народа единство. На состоявшемся 2 февраля 2014 года референдуме 98,09 % проголосовавших выступили за выход Гагаузии из состава Молдовы в случае объединения последней с соседней Румынией. 98,47% проголосовавших поддержали вступление в Таможенный союз, 97, 43 % - высказались против вступления в Европейский союз.
Гагаузия поддержала выбор народа Крыма в пользу его интеграции с Россией. Не остались гагаузы и в стороне от событий на Юго-Востоке Украины. Напомним, что и в самой Украине проживает до 30 тысяч представителей гагаузской национальности. В основном они сосредоточены в Болградском районе Одесской области. Естественно, что перспективы насильственной украинизации и дискриминации национальных меньшинств, становящиеся очень ощутимыми в случае всеукраинского триумфа необандеровцев, не могут радовать ни украинских гагаузов, ни их соплеменников из соседней Гагаузской автономии. Поэтому и к вооруженной борьбе народа Донецкой и Луганской республик против войск киевского режима гагаузы отнеслись не то, что с пониманием – с полной поддержкой.
Во втором по значимости после столицы Комрат городе Гагаузии – Чадыр-Лунга – прошел митинг в поддержку референдума о самоопределении Донецкой и Луганской республик. Также гагаузские общественные деятели высказывались о готовности добровольцев, имеющих опыт службы в вооруженных силах, выдвинуться на помощь осажденному Славянску. Впрочем, и в самой Гагаузии ситуация вполне может обостриться.
Интеграция Молдовы с Европейским союзом очень не нравится большей части населения автономии. Во-первых, испокон веков гагаузское общество было ориентировано на Россию и развитие с русским миром всесторонних культурных, экономических, политических связей. Сегодня основная масса гагаузской молодежи, поступающей в высшие учебные заведения, отправляется на учебу в Россию. Это связано с тем, что гагаузы давно сделали свой выбор в пользу русского языка. Трепетно относясь к собственному языку, который они сохранили даже в годы османского владычества, гагаузы, тем не менее, понимают, что «мостом» к мировой культуре для них, во многом, является русский язык.
Во-вторых, как следует из первого пункта, гагаузы не хотят «румынизации», которая в случае дальнейшего расширения интеграции Молдовы с Европейским союзом будет практически неизбежной. Значительная часть националистически настроенных молдавских политиков вынашивает планы полного объединения с Румынией или, по крайней мере, перехода на румынский язык. Для гагаузов это неприемлемо. Тем более, что кишиневские власти показали себя неспособными к строительству мирного многонационального государства.
Та же Гагаузская автономия существует благодаря смелости и решительности ее населения и страхом Кишинева перед обострением отношений с Россией и «вторым Приднестровьем». Если бы не было этих факторов – местечковые националисты давно перешли бы к реальной дискриминации гагаузского меньшинства.
Собственно, планы расселения и полной ассимиляции гагаузского народа вынашивались еще в начале 1940-х годов маршалом Ионом Антонеску – тогдашним фактическим диктатором Румынии. Победоносная Великая Отечественная не дала осуществиться ни этому плану, ни другим человеконенавистническим идеям немецких, румынских, западноукраинских и прочих нацистов. В современных условиях Румыния, фактически выполняющая роль основного антироссийского препятствия в регионе, не оставляет планов «румынизации» Молдовы, в том числе и гагаузов, посредством тотального искоренения русского языка и русской культуры – и, соответственно, влияния российского государства.
Не следует игнорировать и роль Турции, традиционно претендующей на ключевые позиции во всем тюркоязычном мире. «Возвращение к тюркским корням», несмотря на языковое родство с турками, для Гагаузии также неприемлемо, поскольку предсказуемый стратегический сценарий в этом случае – привод к власти протурецкого режима, активизация деятельности пантюркистских организаций с последующей ползучей исламизацией гагаузского населения и, как следствие, - утратой своей этнической и культурной идентичности и полным растворением в турецком этносе.
В-третьих, гагаузское руководство и большая часть рядовых граждан прекрасно понимают, что какие-либо социально-экономические и культурные перспективы у Гагаузии есть только в случае ее дальнейшей интеграции с Россией и русским миром, тогда как «румынизация» в рамках сближения Молдовы с Евросоюзом повлечет за собой не только ассимиляцию древнего народа, но и дальнейшее обнищание. Даже Румыния – лишь европейские «задворки», поставщик гастарбайтеров и мелких уголовников в зажиточные западноевропейские государства. Какая участь ожидает в случае пресловутой евроинтеграции Молдову и, тем более, «опальную» для официального Кишинева Гагаузию – трудно даже предполагать.
Восстановление политической воли и влияния России в черноморском регионе не сможет обойтись и без решения гагаузского вопроса. Хотя бы потому, что этот маленький смелый народ с надеждой смотрит в сторону России и не раз, на протяжении столетий, доказывал свою дружбу. Поддерживать гагаузов в их борьбе за самоопределение и, тем более, за пророссийский курс – не только стратегическая задача, но и исторический долг России как великой державы.
Илья Полонский
ertata