newtimes.ru/articles/detail/61852/
22 апреля. Православные у храма Христа Спасителя во время молитвенного стояния в защиту веры
РПЦ не проявила милосердия к трем молодым женщинам, у двух из которых дома остались малолетние дети, и поддержала «закон подлецов», запрещающий усыновление российских детей иностранцами
«В том, что мы делаем, нет нашей заслуги. Мы просто слушаем время», — сказала Надя Толоконникова в один из дней, когда я пришла навестить ее в тюрьму. Возвращаясь домой, я думала, что эта 22-летняя девушка, наверное, лучше чувствует время, чем многие из нас. И это вполне нормально: наши дети должны быть лучше, чем мы. Еще я подумала о том, что акция Pussy Riot при всей ее неоднозначности достигла своей цели — она напомнила о том, о чем многие из нас и думать забыли: о симфонии власти и Церкви, о сращивании института Церкви и спецслужб. Об этом много писали и говорили в начале перестройки. Но люстрация не была проведена, и те иерархи, которые были агентами КГБ, так и остались в строю. Они востребованы и сегодня. Ситуация так запущена, что сейчас гораздо труднее разобраться в нюансах, чем, например, тридцать лет назад. Тогда Церковь не была свободной, священники боялись собственной тени, за веру сажали в лагеря, а иерархи не защищали гонимых. Сегодня Церковь свободна, но ее клирики принимают сторону власти, а священники не осмеливаются критиковать ни власть, ни патриарха, опасаясь, что их лишат прихода.
Жестокосердие
И еще: история с арестом, судом и приговором Pussy Riot показала, насколько современная РПЦ далека от той Церкви Христовой, о которой написано в Евангелии. За полгода, что Толоконникова, Алехина и Самуцевич провели в тюрьме, мы ни разу не услышали от высших иерархов Церкви ни слова сочувствия в их адрес, ни сожаления, ни прощения. Патриарх проигнорировал письма от православных верующих, в которых те призывали его к милосердию.
Письма Алехиной и Толоконниковой из тюрьмы, в которых те просили прощения у верующих, также остались без ответа. Отец Всеволод Чаплин посчитал, что покаяния не случилось.
„
Люстрация не была проведена, и те иерархи, которые были агентами КГБ, так и остались в строю. Они востребованы и сегодня
Дальше — больше. Бывший пресс-секретарь патриарха отец Владимир Вигилянский издал книгу с говорящим названием «Весеннее антихристианское обострение: Что это было?» Протоиерей Дмитрий Смирнов всерьез заговорил о начале гонений на Церковь. А апрельское стояние возле ХХС, куда свезли православных со всей России, иначе как новоязычеством назвать нельзя. Патриарх Кирилл там говорил о попытке разрушения Церкви. Но могли ли три девушки своим сорокасекундным выступлением на солее разрушить Церковь Христову?
Как у священников и у иерархов язык поворачивался говорить о гонениях, когда они, разъезжающие на хороших машинах, живущие в роскошных резиденциях и служащие в отремонтированных храмах, требовали жестокого наказания для молодых женщин, у двух из которых дома остались малолетние дети?
Я долго пыталась уговорить прийти в Хамовнический суд хотя бы одного священника. Мне казалось важным, чтобы общество, обалдевшее от разительного несоответствия РПЦ евангельским заповедям, услышало голос другой Церкви. Я знала, что есть священники, которые не поддерживают официальную позицию Церкви. Один из батюшек, которого я убеждала прийти на суд, объяснил мне, что хотя и считает действия Pussy Riot оскорбительными для православных, он согласен, что процесс, на котором их судят, — инквизиторский. Но все-таки он не может прийти в суд и обличать сам суд. Главное же, почему он не придет, объяснял этот хороший, думаю, действительно верующий в Христа батюшка, — он должен попросить на это благословение епископа, а епископ ему никогда такого благословения не даст.
Я поняла, что любой батюшка, который пришел бы в Хамовнический суд, сильно рисковал. Его могли бы лишить прихода. На публичный протест решился лишь дьякон Сергей Баранов из Тамбова. Ему было нечего терять: он и так был за штатом. После приговора Pussy Riot он заявил о своем выходе из РПЦ.
Гонения или позор?
Конечно, критические публикации в прессе, направленные против патриарха Кирилла, которому припомнили и часы Breguet, и его судебную тяжбу с нанопылью, образовавшейся в результате ремонта в квартире его соседа снизу, — это не гонения на Церковь. Это просто здоровая реакция общества на лицемерие. Общество не понимает, как патриарх может говорить о «соответствии Божественным заповедям, о жизни по Божьей правде, о невозможности вести параллельную жизнь» и с легкостью обманывать своих же прихожан.
Чего стоит одна только история с часами! Очень трудно поверить в версию, которую патриарх изложил в интервью Владимиру Соловьеву: будто бы эти часы так и лежат в коробке ненадеванные, а фотография, размещенная на сайте Московской патриархии, где у него на руке эти самые часы, — не что иное, как коллаж.
Мне не жалко: пусть патриарх носит какие хочет часы, но пусть не позорит Церковь, членом которой я являюсь. Ведь от этой Церкви общество ждало совсем немного — милосердия. А получило — холод и равнодушное резонерство.
Как издевка прозвучало и обращение к властям Высшего верховного совета РПЦ, который просил проявить милосердие к участницам панк-группы… через десять минут после оглашения приговора.
Поддержала РПЦ и так называемый «закон подлецов», запретивший усыновление детей-сирот в США. Протоиерей Дмитрий Смирнов объяснил почему: не нравятся Церкви американцы, ведь «плохое отношение американцев к русским — это их ментальность».
Но почему от звериного антиамериканизма российской элиты и примкнувших к ней клириков РПЦ должны страдать сироты?
Кажется, святые Отцы Церкви говорили, что «измена Слову Божию, даже самая, казалось бы, незначительная, непременно оборачивается нравственным распадом».
Свидетелями этого самого распада мы, к несчастью, и оказались.
Foreign Policy слова Патрика Вентрелла - официального представителя Госдепа США. В четверг Путин пообещал подписать закон, запрещающий американцам усыновлять российских детей, напоминает журналист.
"Мы неоднократно разъясняли, как в частных разговорах, так и публично, нашу глубокую обеспокоенность" данным законом, - сказал Вентрелл. - Неверно увязывать судьбу детей с посторонними политическими соображениями. Благополучие детей - слишком важная цель для того, чтобы увязывать ее с политическими аспектами наших взаимоотношений".
"Госдепартамент также раскритиковал положения закона, еще более ограничивающие сотрудничество российских НКО с американскими партнерами", - добавляет автор.
Намерение Путина подписать законопроект, запрещающий гражданам США усыновлять российских детей, усилило напряженность в отношениях с Вашингтоном, который пытается добиться поддержки Москвы в прекращении войны в Сирии, пишет The Wall Street Journal. Администрации Обамы, пытающей продолжать политику "перезагрузки", брошен вызов.
"Новый российский закон - это попытка Путина скорректировать отношения с США, которые должны отражать восстановление России после глобального финансового кризиса", - приводит мнение аналитиков автор публикации.
В четверг от Госдепа поступила официальная реакция на высказывания Путина. Он выразил "сильную обеспокоенность" запретом на усыновления, а также заявил, что США "весьма озабочены положениями, которые ограничивают возможности российских общественных организаций сотрудничать с их американскими партнерами".
"Кремль, кажется, мало обеспокоен потерями в глазах общественного мнения", - полагает журналист Грегори Уайт. Путин заявил, что США отказали представителям России в доступе к усыновленным детям в США, - позиция, которую он назвал "вызывающей и надменной", отмечает издание. Он предложил распространить запрет на усыновления и на другие страны, отметив, что России необходимо защищать свои "ресурсы".
"Новый законопроект включает также прямой запрет на деятельность спонсируемых США организаций, а также запрет россиянам, имеющим американское гражданство, занимать ведущие должности в таких организациях", - продолжает автор, имея в виду запрет на работу в России НКО, финансируемых США и занимающихся политикой. "Это положение кажется направленным против Людмилы Алексеевой, возглавляющей Московскую Хельсинскую группу", - говорится в статье.
Немецкое издание Bild озаглавило редакционный комментарий "Потерянные дети страны". По данным ЮНИСЕФ, в российских детских домах находится сейчас не менее 740 тыс. сирот. После одобрения обеими палатами российского парламента законопроекта, получившего имя Димы Яковлева, умершего из-за халатности приемных родителей-американцев, многие из них потеряли шанс обрести семью и любовь. В статье говорится, что условия жизни в детских домах России зачастую "ужасные", уход и образование недостаточные, и многие воспитанники рискуют встать на "кривую дорожку" в жизни.
Само абсурдное во всей ситуации, заявила в интервью "Новым известиям" Галина Михайлова (партия "Яблоко"), что "Закон Магнитского", за который Путин мстит американцам, "бьет по российским чиновникам, а ответный закон направлен против собственных детей". Кроме того, "антимагнитский закон" нанес серьезный удар по российско-американским отношениям - от обещанной "перезагрузки" уже почти ничего не осталось, опять действует принцип "око за око, зуб за зуб", говорится в статье.
Настороженное отношение к международным усыновлениям свойственно не только России, отмечает в блоге на сайте The Washington Post журналистка Ольга Хазан. В последние несколько лет правительства других стран тоже ужесточили регламент международных усыновлений.
Китай в 2006 году ввел жесткие требования к приемным родителям. Журнал Time разъяснил: "Правила вводят образовательный и финансовый ценз. Возраст приемных родителей - до 50 лет, они должны состоять в браке, не страдать патологическим ожирением, не принимать антидепрессанты последние 2 года, не иметь косметических дефектов лица". С 2005 по 2008 год число усыновлений китайских детей американцами снизилось вдвое.
Несколько африканских стран разрешают усыновление лишь в случае, если приемные родители предварительно прожили в стране несколько лет.
"Другие государства вообще перестали поощрять международные усыновления после того, как выяснилось, что посредники силой или подкупом побуждают бедняков отдавать детей состоятельным западным людям", - пишет журналистка, ссылаясь на примеры Вьетнама и Эфиопии.
Однако российский закон - редкостный случай, полагает Хазан: "этот запрет на усыновления вводится по политическим, а не по гуманным соображениям".
Решение Путина напрямую ударило по сотням американцев, которые сейчас находятся в процессе усыновления, замечает The New York Times. Международное усыновление - дело дорогостоящее и трудоемкое, напоминают журналисты Дэвид Хершенхорн и Эрик Экхолм, рассказывая конкретную историю.
Мария Древински, специалист по массажной терапии, и ее муж прошли почти все этапы подготовки к усыновлению. Они дважды навещали 5-летнего Алешу в России, каждую неделю разговаривают с ним по телефону. "Я ошеломлена. Мы уже приготовили для Алеши спальню и одежду, все время говорим о нем как о сыне", - жалуется Мария. Но если с 1 января в России вступит в силу запрет на усыновления, планы многих американских семей пойдут прахом.
Газета разъясняет: "Расходы на усыновление могут составлять 50 тыс. долларов, если не больше, потребуется также несколько раз съездить в Россию и обычно претерпеть длительные, сводящие с ума столкновения с бюрократическими формальностями".
Реакции общества на новый закон как в России, так и в Америке весьма эмоциональна, продолжает издание. Любопытно, что сторонники российского запрета на усыновления нашлись и в США: "они говорят, что американских детей, нуждающихся в приемных семьях, более чем достаточно". Те, кто критикует международные усыновления в целом, вновь заявили: эта практика чересчур ориентирована на извлечение прибыли и иногда связана с коррупцией.
"Однако для родителей, которые всей душой хотят усыновить российских детей, рассуждения на политические темы - лишь шумовой фон для их личных тяжелых переживаний", - признает газета. По оценкам российских чиновников, в ближайшее время будут заблокированы усыновления 46 детей. По статистике агентств по усыновлениям из США, 200-250 американских семей уже выбрали приемных детей.
Американка, пожелавшая остаться анонимной, возмущена тем, что Россия не выполняет условие соглашения об усыновлениях, рассказывает издание. Эта женщина и ее муж в 2009 году усыновили российского мальчика, а теперь приехали забирать второго. Она подчеркивает, что тесное общение приемных родителей с детьми начинается задолго до того, как дети покидают детдом. "Многие родители оставляют детям альбомы с фотографиями новых папы и мамы, братьев, собак, будущей спальни, - сказала она. - Я просто рыдаю, когда представляю себе, как дети листают альбомы и недоумевают, почему люди обещали вернуться через несколько недель, но не вернулись".
Также по теме:
Горько-сладкий подарок на Рождество: семья из Юты накануне путинского запрета успела привезти домой русскую девочку с синдромом Дауна (Daily Mail)