Молдовы Никола Тимофти ...
... другой латиноамериканский
, испытывал свою ... к образованию.
осуществлял широкие ...
stoletie.ru/print.php?ID=183866 Э.В.:Присоединяюсь к пожеланию автора статьи:<<Мир праху великого венесуэльского патриота и выдающегося государственного деятеля Уго Чавеса!>>
Уго Чавес верил, что правдивое слово сильнее стука прикладов и клацанья затворов
Ему было всего 58 лет, из которых последних 14 он занимал пост главы государства. Его ослепительная политическая карьера, удивительное личное обаяние, масштабность государственных преобразований в Венесуэле и глубина региональных и вселенских проектов на длительное время превратили его страну в центр мировых событий. А самого президента сделали человеком, о котором говорил во весь мир. И будет говорить.
У всех по-настоящему крупных политических деятелей имеется огромное число истинных сторонников и поклонников, а также немало злобных противников и врагов. Сейчас мир разделился на тех, кто скорбит в связи с уходом из жизни выдающегося реформатора и патриота Венесуэлы. И тех, кто злорадно потирает руки и едва сдерживает свою радость. Самым глубоким трауром охвачена Латинская Америка, для которой Уго Чавес превратился в борца за объединение этой части американского континента с целью полного освобождения от вассальной зависимости от США.
Он назвал свой реформаторский процесс в Венесуэле «Боливарианской революцией» - в честь Симона Боливара, уроженца Венесуэлы, возглавившего в начале XIX века победоносную борьбу латиноамериканских народов против испанского колониального ига.
Симон Боливар - идейный предтеча Уго Чавеса - также стремился создать союз латиноамериканских наций для защиты от любых внешних посягательства, в том числе от США.
Появление целой плеяды патриотов континента, борцов за национальную независимость и социальную справедливость, было предопределено победой кубинской революции под руководством Фиделя Кастро в 1959 года. Куба показала всей Латинской Америке и миру: можно успешно бросить вызов самой мощной державе планеты. Тем самым Соединенным Штатам, которые строили свои отношения с латиноамериканскими странами на основе «доктрины Монро», гласившей «Америка для американцев», а на практике обращались с ними, как акула с сардинами. До появления на политической арене Уго Чавеса континент сотрясался от национально-освободительных выступлений. В 1965 года вспыхнуло восстание военных во главе с генералом Франсиско Кааманьо в Доминиканской республике. Для его подавления Вашингтону пришлось пойти на открытую вооруженную интервенцию, высадить в Санто-Доминго многотысячный десант морской пехоты.
В 1968 году в Перу произошел военный переворот под руководством командующего армией генерала Хуана Веласко Альварадо, в результате которого было свергнуто проамериканское правительство и начались реформы с целью ослабления позиций иностранных монополий и решения социальных проблем в интересах большинства народа.
В том же 1968 году к власти в Панаме пришли прогрессивные военные во главе с полковником Омаром Торрихосом, которые поставили своей задачей вернуть стране Панамский канал. В 1970 году на выборах президента в Чили победил кандидат левых сил кандидат Сальвадор Альенде. Потом были победы сандинистской революции в Никарагуа в 1979 году, устранение проамериканских олигархических правительств в Бразилии, Аргентине, Эквадоре, Боливии…
Одним словом, появление на латиноамериканской политической арене в 1992 году никому не известного подполковника Уго Чавеса, предпринявшего неудачную попытку военного переворота, не было случайным.
Оно было подготовлено мощным подъемом национально-освободительного движения на всем континенте, где с давних времен зрела ненависть к самодовольным и наглым янки.
Военные диктаторы, в течение целого века бывшие опорой американского засилья на континенте, стали быстро выходить из подчинения Вашингтону. Из «сторожей американской собственности на континенте» - по классификации Фиделя Кастро - они превращались в носителей национальных интересов. В Латинской Америке народная память благоговейно хранит образы только борцов за независимость и справедливость, большая часть которых погибла, не дожив до торжества этих идеалов. Тут и кубинский «Апостол Родины» Хосе Марти, и Симон Боливар, и Панчо Вилья, и Аугусто Сандино, и Че Гевара, и многие другие.
Среди этих славных имен будет навечно стоять: Уго Чавес. Все, кто по-лакейски служил интересам США, отвергаются народами. Суды преследовали до самой его смерти кровавого чилийского диктатора Аугусто Пиночета, никарагуанский диктатор Анастасио Сомоса навек пришпилен к позорному столбу истории словами президента Франклина Рузвельта «Это - сукин сын, но это наш сукин сын». А кто вспомнит кубинского диктатора Фульхенсио Батисту, сметенного революцией 1959 года?
Уго Чавес, как и многие его предшественники, пытался сначала придти к власти путем военного переворота - но без избыточного применения силы. В 1992 году, когда он убедился, что его попытка не удалась, то добровольно сдался властям и призвал своих сторонников сложить оружие.
Двухлетняя тюрьма стала для него политической академией. Выйдя на свободу, он однозначно встал на путь демократической борьбы за перемены, начав формировать избирательный блок «Движение Пятой Республики».
В 1998 году его объединение серьезно заявило о себе на выборах, получив 76 из 189 мандатов в палате представителей и 18 мест из 48 мест в сенате. Но как личность и политический лидер он не имел равных в Венесуэле. На выборах президента страны в том же году он одержал бесспорную победу, набрав более 55 процентов голосов избирателей.
Ненависть к нему традиционных политических кланов страны, опирающихся на финансовую и пропагандистскую поддержку США была безмерна. В 2002 году они, с помощью армейской верхушки, предприняли попытку переворота против законно избранного главы государства. На два дня они упрятали Уго Чавеса под замок, пока журналисты рассказывали обывателям сказки о неспособности президента управлять государством. Но большинство в армии не поддержало путчистов, и вскоре мятежники были вынуждены капитулировать. Никаких массовых репрессий по отношению к своим политическим противниками Уго Чавес не предпринимал, и, пользуясь демократическими свободами в стране, оппозиция навязала в 2004 году требование о проведении всенародного референдума по вопросу об импичменте главе государства. Он поднял перчатку, брошенную ему противниками, и согласился на суд народа: в результате получил полную поддержку почти 60 процентов голосовавших. Потом он скажет: «Я чаще, чем какой-либо другой латиноамериканский президент, испытывал свою судьбу на муниципальных, парламентских, президентских и иных выборах, и всегда выигрывал». Победил он и на последних выборах осенью 2012 года, и только тяжелая болезнь и смерть прервали его триумфальный путь к достижению высоких целей.
Часто возникает вопрос: чем объясняется феноменальный политический успех Уго Чавеса? Ответ можно найти в его социальной программе. Он пробудил к политической жизни миллионы венесуэльцев, прежде неграмотных и нищих, десятилетиями живших в гражданской изоляции.
Он сам был сыном коренных народов Венесуэлы, в его венах текла кровь индейцев, негров и креолов. Он открыто заявил, что коренные народы имеют право на свою землю, которую латифундисты отняли у их предков. Уго Чавес стал проводить широкую национальную программу ликвидации неграмотности. В этом ему помогли кубинцы, которые имеют большой опыт в этом деле, они же помогли изготовить необходимые учебные пособия для борьбы с неграмотностью.
Впервые «униженные и оскорбленные» жители Венесуэлы узнали, что такое современная бесплатная медицинская помощь. По просьбе Уго Чавеса кубинцы прислали в Венесуэлу десант врачей численностью в 30 тысяч человек, который кардинально изменил всю систему здравоохранения в стране. Десятки передвижных «операционных залов» стали посещать поселки и деревни Венесуэлы, быстро и бесплатно возвращая зрение тысячам людей больных катарактой - это заболевание широко распространено в тропических районах.
Для формирования новой патриотической венесуэльской интеллигенции правительство Уго Чавеса установило студенческие стипендии на уровне 100 долларов, что облегчает получение высшего образования выходцам из социальных низов. Бывало даже, он своим указом отменял вступительные экзамены в вузах, чтобы открыть дорогу простолюдинам к образованию. Президент осуществлял широкие программы национализации иностранной собственности в Венесуэле. В первую очередь это касалось нефтедобывающей и газовой промышленности, телекоммуникаций и электроэнергетики.
Понятно, что такие меры пришлись не по вкусу большой части городской буржуазии и интеллигенции: их вес и значение уменьшались на фоне появления в стране новых политических и социальных сил.
Позиции противников Уго Чавеса в Венесуэле весьма значительны, на их стороне давно накопленный опыт организации и управления, в их руках солидный пропагандистский аппарат, они располагают неограниченной поддержкой со стороны США.
Если глава государства все свои преобразования политического или социального порядка реализовывал демократическими мерами, то его противники не остановятся перед любыми насильственными действиями в расчете на победу. Надо помнить, что Аугусто Пиночет в Чили в 1973 году пошел на бомбардировку президентского дворца и физическую ликвидацию демократически избранного главы государства Сальвадора Альенде, чтобы сорвать демократические преобразования. Уго Чавес прошел через такое же чистилище в 2002 году.
Сам он отвергал всякий намек на удержание власти путем применения силы. Создал Объединенную социалистическую партию Венесуэлы, которая призвана обеспечить преемственность начатого им революционного процесса. В течение длительного времени лично работал политическим воспитателем самой широкой общественной телевизионной аудитории. Создав программу «Алло, президент!» он в течение нескольких дней в неделю по полтора часа выступал по телевидению, отвечая на вопросы зрителей, разъясняя те или иные шаги правительства, заслушивая в эфире отчеты должностных лиц… Когда требовали обстоятельства, он мог оставаться перед телекамерами очень долго, даже установил рекорд в 8 с лишним часов. Верил, что правдивое слово эффективнее стука прикладов и клацанья затворов.
Судьба Боливарианской революции будет решаться на избирательных участках, куда через 30 дней должны будут придти венесуэльцы, чтобы выбрать себе нового президента.
Россия и все ее вменяемые сограждане должны пожелать победы кандидату, который в качестве программы выдвинет продолжение курса Уго Чавеса. У нас большие интересы в этой стране.
Сейчас Каракас один из крупных покупателей российского вооружения. Наши нефтяные и газодобывающие компании имеют серьезные заделы в деле поиска новых месторождений в Венесуэле. Впрочем, значительные капиталовложения в этой стране уже сделаны и Китаем. Уго Чавес, при всей своей критической позиции по отношению к США, аккуратно выполнял все договорные обязательства по поставкам нефти, о чем стараются умалчивать либеральные средства массовой информации. В то же время Венесуэла оказывала помощь углеводородами особо нуждающимся странам Карибского бассейна, в частности, Никарагуа. Куба тоже получает нефть из Венесуэлы - после выполнения последней своих обязательств перед США.
Для всей Латинской Америки кончина Уго Чавеса означает потерю не только доброго соседа, готового придти на помощь в случае возникновения трудностей, но и генератора масштабных континентальных проектов. Так, Уго Чавес выдвигал идею о создании единой латиноамериканской валюты - боливара, чтобы исключить доллар из расчетов между странами этой части континента. Он разрабатывал план постройки крупнейшего в мире газопровода, который бы объединил все страны Латинской Америки в едином энергетическом кольце. И, конечно, мечтал о том, чтобы стал реальностью проект единого латиноамериканского содружества, которое бы превратилось в гарант его независимости и устойчивого развития.
Мир праху великого венесуэльского патриота и выдающегося государственного деятеля Уго Чавеса!
Николай Леонов
06.03.2013 | 17:41
Специально для Столетия
... молились за здоровье
Венесуэлы, а потом ...
Хабаровск станет местом создания лесопожарного центра для оказания помощи в пожаротушении лесов. ...