Экстракорпоральное оплодотворение связано с повышенным риском образования тромбов в венах и закупорки легочной артерии тромбом (ТЭЛА) в течение первого триместра беременности.
Эти данные были представлены по окончании исследований в Каролинском институте в Стокгольме и опубликованы в British Medical Journal, сообщает Gazeta.ru.
Ранее науке уже было известно, что у беременных женщин могут развиваться тромбозы. Одно из самых грозных осложнений тромбозов, нередко приводящих к смерти, — тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА, тромб закупоривает легочную артерию, делая невозможным газообмен).
В начале 90-х это осложнение встречалось у каждой тысячной женщины. В 2005 году было проведено исследование, которое показало, что беременные женщины и недавно родившие подвержены повышенному риску развития венозных тромбозов. Было также известно, что у женщин, забеременевших с помощью ЭКО, высока вероятность образования тромбов в венах. Тем не менее риск закупорки артерий, сопровождающий ЭКО, не был установлен. А этот показатель очень важен, так как артериальная закупорка часто приводила к смерти матери.
В результате ученые решили установить риск развития тромбоэмболии легочной артерии и венозных тромбозов у женщин, перенесших ЭКО, и сравнить полученные результаты с показателями женщин, забеременевших обычным путем.
Для исследования были выбраны 23 498 женщин, прошедших ЭКО, и 116 960 самостоятельно забеременевших женщин. Средний возраст исследуемых женщин, подвергшихся анализу, был 33 года; все они родили в период между 1990 и 2008 годом.
В конечном счете было установлено, что в группе женщин после ЭКО тромботические осложнения встречались у 4,2 человек на 1000, а в группе забеременевших естественным путем — у 2,5 человек на 1000.
Таким образом, экстракорпоральное оплодотворение повышает риск тромбозов почти на 70%.
В особенности был выделен первый триместр беременности, как связанный с наибольшим риском (1,5 случая после ЭКО и 0,3 у забеременевших обычным путем). При этом ученые не обнаружили различий в риске развития тромбозов у женщин до беременности после ЭКО и после родов.
Тромбоэмболии легочных артерий были зафиксированы у 19 женщин с обычной беременностью и у 70, прошедших ЭКО. Из процентного соотношения видно, что после ЭКО риск закупорки артерий легких тромбами выше, в особенности это было характерно для первого триместра беременности. В ходе исследования были приняты во внимание и такие факторы, как индекс массы тела, возраст матери, курение, семейное положение, образование, социальный статус.
Исследователи полагают, что усилия врачей должны быть направлены на выявление групп риска тромботических осложнений беременности, а в особенности строгий контроль необходим за состоянием женщин, прошедших экстракорпоральное оплодотворение.
Впервые удалось заставить замолчать лишнюю хромосому, которая является причиной синдрома Дауна. Это не только шаг к поиску путей лечения заболевания, но и начало новой концепции — хромосомной терапии.
Синдром Дауна — набор особых признаков, вызванных присутствием в геноме человека лишней хромосомы. В обычном человеческом геноме 23 пары хромосом, одну хромосому из пары мы получаем от матери, другую — от отца. Синдром Дауна возникает, когда из-за сбоя в аппарате деления в клетке оказывается не две 21-х хромосомы, а три. Научное название этого заболевания – трисомия по 21-й хромосоме.
Специалисты из Массачусеттского университета сделали то, что до сих пор казалось невозможным. В ходе экспериментов с клетками, взятыми у людьми с синдромом Дауна, им впервые удалось подавить деятельность лишней копии 21 хромосомы.
Статья, опубликованная 18 июля в журнале Nature, сообщает о новой биомедицинской технологии. Исследователи вставили в структуру хромосомы модифицированную версию гена XIST, кодирующего РНК и останавливающего считывание информации с генов «лишней» хромосомной копии без влияния на остальные гены. В итоге в хромосомном наборе больной клетки осталось две функционирующие 21-е хромосомы, как и в нормальной клетке.
Впервые в мире лишнюю хромосому удалось заставить замолчать. Конечно, от этого открытия, сделанного «в пробирке», еще очень далеко до реальной терапии больных с синдромом Дауна. В результате исследования была представлена теоретическая возможность исправления хромосомного дефекта.
Усилия ученых по разработке методов лечения синдрома Дауна вселяют оптимизм. Но, к сожалению, в таком направлении работают только за рубежом. О попытках медицинской науки подобраться к коррекции хромосомных дефектов, в том числе трисомии по хромосоме 21 (синдрома Дауна) в России, мне например, не известно. Хотя я по своей работе постоянно просматриваю всю научную периодику на эту тему. У нас выбрана генеральная линия на дородовое уничтожение детей с синдромом Дауна. Как считают наши медицинские генетики и руководители здравоохранения, это проще и, как ни страшно воспроизводить этот аргумент, экономически эффективнее, чем предоставлять детишкам с этим синдромом возможности коррекционной педагогики, и изыскивать пути их лечения. Вот почему всех беременных у нас в женских консультациях стараются охватить пренатальным скринингом (см., в частности, http://demographia.ru/articles_N/index.html?idR=23&idArt=1238, и http://www.dislife.ru/flow/theme/6905).
Серия сообщений "Пренатальная диагностика": Часть 1 - Евгенические аборты как государственный приоритетЧасть 2 - Заявление в Международный суд: пренатальный скрининг на синдром Дауна – это преступление против человечности...Часть 36 - В Польше открывают перинатальные хосписы для помощи беременным женщинам и семьямЧасть 37 - В защиту ангелов. Мария СвешниковаЧасть 38 - Ученые смогли нейтрализовать хромосому, которая вызывает синдром Дауна