Антивирусное программное обеспечение. Разработчик — «Лаборатория Касперского» (Москва). Генеральный директор Евгений Касперский «Лаборатория Касперского» — бессменный лидер российского рынка решений для обеспечения информационной безопасности: доля компании близка к 50%. И это одна из самых успешных мировых IT-компаний в своем сегменте, она входит в четверку ведущих мировых производителей программных решений для защиты так называемых конечных устройств (Endpoint Protection), ее клиентами является более 400 млн человек по всему миру. Экспорт в выручке «Лаборатории Касперского» составляет 80%.
А началось все с того, что в 1989 году уроженец Новороссийска выпускник математического факультета Высшей школы КГБ Евгений Касперский случайно обнаружил на своем компьютере вредоносную программу — то, что позже начали называть компьютерным вирусом. Евгений был специалистом по криптографии (системам шифрования информации), и ради интереса он успешно проанализировал это новое для того времени в компьютерной среде явление, а чуть позже успешно создал от него «противоядие».
Со временем в свободное от работы время Евгений стал уделять все больше внимания феномену вредоносных компьютерных программ и начал собирать коллекцию антивирусных модулей, которая впоследствии легла в основу антивирусной базы «Лаборатории Касперского». В 1991 году он с командой единомышленников начал развивать антивирусный продукт AntiviralToolkitPro (ATP, впоследствии AVP) — прототип «Антивируса Касперского». В 1994 году AVP получил международное признание: по результатам тестирования немецкого университета Гамбурга продукт из России победил в борьбе с различными международными разработчиками. А в 1997 году было принято решение создать независимую компанию — «Лабораторию Касперского».
Флагманским решением «Лаборатории» стал продукт KasperskyInternetSecurity. Это комплексное защитное решение, обеспечивающее безопасность компьютеров на базе Windows, а также смартфонов и планшетов Android, компьютеров Mac и устройств на базе iOS. В 2013 году решение стало мультиплатформенным, то есть способным работать как на стационарных, так и на мобильных устройствах. По словам представителей компании, это обусловлено тем, что с ростом числа устройств изменился и ландшафт киберугроз. В последние несколько лет планшеты и мобильные телефоны требуют не менее надежной защиты, чем стационарные компьютеры, так как пользователи доверяют устройствам свою личную жизнь, ценную информацию и даже деньги.
Виды киберугроз динамично трансформируются, и как минимум раз в год «Лаборатория Касперского» выводит на рынок обновленную версию своего ключевого продукта. Например, в этом году представители компании решили уделить особое внимание защите частной жизни. В связи с этим была добавлена функция защиты веб-камеры, которая отслеживает любые приложения, пытающиеся установить связь с веб-камерой, предупреждает пользователя о подобных попытках и в случае необходимости блокирует доступ к передающему изображение устройству. В продукте были также улучшены функции «Безопасные платежи» и «Родительский контроль».
Представители компании утверждают, что фактически «Лаборатория Касперского» с самого начала работала по экспортной бизнес-модели: первые контракты с западными партнерами были заключены в середине 1990-х, когда компании формально еще не было. Их суть состояла в лицензировании антивирусных технологий третьим сторонам. В техническом плане разработки «Лаборатории Касперского» были вполне прогрессивными, и вскоре нашлись иностранные компании, захотевшие использовать «движок» «Лаборатории» в своих продуктах.
Первыми такими партнерами стали финская компания F-Secure и немецкая G Data. Некоторое время лицензирование программных продуктов было для «Лаборатории Касперского» основным бизнесом — довольно доходным и при этом не требующим особых затрат, поскольку не было необходимости в специальных разработках. В частности, подобная ориентированность на экспорт позволила легко пережить кризис 1998 года.
В 2000-е бизнес компании значительно вырос, «Лаборатория Касперского» начала осваивать рынки других стран в качестве независимого поставщика. В начале десятилетия было открыто первое представительство за рубежом — Kaspersky Lab UK в Великобритании. В 2003–2004 годах появились филиалы в Японии и Китае. Тогда же компания начала расширять сферу деятельности: наряду с уже известным продуктом Kaspersky Anti-Virus стала предлагать защиту компьютерных сетей от несанкционированного доступа Kaspersky Anti-Hacker, а также систему почтовой безопасности Kaspersky Anti-Spam. В 2008 году компания поставила себе цель, чтобы ее продуктами пользовались во всем мире. Эта цель была достигнута — сейчас решения «Лаборатории Касперского» продаются в 200 странах.
Алексей Грамматчиков. «Эксперт» №13
Следуя за вертолетами.
Проснуться экспортером.
Стрелец хранит королеву.
Чей сок вкуснее.
Отбеленному верить.
Мировая сага о Сибири
ertata