В 1648 году на Волге вырос небольшой пограничный город-крепость Симбирск, со временем ставший крупным административным центром России. Историков давно занимает вопрос, каким был наш город в первые годы своего существования?
Симбирский кремль
По устройству он мало отличался от подобных крепостей того времени. Рубленный, четырехугольный в плане, с высокими стенами, каждая протяженностью до 200 метров. По углам и сторонам восемь башен, три из них имели ворота, от которых начинались дороги на Казань, Москву и «Крымскую сторону». С востока крепость защищал крутой волжский косогор и острог. Кремль и острог были окружены земляным валом с глубоким рвом перед ними. Внутри кремля находились деревянная Троицкая церковь, дом воеводы, приказная изба, пороховые, винные и соляные погреба и другие нужные строения.
В крепости посменно несли службу стрельцы, пушкари и затинщики (обслуживали крупнокалиберную артиллерию). У ворот, запираемых на ночь, неотлучно находились воротники. Военную и административную власть в городе представлял воевода, которому подчинялись дьяк и от двух до четырех приказных подьячих. Его окружали дворяне, воинские начальники, прислуга и иноземцы (пленные поляки и прибалтийские немцы).
За крепостным валом начинались слободы, в которых жили все те же стрельцы, пушкари да казаки, охранявшие местность вокруг Симбирска. Так появилась Стрелецкая слобода (ныне площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина), Пушкарская слобода (верхняя часть ул. Ленина), Свияжская конная казачья слобода (нижняя часть ул. Ленина) и другие. В свободное от службы время воины строили городские и крепостные сооружения, занимались ремеслами и торговлей. Так, в 1667 году около 20 стрельцов и пушкарей имели свои места в городских торговых рядах. Например, пушкарь Григорий Бородулин продавал в лавке посконь, стрельцы Василий Тиханов - шелк, Кирилл Юсов и Илья Черников - рыбу, Иван Чебоксаренин, Борис Смолянин, Васька Винокуров - квас и сусло, Терентий Юрьев и Прохор Космодемьянский - мясо. Со временем многие из них, оставив службу, переселились на посад.
Посад
Он находился ниже острога на волжском склоне за валом. Там жило мирное население - ближе к кремлю служилые дворяне (Микулины, Алекины, Черниковы, Племянниковы и другие), крупные промышленники и торговцы, ниже по горе - ремесленники и остальные сословия. Некоторые из них впоследствии стали родоначальниками известных купеческих фамилий: Твердышевых, Москвитиновых, Забродиных, Крупениковых, Константиновых, Бабушкиных…
Симбирск прирастал посадом. В 1678 годув нем насчитывалось 605 дворов и 1579 человек жителей (приведено лишь мужское население). За порядком на посаде следил губной староста, он выбирался из дворян и вел уголовные дела. Мирской жизнью заправлял земский староста, ведавший раскладом всех податей по городу, сдачей в оброк городских земель, рыбных ловель и других угодий, сбором откупных пошлин с них. Ему в помощь горожане избирали целовальников (целовали крест, давая клятву честно служить) и ларешников. Посадское население Симбирска облагалось массой тягл - платили стрелецкие, ямские деньги, на выкуп пленных, на «корм» воеводы и его служащих, тюремным и губным целовальникам, приказным подьячим на свечи, бумагу и чернила и многими другими.
Поскольку вся земля в городе принадлежала государству, то оно и выступало главным застройщиком и застрельщиком. В Симбирске вскоре после строительства крепости появились крупные по тем временам казенные предприятия, которыми ведал Дворцовый приказ.
Кабак
Первым по времени стал кружечный двор, «царев кабак», как звали его в народе. Открылся он в 1654 году на ямском дворе нижегородца Григория Куликова. Производство горячительных напитков в те годы было монополией государства. Устройство кабаков имело целью ограничить потребление хмельного населением. Кабаки не торговали в постные (среда, пятница) и воскресные дни. Да и продавали в них хлебное вино (прототип водки), медовуху и пиво.
Но народ в кабаки набивался, поскольку это были не просто питейные заведения, в них совершались торговые сделки, оформлялись кабальные записи. Выглядело кабацкое заведение в Симбирске солидно: большая изба, с широкими столами и лавками, прилавок за которым целовальник отпускал напитки. Во дворе - «изба одинокая большая», четыре амбара и погреб.
Тутовые сады
В одно время с кабаком появились в Симбирске сады, где по указу царя Алексея Михайловича выращивали тутовые саженцы (шелковицу) для отправки в Измайлово, чтобы там с «Божию помощью завести шелк». Было заложено два тутовых сада - на волжском косогоре к югу от кремля и на правом берегу Свияги (ныне район Тути).
Разведение тутовых посадок шло успешно. Саженцы осматривали, переписывали и отсылали в столицу. Но здесь не только разводили тутовые деревья, а еще занимались выкармливанием их листьями тутовых шелкопрядов. Если листьев деревьев не хватало, для подкормки брали листья одуванчика, козлеца и других растений. Чтобы черви их лучше поедали, делали тутовое масло и в него обмакивали листья.
В 1670 году разведением шелкопрядов занимался тутовых дел мастер Мамет Касимка, выходец из Персии. Для него в тутовом саду выстроили отапливаемое помещение, где содержались шелкопряды. «А в той избе кормил мастер червей на кругах до урочных дней как поспевают в шелковое варенье». Рядом находились «земляной погреб, а в нем печь кирпичная с трубою для того же шелкового дела», два больших сарая для дров и караульное помещение.
Рыбный двор
Чуть позже в Симбирске открылся «государев рыбный двор», который обычно состоял из большого плота на сваях или из старого струга. Сюда причаливали лодки с уловом. Рыбу распределяли по сортам. «Красную» (белугу, севрюгу, осетра, стерлядь, белую рыбицу и каспийского лосося) отправляли на переработку. Мелкую - рыбакам «на котел».
Рядом на берегу находились сооружения для разделки и хранения рыбы. Из нее извлекали икру, плавательный пузырь и спинной хрящ, потом засаливали или морозили в погребах-ледниках. Икру тоже солили, а из пузырей готовили рыбий клей. Высушенный и мелко изрубленный спинной хрящ осетров - вязигу - для вкуса добавляли в пироги и расстегаи.
Особенно славились здешние места уловами стерляди. Принимали на государев рыбный двор только «мерную» стерлядь (более полуметра). Осенью «красную» и другую крупную рыбу не разделывали, а сажали в озера - «садки», их по всей пойме было великое множество. Зимой через проруби рыбу из садков отлавливали неводом, и по санному пути в свежем, замороженном и соленом виде везли в Москву к государеву столу.
В XVII веке профессия рыбака была одной из самых распространенных в Симбирске. В рыбные ловцы поступал каждый 15-й симбирянин. Ловить рыбу разрешалось глисной снастью (удочками). Рыбаки платил в казну понедельно налог с каждой лодки. Но несколько крупных предпринимателей, как Твердышевы, Протопоповы, Москвитиновы, Мухановские брали в откуп на длительный срок часть волжской акватории и ловили рыбу неводами в больших размерах.
Торговля
По мере развития казенных предприятий, местных промыслов и ремесел в городе ширилась торговля. Изначально в Симбирске сформировалось две торговые площади. Одна находилась на горе рядом с кремлем. На ней стояли харчевни, кабак, конская и таможенная избы. Здесь же находились торговые ряды с десятками лавок и прилавков для розничной торговли и девять казенных амбаров для хранения товаров и оптовой торговли. Торговля в городе шла бойко. В любое время года в торговых рядах можно было купить мясо, рыбу, соль, хлеб, шелковую пряжу, солод, «лубье и дранье» (материал для кровли крыш), яблоки и другие товары, производимые в городской округе.
Второе торжище с гостиным двором, «государевыми» и частными хлебными и соляными амбарами сформировалось на берегу Волги. Посадские люди изначально предпочитали селиться в этой части Симбирска, где заканчивалась городская черта, а значит, городские налоги на жителей распространялись в меньшей степени, и чувствовали они себя здесь вольготней. К тому же, рядом была Волга с ее рыбным богатством и водным путем. По ней транзитом мимо Симбирска везли с «понизовых» и «верховых» городов различные товары, часть их выгружали на местной пристани.
На площадях всегда толпился народ. Сюда приходили за покупками, последними новостями, или просто потолкаться от скуки в людном месте.
…С основания города прошли столетия. Симбирск-Ульяновск сильно изменился и уже ничто кроме письменных источников не напоминает о годах его становления.
Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts Оригинальное сообщение
Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (входящее в состав Федоскина) козырёчное производство.
Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком.
Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.
После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет.
Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века, когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют "лукутинскими".
Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.
Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни.
Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в последовательно три-четыре слоя. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку)
Виртуозное владение техникой письма, яркость красок, умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе.
Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очёчники, кошельки, пасхальные яйца и др.
В 1904 году, спустя два года после смерти Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.
В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных».
Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея.
В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской.
Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве.
Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий.
В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские.
Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.
Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу.
Традиция устанавливать в православных церквях керамические иконостасы восходит к середине ХVII века. Первыми в России стали иконостасы Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря в Московской области.
Их «массовое» производство началось в России во второй половине XIX века. Первые иконостасы из фаянса были изготовлены на Кузнецовском заводе в 1895 году. Тогда в России было создано более ста иконостасов такого рода. Существовало три основных варианта цветового решения иконостасов и киотов: одноцветные; одноцветные с золотом; многоцветные с золотом. Наиболее популярными были белый, бирюзовый, розовый цвета и их сочетания.
В богоборческие годы искусство изготовления было практически полностью утрачено, технологии забылись, казалось, безвозвратно. Возрождение производства началось на Урале в 1997 году. На сегодняшний день в России насчитывается всего около двух десятков таких иконостасов.
Одним из уникальных фарфоровых иконостасов, сохранившихся до наших дней, является иконостас церкви Св. Владимира в чешском городке Марианске-Лазне.
Он был изготовлен в керамической мастерской села Кузнецово, неподалеку от Твери. Роспись по позолоченной цинковой доске была исполнена иконописцем Пашковым из Москвы, а сам иконостас был создан совместными усилиями художника Краснощекова, скульптора Анненского и точильщика Иванова. Каждый цвет иконостаса имел свою температуру обжига, поэтому некоторые его части помещались в печь для обжига по нескольку раз. При изготовлении иконостаса использовано много золота и не менее дорогой кобальтовой краски.
В 1898 году был выставлен на Всемирной выставке в Париже, где удостоился награды Гран-Приде-Франс. В 1900 году его приобрел полковник (позднее – генерал) П.П. Рыковский для тогда еще не построенной церкви Св. Владимира в Марианске-Лазне.
Народное искусство несёт мощный импульс добра и осмысления бытия каждым, кто соприкасается с ним и как зритель, и как создатель. И правда, в момент, когда мастер остаётся один на один с деревянной поверхностью, он в полном смысле Создатель, Творец. И по его замыслу, как и по Божьему, мир должен быть устроен красиво и гармонично.
Мезенская роспись
Одна из наиболее древних русских художественных росписей. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, фасадов и интерьеров изб. Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Он притягивает и завораживает, несмотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы русского севера. Но, чем долго рассуждать о значениях и символах, мы предлагаем вам положиться на «внутреннее зрение» и самим интуитивно понять ту историю, которую рассказал мастер.
Городецкая роспись
В XIX и начале XX века городецкая роспись была живописью, то есть предметом искусства, а не только ремесла. По цветовому решению и декоративности работы городецких мастеров напоминали полотна Матисса. Мастера писали чистыми насыщенными красками, свободными мазками и без предварительного рисунка. Сочетания цветов были на редкость гармоничны. Своеобразны сюжеты и приемы изображения коней, птиц, людей. Детское, чистое восприятия мира являлось основой росписи. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.
Хохлома
Хохломская роспись, самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. Сказочный узор… Как будто выглянуло солнышко из-за осенних туч, и сразу лес вспыхнул чудесным огнём. Золотом горят листья берёзок, клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. Кажется, что роспись впитала в себя солнечные лучи — золотистые, которые бывают в полдень, и красные киноварные на зорьке. По одной легенде, в народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей.
Жостово
Совершенство форм, простых и сложных, изящество линий, ясных или изощрённых, игра цвета и тени, прячущейся в изгибах лепестков, разнообразие красок, то ярких, зовущих, то приглушённых и тающих, — эти свойства цветов дарят нам наслаждение и радость, чаруют нас красотой и неожиданностью. Листья часто вообще «беспородны» — просто листья: длинные или короткие, узкие или широкие. Часто один лист написан тремя цветами: зелёным, жёлтым, голубым. Цвет с красного цветка может переходить на белый или розовый, на голубом листе появляется красная тень. Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле слова творец: из впечатлений, красок и мастерства он создаёт особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает.