Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «прочитанного»
"Накануне" Иван Тургенев 2013-07-03 10:45:00
+ развернуть текст сохранённая копия
Роман опубликован в 1860 году.
Во время работы над романом Тургенев публикует статью "Гамлет и Дон Кихот", в которой он предлагает широчайшую интерпретацию этих художественных образов. Эта статья дает возможность лучше понять героев тургеневских произведений.
Гамлеты, по Тургеневу, все подвегаруют анализу, во всем сомневаются, даже в истине. Они эгоцентричны, циники и скептики. Доведенный до трагизма анализ всего и вся не дает им возможности действовать, сковывая волю. Как правило, Гамлеты - это "лишние люди".
Дон Кихоты, напротив, - люди действия, служители идеи. Их энтузиазм доходит до комизма. Он напрочь лишен эгоизма и готов пожертвовать собой в служении истине, идее. Но в этом и его слабость. Лишенный рефлексии, он слишком узко мыслит, а потому его свершения всегда далеки от идеала, к которому он стремился. Под маской комизма скрыта все та же трагедия.
Не случайно, не смотря на предчувствие грядущих перемен, которыми пронизан роман, у него такой трагический финал. Тургенев оказался прозорливее Добролюбова, попытавшегося своей статьей "Когда же придет настоящий день?" форсировать мысли автора романа, искажая и извращая саму природу тургеневского таланта: предчувствовать и предугадывать.
Останься Инсаров в живых, он неизбежно столкнулся бы с разочарованием от своих свершений. Жизнь всегда разочаровывает. Даже самых лучших из людей. Юношеский максимализм не может длиться вечно.
Тэги: отзыв, прочитанный
"Поединок" Александр Куприн 2013-07-02 10:54:00
+ развернуть текст сохранённая копия
Повесть опубликована в 1905 году в сборнике "Знание".
Так совпало, что повесть была опубликована в дни цусимских событий, что подстегнуло интерес к ней, сделав не только литературным, но и общественным событием.
Достоверно-документальная повесть о быте и образе жизни в офицерской русской среде, об армии, державшейся на тотальном унижении и страхе рядовых солдат (ничего не напоминает?) вызвала широкий резонанс.
Причем,лучшие представители русского офицерства приветствовали появление такого произведения (в наши дни такое, увы, невозможно).
"Однообразная, как забор и серая, как сукно" жизнь в захолустном военном гарнизоне порождала уродливые деформации личности, как у офицеров, так и у их жен и домочадцев.
После пережитого кризиса Ромашов выходит на поединок не столько с Николаевым, сколько с той средой, и стем миром, который его окружает. Здесь уже разногласия эпох не предвидится. У тех, кто осмелится в России идти против системы - конец один, вполне закономерный.
Повесть по праву считают вершиной творчества Куприна. Глубокая, психологически выверенная, предполагающая широкие обобщения, она и сейчас во многом актуальна для нашего общества.
Тэги: отзыв, прочитанный
"Рубайат" Омар Хайям 2013-06-28 10:50:00
+ развернуть текст сохранённая копия
Рубаи - четверостишие. Широко распространенная на Ближнем и Среднем Востоке форма лирической поэзии.
Странная судьба еще одного гения, универсального гения. Современники почитали его как видного математика, астронома и философа, но скептически воспринимали поэзию. Потомки ценят Омара Хайяма именно за нее, и ничего не знают о других его ипостасях.
Как и любой гений, он значительно опередил свое время. Он составил точнейший календарь, но пользовались им совсем непродолжительное время и вскоре вернулись к традиционному. Построенную ученым обсерваторию закрыли еще при его жизни .
Ну а написанные им стихи смогли понять только спустя семь столетий, когда человечество догнало гения с его, опережающим время, типом мышления. Да и то, сперва поэзию оценили в Великобритании, оттуда она, в переводах с английского, распространилась по всему миру, и только затем заслуженная слава пришла к Омару Хайяму на родном Востоке.
Гедонические четверостишия поучительного характера обладают особым ритмом. Они лаконичны, образны и удивительно просты.
Рубаи то пронизаны глубоким философским скепсисом о судьбах человечества, вплоть до пессимизма относительно смысла человеческой жизни.
То, напротив, полны гедонической радости и призывают наслаждаться жизнью, насколько она это позволяет, а часто, вопреки всему.
Тэги: отзыв, прочитанный
"Вий" Николай Гоголь 2013-06-27 10:56:00
+ развернуть текст сохранённая копия
Повесть опубликована в сборнике "Миргород" в 1835 году.
Николай Бердяев, кажется, ближе всех подошел к пониманию феномена Гоголя, как художника.
Он писал, что в Гоголе "был какой-то душевный вывих", что он носил в себе какую-то неразгаданную тайну, что-то жуткое.
По его словам, Гоголь - единственный русский писатель, обладавший чувством магизма, ему присуще совершенно исключительное по силе чувство зла. Зла внутреннего, метафизического.
Повесть "Вий" пронизана мистикой, жутким ужасом безысходности перед непобедимым злом, представшем в столь демоническом облике, что он является единственным в своем роде.
Одно из самых загадочных произведений Гоголя. Такое чувство, что автор что-то скрыл за многослойностью, за большим количеством символов и подтекстов.
Что-то новое он хотел сказать читателю об извечной борьбе добра и зла, свети и тьмы. Что-то ценное и важное для всех нас, особенно русских.
Сумеем ли разгадать? Или, хотя бы, задать себе правильные вопросы?Например, почему церковь стоит на самом краю села?
Почему именно она, несмотря на все ухищрения Фомы, избрана местом конечной точки повествования? Почему церковь так заброшена и мрачна?
Почему нет ни одной живой души, кроме Фомы, даже самых близких при ночных молитвах. Почему страх Фомы сильнее веры?
И еще масса таких же вопросов. Есть над чем подумать... Есть что обсудить.
Но разгадаем ли загадку?
Тэги: отзыв, прочитанный
"Иуда Искариот" Леонид Андреев 2013-06-27 10:56:00
+ развернуть текст сохранённая копия
Повесть опубликована в 1907 году.Леонид Андреев едва ли не первый автор в мировой литературе, попытавшийся понять Иуду, навеки ставшего символом предательства и окончательной погибели души. При этом, писатель, конечно, понимал, что критика обрушится на него со всех сторон. Чтобы так эпатировать общество, необходима немалая смелость. А в наши "демократические" времена Андреева и вовсе могли бы посадить в тюрьму за оскорбление чувств верующих.
Да и само стремление понять Иуду таит в себе опасность. Понять, оправдать, простить в русском сознании уж слишком близки эти чувства. Поэтому в оценке повести я присоединяюсь к мнению Льва Толстого: "Ужасно гадко, фальшь и отсутствие признаков таланта. Главное зачем?"
Вот и я не понимаю, зачем? Зачем разрушать систему христианской нравственности, где Иуда - антипод Христа, как предательство и зависть - антипод любви. Зачем цинично вторгаться в хрупкую нравственную символику? Зачем сеять смуту в неокрепших умах?
Только в воспаленном революционными подменами уме могла возникнуть парадоксальная идея предательства как высшего проявления любви. Уж больно напоминает большевистский лозунг. Проиграем войну, чтобы спасти Россию. Итог такого спасения был ужасен, как, впрочем, и иудиного предательства.
Трактовка Христа в повести Андреева еще более возмутительна. Мелкая, довольно посредственная фигура, проходной персонаж, посредством которого Иуда вершит судьбу и историю человечества.
Наредкость циничное и неталантливое произведение.
Тэги: отзыв, прочитанный
Главная / Главные темы / Тэг «прочитанного»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|