(15.03.2013 17:36) Депутат Госдумы Илья Пономарев об исключении Гудковых из "Справедливой России", внутрипартийных перипетиях и короткой жизни VI Думы.
"Справедливую Россию" лихорадит – партия гонит из своих рядов одних из самых успешных представителей – отца и сына Гудковых. Что это? Политическое самоубийство, расставание по обоюдному согласию или нечто другое? Или все уже мысленно похоронили VI Думу и готовятся к новым выборам? На эти и другие вопросы в разговоре с корреспондентом "Сибинфо" ответил депутат Госдумы эсер Илья Пономарев, которого слухи также уже чуть ли не лишили партбилета.
– Новость об исключении Гудковых из "Справедливой России" Вас удивила? Ультиматум ведь был, и, наверное, этого следовало ожидать.
– Удивила. Был разговор о возможном снятии с руководящих постов. Он был оправдан и правомочен, хотя и ошибочен.
– Что происходит в стане СР: раскол, "политическое самоубийство"…
– Это громкие слова. Не думаю, что можно говорить о расколе. Но этот шаг, очевидно, не нужен партии. "Справедливая Россия" с электоральной точки зрения стоит на двух китах. С одной стороны, это избиратель-бюджетник, человек оппозиционно настроенный, но не за коммунистов. Он против "Единой России", но не готов к радикальным мерам. С другой стороны, мы "наработали" большое количество сторонников из городского среднего класса.
– А кто "шагает" партию в этом "ненужном направлении"?
– Ситуация объективная на самом деле. Много наших региональных коллег сильно недовольны происходящим. Они считают, что возник крен в одну сторону, и он не соответствует реальному облику партии и даже может ей вредить. Их мнение таково, что мы, "нарабатывая" городского избирателя среднего класса, начинаем терять свой традиционный электорат. Дискуссия серьезная, нужен осмысленный и глубокий разговор на эту тему.
– Вы заявили о приостановке партийной деятельности. Некоторые ваши однопартийцы поняли, что вы намерены сдать партбилет…
– Давайте не забегать вперед. Пока никто никого не ушел. Мое заявление связано с тем, что мне непонятно решение бюро (об исключении Гудковых). Мне понятно предыдущее решение о руководящих постах. Что меня партия просила, я все выполнил. А вот то, что произошло на этой неделе… К тому же формулировка "об исключении за действия, наносящие политический ущерб". А поскольку мы (с Гудковыми) делали примерно одно и то же, то партия может думать так же и обо мне. А потому нужно время, чтобы во всем этом разобраться. Четкий ответ на эти вопросы может дать только съезд.
– Наблюдатели высказывают предположения о том, что Дмитрий Гудков и Вы можете покинуть Думу.
– Юридически это сделать невозможно, кроме как добровольно. Единственный способ – сфальсифицировать уголовное дело. Я говорил, что не буду цепляться за мандат, если осознаю, что моя позиция не совпадает с позицией партии, которую поддержали избиратели. Но мне видится, что я твердо стою на тех программных принципах, за которые люди голосовали в 2011 году.
– А каковы перспективы межфракционной группы, о намерении создать которую Вы объявили?
– Идея не нова. Я знаю 20-25 депутатов Госдумы, кому это может быть интересно, из них пять-шесть могут согласиться. Затем, я уверен, группа вырастет, поскольку не всем нравится тот консервативный поворот, что имеет место. Мы не требуем отхождения от партийной дисциплины, а предлагаем дополнительную площадку для высказывания собственного мнения.
– Кто конкретно туда мог бы войти?
– Сейчас я этого принципиально сказать не могу. Нужно сначала создать и подписать, а затем уже говорить, иначе все сорвется.
– Но там есть члены партии власти?
– Там есть единороссы, даже больше половины списка.
– Сейчас в экспертном сообществе идут разговоры о том, что VI Дума может и не дожить до конца своего срока и вскоре будет распущена.
– Здесь ситуация 50 на 50. Шансы на досрочный роспуск высоки. Сейчас идет реформа избирательного законодательства, и под этим флагом можно вполне назначить досрочные выборы. Вряд ли это случится в этом году. Скорее, если роспуск произойдет, то он будет весной следующего года, а досрочные выборы, соответственно, назначат на сентябрь 2014-го. Но, думаю, окончательного решения не принято.
– А что должно принципиального случиться для досрочного прихода VII Думы?
– Парламенту для этого не нужно чего-то выдумывать. Сейчас Думу используют как накопитель негатива, и противоречивые инициативы президента – все они связаны с Думой. Кроме того, одним из главных лозунгов протестного движения были "перевыборы". Получается, что здесь позиции сходятся. Вы хотели "перевыборов", хотели, чтобы "Дума подлецов" была распущена, чтобы кто угодно мог участвовать в выборах (и партийный, и одномандатники) – пожалуйста. Более того, власть абсолютно устроит результат "Единой России" на уровне 30%, остальное доберут за счет одномандатников. Так вот и покончат с массовым протестным движением.
– Т.е. Думу могут принести в жертву в угоду рейтингу президента и стабильности?
– Да, такая легитимация. И можно спокойно готовиться к операции "Преемник–2018".