2017-03-13 13:46:21
Шушан Пурим – это Пурим, который празднуется ... традиции, праздновали Пурим 15-го адара ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Шушан Пурим – это Пурим, который празднуется в день 15-го адара. Он так называется, потому что в городе Шушан, согласно установленной традиции, праздновали Пурим 15-го адара, как сказано «А Йеудеи, которые в Шушане, собирались в тринадцатый день этого (месяца) и в четырнадцатый день его; а в пятнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья». (Эстер, 9, 18).
Наши мудрецы постановили, что в тех городах, которые были обнесены стеной со времен Йеѓошуа бин Нуна, празднуют Пурим именно в день 15-го адара; в этот день они обязаны выполнять все законы Пурима (подробней об этом читайте в статье «В каких городах празднуют Пурим 14-го адара, а в каких в день 15-го адара?»).
Пурим в Меа Шеарим
Жители же городов, которые не были окружены стеной со времен Йеѓошуа бин Нуна, выполняют все законы Пурима в день 14-го адара, а не в день 15-го адара. Также только в день 14-го адара следует добавлять к традиционной молитве и к благословению биркат а-мазон благодарственную молитву на Пурим «аль а-нисим».
Тем не менее, даже жителям мест, которые не были обнесены стеной со времён Йеѓошуа бин Нуна, запрещено поститься в день 15-го адара или оплакивать усопшего в этот праздничный день, они не говорят таханун и «яаанха». Также есть места, в которых принято не работать в день 15 адара, несмотря на то, что они не были окружены стеной со времён Йеѓошуа бин Нуна. В святых книгах в то же время предписано, что и жителям таких городов стоит устроить небольшую трапезу в честь Пурима и в день 15-го адара. автор текста: рав Реувен Куклин
2017-03-12 12:33:15
... />Чем же превосходит Пурим остальные еврейские праздники ... может помочь?» Но Пурим освящен не народом ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Наши мудрецы учат:
«В Книге Мишлей сказано: “Она заклала свою жертву, разлила вино [в кубки]…”» (Мишлей, 9) В этом стихе речь идет об Эстер, которая, когда над всем Израилем нависла угроза, устроила пир для Ахашвероша и Гамана и напоила их вином. Гаман считал, что ему оказана великая честь, не понимая, что Эстер расставила ему ловушку. Напоив его вином, Эстер спасла свой народ.
Далее в этом стихе следует: «…и накрыла стол свой». Эти слова следует понимать так: «Она утвердилась в обоих мирах — этом и будущем.
Все еврейские праздники в будущем будут отменены — кроме Пурима».
Более того: в будущем, после прихода Машиаха, будут отменены все Книги Пророков и Писаний — за исключением Книги Эстер, существование которой столь же незыблемо, как и существование пяти Книг Торы. Законы, содержащиеся в Устной Торе, никогда не будут отменены. Но несмотря на то, что, как предсказал пророк Йешайя, все беды, постигшие в прошлом Израиль, будут забыты («Ибо забыты все прежние горести и скрылись они от глаз моих» — гл. 65), это не относится к истории Пурима. Ведь в Книге Эстер сказано: «И эти дни Пурима не будут отменены среди евреев, и память о них не исчезнет у потомков их» (Эстер, 9).
Чем же превосходит Пурим остальные еврейские праздники?
Дело в том, что все остальные праздники освящаются Израилем. В будущем, когда праздничным, субботним станет весь мир, они уже ничем не будут выделены. В Талмуде сказано: «Свеча в полдень — чем она может помочь?» Но Пурим освящен не народом Израиля, а непосредственно открывшейся миру Святостью Всевышнего, а она сохранится и останется выделенной и в будущем светлом мире.
Чем же отличается Мегилат Эстер — Книга Эстер от всех остальных частей Писания? Дело в том, что назначение всех других Книг Пророков — разъяснить слова Торы, укрепить веру в них, способствовать соблюдению евреями заповедей. Но в будущем, после прихода Машиаха, истина восторжествует во всех своих проявлениях, исполнятся все предсказания пророков, и все люди будут изучать Тору и ее законы столь же полно, как и до грехопадения Адама, до появления пророков и составления их книг. Но Книга Эстер отличается от них всех — она лишь начало нового повествования, повествования об уничтожении Амалека. Когда после прихода Машиаха Всевышний избавит Израиль от всех его врагов и окончательно сотрет самую память об Амалеке, когда Его Имя приобретет свою подлинную полноту и заполнит Вселенную, тогда все живое будет прославлять Всевышнего и Его деяния и прежде всего — уничтожение Амалека со времен Мордехая и Эстер и до времен Машиаха. автор текста: рав Элияу Ки Тов
2017-03-11 23:06:39
... евреев. 7. Пурим – день получения Торы ... следующей статье «Пурим — день получения Торы ...
+ развернуть текстсохранённая копия
1. 4 года в поисках царицы
Царь Ахашверош искал достойную ему супружескую пару на протяжении четырех лет. Этот вывод мы можем сделать из того, что царь устроил большую трапезу на третий год своего правления, «В третий год царствования своего устроил он пир для всех сановников своих и рабов (придворных) своих » (Эстер, 1, 3), а Эстер была взята в царский дом только на седьмой год.Divider-Line 2. В Мегилат Эстер нет имени Творца
Одна из отличительных черт Свитка Эстер — отсутствие в нем Имени Всевышнего. Все же наши мудрецы уточняют, что слово «мэлэх» (царь), упоминаемое в Мегиле, намекает на Творца – Царя царей. В этом слове есть намек на чудо Пурима, данное неявным образом, то есть путем его сокрытия за фасадом реальных и объяснимых событий. 3. Каково истинное имя Эстер?
В свитке сказано (2, 7): «И был он воспитателем Адассы, она же Эстэйр, дочери дяди своего, так как не было у нее ни отца, ни матери; а девица эта была красива станом и хороша видом, и по смерти отца ее и матери ее взял ее Мордохай себе в дочери». Адасса – она же Эстер. Так как же ее действительно звали: Адасса или Эстер?
В Талмуде (Мегила, 13а) приводится спор между мудрецами: некоторые из них считают, что Эстер – это подлинное имя царицы, и называют ее «Адасса» (что в переводе на иврит означает «мирт»), ибо в Танахе «миртом» принято называть праведника. Другие мудрецы утверждают, что истинное имя царицы — Адасса, а называли ее именем Эстер (что в переводе на иврит означает «сокрытие»), ибо она скрывала, умалчивала правду о своем происхождении. Divider-Line 4. Зачем Эстер нужно было 7 служанок?
В Свитке Эстер сказано, что, когда ее взяли в «женский дом», царице дали 7 служанок. Для чего Эстер нужно было так много служанок?
Объясняют наши мудрецы (трактат Мегила, 13а), что благодаря определенному порядку царица знала, когда наступает шабат, ибо каждая из служанок прислуживала ей один день, так что очередь седьмой служанки наступала в шабат. 5. Было два Ахашвероша
Мегила начинается словами: «И было во дни Ахашвэйроша, — это Ахашвэйрош, что царствовал от Оду и до Куша над ста двадцатью семью областями» (Эстер, 1, 1). Что стремится сообщить нам автор Мегилы, указывая, что «это Ахашвэйрош, что царствовал от Оду и до Куша»?
Пишет Виленский Гаон: было два Ахашвероша – тот, кто упоминается в свитке Эстер, и тот, кто известен из Книги пророка Даниэля. Автор Мегилы словами «Ахашвэйрош, что царствовал от Оду и до Куша» намекает нам, что это не тот царь, который известен по Книге Даниэля, ибо тот был Медийским царем, а этот — персидским. 6. Указание Ахашвероша истребить весь народ никогда не было отменено
В Свитке Эстер сказано: «И разосланы были письма с гонцами во все области царские, чтобы истребить, убить и погубить всех Йеудеев: от отрока до старца, (и) детей, и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить» (3, 13). Этот приказ царь никогда не отменял, ибо нельзя аннулировать то, «что написано именем царя и скреплено перстнем царским». От имени царя евреям была дана возможность уничтожать всех врагов своих и грабить их имущество. Именно поэтому враги еврейского народа побоялись поднять руку на евреев. 7. Пурим – день получения Торы
Наши мудрецы (Шабат, 88а) сказали, что евреи, находясь на горе Синай, были как бы принуждены получить Тору, в то время как в дни Пурима они приняли Тору добровольно.
Подробнее об этом читайте в следующей статье «Пурим — день получения Торы. Неужели?»
Я слышал, что в Пурим необходимо напиться до такого состояния, что человек не различит между «Барух Мордехай» (Благословен Мордехай) и «Арур Аман» (Проклят Аман). Правда ли это? Как понять эту странную, на первый взгляд, заповедь?
Миштэ Пурим, вино, бокалы с вином
Ответ: Правда ли это?
Об этой заповеди говорится в Талмуде (Мегила 7б), и таково постановление Шулхан Аруха. Но Рамо (раби Моше Иссерлес, который в своих дополнениях к Шулхан Аруху приводит ашкеназские обычаи и постановления) пишет: некоторые законоучители говорят, что нет обязанности напиваться до такого состояния. Просто человеку следует выпить «больше своей нормы»,чтобы заснуть. И во время сна он не сможет отличить «благословен Мордехай» от «проклят Аман». Автор «Мишны Бруры» пишет, что именно так и стоит поступать. В разделе «Биур Алаха» Хафец Хаим приводит слова Меири: «Обязан человек умножать радость в этот день и едой, и питьем, так, чтобы всего было вдоволь. Однако нам не следует напиваться до такой степени, что мы будем вести себя недостойно. Ведь радость, которую нам повелели испытывать, – это не радость буйства и глупости, а радость любви к Всевышнему, благословен Он, и благодарности за чудеса, которые Он сотворил для нас». Там приводятся также слова автора «Хаей Адам»: «Поскольку все чудо было совершено через вино, обязали нас мудрецы напиться или, по крайней мере, выпить больше обычного – чтобы вспомнить великое чудо. Но тот, кто знает, что, напившись, может пренебречь одной из заповедей – омовением рук, одним из благословений – благословением после трапезы с хлебом, или не сможет прочесть послеполуденную или вечернюю молитву, или поведет себя легкомысленно, – такому человеку лучше не напиваться». Объяснение обязанности
Клоун, радость, ПуримТеперь постараюсь объяснить, почему все-таки мудрецы обязали нас в такой странной, на первый взгляд, заповеди. Рамхаль (раби Моше-Хаим Луцатто) в книге «Даат Твунот» пишет, что все мироздание существует для того, чтобы человек убедился: Всевышний един. Он пишет также, что «недостаточно понять, что Он единственный, Кто существует, т.е. логически необходимо только Его существование, и что нет Творца, кроме Него. Мы должны еще понять, что нет Властителя, кроме Него, и нет Руководителя у мира и у любого создания в мире, кроме Него. И нет никого, кто смог бы Ему помешать, или не допустить исполнения Его воли. Такова Его власть – единая и абсолютная. Это становится ясно, когда мы видим, как то, что казалось нам злом, оборачивается, в конце концов, добром». Если внимательно прочесть Книгу Эстер, можно увидеть: все, что казалось вначале злом, обернулось добром, и все события, которые происходили, включая те, что казались незначительными, в конечном счете привели к спасению евреев. Хотя мы должны сожалеть о зле, творящемся в нашем мире, потому что в данный момент оно мешает нам приблизиться к Всевышнему, все же Всевышний дал нам один день в году, день Пурима, когда мы напоминаем себе, что все – в Его власти, и то, что нам кажется злом, в свое время обернется добром. Это помогает понять, почему мудрецы обязали нас напиться в этот день до такого состояния, чтобы не отличать «барух Мордехай» от «арур Аман». Ведь и дела Мордехая, и дела Амана, в конечном счете, привели к спасению евреев.