... " width="800">
Касабланка – Рабат – Шелла – Касба Удайя – Мекнес – Волюбилис – Фес – Ифран – Оазис Тафилалет – дюны Мерзуга – Эрфуд – оазис Тингир – ущелье Тодра – каньон Дадес – дорога 1000 касб – Варзазат – устье реки Драа – Тамгрут – Варзазат – Таурирт – Айт-Бенхадду – перевал Тизн-Тичка – Марракеш (мечеть Кутубия, дворец Бахия, усыпальница династии саадитов) – сад Мажореля – Марракеш – поездка в Высокий Атлас (Асни – долина реки Урика) – Марракеш – Эсауира – Сафи – Эль-Джадида – Касабланка
13.04.2017
Кто первый встал, того и тапки. Успели захватить по яйцу и по плавленому сырку!
Вот такой номер у нас в этой риаде. Кстати, первая реакция была: а че кровать-то одна? К хорошему быстро привыкаешь. Но сегодня мы уже покидаем гостеприимную риаду и направляемся в Марракеш.
Утро начинается с крепости-касбы Таурирт, принадлежавщей могущественному клану Эль-Глауи. Белые ворота, дальше – охра
Постояли немного во дворе. Картинки – часть выставки-продажи, пушка – для фотографирования туристов
И снаружи можно догадаться, что внутри скрыты всяческие закоулки, переходы и тайники.
Поднялись наверх
О, и здесь аисты!
Крепость построена в 1754 г. Внутри – фантастическая красота
Окна низко расположены, так как обитатели жили на уровне пола, оконные ниши – вместо стульев
Вот так еще выглянули из проходного дворика
Варзазат – столица марокканской киноиндустрии, и здесь снимали кучу знаменитых голливудских фильмов (то есть, сперва приезжали "на натуру" западные киношники, потом и местные смекнули, какое сокровище рядом). Так что наш Мохаммед (местный гид) травит байки про то, как здесь снимали "Персидского принца", как полгода назад он снимался в сериале в роли солдата талибана.
Многие марокканцы выглядят (особенно на взгляд европейца) как йеменцы, как афганцы – вот и изображают разные народы. Но сами они нет, не фанатики, боже упаси! А один товарищ из их деревни изображал Бин Ладена в документальном фильме (помните этот гениальный фильм “Хвост виляет собакой”? ну так вот).
Прямо рядом с касбой – серебряная лавка. Говорят, что тут все серебро настоящее и можно смело покупать
Но некоторые сомнения все же имеют место быть
Еще раз нашли себя в зеркале
Вот тетки какие-то местные, для колориту
А прямо напротив – музей кино, фабрика грез, то есть киностудия, где снимается всякая голливудская фигня. И нас туда ведут погулять. Это сюрприз, изначально не было в программе
Ой, чего тут только нет! И древний Египет
И дворцы с тронными залами (можно прикинуть – кабы мы были царицы)
И даже Менора, украденная римлянами из Иерусалима, тоже нашлась тут.
А это касба, в которой мы только что были, так она смотрится с киностудии. Так и просится в кадр
Но план по шопингу не дремлет! На очереди – ткацкое и вышивальное ремесла
Рассказывают, что тетечки вышивают всего два часа в день, чтоб глаза не портились.
Приглянувшееся покрывало потянуло на тыщу двести баксов
так что пошли подышать. А тут для пущей экзотики явился местный Патриарх
Показал на пальцах, мол, нечего так просто пялиться, тут, может, человек голодный.
Саша временно принял его на довольствие. Похоже, маца нравится местным жителям!
Привезли на обед в очередной дворец общепита. Самовары на столе...
О! наконец-то не таджин
На входе такое дружественное висит
Неподалеку – рыночек
С видом на знаменитую историческую крепость Ксар Айт-Бен-Хадду, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Вон она там, по другую сторону реки Варзазат на горе
Прямо вписана в эту гору
Ксар – тип укреплённой берберской деревни, состоящей из пристроенных друг к другу (часто на склоне горы) домов, так что снаружи ксар выглядит как крепость, окружённая стеной. Одна из главных форм берберской архитектуры. Ксары строятся из самана, реже – из камня и самана. Ксары распространены в сахарских оазисах Магриба и на южных склонах Атласа. Наибольшая концентрация ксаров – в оазисах долины реки Дра в юго-восточном Марокко. От того же арабского корня, что и ксар, происходит испанское слово и имя собственное Алькасар.
На улицах – как положено – яркий и пестрый базар.
Ксар Айт-Бен-Хадду является одним из наиболее типичных примеров традиционной марокканской глинобитной архитектуры, распространённой в предсахарской области, южнее Высокого Атласа. Все жилища ксара построены из красно-коричневой глины. Ага, вот и иллюстрация
По этим крутым улочкам мы залезли на самый верх, тоже замечательные виды открываются
В другую сторону
А тут зачем-то речку вброд переходят, хотя мост есть, мы ж по нему и переходили
Айт-Бен-Хадду расположен на левом берегу реки Варзазат на склоне холма. Долина реки проходит по пустыне; река начинается на южных склонах Высокого Атласа и в дальнейшем теряется в песках в Сахаре. Вдоль неё пролегал караванный путь из Марракеша через Загору в Тимбукту. Ксар возник предположительно в XI веке для охраны караванного пути. После уменьшения важности транссахарской торговли пришёл в упадок, население постепенно переселялось в новую деревню на противоположном (правом) берегу реки. К 1990-м годам ксар находился в руинированном состоянии, в нём жили всего десять семей. В последние годы ведётся реставрация, предполагается превратить ксар в туристический центр и разместить в нём художественные галереи. На самом деле уже. Вот тут, например, галерея картинок, которые делают по особой технологии, где замешаны молоко, шафран и огонь.
В той же галерее висит список снимавшихся здесь голливудских фильмов и кадры из них: "Лоуренс Аравийский" (1962), "Иисус из Назарета" (1977), "Жемчужина Нила" (1985), "Последнее искушение Христа" (1988), "Под покровом небес" (1990), "Гладиатор" (2000), "Александр" (2004), "Принц Персии: Пески времени" (2010). О, и "Вавилон", оказывается, тоже! В Википедии он не перечислен, а я его люблю.
Берберский алфавит тоже представлен, вместе с его буквой зю
А этот антиквариат уже совсем на выходе, астролябия имени Бендера и другие берберские древности
И кракодилы
В общем, очень крутое место – этот Ксар Айт-Бен-Хадду, вполне маст для путешественника по Марокко.
А теперь мы должны перевалить через горный перевал Тизн-Тичка и попасть в Марракеш.
Вот, 2260 м, ветер и холодрыга жуткие
Тут почему-то в изобилии длинноногие черные кабанчики всех размеров.
А вокруг – большая горная красота
И наконец – наш шикарный отель в Марракеше, куда мы завалились в лучших традициях часам к десяти (снимок утренний, ибо приехали в темноте). Называется "Атлас Асни", что такое "Асни" – мы узнаем завтра
Здесь мы будем ночевать три ночи – и это очень славно, два дня можно жить с разобранным чемоданом. Вот номер
А это в любби – тут тырнет ловится, в отличие от номера, можно развалиться на диванчике и отвечать на письма.
14.04.2017
Утренняя обзорная экскурсия по Марракешу начинается с садов Менара, а сады Менара начинаются с этого озера. Я про эти сады не очень хорошо слушала, потому что в процессе рассказа на нас налетели торговцы и что-то продали. Из Википедии: Сады Менара — самый знаменитый парк города. Сады располагаются у подножия Атласовых гор, в 45 минутах ходьбы от центральной площади города Джемаа аль-Фна. Были заложены примерно в 1130 году во времена правления Абд аль-Мумина. Представляют из себя парк площадью около 100 гектаров, где растут оливковые деревья, пальмы и фрукты. У входа в парк расположен бассейн, а за ним павильон XVI века с пирамидальной крышей. Для орошения садов используется средневековый кяриз, который запитывается водой в 30 км от города.
Собственно сады особенного впечатления не производят, разве что своей площадью. Вот они тут по бокам аллеи. А впереди – знаменитая мечеть Кутубия, щас мы подберемся к ней поближе
Загадка: что за люди в фонтане?
А эти люди в костюмах водоносов попадались нам не раз. С ними можно сколько хочешь фотографироваться, только денежку плати, а пить – нет: вода у них совершенно несъедобная (нас предупредили).
Кутубия – самая большая мечеть марокканского города Марракеш, известная великолепным 69-метровым минаретом, который послужил прототипом таких построек альмохадского периода, как башня Хасана в Рабате и севильская Хиральда. Венчают минарет четыре медных шара. Внутри устроена лестница такой ширины, что муэдзин мог бы въезжать по ней на лошади. Про лошадь мне понравилось, а про четыре шара – нет. Вот и нам рассказывают про видимые три. Мол, такая была история, что принцесса во время Рамадана нарушила пост на три часа раньше – и пришлось ей раскошелиться на эти три шарика. Говорят, "жемчужина юга" эта мечеть...
Путешествие происходило в темпе сонной мухи. Наш Хамади всем хорош, но иногда реально удивляет. Например, пренебрег неким туалетом, потому что "дальше будет действительно хороший туалет". Судя по вывеске, действительно высшего класса!
В этом замечательном туалете аутентичное очко, для слива используются ведерки и шланги. При этом чисто. На входе стоит мужик с рулоном и требует денег. Еще орудует шлангом, действительно, трудится мужик. За те же деньги он после туалета поливает из ведерка тебе на руки. В общем, Америса, как говорил мой друг Саша Осипов сто лет тому назад (к слову, по большей части с туалетами здесь ничего, не так страшно, как в некоторых других странах).
Теперь у нас на очереди одна из главных достопримечательностей города – дворец Бахия.
Огромный комплекс, фонтаны, сад с кипарисами, жасмином, апельсиновыми и банановыми деревьями.
И роскошные интерьеры (XIX в.)
Но наслаждаться на всю катушку можно только потолками, потому что народ движется плотной стеной и нижнюю часть пространства заполняет целиком
Красота
Источник красоты
Выходим из дворца и топаем дальше.
Мимо городской стены
Следующий аттракцион – усыпальница династии саадитов (XVI в.). И спрашивается, зачем мне какие-то султаны? Еще и в очереди стоять.
А вот, оказывается, затем! Очередь ведет к такому дверному проему на две персоны –
и вся красота перед тобой, и никакие парочки не фоткаются на фоне. Просто ах!
Эти гробницы нашли в XX веке случайно, когда строили виль нувель
В проем пускают на две минуты. Потом стражник ручками хлоп-хлоп, йалла-йалла! И давай уступай место следующим товарищам.
Древо династии и карта – поищите Томбукту. А теперь какое-то Мали...
Потом мы еще погуляли вокруг – тоже очень симпатично.
Восточные сласти – приманка для пчел
В Марокко говорят про главные города: Рабат – белый, Мекнес – зеленый, Фес – синий, Марракеш – красный. Вот ведь, и правда красный. И кстати, именно он дал европейское название Марокко.
Сейчас мы возвращается в отель на обед, а после него поедем в самое красивое место в Марракеше – и одно из красивейших во всем Марокко.


С мощным отставанием от графика публикую очередные путевые заметки. Мощнейший пласт эмоций и информации по Алупке и окрестностям буду выкладывать уже из Севастополя. Посетить Ласточкино гнездо я мечтал с детства. И вот моя мечта сбылась. Правда, не полностью - замок закрыт на укрепительные работы. Но я полюбовался видами на него и окружющими красотами. И поматерился на санаторий, закрывший прямую дорогу к этому прекрасному зданию. Я не увидел в Крыму плохого сервиса. Но часть туристической инфраструктуры ушатана в хлам и мощно остаёт от жизни. Правда, но богатом и красивом Южном береге Крыма это не так заметно. Но мне лично сурово бьёт по глазам.
Столкнулся с новым для себя вопросом. В больших отелях всё просто. Чаще всего ты не видишь директора и в в лучшем случае общаешься с пиарщиками, маркетологами и сотрудниками на ресепшене. И они обычно не хотят быть в кадре. В малых же отелях зачастую имеешь дело с самими владельцами. Они создают больше половины позитивных ощущений от отеля. Но в моих фотообзорах самих отельеров не бывает. Что, наверное, неправильно. К примеру, усадьбу Кутлер невозможно представить без её улыбчивой и гостеприимной хозяйки Натальи. Впрочем, и без других людей, создающих атмосферу, тоже. А у меня на фото дом, цветы, номера. Что же делать? Снимать людей - это ещё одна фотосессия. А без людей, создающих настроение, обзор отеля - это всего лишь фотопрогулка по верхам. Я хочу не только рассказывать о том, что есть. Я хочу донести, как всё это создавалось, что люди вкладывали душу. В общем, будет мне о чём подумать...

Такие вот серпантины по дороге из Соколиного в Ялту.

Ну как забыть эти прекрасные крымские горные дороги?!.

Вообще-то Мандаринка молодец. Но после крымских дорог она стала косить под местных - покрылась пылью и стала слегка сыпаться. Нужно будет купить новые клипсы - старые загнулись...

Ласточкино гнездо.

Ласточкино гнездо. В жизни и на эмблеме.

С детства мечтал здесь побывать...

Прекрасное здание!

Первое деревянное строение на этом месте было возведено для отставного русского генерала после русско-турецкой войны 1877—1878, его можно увидеть на полотнах известных художников-маринистов: И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбова, а также на фотографиях того времени. Вторым хозяином этой удивительной дачи стал придворный врач, служивший в Ливадийском дворце, А. К. Тобин. О нём также осталось очень мало сведений. После его смерти домиком некоторое время владела вдова, которая продала участок московской купчихе Рахманиной. Она снесла старое здание, и в скором времени появился деревянный замок, названный ею «Ласточкино гнездо». Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря русскому нефтепромышленнику П. Л. Штейнгелю (племяннику известного строителя российских железных дорог барона Рудольфа Штейнгеля), который любил отдыхать в Крыму. Штейнгель приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна. Проект нового дома в 1911 году был заказан инженеру и скульптору Леониду Шервуду, сыну архитектора Владимира Шервуда. Старое деревянное здание было снесено и уже в 1912 году на тесной площадке отрога Монастыр-Бурун стоял оригинальный готический замок. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад. В начале Первой мировой войны имение купил московский купец Павел Григорьевич Шелапутин, который открыл в замке ресторан. В скором времени купец умер и ресторан закрылся. Здание перешло к купчихе Рохмановой, которая оформила интерьер неоготического замка в древнерусском стиле. В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение. Образовалась глубокая косая трещина в скале под замком, часть её вместе с садом обрушилась в море, а обзорная площадка нависла над пропастью, однако само здание практически не пострадало...

Восстановление здания началось в конце 1960-х гг. Скала была укреплена, под основание замка подведена железобетонная плита, а сам дворец был отреставрирован. После реконструкции, в 2002 году «Ласточкино гнездо» вновь открылось для посещения. Вначале в нём располагался итальянский ресторан, а возле стен дворца работал большой рынок крымских сувениров. В 2013 году в плите-фундаменте обнаружили трещины, и осенью посещение приостановили для проведения проектных работ по реконструкции — укреплению скалы. В настоящее время дворец находится в аварийном состоянии и ожидает реставрации. Укрепить скалу под зданием будет трудно, так как чем больше туда загоняется укрепительного материала, тем тяжелее она становится, раздуваясь и раскалываясь. Надеюсь, что этот сказочный крошечный замок спасут, работы ведутся именно в эти дни. Для меня Ласточкино гнездо - пожалуй, самый узнаваемый символ Крыма...

Нередко отдых в южных регионах нашей страны превращается в курортное шастанье вдоль заборов. К примеру, ведомственный санаторий "Жемчужина", которому по пути с единой Россией (так написано на проходной), перекрыл прямые и самые удобные подходы к Ласточкиному гнезду. Причём многие указатели и карты ведут именно через них. Полчища туристов, чертыхаясь, ищут путь к замку, который найти сложнее, чем одинокий домик в джунглях. В итоге поиски одной из самых известных достопримечательностей в Крыму превращается в бесконечное шастанье вдоль дороги и заборов санаториев различных ведомств. В условиях нехватки времени ходишь туда-сюда и страстно желаешь, чтобы сотрудники этих ведомств были здоровы. И чтобы санатории им не требовались.
Зы. Дорога к дворцу - это бесконечные ступеньки вниз и вверх. Мне-то нормально. Но не каждый пенсионер это осилит. Жирный минус в туристическую карму Крыма. Я бы даже сказал, плевок. Ну просто Фу-Фу-Фу и вопросительно-восклицательное ДОКОЛЕ?!.

Итак, по заявкам трудящихся даю инфу по правильному пути к Ласточкину гнезду. Ставим машину на парковке смотровой площадки или возле кафе "Елена" и ищем спуск вниз в стороне, противоположной замку. Метров 300 вдоль дороги и всей этой торговли, не больше. Потом долго спускаемся вниз, а вам в это время будут втюхивать разные вкусности. После нижней смотровой поднимается наверх, будут редкие указатели. И да - помимо видов на замок, отсюда открываются прекрасные виды на море и скалы...

Увы, в сам замок я не попал. До 9 июня его укрепляют, вход закрыт...

Простор...
Проект "Остров Крым" #KrymExp
Онлайн-репортажи:
Первый, авиационный, день экспедиции "Остров Крым"
Один мой день в селе Булатниково
Знакомство с "Мандаринкой"
Дорога в Воронеж и прекрасная столица Черноземья
Дорога, энергичный Ростов и "AMAKS Конгресс-отель"
Уютный промышленный Тимашевск, музей cемьи Степановых и "Шведская деревня"
Керченская переправа и первые километры по крымской земле
Керчь. Город-музей советского детства
Крепость Керчь и Аджимушкайские каменоломни
Феодосия. Копилка архитектурных древностей
Четыре дня на планете Коктебель
Прекрасная дорога в Ялту
Первый день в Ялте
Ай-Петри и дорога в Соколиное
Крым с высоты, древний храм и Сюйреньская крепость
Прогулка по Большому каньону
Усадьба Кутлер, горный Крым. Для тех, кто понимает...
Короткая прогулка по Соколиному
Партнеры и спонсоры:
АО «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС»

Ассоциация малых отелей Крыма

Логостудия

Гостевой дом "Славия", Коктебель

Загородный гостевой дом "Bulatnikovo Club", Москва

Гостиница "Уют", Воронеж

"AMAKS Конгресс-отель", Ростов-на-Дону

Гостиничный комплекс "Шведская деревня", Тимашевск (Краснодарский край)

Гостиница "Керчь", Крым

Гостевой дом "Тавр", Ялта

Усадьба "Кутлер", село Соколиное (Горный Крым, Бахчисарайский район)

Вилла "Онейро", Алупка

Гостевой дом "Дельта", Севастополь

Гостевой дом "Вилла Индиго", Севастополь

Гостиный двор "Вояж", Заозерное, Евпатория