Некой А. О. Смирновой Пушкин писал: "Во все времена, были избранные, предводители; это восходит от Ноя и Авраама. Разумная воля единиц или меньшинства управляла человечеством. В массе воли разъединены, и тот, кто владеет ею, — сольет их воедино! Роковым образом, при всех видах правления, люди подчинялись меньшинству или единицам, так что слово демократия в известном смысле, представляется мне бессодержательным и лишенным почвы. В сущности, неравенство есть закон природы".
Konstantin2
06.06.2012 18:58
История дуэли Пушкина с Дантесом хорошо описана у Щеголева П.Е.в книге "Дуэль и смерть Пушкина" (и кстати, и Лермонтова с Мартыновым в его же книге "Лермонтов"). Великолепное исследование. Там все объяснено и стихотворение Лермонтова становится абсолютно понятным, если стать на точку зрения Щеголева. Что послужило поводом для дуэли, что было написано в "пасквиле", полученным Пушкиным, почему первый вызов на дуэль не привел к дуэли, почему царь и его окружение сделали все, что бы дуэль тогда не состоялась, а второй вызов привел к дуэли, и никто пальцем не шелохнул, что бы ее предотвратить, что изменилось. Как царь и его окружение связаны с гибелью Пушкина. Все там есть. И тогда это ни для кого не было секретом и стихотворение Лермонтова было абсолютно понятно. Вопрос в другом - почему со временем это вдруг стало секретом. Вспомните как в школе преподносится смерть Пушкина - банальная любовная интрижка, вызов на дуэль и его гибель. Тогда при чем здесь "надменные потомки", причем здесь "стоящие у трона"... Хорошо, что был такой автор как Щеголев, благодаря которому можно понять, что произошло на самом деле и как это связано с Николаем 1.
Ирина Север
06.06.2012 23:20
Не нужно строить теории на бульварных книжонках.Пушкин никогда не был масоном.Ни один серьезный пушкинист этого не утверждает.Но травля Пушкина велась,возможно и масонами,хотя у острого на язык Пушкина врагов хватало и без них.В своих эпиграммах он не всегда был справедлив-яркий пример с графом Воронцовым-чьим гостеприимством,эрудицией, библиотекой и даже женой Пушкин не преминул воспользоваться.Но святых среди поэтов никогда не было,так что простим гению его грехи.Тем более это было спланированное убийство.Геккерен пытался всунуть ему записки,которые поэт отказывался брать.Тот даже кидал их Пушкину в лицо.Но на последнее оскорбление он вынужден был ответить-хотя сам не желал дуэли -иначе стал бы изгоем общества.
Что касается Лермонтова,здесь никакого заговора не было.А был очень тяжелый характер поэта.Толстый том воспоминаний его современников -яркое тому свидетельство.Нельзя бесконечно оскорблять тех,кто с тобой рядом.Вообщем про Лермонтова можно сказать- сам себя убил с помощью Мартынова.
Руслан
07.06.2012 9:34
эта статья с статьей Мальцева -29 мая
<«Черные мифы» > о русских царях есть одна линия. великие наши поэты и цари - только это прочесть - все становися ясно - кто как и зачем.
русские цари как только отходили от масонов в национальные интересы России -так их убивали -травили, взрывали и тд.
Ансарбай! <бывших не бывает> -почему7 вот ты - будешь бывшим нормалльным человеком - если пушкинисты предадут тебя анафеме.
Андросов Нов-к Ирине.
07.06.2012 17:26
В младые годы был Пушкин масоном.
По Лермонтову - "палка о двух концах". Действительно у него был очень сложный характер. Но и его национальный ориентир кое-кого не устраивал.
Сушинский
08.06.2012 0:32
Константин 2 пишет: "История дуэли Пушкина с Дантесом хорошо описана у Щеголева П.Е.в книге "Дуэль и смерть Пушкина" (и кстати, и Лермонтова с Мартыновым в его же книге "Лермонтов"). Великолепное исследование. Там все объяснено и стихотворение Лермонтова становится абсолютно понятным, если стать на точку зрения Щеголева".
Тут надо разобраться. Щеголев сам был масоном, и довольно видным (см. масонские списки О. Платонова). В своем исследовании он "переводит стрелки" исключительно на Николая Первого. Автор же данный статьи утверждает (и приводит не встречавшиеся прежде доказательства), что гибель Пушкина инспирировали генералы-оборотни, знавшие с помощью А. И. Тургенева, что Пушкин осведомлен об их желании в 1825 г. придти к власти с помощью "пронунциаменто". Этого у Щеголева нет. Щеголев пишет об А. И. Тургеневе как об одном из луших друзей Пушкина, а Воронцов говорит (и снова приводит доказательства), что в судьбах Пушкина и Лермонтова он играл роль провокатора. Так что едва ли в данном случае можно ссылаться на Щеголева как авторитет.
Кантемир
08.06.2012 0:57
Ирина Север: "Не нужно строить теории на бульварных книжонках.Пушкин никогда не был масоном.Ни один серьезный пушкинист этого не утверждает". На бульварных книжонках теории строить и впрямь не надо, но книги, уважаемая Ирина, всё же надо читать. В частности, Пушкина. В его Кишиневском дневнике читаем за 1821 год: "4 мая был я принят в масоны". Это опубликовано во всех без исключения собраниях сочинений Пушкина. Известно и название ложи, в которой был Пушкин ("Овидий № 25"), и то, что он в ней был казначеем. (Правда, ни одной копейки взносов Пушкин не собрал, поскольку все три сохранившиеся у него счетные книги ложи не заполнены). Но известно также и то, что масоны Пушкину никогда не доверяли, о чем имеются свидетельства некоторых декабристов. После встречи с царем в 1826 г. Пушкин порвал с масонством. Возвращаясь на гос. службу в первой половине 30-х гг., он написал расписку, что уже не является масоном. Это к утверждению Ансарбая, что бывших масонов не бывает. Если и не бывает, то только в том смысле, что им не дают "завязать". Пушкин хотел, но заплатил за это жизнью.
2012-06-06 13:17:30
Сегодня 213-й день рождения Алексанра Сергевича. В связи с чем РИА Новости опубликовало инфографику, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Сегодня 213-й день рождения Алексанра Сергевича. В связи с чем РИА Новости опубликовало инфографику, где рассказывается о потомках поэта. В мире их проживает более двухсот.
Прошу тапками не кидаться. Пушкина уважаю, но и пошутить ведь надо.))
1
Равновесие
О мирный селянин! В твоем жилище нет Ни злата, ни сребра, но ты счастлив стократно: С любовью, с дружбой ты проводишь дни приятно, А в городе и шум, и пыль, и стук карет!
2
Верное предсказание
"Пройдет ли мой недуг?" - лев у осла спросил; Осел ответствовал: "О царь, сильнейший в мире! Когда ты не умрешь, то будешь жив, как был" - Два раза два - четыре.
3
Справедливость пословицы
Одна свеча избу лишь слабо освещала; Зажгли другую,- что ж? изба светлее стала. Правдивы древнего речения слова: Ум хорошо, а лучше два.
4
Мстительность
Пчела ужалила медведя в лоб. Она за соты мстить обидчику желала; Но что же? Умерла сама, лишившись жала. Какой удел того, кто жаждет мести? - Гроб.
5
Непоколебимость
"Познай, светлейший лев, смятения вину,- Рек слон:- в народе бунт! повсюду шум и клики!" "Смирятся,- лев сказал,- лишь гривой я тряхну!" Опасность не страшна для мощного владыки.
6
Сила и слабость
Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей; Страшатся щуки крокодила; От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей. Всегда имеет верх над слабостию сила.
7
Лебедь и гусь
Над лебедем желая посмеяться, Гусь тиною его однажды замарал; Но лебедь вымылся и снова белым стал.- Что делать, если кто замаран?.. Умываться.
8
Мартышка
Мартышка, с юных лет прыжки свои любя, И дряхлая еще сквозь обручи скакала; Что ж вышло из того?- лишь ноги изломала. Поэт! На старости побереги себя!
9
Общая судьба
Во ржи был василек прекрасный, Он взрос весною, летом цвел И наконец увял в дни осени ненастной. Вот смертного удел!
10
Безвредная ссора
За кость поссорились собаки, Но, поворчавши, унялись И по домам спокойно разошлись. Бывают ссоры и без драки.
11
Закон природы
Фиалка в воздухе свой аромат лила, А волк злодействовал в пасущемся народе; Он кровожаден был, фиалочка - мила: Всяк следует своей природе.
Из письма Пушкина Бенкендорфу 7 января 1827 года: «Так как я еще не женат и не связан службой, я желал бы отправиться в путешествие во Францию или Италию. Однако, если это будет мне не дозволено, я просил бы разрешить посетить Китай».
Бенкендоф отвечает 10 дней спустя, 17 января 1827 года: «Государь Император не удостоил снизойти на Вашу просьбу посетить заграничные страны». Так что Пушкин был первый «отказник» России. Но, тем не менее, очень много в его произведениях мест, непосредственно связанных с Парижем. Словно он тут уже был, а потом все написал. «Поедем, я готов: куда бы вы, друзья, Куда б ни вздумали, готов за вами я Повсюду – следовать, надменной убегая, К подножию стены далекого Китая, В кипящий сей Париж…»
А также: «Но Бог помог – стал ропот ниже, И скоро силою вещей Мы очутилися в Париже»…
(«Евгений Онегин», глава 10)
В Париже множество мест, связанных с именем поэта. Здесь часто бывали его друзья, родные, близкие.
Памятник Пушкину в Париже, в Булонском лесу.
Выяснить, где же здесь витает его дух, нам помогла Екатерина Эткинд: раньше, до эмиграции в Париж, она работала во Всесоюзном музее А.С.Пушкина в Ленинграде, на Мойке, 12. Наша встреча состоялась в беседке из разноцветного муранского стекла на бывшей площади Пале Рояль (Place du Palais Royal), теперь это – Place Colette. На этой площади любил гулять первый биограф поэта – Павел Васильевич Анненков.
Справа от нас – «Комеди Франсез» – в стены старинного театра вделаны барельефы Мольера, Корнеля, Расина и Виктора Гюго, которых в детстве Александр Сергеевич читал на языке оригинала.
(«Нам наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый…»
«Евгений Онегин», 1 глава, строфа XVII).
Далее, на углу ул. Ришелье и пляс Колетт – знаменитый оружейный магазин «Ле паж» (Foure le Page), построенный в 1716 году – здесь продавались дуэльные пистолеты Онегина и Ленского.
(«Примчались. Он слуге велит Лепажа стволы роковые Нести за ним, а лошадям Отъехать в поле к двум дубкам…»
«Евгений Онегин», глава 6, строфа XXV).
Там долго «жил» оружейный сундучок, в котором хранились прототипы пистолетов из дуэли. Сундучок показывали посетителям по их особой просьбе. Потом продавцы перестали его вытаскивать – со словами: «Вы нам уже надоели с этими пистолетами и с этим Пушкиным!»
(Из книги Ю.Тынянова «Потерянный дневник Пушкина»).
Теперь там бутик мужских рубашек.
Далее наш путь следует к фонтану Мольера. Первая эпиграмма Александра Сергеевича была написана по-французски, и написана она была на самого себя, как на плагиатора пьесы Мольера. Перевод: «В чем похититель виноват? Освистан публикой партера. Бедняга автор сам не рад, Похитил пьесу у Мольера».
В детстве Пушкин написал пьесу, «украденную» у Мольера, а сестра Ольга указала ему на это. Так что эпиграмма была сочинена на самого себя. Его отец, Сергей Львович Пушкин, читал ему в детстве вслух пьесы Мольера, заучивая роли наизусть (Ю. Тынянов, роман «Пушкин»)…
Тут неожиданно Екатерина поворачивает в крошечный пассаж – и мы оказываемся на улице Божоле (Beaujolais). Именно здесь находилось cafе Very – Вери, где секундант Ленского, Зарецкий, выпивал каждое утро за завтраком подряд три бутылки – в долг, разумеется: «Бывало, льстивый голос света В нем злую храбрость выхвалял, Он, правда, в туз из пистолета В пяти саженях попадал… Новейший Регул, чести бог Готовый вновь предаться узам, Чтоб каждым утром у Вери В долг осушать бутылки три».
(«Евгений Онегин», гл.6, строфа V).
Заходим внутрь. И – о чудо! Я узнаю прототип кафе «Пушкин», построенного на Тверском бульваре в Москве. Расписные дубовые панели приводят в трепет, треснувший лак, и каждое кресло подписано – где сидели Вольтер, Бальзак, и прочая, и прочая.
За легендарным кафе находится чудный парк Пале Рояль, выполненный в чисто версальском духе, а за ним – здание Национальной библиотеки. Здесь хранится переписка графа Козлова с Яковом Толстым, и здесь же в 1825 году были написаны стихи Козлова «Чернец»… Рядом, в соседнем здании, выступал с докладом друг детства Пушкина Кюхельбекер – по прозвищу «Кюхля», вместе с Дельвигом они были родом из прибалтийских немцев. Когда они с Дельвигом приехали в лицей, то говорили только по-немецки и по-французски. Он был романтическим поэтом, написал много легенд. Свободное владение французским помогло ему приехать во Францию.
Жил в те времена Александр Львович Нарышкин – состоятельный меценат и страшный чудак, как о нем говорили. С деньгами он обращался очень безалаберно, покупал что хотел, а супруга давно махнула на него рукой… И Бог послал ему в секретари такого же чудака – Кюхельбекера. И «Кюхля» поехал с ним в Париж.
Жили они в гостинице на площади Сорбонны, справа от кафе «Сорбонна». Внизу, в фешенебельных номерах, жил Нарышкин, а вверху, прямо под чердаком, в номере попроще, жил секретарь. Каждое утро он спускался с бумагами, работал у того в кабинете. И не потому, что Нарышкин был жадный, он предлагал Кюхельбекеру любую из своих комнат. На что тот отвечал: «Должна быть дистанция. А кроме того, я предпочитаю, чтобы вы со мной расплачивались деньгами, а ими я буду распоряжаться так, как сам захочу». Бенжамен Констан пригласил Кюхельбекера выступить с докладом о русской цивилизации, культуре, литературе в Париже, в зале «Атене Рояль» на rue De Valois. Он прочитал лекцию, в зале сидел «стукач» с маленькими голубыми глазками – за ним всегда была царская слежка. После лекции в течение 24 часов его срочно выдворили из Франции обратно в Россию. И уже не выпускали…
Далее: наш путь следует в Grand Opera – здесь Федор Шаляпин пел «Бориса Годунова» и поворачиваем на улицу Скриба – он написал либретто к «Пиковой даме».
Проспер Мериме перевел «Пиковую даму» на французский, и в театре «Опера комик» была первая постановка – 28 декабря 1850 года.
В 1914 году начались «Русские сезоны» Сергея Дягилева, где поставили «Золотого петушка» Римского-Корсакова, по хореографии Валерия Фокина. А костюмы и декорации сделали Наталья Гончарова и Ларионов. Гениальные были декорации, сейчас их можно увидеть в музее Оперы Гарнье. Когда умер Дягилев, площадь назвали его именем, а Серж Лифарь прямо на площади станцевал балет, который он посвятил памяти близкого друга.
Каким-то чудесным образом наш путь оканчивается в кафе «Пушкин» в магазине Le Printemps, где мы, уставшие, пьем кофе с чудными пирожками с малиной, за что большое спасибо Андрею Деллосу.
Что касается еще одного кафе – «Гро каю» («Большой булыжник») – то там дядя поэта, Василий Львович Пушкин, заказывал только одно блюдо – «матлот» из налима. Это отварная рыба без косточек и обязательно с жареной картошкой.
Возвращаемся домой, проходя сквозь Вандомскую площадь, где раньше, во времена Александра Сергеевича, стоял памятник Наполеону – «чугунная кукла», как он его называл… Теперь Наполеона сняли, но мне он мерещится издали – нахмуренный, со скрещенными на груди руками… («И столбик с куклою чугунной, Под шляпой с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом…»
«Евгений Онегин», глава 7, строфа XIX).
И немного – о нашем гиде. Екатерина Эткинд – интереснейший человек. Она является основателем и председателем русско-французской ассоциации «Друзья Пушкина». Детство Екатерины прошло в окружении великих людей: А.Ахматовой, И.Бродского, Д.Гранина, В.Некрасова, А.Солженицына и др. Ее отец, Ефим Григорьевич Эткинд, был известным переводчиком с французского и немецкого, основателем ленинградской школы переводчиков. В 1974 году, после выступлений в суде в защиту Иосифа Бродского, был вынужден эмигрировать во Францию. Сейчас Екатерина готовит сборник воспоминаний: «Живые портреты современников» – «Дорога на Парнас».