Мы пришли в этот мир, чтобы
2014-11-03 22:48:16
улучшать себя и помогать другим, а не наоборот! В смысле, улучшать свои качества, а не качества ...
+ развернуть текст сохранённая копия
улучшать себя и помогать другим, а не наоборот! В смысле, улучшать свои качества, а не качества других людей, если они не пришли к нам с такой просьбой: ой, милый человек, улучшь нас, исправь, научи и образумь.
Понятно, что более занудной темы трудно себе представить. Но я все равно написал этот материл – для урока (куда приходят люди и говорят: ой, милый человек, улучшь нас и т.д.). Так что не пропадать же ему! А кому не надо, тот идет зеленой лужайкой мимо. (Хороший образ?)
Итак.
Предположим, мы видим, как ругаются двое людей. Говорят нехорошие, обидные слова друг другу, сами обижаются, бурно реагируют, кричат и даже оскорбляют один другого.
Кто ругается? Смотрите, ецер каждого из них говорит: скажи ему то-то и то-то; смотри, как он тебя обижает, добавь ему покрепче, сделай ему больно.
Каждый уступает своему ецеру и делает, что тот ему велит. Ведь без самого человека ецер ничего не сделает, он как бы безрукий. Человек его орудие. Орудие сделать зло. Кому это зло делается? Другому человеку, который тоже ведет себя под указанию своего ецера. Т.е., ругаются два ецера, а достается людям (ецер на обиду не реагирует). – Господа ссорятся, а у слуг чубы трещат.
Первый вывод: поскольку меня оскорбляет не этот человек (о котором сказано, чтобы я его любил), а его ецер (которого я любить не обязан), то – может быть, мне не надо делать этому человеку больно (руководствуясь советами моего ецера)? Ведь человек не виноват! Ему бы надо помочь освободиться от зависимости от его ецера – и если я не умею ему в этом помочь, надо уйти в сторону, но не участвовать в перебранке двух ецеров (уведя с собой своего), от которой больно нам обоим – людям.
Это соображение может помочь не слушать советов моего ецера против другого человека. Таков первый вывод.
Второе. Когда я кого-то учу (сына, ученика) и, предположим, учу его правильному делу, а он меня не слушает, – может, не надо вступать в длинный и нудный разговор с его ецером, который объяснит мне, почему я неправ? Может, следует перестать учить и устраниться? Или сказать несколько слов – чтобы сам человек услышал меня и потом обдумал (пока его ецер за него отвечает мне)? Второй вывод: не учи чужого ецера, не делай ему излишние замечания!
Третье. Ецер только тогда обнаруживает себя, когда человек понимает, что, кроме плохого поведения (или, по крайней мере, того, который предлагается его ецером), есть и другой вариант поступков. Например, если человек раздумывает, украсть или нет, и ецер подсказывает – украсть! – тогда есть надежда, что ецер будет побежден. Но если человек даже не задумывается – как Маугли – то тут нет ецера. И человека надо воспитывать и обучать – именно как Маугли, потому что он не виноват!
(Об это речь в недельной главе Хаей-Сара: кенаанцы – чистые Маугли в этических вопросах. Поэтому нельзя было брать из их среды жену для Ицхака.)
У каждого из нас тоже есть свой уровень Маугли. Смотрим на праведников – и, пересказывая истории из их жизни, говорим, что мы так поступать не можем. Вернее, теоретически можем, но просто еще не поднялись на их уровень. У нас даже ецера такого нет, чтобы с такого высокого праведного уровня нас опустить – мы не на том этаже. И мы считаем, что мы не виноваты. Вот и наш Маугли, который встретился нам на очень низких этажах, тоже не виноват!
Получается, что мы находимся на своем уровне борьбы с ецером. Ниже нас – Маугли, выше праведники. Наш ецер работает с нами только на нашем уровне-этаже!
Вопрос: но почему тогда, сказав, что человек не виноват, но виноват его ецер, которому он уступил по слабости, почему Тора его обвиняет – ведь есть куча наказаний в Торе! Ответ: небо знает, что человек знает, а чего он не знает. Где он Маугли, а где оступившийся праведник. Четвертый вывод: обвинять может только небо, а не мы! Кроме тех случаев, о которых Тора прямо сказал, какое наказание надо сделать такому-то человеку. Т.е., Тора сказала нам, что является проступком, как судить такие случаи и как наказывать.
Общий вывод: если другие ецеры не наша задача, то что наша задача? Мы сами – наша задача. Надо выстоять в собственном испытании, которое устраивается нам внешними обстоятельствами (в согласии с нашими уже совершенными поступками) и внутренними ресурсами – нашим ецером и своим осознанием свободы выбора.
Работаем по улучшению своих качеств!
**
Что-то такого типа будет мной произнесено с экрана на видео-уроке через неделю (сБп). Недельный раздел Хаей-Сара. Но и сегодня актуально, не правда ли? Хотя и без рассказов с притчами. Рассказы будут на экране, б/н.
Тэги:
мусар,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
Пилат и пиво
2014-10-24 15:11:39
... текста:
рав .Пятигорский, Иерусалим
+ развернуть текст сохранённая копия
Не знаю, посмотрел ли кто кино, запущенное мной буквально на днях (люди предпочитают Тору, а не кино, и это правильно), но текст к нему у меня давно составлен.
Итак, несколько слов о нашей телепрограмме "Шалом" и, в частности, о съемках первого сюжета. Тому уж минуло пять тысяч лет, а все и сейчас помню – будто вчера, хотя вчера как раз не очень помню, что вчера было-то, кто расскажет?
1. Наш фильм режиссер Саша Искин "сдавал" редактору на канале "Культура", женщине строгой и требовательной. Она рассказывала, что на просмотр приходила почти вся рабочая смена канала, хотя нельзя сказать, что ленты об Израиле были редкостью на тогдашнем советском телевидении. Кстати, когда мы озвучивали ленту в тон-зале, к нам тоже заглядывали из соседних студий.
По-моему, людей привлекал необычный ракурс рассказа: ведущий-ортодокс на чистом русском языке говорит не только о том, что появляется в кадре, но и просто "за Тору". Отмечено, что разговоры "за Тору" всегда привлекают нормальных людей, независимо от национальности, возраста, интеллигентности и прочих биографических параметров человека – если, конечно, эти разговоры ведутся хотя бы на минимальном уровне профессионализма. А у меня, повторяю, в режиссерах был один из самых известных московских киноумельцев нашего времени.
2. И все же без накладок не обошлось. Фильм (первая передача) был принят и уже прошел на экране, как вдруг оказалось – на что нам пожаловалась наша редакторша – что мы там совершили одну "страшную оплошность". А именно, я открытым текстом назвал Иерусалим еврейской столицей.
"Вы хоть понимаете, – сказала нам недовольная редакторша, – что до вас еще ни разу в России Иерусалим не называли столицей! Это государственная политика!
Мы обещали в следующий раз быть внимательнее. Нам ли бороться с чужой политикой?
3. Насчет моей встречи с Понтием Пилатом.
Пройти мимо Михаила Ульянова, даже когда он в полном гриме, и не обратить на него внимание, – вряд ли возможно. Я и обратил.
Было примерно часа полтора до полудня. Актеры сидели в тени и пили пиво из бутылок. Примета по тем временам – явно русская, это во-первых. Во-вторых, у римских солдат были усталые опять-таки до предела славянские лица. Ну, я и подошел. Пилату сказал по-еврейски: "шалом". Он в охотку откликнулся.
Я еще подумал: вот, римлянин (ну, хорошо, только его образ), да еще какой римлянин – сам прокуратор, ярый ненавистник евреев, мне отвечает по-еврейски. А ведь всего-то прошло 19 столетий с гаком. Ну, хорошо, русский актер – это еще не римский вельможа, ну так ведь ничего другого от римлян вообще не осталось, по крайней мере – в пределах Старого города. А я все тот же, только одежду сменил – с какой-нибудь накидки на черный костюм. Но не язык! Но не веру.
А от грозного властителя восточной провинции Сирия ничего не осталось – один актер в тени, да и тот говорит по-русски. И пиво в руке.
Именно пиво, как мне кажется, и расстроило бы Понтия – скажи ему, какая память от него осталась…
4. Хурба. Так называется ныне отстроенная синагога, самая большая в Старом городе. Слово означает – развалины. Во время съемок это действительно были развалины.
По ходу фильма я говорю, что синагога скоро будет отстроена. Верилось тогда в это с трудом. Никаких намеков на реставрационные работы не наблюдались. Я еще произношу за кадром: ее надо отстроить, поскольку из синагоги запрещено делать музей (а развалины с картинками на остатках стен выглядят именно как музей под открытым небом).
И помню, хотел привести это поверье – будто с ее восстановлением сразу будет выстроен Третий Иерусалимский храм, так гласит древняя легенда. Да постеснялся сказать – ну кто поверит?
И вот теперь оказалось, что мы с вами можем в это сколько угодно верить или не верить. Но арабы – все как один – именно так и восприняли известие о восстановлении Хурбы. (Об этом см. этнографическую заметку "Хурба и Храм", полную политкорректности и любви к двоюродным братьям нашим меньшим.)
автор текста:
рав .Пятигорский, Иерусалим
Тэги:
кино,
пятигорский,
рав
Семья как одна команда
2014-10-21 20:28:57
... />автор текста р.
Пятигорский
+ развернуть текст сохранённая копия
Когда у меня все валится из рук, нет настроения, любое мое движением выглядит неуклюжим, а собственная мысль тупой и плоской, – я себя не ругаю! Не смотрю на себя исподлобья. Не шиплю себе вслед обидных слов. Я вполне лоялен к самому себе – хотя именно сегодня торможу и нахожусь явно не в своей тарелке.
Да и странной была бы картина, согласитесь, если б я воевал сам с собой и жаловался на себя другим.
В принципе, именно так и надо вести себя
в группе, в команде единомышленников, которая занята решением одной на всех задачи. Или держит круговую оборону против навалившихся проблем (научного или бытового характера). В команде важно объединение усилий, а не выяснение внутренних отношений, верно?
Внутренние дрязги сдадут врагу самую защищенную крепость. Внутреннее единство защитит от врага самое шаткое сооружение.
Семья – это и есть команда. Она сильна, если никто внутри семьи не смотрит на партнера как на слабое звено. Никто не сваливает на другого вину за ошибки. Никто никого не поучает, не держится за свою репутацию лидера.
Что пользы тонущему кораблю, если его капитан до последнего момента так и отстоял на палубе, гордо прижав руку в козырьку, но не дал своим подчиненным усомниться в своем капитанском над ними превосходстве? – Эй, кэп, спасай корабль, а не свое реноме! А еще лучше – управляй кораблем так, чтобы он, не утонув, продолжил свой важный маршрут.
Вывод: никогда не произносим ни одного слова упрека своей супруге (своему супругу). Только слова поддержки и любви – в любом случае и при любом раскладе обстоятельств.
Ведь не упрекаю же я сам себя! Вернее, не настолько часто упрекаю, чтобы это вывело меня из равновесия и заставило бежать к психиатру.
автор текста р. Пятигорский
- Опыт лечения неврозов центры психологической помощи Приходите и убедитесь!
Тэги:
помощи,
психологической,
пятигорский,
рав,
центры
Кривая улыбка
2014-10-21 12:44:19
Кто-то неудачно высказался – и присутствующие криво улыбнулись. Нет, ни один человек не засмеялся в ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Кто-то неудачно высказался – и присутствующие криво улыбнулись. Нет, ни один человек не засмеялся в голос – зачем обижать друга? Но и совсем без реакции на чужую оплошность не обошлось. А ты в следующий раз, мил человек, думай, прежде чем глупость на публике сморозить.
Ну, и с кого будет спрошено на Суде?
Сейчас разгар осени 2014 года. Мы на Толдот проходим Четвертую главу трактата Брахот. Про молитву Шмонэ-Эсрэ, главным образом. И вдруг появляется вторая Мишна и рассказывает, что раби Нехунья бен Акана при входе в Дом учения произносил короткую молитву с просьбой перед небесами, чтобы помогли ему не ошибиться в час учебы. Нормальная и понятная просьба. И мы могли бы такого желать: кому приятно ошибаться, особенно когда учишь Тору? Хотя без ошибок нет продвижения вперед; не ошибается только тот, кто не учится; даже у крупных учителей встречаются ошибки, о чем они сами открыто пишут в своих текстах: ошибся! Так что просьба об особой помощи в нежелании совершить промах несколько драматизирована, вы не находите?
А вот и не находим. Потому что раби Нехунья бен Акана не просто попросил, но тут же на месте объяснил свою просьбу. И что интересно: у любого из нас есть такая же причина просить эту помощь. Сказано в самой молитве:
"Чтобы я не ошибся в толковании закона, и посмеются надо мной мои товарищи".
Извините за корявый перевод, но так написано: שלא יארע דבר תקלה על יד, ולא אכשל בדבר הלכה, וישמחו בי חברי, – и надо это перевести, вернее, растолковать. Ведь комментарий это и есть перевод, согласны? Раши перевел: "Небеса, помогите мне, чтобы я не ошибся с законом, дабы не посмеялись надо мной мои товарищи".
Потому что я могу ошибиться, а мои товарищи (сами мудрецы, и поэтому мою ошибку заметят сразу) посмеются над ней. И кто будет виноват? Только я. Ибо они посмеялись непроизвольно – просто улыбнулись – и все равно страшный грех. Нельзя смеяться над человеком. И к этому греху их подтолкнул я!
Вывод: боюсь не своей ошибки – а того, что она толкнет других к греху. Чтобы такого не произошло – упаси меня, Всевышний, от ошибки!
Ибо не хочу быть причиной чужого наказания – даже невольно, даже формальн. (На эту тему см. "Раввины, не заставляйте девушек страдать" и "Тора – огонь".)
Наш практический вывод: если кто-то, как нам кажется, сказал что-то не самое умное или уместное, – возьмем свою волю в кулак и не выдадим веселого настроения. Потому что сие подобно хохоту толпы над героем Радж-Капура, поскользнувшегося на банановой кожуре. Или смеху посетителей дешевого балагана на рынке – где клоуны швыряют друг в друга кремовые (некашерные!) торты. (Вы давно ловили лицом торт? Весело было? А что неприятней – торт или смех окружающих?)
Но если надо показать свои эмоции в подобном случае (я не про рыночный балаган, а дружескую беседу или публичное выступление), то впору не смеяться, а плакать, потому что вот и доигрались мы до приговора Суда, который накажет того, кто смеется над другим евреем (ндБ).
**
Есть другой перевод-комментарий на те же слова Мишны из трактата Брахот. Его привел Маарша:
"Чтобы я не ошибся в толковании закона, и тогда будут рады за меня мои товарищи (за то, что я не ошибся)".
Они обрадуются за меня, своего коллегу. Почему? Потому что я вовремя помолился – да и сам все сделал, чтобы не подвести их под наказание. И небо исполнило мою просьбу.
Будем радовать своих друзей – и они получат награду. А не смешить их своими ошибками – что может привести их к наказанию.
**
Кстати, все это входит в область запрета "Не ставь препятствие перед слепым". Оказывается, не только плохим советом его можно нарушить (см. урок "Советники"), но и просто любым непроверенным заявлением, которое вызовет смех у простодушной аудитории. Или хотя бы кривую ухмылку.
Итог: не смеемся над чужим падением. А еще глубже: не падаем, чтобы другие не посмеялись[1]. Ну, а если нечаянно? Для этого и есть молитва: небеса, не дайте мне упасть, чтобы не подвести других под наказание.
**
Домашнее задание: а почему не произнести еще одну молитву? "Небеса, помогите моим товарищам не ошибиться. Чтобы я нечаянно не засмеялся".
____________
[1] Есть, конечно, и мир шуток. Шутить не запрещено. Главное, не переступить границу дозволенного. Когда кому-то больно из-за нашей шутки (хотя он и старается "держать удар").
Тэги:
(мусар),
еврейская,
пятигорский,
рав,
этика
Суд постановил: езжай на свадьбу!
2014-10-14 12:15:13
Знаете, иногда на израильской продукции можно найти странные надписи, типа: "фабрика, на которой ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Знаете, иногда на израильской продукции можно найти странные надписи, типа: "фабрика, на которой сделаны эти спички, по субботам не работает". Или: "на строительстве этого дома экономически не пострадал ни один наемный рабочий". А еще я видел в нашем парке табличку на чистом русском языке, но коряво: "в этам лису нету ниаднаво иожыка" (уже сняли, я не успел сфотографировать).))
Так и я. Предупреждаю: этот пост написан не в холь-моэд, а заранее. Ибо запрещено!
А теперь сам пост.
Вы или ваш муж, или ваш сын, внук, ну или все мужчины, которым выпало счастье быть вашими близкими родственниками, – все они живут в сукке. Нет, стойте, там будет тесно. Поэтому скажем так: все они живут каждый в своей сукке.
Ну, раз они там, а вы здесь, или наоборот, то вот вам одна история. Чисто для морали.
Теперь серьезно. Рав Йисроэль Зеев Гусман (глава ешивы в Брней-Браке "Нецах-Исраэль"), который в молодости был судьей (даяном) в раввинском суде рава Хаима Озера Гроджинского, – история о нем.
В конце учебы – перед летними каникулами (не на Сукот) – его пригласил на свою свадьбу один из учеников.
Пожилой рав ответил, что каникулы он проводит в Цфате, в горах с видом на море (!). Это далеко от Бней-Брака. Но главное, в те же примерно дни, когда устраивает свадьбу его ученик, проводят свадьбы для своих сыновей два его ближайших друга, тоже раввины. Если он приедет из Цфата в Бней-Брак, тогда ему придется приехать еще пару раз – иначе люди обидятся. А он стар трижды ездить в город издалека. Очень стар!
На это ученик (все происходило в частной беседе, хотя скрывать было нечего), ученик сказал, что у него есть преимущество перед двумя друзьями-раввинами: он ученик рава, а между учителем и учеником в Торе есть особая связь, равная связи между отцом и сыном.
Рав сказал, что подумает. Думал-думал – ничего не придумал. Нет, он не может обижать друзей, те ндБ обидятся.
И вот настал последний урок. Рав вошел в класс задумчивый и очень серьезный. Все удивились – ибо он всегда заходил с приветливым лицом.
В чем дело? Рав обратился к ученикам и сказал, что у него серьезная проблема – и рассказал об этой проблеме. Что делать? Если ехать, то ко всем троим – а у него нет сил. А если не ехать – то не ехать ко всем.
Все принялись обсуждать. И тут вдруг рав Гусман сказал, что он просит учеников провести суд, раввинский суд по всем правилам.
Так и сделали. Он выбрал одного судью из среды учеников. А тот ученик (у которого свадьба) – еще двух.
И устроили суд по закону! (Только он попросил у них разрешения сидеть во время заседания, потому что стоять сил у него нет, хотя есть такое правило – когда суд выносит решение, все стоят.)
Судьи обсудили проблему со всех сторон и постановили, что он обязан поехать на свадьбу к ученику – ибо между ними особая связь. И свободен от поездки на две другие свадьбы, поскольку поездка на них – не больше, чем уважительный поступок.
Услышав решение суда, он очень обрадовался. И никто не видел его таким веселым, как на той свадьбе.
(С того же видеоурока, что и предыдущий пост.)
Тэги:
видеоурок,
мусар,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...