+ развернуть текст сохранённая копия
автор текста: рав Пятигорский
Этот пост написан заранее – потому что в дни Песаха евреи Торы не пишут без крайней надобности, а на сайте Толдот работают евреи Торы, так что.
На Седере говорят о фараоне, он как бы присутствует незримо. Правда, человеческим лицом этот персонаж еврейской истории так и не обзавелся, оставшись схемкой, обрисованной по контору, тем, кто пугает детей. Ну так ведь и испуг-то относительный: тиран, из-за упрямства которого Египет перенес десять экологических катастроф, вроде мало чему может нас научить, верно? Этакое бесполезное для дидактики мировое зло.
Тем не менее, найти в себе затаившегося и вполне конкретного фараона не так уж трудно. Предлагаю лишь один проект использования. И поверьте, их может бытьнесколько.
Смотрите. Странный человек. Проявил настойчивость идиота: десять раз отказал евреям в исходе – и десять раз словил тяжелейшие удары. Если бы мог им противостоять – понятно. Но ведь не смог же? Тогда почему? Откуда такая упрямая злоба?
Мы бы и то, сподобившись до такой роли в школьном театре, быстро сообразили, что тактику надо менять. Кстати, после какого удара, вы на его месте пришли бы к нужному выводу? Я после третьего, а вы?
Еще маленькое отступление. Примерить к себе качества неудачников Танаха иногда полезно. На моей памяти ни разу никто из учеников нашего урока не сознался, что повторил бы проступок Хавы, которую соблазнил змей, менеджер по фруктовым распродажам. Каждая из присутствующих женщин была уверена, что ее бы змей не провел. А мужчины бы не убили Эвеля! И Лот, зашедший на наш урок, ни за что бы не переехал на ПМЖ в Сдом. И масса других поучительных примеров, которые свидетельствуют, что мы живем в эпоху исключительной праведности. Но это так, мимолетное замечание.
Возвращаемся к фараону. Согласитесь, среди нас таких упертых уже не встретишь.
А ведь если отказаться от мысли, что он был умственно отсталым, то почему не отпускал евреев? Почему упрямо шел к смерти в ситуации, когда ему еще были предложены жизнь и процветание?
Ответ: не был он идиотом. И поступил так, как обязан был поступить на его месте любой. В том числе и мы с вами, если б в жизни дослужили до такого государственного уровня.
В самом начале хартумим (члены Академии наук Древнего Египта, академики-колдуны) ему предсказали, что родился тот, кто низвергнет и его, и страну Египта. Но есть один способ противостоять напасти. Какой? Новорожденному предречена погибель от воды – вот и обезвредить его и его банду можно только водой. Отсюда возник проект "еврейских младенцев – в воду".
Академики не ошибались. Никогда! С рекомендациями было сложнее, но их пророчества всегда сбывались, об этом говорит Мидраш, которому у нас нет оснований не доверять. Моше и погиб в конце концов из-за воды, об этом все знают.
Но можно ли было остановить евреев водой? – Остановить? Нет. Но спасти себя водой – спокойно! Надо было только не лезть всей армией в расступившееся море. Никто египтян туда силой не загонял.
Тем временем остается вопрос – зачем упрямо отказывался отпустить евреев?
Ответ: так у него же не было выбора! Академики ясно сказали: Моше погибнет раньше, чем исполнит задачу своей жизни (так и случилось, в Страну не вошел). Но будет перед смертью тебе угрожать – десятью казнями. И ты обязан выстоять! Держись и крепись – победа будет за тобой. Победа на море!
Вот фараон и понял: его ждет победа физического уничтожения рабов. А на самом деле нужна была победа над своей любовью к идолам – на берегу надо было распрощаться и повернуть домой.
Так понял египетский владыка свою задачу еще до моря: крепи свое сердце, фараон, не поддавайся!
Вот он и держался. Не отпускал Моше и евреев! Трясся от страха, но всегда находил в себе силу духа, проявлял геройство, стоял до последнего. Короче говоря, выдержал главное испытание своей жизни – как спортсмен, упавший на трассе, но нашедший в себе силы ползти к финишу, чем сорвал на трибунах аплодисменты зрителей и славу в альбомах старых кинохроник. Такая картина не забывается. Слава фараону, победителю-марафонцу, он не сдался, ура!
Итак, соображение об исключительной умственной недостаточности правителя Египта отпало. Но чему это нас учит?
Фараон, не отпуская евреев, мучил их. Он проявил себя садистом, извергом, палачом. В этом все дело! Каждый раз, когда кто-то обижает другого человека, он проявляет в себе качество палача. И если при этом полагает, будто прав, будто свою воспитательную работу ему надо продолжить, будто, несмотря на все неприятности, связанные с экзекуцией, ему следует настоять на своем, но цели добиться – это и называется "фараон".
Родитель поставил своему ребенку условие, скажем: "не соберешь игрушки, не будет тебе сказки на ночь". И ребенок этого условия не выполнил – не собрал! Что теперь делать? Рассказать сказку означает, сознаться в слабости, в следующий раз ребенок, уж точно, ничего не соберет. Не рассказать сказку, то есть исполнить угрозу – это уже равноценно проявлению известной доли жестокости. Ведь мы произнесли угрозу не для того, чтобы исполнить, а чтобы ребенок собрал игрушки, верно?
На самом деле решение лежит не за морем, и не на небе оно. Просто не будем в следующий раз угрожать, то есть, извините, выставлять условия. Иначе попадем в ситуацию фараона: понимаем, что лучше не обижать ребенка, но не можем не обидеть. Ему ведь положено наказание!
Еще пример беспробудного фараонства. Дочь с семьей иногда приезжает к родителям на день-два погостить. Что не нравится тестю – зять никогда утром, выйдя из спальни, не скажет "здравствуйте", "как спалось?" и прочие нужные по утрам слова. Так его приучили в его семье. Там со своими не здоровались. Пройдет бурундуком в ванную и не улыбнется со сна. И вот начал тесть понемногу за это грызть зятя, а заодно дочь, чтобы мужа воспитала. А зять невиноват, его просто не научили! И теперь все реже они появляются у гостеприимных родителей дочери. Кому охота гостить у фараона?
Можно привести еще массу примеров, более доходчивых и очевидных. Главное здесь то, что (1) формально фараон прав, (2) он учит-наказывает-настаивает сознательно и благодаря собственной идее, (3) он не уступит в своем раже!
На самом деле можно и даже нужно учить и воспитывать других. Но не обижая их! Ибо Тора запрещает обижать людей. Даже своих детей, даже своего зятя – даже по делу! И только если человек открыто нарушает запрет Торы (во вменяемом возрасте), причем знает, что нарушает, причем предупрежден, причем есть надежда, что исправится – и куча других оговорок, – вот только тогда можно хоть 200 раз сказать этому еврею: Федя, ты не прав. Но только тогда и при еще немалом количестве оговорок. Все по Рамбаму!
Фараон на несоблюдении этих правил и оговорок обломился. Ну так поступим как умные ученики: не повторим его ошибок.
Кosheren & freilichen Pessakh!
Комментарии до окончания праздника не открываются, даже если будут.
Тэги:
мусар,
праздники,
пятигорский,
рав,
хидуш
Макот 1. Убийство по ошибке
2015-03-20 01:21:43
+ развернуть текст сохранённая копия
У других народов убийцу наказывают. А у евреев спасают — правда, только в особых случаях.
Скачать mp3-файл или смотреть видео-урок на сате Толдот.
Материалы к уроку:
Лист Талмуда
Вспомогательный конспект
Тэги:
<<учим,
глава>>,
макот,
пятигорский,
рав,
реувен,
талмуд,
талмуд.,
темы:,
трактат,
убийство,
цикла
Путешествия по России
2015-03-04 00:14:45
Мы часто ездим по разным государствам, растрачивая на поездки немало денег. Выбор варианта ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Мы часто ездим по разным государствам, растрачивая на поездки немало денег. Выбор варианта передвижения не составит трудностей, если имеются деньги, можно лететь на самолете, при их отсутствии можно предпочесть автостоп. Совсем не комфортно передвигаться автостопом, хотя есть бабушки мечтающие посетить Европейские страны, после успешного турне по Индии. Сейчас вполне достижимо накопить нужные деньги, и уехать Далее...
Запись Путешествия по России впервые появилась Крым сквозь время.
Тэги:
достопримечательности,
кавказ,
кисловодск,
пятигорск,
россия
Когда мой ецер дает мне
2015-02-27 18:06:57
... текста: р. Реувен
Пятигорскийтот ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор текста: р. Реувен Пятигорский
тот или иной совет, он никогда не обращается ко мне во втором лице: сделай так-то; тебя только что обидели, поэтому ответь резко, ты умеешь, и т.д. Нет, он прикидывается мной и говорит, не стесняясь, от моего имени: я сейчас скажу это и это; мне угрожают, нужно срочно защищаться; постою-ка я за себя. Он говорит со мной от моего же имени!
Такое наглое поведение моего ецера часто помогает ему одержать надо мной победу. Введенный им в заблуждение, я действую, как он просит, наивно веря, что таков мой свободный выбор. В то время как мне следует выбрать освобождение от власти своего ецера – не слушать его и не уступать ему. Он не я! Не позволю собой манипулировать. Я не зомби своего ецера!
Повторяю. Мой ецер говорит во мне, притворяясь, будто он и есть я: сейчас я поступлю так-то. И я думаю, что эта фраза, произнесенная внутри меня, произнесена мной. И поступаю, наивно полагая, что я сам источник своих желаний и намерений[1].
А уже потом, после исполнения его преступного приказа, я, пойманный на ошибке, защищаю и оправдываю свой ецер, считая, что защищаю себя. Вместо того чтобы честно признать: да, я ошибся, совершил промах, когда дал своему ецеру убедить себя, поступив так, как он мне, нечистая сила, насоветовал[2]. Впредь буду стараться держать эту силу в узде. А сейчас приношу извинения, признаюсь в проступке и принимаю на себя наказание.
(Из конспекта уроков по еврейской этике)
[1] А ведь все иначе: мои желания и есть мой ецер. Мои желания это очень часто не я! И сие обстоятельство надо учесть, когда он снова примется приказывать мне изнутри. Я понятно объясняю?
[2] Ведь исполнение чужих преступных приказов не освобождает исполнителя от наказания, не правда ли?
Тэги:
мусар,
пятигорский,
рав
Витражи
2014-12-26 06:58:12
<Содержание: Иерусалимский медицинский центр "Адаса Эн-Керен" – витражи Шагала – 12 колен – ...
+ развернуть текст сохранённая копия
<Содержание: Иерусалимский медицинский центр "Адаса Эн-Керен" – витражи Шагала – 12 колен – заповедь навестить больного>
В принципе, мы не собирались снимать внутри знаменитого на весь мир медицинского центра. Нашей целью были именно витражи Марка Шагала.
Но оказалось, что провести съемки внутри синагоги, которая расположена в отдельном низком здании, стоящем посреди высокого медицинского комплекса, очень непросто. Точнее, такое разрешение никому не дают.
Так нам печально поведал распорядитель синагоги.
Точнее сказать, туда ничего не стоит пройти – ибо это настоящая синагога, в ней молятся врачи, ходячие больные, посетители больницы и все, кто в ней работает. Но вот снимать – это, извините, господа телевизионщики (так сказал нам распорядитель), строго запрещено.
На вопрос "почему запрещено" ответов, как известно, не бывает[1]. Мы и не спрашивали. Только задумчиво сказали: "Жаль такую красоту и не снять". А сами задрали головы к потолку, разглядывая огромные красочные витражи, расположенные по всему периметру зала.
Яркий солнечный свет бил сквозь витражи, прорываясь снаружи внутрь, краски играли и переливались. А нам нельзя было даже расчехлить свой бета-кам.
Потом ввалилась экскурсия с экскурсоводом. Люди зашелестели фотоаппаратами. (То была эпоха настоящих аппаратов, так называемых "мыльниц", а не сотовых игрушек, поэтому щелчки съемок были хорошо слышны в большом гулком помещении.)
Ну вот, вздохнули мы, фотографировать можно, а кино снимать нет. И тут служитель "прокололся":
– Я тут работаю много лет, – сказал он. – И за все время тут снимала только группа с ВВС.
Тут мы воспрянули духом: а чем мы хуже ВВС? Сколько стоит? Платить через кассу или он кэшом возьмет? Мы с русской телевизии!
Служитель смутился. Денег он не берет. Но если с русской, то давайте, ребята, быстро[2], и чтобы экскурсиям не мешать, проводов по всему залу не разбрасывать, свои софиты убрать, ибо нельзя строжайше, и чтобы через пять минут все было закончено, а то сейчас его сменять придут и скандалу не оберешься.
Так мы вторыми во всей вселенной после команды с ВВС получили разрешение на съемки в синагоге, украшенной витражами великого Марка Шагала.
Все, что нужно сказать об этих витражах, я говорю в кадре и за кадром. Добавлю, что надо было уложиться буквально в пару минут, чтобы сообщить важные вещи. А именно: что это за 12 колен Израиля, откуда взялись-пошли и что за всем этим стоит. И еще надо было как-то упомянуть главную идею каждого колена, взятую Шагалом за основу его изображения.
Впрочем, тут было легко: как известно, наш праотец Яаков дал сыновьям перед своей смертью благословения, – все они приведены в Торе. Образы этих благословений и легли основным мотивом визуального ряда.
Сейчас только замечу, что каждое колено действительно являлось носителем какой-то своей уникальной идеи, своего характера и предназначения. Так, что все 12 дополняли друг друга до одного общенационального, чисто еврейского портрета.
Это как орты в многомерном пространстве, независимые направления, каждое из которых не имеет никакого подобия в любом другом направлении; они все взаимно перпендикулярны, даже частично (на уровне проекций, если вы меня понимаете) не сводимы ни к одному другому.
Всем эти колена разнились – темпераментом и кухней, танцами и способами установки шатра, методом изучения Торы и речевыми приемчиками, тягой к тем или иным профессиям и своими очень обостренными понятиеми о красоте, времени и чести. (А не как все думают – что они отличались только флагом да гербом, камнем да родовым растением, своим часом в сутках да месяцем в храмовой службе, откуда есть-пить пошла астрология.) И нельзя сказать, что в совокупности 12 колен являли мини-человечество. Нет, они, объединяясь, представляли собой обобщенный тип именно Еврея. – И все это воплотил в красках и игре света Шагал.
Там можно стоять часами. Я не пробовал, нам часами стоять не дали. Но уверен, что спокойно и не устав пробыл бы там долго.
Присел бы где-нибудь в стороне – и представлял бы себе: вот, я сейчас – колено Гада, что во мне начинает появляться? А сейчас – я тихий Биньямин; интересно, как изменилась моя походка? А вот я Ашер, давай-ка спою, как Ашер, – и начинаю напевать неизвестный мне мотив – гортанный, если так можно сказать про музыку, чуть тревожный и печальный. Ой, кажется, я начинаю оплакивать свою мать Рахель, которую так и не увидел при жизни…
[1] Арье Левин, в недавнем главный раввин Грузии, рассказывал, что он видел надпись при въезде на тбилисскую автозаправку: "Бензина совсем нет". На вопрос: "Что означает совсем?" – работник заправки сказал: приезжают люди, спрашивают: "Бензин есть?" Отвечаю: "Нет". Они говорят: "Совсем нет?" Отвечаю: "Совсем нет". Надоело разговаривать, вот и написал: "Совсем нет".
[2] Это было давно, тогда некоторые страны еще уважали. Что теперь случилось, не пойму.
Тэги:
видео,
кино,
пятигорский,
рав