Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «пятигорска»
Злом на зло 2014-12-21 13:24:47
... />автор текста: рав Пятигорский
+ развернуть текст сохранённая копия
не отвечаем. История про раби Йосефа Дова Соловейчика (Бейт-Алеви). Когда, еще в свою бытность в Бобруйске, раввин разводился со своей первой женой, он отказался взять от тестя компенсацию за развод. Есть такая возможность, она указана в законе, но молодой рав не захотел воспользоваться своим правом. Впрочем, наш рассказ не об этом. Итак, молодой раввин развелся с женой – и даже оставил в семье бывшей жены все подарки (кроме талита), которые получил от тестя к свадьбе. В результате, он остался без средств к существованию. Потому что бывший его тесть был богатый человек, помогал многим, взялся содержать на всем готовом и бывшего своего зятя, чтоб тот продолжал занятия Торой, – но не сложилось. И тут появился какой-то посторонний богач, который сходу предложил раву за три рубля в неделю вести ежедневно три часа Талмуда для его двух сыновей. При этом обязался снабдить его жильем и полным обеспечением – питанием и пр. Но Бейт-Алеви (отказался. К нему тут же пришел его друг, раби Барух Мордехай Этинге, главный раввин Бобруйска, и стал его уговаривать. Сказал, что стоит согласиться – хотя бы на два месяца – пока не появится другой заработок. И еще добавил, что это очень почетная работа – преподавать законы и Талмуд детям и юношам. Недаром учитель того поколения, раби Хаим Воложинский, всегда ставил после своей подписи слово меламед. Бейт-Алеви ответил, что не считает должность учителя хедера непочетной, но у него есть причина отказаться от предложения того богача. Что за причина? Оказывается, богач был конкурентом его бывшего тестя. Они часто вступали в конфликты, спорили, не общались мирно. И как он догадывается (так сказал рав Соловейчик), для того он его и нанимает в учителя своим сыновьям, чтобы досадить врагу. Поэтому он не может участвовать в этом деле, считая его недостойным. Рав Этинге с доводом согласился. ** Похвальное качество – не вступать в конфликт с теми, кто сделал нам плохо. Более того, следует взвесить возможность за зло отплатить добром. Недельный раздел Вайигаш. Берешит 45:5: Йосеф сказал братьям, когда открылся им: "Но теперь не досадуйте и не сердитесь на то, что продали меня сюда… ибо для спасения жизни послал меня Всевышний". Мало того, что Йосеф простил братьям то, что они бросили его на погибель в яму и затем продали купцам. Так нет, наоборот, он отнесся к ним, будто они сделали ему доброе дело. Впрочем, так и обернулось: Всевышний повернул их расчет к добру для всей семьи. И братья сами были спасены тем, кого недавно бросили на погибель. Так и нам надо поступать. Принцип: "сделай из врага друга". Это сильней принципа "не поступай с врагами плохо – и по крайней мере, не радуйся их бедам". (Самый общий принцип – это минимум: "не делай другому то, что…") Три ступени есть у этого качества: 1) Сделали тебе больно – не мсти, найди в себе силы простить. Для этого попытайся понять, почему он тебе так сделал. Вторая попытка: попытайся понять, почему тебе так сделал Всевышний. 2) Когда тебя поносят – попытайся простить (и понять) тут же. Это более высокий уровень. 3) Кроме того, что ты прощаешь, попытайся ответить добром на зло. Все это далеко от христианского прощения. У них – полюбить врага, целовать руку, которая тебя бьет. У нас – отвести удар, но дать врагу проявить свои полож. качества, исправиться, сделать его хорошим человеком. Лучше быть обижаемым, чем обижающим. Третьего не дано. Подробности видеописьмом. автор текста: рав Пятигорский
Тэги: видеоурок, недельный, пятигорский, рав, раздел
Соврать или не обидеть? 2014-12-13 04:09:13
... текста : р. Реувен Пятигорский
+ развернуть текст сохранённая копия
Сколько раз учили: правда запрещена, если она обижает людей. Поэтому Платон нам дороже истины. А вот сегодня новый поворот темы! ** Басня (машаль) о лицемерах. Автор: раби Давид из Кшанова. Один человек заболел психической болезнью – и объявил, что он петух. Стал рано вставать по утрам, клевать зерна во дворе, забираться на крышу и кукарекать на всю округу. Его отговаривали – он ни в какую. Даже просто есть, как человек, не соглашался. Пригласили психиатра. Тот пришел поутру и залез к нему на крышу. Стал вместе с ним кукарекать. Тот удивился. Спрашивает: – Разве ты тоже петух? Тот отвечает: – Самый настоящий. Первый петух говорит: – Но ты не клюешь зерен! Второй, который со стетоскопом, отвечает: – Слушай, дело в том, что ты, хотя и клюешь зерна, на самом деле не умеешь по-настоящему кукарекать. – Почему это? – Потому что ты слаб. Ничего не ешь, мало спишь. Если хочешь, чтобы у тебя был настоящий петушиный голос, вот как у меня, ешь с людьми три раза в день и спи по восемь часов. – Но тогда я буду человеком! – Открою тебе одну тайну. Все петухи давно едят, как люди, и спят, как люди. А от тебя скрывают, и ты один ты поешь по старинке. Так уже никто не делает. Знай, что петух тот, кто громко кукарекает, а не тот, кто клюет зерно. Финал басни: оба они слетели с крыши и пошли за стол. ** А теперь мой вопрос. О ком этот рассказ – о враче или пациенте? Верно, о враче. И чему нас учит басня? Верно, что иногда надо притвориться. Врач притворился петухом больным, чтобы вылечить пациента. И сказал ему правду! Но сказал, не открыто, а через притворство. Внимание: можно притворяться? Соврать, чтобы сказать правду, можно ль? ** Недельный раздел Ваешев. Про Йосефа, которому отец купил особую рубашку, написано (Берешит 37:4): "И увидели его братья, что их отец любит его больше, чем всех братьев, и возненавидели его; и не смогли говорить с ним мирно (говорить ему шалом)". Раши: из того, что написано про их недостаток (про нелюбовь к брату), учим, про их праведность. А именно: они не разговаривали с ним, как некоторые люди, лицемеря – когда на устах одно, а на сердце другое. Мудрецы добавляют (Йома 72-2): мудрец, который в словах не такой, как в сердце, – не мудрец. А некоторые пишут еще резче: более того, он мерзость в глазах Всевышнего. Теперь давайте сами сформулируем: Говорить надо только то, что думаем. Т.е. на сердце у человека и на устах должно быть одно и то же. Это и есть приверженность к правде. Или по-другому: нельзя быть лицемером ни в малейшей степени. Даже в быту, даже в шутку.Раби Йеуда Ахасид (в книге Сефер-Ахасидим, гл. 51) пишет: лицемерие запрещено! И любой обман – гневат-даат, своего рода кража, когда человеку дается понять одно, а на самом деле это неправда. Например, намеком, или умолчанием и пр. (Мой пример: пассажир в автобусе делает вид, что дремлет, положив рядом шляпу, а на самом деле не хочет, чтобы рядом сели.) ** А теперь возвращаемся к самому первому вопросу. Если человек расстроиться от моего замечания, могу ли я сказать ему то, что по его поводу накопилось у меня на сердце? А там много чего накопилось. А если я притворюсь и выдам ему правду-матку по первое число? Или лучше притвориться и смолчать? Ответ лежит где надо. Автор текста : р. Реувен Пятигорский
Тэги: берешит, истина, ложь, обида, пятигорский, рав
Еще один маленький 2014-11-28 17:22:33
... />автор текста: рав Пятигорский, Иерусалим
+ развернуть текст сохранённая копия
ворт для тех, у кого в субботу гости и им надо за столом сказать слова Торы. Недельный раздел Вайеце. Тема: умение делать замечания мягко. В городе Радин был один бахур, который нарочно ходил по улицам в субботу и курил у всех на виду. Ему сказали, что пожалуются на него раввину – Хафец-Хаиму. Он нагло ответил: пожалуйста. Его спросили: он не боится? Ответил, что нисколько. – А если раввин позовет его к себе, он не испугается к нему пойти? Сказал: пойду, потому что не боюсь я вашего раввина. И вот его позвали к Хафец-Хаиму. Все видели, как он вошел к нему в дом. Через несколько секунд вышел задумчиво и ушел. С тех пор стал буквально другим человеком. И никто не знает, что ему сказал Хафец-Хаим. А был мудрец тогда очень старый. И скоро он умер – так никто и не узнал, каким образом он перевоспитал строптивого бахура. Так рассказал на одной из своих бесед в американской синагоге один известный даршан-раввин. И добавил, что дорого бы дал за то, чтобы узнать, что ему сказал Хафец-Хаим. После этой беседы подошел к нему один очень пожилой человек и сказал, что он – тот бахур. Раввин схватил его за руку: так что он тебе сказал?? Старик ответил: ты не поверишь, буквально несколько слов, вернее даже одно. Какое слово? – спросил тот. – Не томи! – Хафец-Хаим взял мои руки в свои, посмотрел мне в глаза и вдруг заплакал. И сказал только: суббота, суббота. А его слезы капали мне на руку. И с тех пор я постоянно чувствую, как те слезы жгут мою руку. (С урока "Мягкое замечание".) ** Берешит 29:4-5. Сцена, когда пришел Яаков (после сулам-Яаков, где Всевышний много ему обещал) и увидел, что пастухи с тремя стадами собрались рядом с колодцем, чтобы отвалить от него огромный камень. Сказал им Яаков: "Мои братья!. День еще большой, не пришло время собирать стадо (на ночлег)". Раши: он так поступил, потому что увидел, что они собирают стада, и решил, что они собирают их, чтобы отвести домой. И поскольку они наемные работники, то сказал им, что они еще не отработали свою плату и надо пасти дальше. Отсюда видим, что если человек (особенно, если он уважаемый в Торе) видит непорядок, он обязан об этом предостеречь людей, чтобы на них не было вины. Поэтому начал свою речь: мои братья! Если мы кого-то хотим остановить от плохого дела – то только любовью. Если человек нам не брат – то не учим его и не отсчитываем. Это и называется: "Полюби своего ближнего, как самого себя". Многие перефразируют: полюби своего брата, как себя. Потому что любой еврей – твой брат. Хорошей вам субботы! автор текста: рав Пятигорский, Иерусалим
Тэги: видеоурок, мусар, недельный, пятигорский, рав, раздел
Обычная работа 2014-11-27 01:33:25
... />автор текста: рав Пятигорский
+ развернуть текст сохранённая копия
Несколько слов об отношении Торы к обычной человеческой работе – физическим трудом или умственным, квалифицированная или сезонная по найму, все равно. Читал как-то в детстве, что технический и экономический прогресс в Европу пришел из-за того, что протестанты и пуритане (немцы, англичане и пр. северяне) считают работу важной религиозной заповедью – в отличие от католиков и православных, у которых, кто богат, тот и злодей. В то время как у немцев – кто богат, то и праведен, а вот бедняку надо исправиться. Не вдаваясь в дебри социальной философии, задумался я, а как обстоят дела у евреев. С одной стороны, бедняк у нас праведен, почти, а вот богач, если судить по сказкам, не очень. С другой стороны, весь еврейский мир держится на цдаке, а цдака, известно, кем дается и кому. Вот об этом и пишу пару слов. Тема: "Человек на работе", заповедь: "Человек, нанятый на работу, обязан делать ее со всем старанием". ** Один руководитель ешивы для детей пришел к раву Элиэзеру Ману Шаху посоветоваться, можно ли взять на работу одного его авреха, и назвал имя. Рав Шах сказал, что этот аврех – замечательный человек и настоящий мудрец Торы, но на работу в ешиве он не годится. Поскольку рав Шах очень похвалил того авреха, того все-таки взяли на работу. Ибо рав Шах не запретил категорическим образом. Через некоторое время выяснилось, что молодой человек действительно не подходит к такой работе. Очень он медленно и слишком вдумчиво обучал детей Торе и Талмуду. Дети не выполняли с ним программу. Пришел тот директор снова к раву Шаху и спросил, что делать. Рав Шах ответил, что теперь его нельзя увольнять. Но надо найти при той же ешиве другую должность, где он проявит себя должным образом. – Так и сделали. А на его место взяли другого человека. И снова пришел директор к раву Шаху. Оказалось, что второй человек тоже не соответствует месту – постоянно опаздывает, уроки дает неряшливо, нетребователен и пр. Рав Шах сказал, что его надо уволить. Спросили: почему одного надо уволить, а второму надо найти другую должность, но не увольнять? Ответил: оба не годятся на роль учителя. Но один делает все, что может, и старается. А второй не старается. Первого надо поощрить. Второй ворует зарплату. ** Сказано в трактате Бава-Батра (165-1): "Большинство воруют, но мало кто прелюбодействует". Но разве можно сказать, что большинство людей воруют, т.е. берут чужое? Вот как объяснил это высказывание раби Бенцион Аба-Шауль в книге Ор-леЦион (стр. 113): Иногда человек совершил грех – но считает, что выполнил заповедь. Ибо поступил так под влиянием своего плохого начала. Особенно часто это бывает с работниками. Рассуждает человек так: пусть я иногда ошибаюсь в работе и не работаю с полной выкладкой, но получаю я маленькие деньги – а хозяин получает большую выгоду. Мои деньги против его денег – ничто! (В России говорили: "они делают вид, что платят нам, а мы делаем вид, что работаем".) Но это воровство. И им страдают многие. Пример Рамхаля (Месилат Йешарим, ч. 11): наемный работник, нанятый на время, не может оставить работу ни на минуту – ибо каждая минута оплачена. И он не может отвлечься даже для исполнения заповеди. Почему? Потому что цель исполнения заповеди – выполнение желания Всевышнего. А Он не хочет, чтобы Его желание исполнялось за счет воровства у другого человека. Такой человек вместо заслуги получит гнев Всевышнего в свой адрес (нонбс). ** Вот и весь ответ тем, кто ставит евреям в пример пуритан и протестантов, укоряя народ Торы в том, что они-де не работники, а только работодатели. Работодатель у нас Один, а все мы у Него работники! автор текста: рав Пятигорский
Тэги: видеоурок, недельный, пятигорский, рав, раздел
Как отличить легкую 2014-11-14 19:02:53
... />автор текста: рав Пятигорский
+ развернуть текст сохранённая копия
заповедь от весомой? Это заглавие поста. А тема такая: сейчас переводится книга комментариев на Пиркей-Авот. Мне досталось несколько отрывков. Предлагаю один из почти готовых. Самый трудный, на мой взгляд. Не для перевода, а просто на понимание. По крайней мере, у меня. Так что с отзывами можете не спешить, не жду. Из слов некоторых учителей следует, что Тора не открыла нам, какая заповедь легкая, а какая весомая. В связи с этим стоит определить, что имеется в виду под словами: "Будь столь же добросовестен в исполнении легкой заповеди, как и весомой", ведь мы знаем, что от нас скрыта разница между ними! На самом деле, как отличить легкую заповедь от весомой? Рамбам объясняет: "Легкой названа та заповедь, которая кажется тебе легкой – например, радость в праздник или изучение святого языка. В то время как весомой называется та, исполнение которой тебе представляется важным – например, заповедь обрезания, цицит или пасхальной жертвы[1]". Объяснение слов Рамбама: нам неизвестно, какая заповедь легка, а какая весома с точки зрения награды. Но есть заповеди, которые нам кажутся легкими по своей важности[2], – к ним надо относиться с такой же серьезностью, как и к тем, что представляются более весомыми. Например, есть заповеди, которые для нас весомы, потому что выглядят очень значимыми: заповедь обрезания, цицит и пасхальная жертва[3]. К остальным заповедям надо подходить с такой же степенью ответственности, как к этим трем, потому что, возможно, за легкие заповеди будет точно такая же награда, как за эти весомые. Примерно то же самое пишет Меири: "Иногда заповедь кажется легкой, а на самом деле на ней держится здание Торы. Например, освящение дня в субботнем кидуше – оно тебе кажется легкой заповедью, а ведь исполнение этой заповеди поддерживает веру в людских сердцах[4]. Другие мудрецы[5], комментируя нашу Мишну, указывают, что речь в ней идет о легкой заповеди, исполнение которой не связано с материальными расходами; как сказано в Талмуде (трактат Авода-Зара 3а): "Есть одна легкая заповедь – это сукка". И объясняет Гемара: почему легкая? Потому что не связана с большими расходами. Другими словами, иногда человек по ошибке считает, что та заповедь, которая требует труда и расходов, более весома, чем та, которая исполняется легко и без затрат[6]. Итак, по Рамбаму, есть заповеди легкие и есть весомые, важные, от этого зависит награда за их исполнение, поэтому сказано в Мишне, что даже за ту заповедь, которая тебе кажется легкой, возможно, есть такая же награда, как за весомую. Другие мудрецы[7] пишут, что Мишна не пришла для того, чтобы сообщить нам, будто есть легкие заповеди и есть весомые заповеди, и мы просто не знаем, какая из них легкая, а какая весомая. Мишна говорит о другом – о том, что на самом деле среди заповедей нет более весомых или более легких, ведь все заповеди от Всевышнего. При этом цель Мишны – предостеречь человека, чтобы не пренебрегал той заповедью, которую считает более легкой, – например, из-за того, что она не связана с материальными затратами или физическими усилиями, как сказано о заповеди цицит, которая выглядит легкой[8]. ______________ [1] Так написал и Рабэйну Бахья: "Заповедь, которая кажется тебе легкой, например, заповедь праздника, исполняй так же, как исполняешь заповеди обрезания и цицит, которые считаешь весомыми". [2] Так написал и Раши: "Возможно, награда за заповедь, которую ты счел легкой, такая же, как за весомую". [3] Человек может решить: существуют заповеди, по поводу которых Тора предупредила, что их неисполнение строго наказывается (обрезание, пасхальная жертва и пр.), или на которые Тора обращает особое внимание, давая детальное описание их соблюдения. Такие заповеди выглядят необычайно важными в глазах человека. [4] Кидуш поддерживает веру в то, что Всевышний сотворил мир и вмешивается в Свое Творение, управляя им, то есть, существует возможность чуда. Получается, что "эффект" кидуша подобен эффекту заповеди Песах. [5] В частности, Абарбанэль и Миркэвет-Мишнэ. Они согласны с Рамбамом, что для заповедей "делай" Тора не указывает награду, кроме двух заповедей – обрезание и пасхальная жертва, о которых сказано, что есть наказание за их неисполнение, откуда учим, что награда за их исполнение велика. [Правда, Рамбам внес в список важных заповедей также цицит, о наказании за неисполнение которой, в Торе ничего не сказано.] Что касается легких заповедей, о которых говорится в Мишне и про которые Рамбам сказал, что легкие они потому, что кажутся людям легкими, например, праздник или изучение святого языка, – о них комментаторы сообщают, что тем самым Мишна говорит о заповедях, которые не приводят к расходам. Тем не менее, и их надо исполнять со всем тщанием, потому что нам не известна награда за них. [6] В данном случае говорится не о весомости заповеди, а о легкости ее исполнения. [7] Рабэйну Ицхак и Рабейну Йосэф бен Шошан. [8] Но с точки зрения Рамбама, заповедь цицит является важной – не в силу затрат и усилий, а в связи важности ее исполнения: нельзя представить себе соблюдающего еврея без цицит. автор текста: рав Пятигорский
Тэги: мусар, пятигорский, рав, темы, торы
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
Главная / Главные темы / Тэг «пятигорска»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|