В статье «Каждый может учить Тору» мы привели слова из Талмуда, трактат Йома, о Ѓилеле, Йосефе и рабби Элазаре бен Харсом, которые своими поступками доказали, что у человека есть возможность изучать Тору в любой ситуации, с какими бы трудностями это ни было сопряжено и с какими бы проблемами он ни сталкивался. В той статье мы рассказали о Ѓилеле. В этой статье приведем рассказ Талмуда о рабби Элазаре бен Харсом и о Йосефе. «Рабби Элазар бен Харсом обязывает богатых»
Талмуд рассказывает, что великий знаток Торы, который жил в эпоху Второго Храма (и даже удостоился некоторое исполнять обязанности первосвященника в Храме), рабби Элазар бен Харсом получил в наследство от отца несметные богатства. Талмуд говорит, что он владел сотнями поселений и сотни кораблей перевозили его товары.
Раби Элазар понимал, что такое несметное богатство заберет все его усилия и время, а он любил Тору и не хотел отвлекаться от нее ни на минуту. Тогда он нанял управляющих и смотрителей, которые вели его дела, а сам, с кувшином муки и бутылкой воды, ходил из города в город и искал знатоков Торы, которые обучали его своим хидушим – тем нюансам Законов, которые они удостоились открыть. Предание говорит, что, когда он однажды вернулся домой, его работники схватили его, решив, что он вор (поскольку рабби Элазар постоянно изучал Торы, многие из его работников не знали его в лицо). Раби Элазар понимал, что установление его личности займет много времени, поэтому он просто откупился от слуг, и те его отпустили.
Несомненно, Тора не обязывает богатого еврея оставить свои дела и полностью погрузиться в изучение Торы, как рабби Элазар бен Харсом, но Талмуд приводит рассказ о нем, чтобы научить нас, что несметное богатство не освобождает от изучения Торы и всегда можно выделить время, отложив дела в сторону, для учебы. автор текста: рав Реувен Куклин
2017-04-26 16:35:41
Мишна в трактате Пиркей Авот гласит: + развернуть текст сохранённая копия
Мишна в трактате Пиркей Авот гласит:
«На тебя не возложена обязанность завершить работу, однако не волен ты освободиться от нее».
Этими словами Мишна формулирует важный принцип иудаизма: на нас возложена обязанность старательно исполнять заповеди и творить добрые дела, между тем как окончательный результат нашего труда зависит только от воли Творца. И об этом сказал царь Соломон (Шломо) (Коэлет, 11: 6): «С утра сей семя свое, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо».
Преодолевание проблем Коль скоро от человека не зависит окончательный результат выполняемой им работы, его цель – постоянно, в течение всей своей жизни прикладывать максимальные усилия и старания для ее выполнения и, при этом, не ограничиваться достигнутыми результатами и успехами, с одной стороны, а, с другой стороны, не отчаиваться от провалов и неудач.
Из этих слов царя Соломона (Шломо) рабби Акива (Йевамот, 62 б) делает важный вывод: если у человека в его молодые годы было много учеников, ему следует продолжать преподавание Торы и в зрелые годы, и в старости. Талмуд рассказывает, что сам великий учитель рабби Акива чудесным образом выполнял это предписание. Известно, что у него было двадцать четыре тысячи учеников, но все они, к огромному сожалению, умерли в период между праздником Песах и праздником Шавуот; однако, несмотря на случившееся, рабби Акива не отчаялся, не бросил обучение: он пригласил на уроки пять новых учеников и начал преподавать для них Тору. Эти ученики весьма преуспели в ее изучении и вскоре стали выдающимися знатоками Торы. Среди них рабби Меир, рабби Йеуда и рабби Шимон бар Йохай, автор знаменитой каббалистической книги Зоар. Талмуд отмечает, что благодаря этим ученикам Тора не была забыта.
Видя, как умирают один за другим его ученики, рабби Акива, несомненно, страдал и мог отчаяться и оставить своё педагогическое поприще, ибо все его огромные труды и всё его неимоверное старание, казалось бы, в одночасье рухнули; но твердое знание цели — постоянно, в течение всей своей жизни прикладывать максимальные усилия и старания для выполнения своего жизненного предназначения, зная, что успех не зависит от нас, – эта целеустремленность даровала учителю свежие силы, дала мужество не впасть в отчаяние, найти новых учеников и снова продолжать передачу еврейской традиции. Вот почему Тора продолжает жить в еврейском народе до наших дней. автор еткста: рав Реувен Куклин
2017-03-12 15:25:17
Продвижение России в Среднюю Азию вызвано было теми же причинами, что и стремление захватить Крым. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Продвижение России в Среднюю Азию вызвано было теми же причинами, что и стремление захватить Крым. Весь XVIII век русские только отбивались от набегов работорговцев из среднеазиатских ханств и от вторжений кочевых племен. Городки и крепости Оренбургской линии, блестяще описанные Пушкиным в «Капитанской дочке», — типичные крепости на рубежах России. Башкиры и казахи совершают набеги на […]
2017-03-09 14:13:52
Поговорим немного о цене человека. Не о виртуальной его значимости, а в самом прямом смысле слова - ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Поговорим немного о цене человека. Не о виртуальной его значимости, а в самом прямом смысле слова - в денежной оценке ценности конкретного индивидуума. Торговля людьми во всю процветала не только ...