Автор важных каббалистических сочинений
Рав Аарон бар Шмуэль из Багдада — выдающийся знаток сокровенного учения Торы.
Около 4600 /840/ года он отправился из Вавилонии в Землю Израиля, а затем, поселившись на юге Италии, преподавал в ешиве города Урия. Спустя некоторое время р. Аарон бар Шмуэль возвратился в Вавилонию.
Сокровенные знания, которым он обучал своих итальянских учеников, позже проникли и к евреям Германии — когда туда переселилась семья знаменитого мудреца р. Келонимуса бар Моше из Лукки.
Совершенные р. Аароном бар Шмуэлем знамения и чудеса описаны в книге Мегилат Ахимаац.
Его считают автором двух важных кабалистических сочинений — Аникуд и Апардес.
С разрешения издательства Швут Ами
Глава поколения мудрецов, завершивших редактирование Вавилонского Талмуда
Рав Симона (умер в 4300 /540/ г.) — глава поколения мудрецов, завершивших редактирование Вавилонского Талмуда.
В 4279 /519/ году возглавил ешиву в Пумбедите (Седер адорот).
Придал Талмуду законченный внешний облик, предпослав каждому из его разделов ту мишну, анализу которой раздел посвящен.
По некоторым мнениям, р. Симона также внес в текст Талмуда несколько пояснений и комментариев (Послание рава Шриры Гаона).
С разрешения издательства Швут Ами
Сын и ближайший ученик р. Аши
Вскоре после смерти рава Аши евреи Вавилонии подверглись преследованиям: подстрекаемые жрецами-огнепоклонниками правители Персии запрещали евреям следовать законам Торы. Мудрецы, возглавлявшие еврейскую общину, были казнены, под давлением персидских властей по всей Вавилонии закрывали дома молитвы, еврейских юношей насильно обращали в веру огнепоклонников.
Мар бар рав Аши (ум. 4228 /468/) — сын и ближайший ученик р. Аши (см.); учился также у Равины (см.).
Продолжил работу по составлению Вавилонского Талмуда.
В 4214 /454/ году возглавил ешиву в Суре (Седер адорот).
Рав Авина бар Уна (в Талмуде назван «Равина» или «Равина зути» — Равина Младший; ум. 4260 /499/ г.) — глава последнего поколения мудрецов Талмуда.
Племянник Равины (см. выше), ближайшего соратника р. Аши (см.).
В 4234 /474/ году возглавил ешиву Суры. Он завершил работу по составлению Вавилонского Талмуда. По свидетельству мудрецов, «Равина (Младший) — конец эпохи составления Талмуда» (Седер адорот).
С разрешения издательства Швут Ами
... Талмуд, Биографии
, Рав Александр Кац ... title=" Талмуд, Биографии
, Рав Александр Кац ...
Р. Шешет пользовался высоким авторитетом законоучителя — «его законодательные решения были так крепки и прочны, как будто изготовлены из металла»
Рав Шешет — выдающийся знаток устной традиции и законоучитель. Ученик р. Уны (см.), близкий друг р. Хисды (см.) и его постоянный оппонент в законодательных обсуждениях (Седер адорот).
Р. Шешет был слеп (Брахот 58а), но компенсировал это своей исключительной памятью: он стал живой сокровищницей устной традиции; его знания были в высшей степени организованы и упорядочены (Эрувин 67а, Раши). Рассказывают, что каждые 30 дней р. Шешет повторял все, что хранилось в его памяти, — подобно богачу, он перебирал содержимое своей сокровищницы, и это доставляло ему особую душевную радость (Песахим 68б). Перед его всеобъемлющей эрудицией трепетали все его оппоненты, и даже р. Хисда, признанный глава поколения (Эрувин 67а).
Р. Шешет пользовался высоким авторитетом законоучителя — «его законодательные решения были так крепки и прочны, как будто изготовлены из металла» (Раши, Менахот 95б); и в случаях, когда возникали алахические разногласия между ним и р. Хисдой, закон устанавливался, как правило, именно в соответствии с его точкой зрения — поскольку «в качестве законоучителя он превосходил р. Хисду» (Тосафот, Эрувин 40а).
Рав Шешет основал свою ешиву в небольшом городке Шилахи, расположенном у реки Тигр (Послание рава Шриры Гаона). Он привлекал учеников именно тем, что его ответы всегда опирались на строго упорядоченные знания, а не на рассуждения или догадки (Зевахим 96б, Раши).
Среди его учеников были р. Йосеф бар Хия (см.) и Раба (см.) — лидеры третьего поколения мудрецов Вавилонии, а также Абае (см.) и Рава (см.) — лидеры четвертого поколения.
С разрешения издательства Швут Ами
Раби Йоханан и Реш Лакиш, главы этого поколения мудрецов, заложили основы Иерусалимского Талмуда. И хотя этот Талмуд был создан в знаменитых ешивах Тверии, Ципори и Лода, он получил имя разрушенного города, лишь раз в году, 9 ава, доступного для евреев — в этот день римские власти позволяли им приходить к уцелевшей стене Храма и оплакивать свою святыню.
И именно в этом поколении центр тяжести еврейского мира стал неумолимо смещаться в сторону Вавилонии: ешивы Неардеи, Суры и Пумбедиты привлекали тысячи и десятки тысяч знатоков Торы, перетягивая чашу весов.
На Земле Израиля
Раби Йоханан (ум. в 4039 /279/ г.) — глава мудрецов Земли Израиля, заложивший основы Иерусалимского Талмуда.
По свидетельству Талмуда, будущее величие р. Йоханана было предсказано еще до его появления на свет.
Однажды в пост Йом кипура его мать попросила есть — ей казалось, что ребенок в ее чреве требует еды. За алахическим решением обратились к р. Йеуде Анаси (см.), а он посоветовал, чтобы матери шепнули на ухо: «Сегодня Йом кипур!». Шепнули — и «ребенок в ее чреве перестал требовать пищи» (Йома 82б). И тогда р. Йеуда Анаси предсказал, что у этой женщины родится праведник и мудрец.
Р. Йоханан был сиротой от рождения — его мать умерла при родах, а отец — за несколько месяцев до его появления на свет (Кидушин 31б).
В юности он учился в ешиве у р. Йеуды Анаси (Хулин 54а,137б), а затем изучал Тору у р. Ханины бар Хамы (см.) и его друга р. Йеошуа бен Леви (см.) (Седер адорот). Однако основным его наставником стал р. Ошая (см.) — в его ешиве, расположенной в г. Кейсарии, р. Йоханан занимался 13 лет (ИТ Эрувин 5:1).
Когда период ученичества был завершен, он основал собственную ешиву в г. Тверии. Ближайшим его учеником, а затем талмид-хавером и неизменным оппонентом стал р. Шимон бен Лакиш (см.) — в большинстве трактатов Талмуда приведены алахические дискуссии между ними.
Р. Йоханан пользовался высочайшим авторитетом как законоучитель: даже в случаях, когда возникали разногласия во мнениях между ним и мудрецами старшего поколения — Равом (см.) и Шмуэлем (см.), алаха устанавливалась, как правило, в соответствии с его точкой зрения (Бейца 4а; Бава кама 104б, Тосафот).
Раби Йоханан отличался большой физической силой и исключительной красотой, подобной красоте Йосефа, сына праотца Яакова (Седер адорот). По свидетельству Талмуда, даже этой красотой, дарованной ему Б-гом, р. Йоханан старался приносить пользу людям: «вечерами он садился у ворот миквы, чтобы женщины, выходящие из нее, видели его лицо и рожали красивых детей» (Бава меция 84а).
В Талмуде также рассказывается: р. Йоханан был подвергнут тяжелейшему испытанию — в течение нескольких лет он похоронил всех своих десятерых сыновей. Но и это горе он использовал, чтобы помогать людям: с тех пор он навещал скорбящих и утешал их — и каждому из скорбящих его ноша казалась более легкой по сравнению с непереносимой ношей р. Йоханана (Брахот 5б; Бава батра 116а, Рашбам).
Он прожил очень долгую жизнь. На протяжении 80 лет возглавляя ешиву в Тверии, р. Йоханан подготовил десятки выдающихся учеников, среди которых особенно выделялись р. Ами (см.), р. Аси (см.) и р. Шмуэль бар Нахмани (см.) — лидеры следующего поколения мудрецов (Седер адорот).
Ешива р. Йоханана стала той мастерской, в которой создавался Талмуд Йерушалми (Иерусалимский Талмуд). И хотя работа была завершена лишь спустя столетие после смерти р. Йоханана, его вклад явился определяющим, — и великие историки еврейской мысли могли с полным основанием сказать: «Раби Йоханан составил Иерусалимский Талмуд» (Рамбам, Предисловие к Мишнэ Тора; Раавад, Седер акабала).
С разрешения издательства Швут Ами