Двадцать третий раздел книги «Дварим», который входит в нашу главу, одну за другой перечисляет разнообразные заповеди (в основном запреты), ограничиваясь стихом-двумя на каждую (Дварим, 23:19). В девятнадцатом стихе сказано: «Не доставь платы блудницы и вырученного за пса в Дом Г-спода, Б-га твоего, по какому-либо обету; ибо отвратительны Г-споду, Б-гу твоему, и то и другое». Раши объясняет: барашек, полученный в уплату за запретную физическую близость, непригоден для жертвоприношения. Тора говорит то же самое о ягненке, полученном в обмен на пса. Стих объясняет и почему нельзя. «Ибо отвратительны Г-споду, Б-гу твоему, и то и другое» (Дварим, 23:19), т. е. Б-г не желает принимать на праведное дело имущество, полученное неправедным, нечистым путем.
Стих этот имеет и более широкое толкование. Рамбан в комментарии на него говорит: нельзя, потому что, поступая так, грешник хочет сделать из своего греха мицву. И спокойно продолжать грешить. В качестве примера Рамбан приводит ситуацию из мидраша, когда блудница получает за свои услуги плату яблоками и раздает их больным. А на упреки в дурном поведении отвечает: «Я что, для себя?! Я для людей!»
В главе «Экев» книги «Дварим» сказано: «Ибо Г-сподь, ваш Б-г, Он Сильный над сильными и Владыка над владыками, Б-г великий, могучий и грозный, Который не лицеприятствует и не берет мзды» (Дварим, 10:17). Как это связано с нашей темой, и что значат эти слова? О какой «мзде» — взятке Г-споду, попытке подкупа — может идти речь?
В конце четвертой главы «Пиркей авот» (трактата «Поучения отцов») мы читаем: «ибо нет у Него (Всевышнего) места для несправедливости, забвения, лицеприятия, подкупа, и знай, что всему есть счет» (4:29). Относительно земного судьи такое утверждение можно было бы понять — он всего лишь человек, как всякий человек, он нуждается в деньгах, и его величие в том, что он не берет взяток. Но превозносить за неподкупность Всевышнего? Однако прочтя слова «нет у Него места для… подкупа, и знай, что всему есть счет» как характеристику системы, по который Всевышний правит миром, мы понимаем, что они значат: нельзя «выкупить» дурное дело добрым — «всему есть счет».
Рамбам пишет в своем комментарии на эту мишну: если человек совершил тысячу добрых дел и одно дурное, его счет не становится «плюс девятьсот девяносто девять». Он таким и остается: тысяча и один. Добрые дела не покрывают плохие. Человек, который оправдывает нарушение субботы тем, что дает из заработанного в субботу на ешивы или бедным, обманывает себя: его прегрешения эта цдака не искупает.
Итак, Всевышний неподкупен. Он еще и нелицеприятен, что по значению очень близко. Мы знаем, что Всевышний подвергал наказанию за неверный поступок самых великих праведников и награждал за хорошие дела самых отъявленных злодеев. В своем комментарии на «Пиркей авот» Рамбам приводит в пример наказание, которому подвергся Моше-рабейну за ошибку со скалой, и награду, которую получил разрушитель Храма Невухаднецар за проявленное в определенной ситуации уважение к Всевышнему, а также награду, которую Эсав, несмотря на все злодейства, получил за почитание родителей.
Счет за хорошее и плохое ведется отдельно. Понимание этого помогает нам правильно оценивать наше поведение в многообразных жизненных ситуациях. Человек должен знать, что он не искупает хорошим делом дурной поступок, но он должен знать и другое. Как бы много неверных поступков он ни совершил, Б-г радуется всякому его доброму делу и дорожит им. Нет положений, когда можно опустить руки и думать, что делать добро уже бессмысленно. Такова основная мысль Рамбама в «Игерет а-Шмад».
Пророк Ирмеяу, стоя у входа в Храм, передал евреям такое обращение Всевышнего: «Внимайте слову Г-спода, все иудеи, входящие в ворота эти для поклонения Г-споду! Так сказал Г-сподь воинств, Б-г Израиля: исправьте ваши пути и ваши деяния, и Я дам вам жить в этом месте. Не надейтесь на лживые слова говорящих: „это Храм Г-спода, Храм Г-спода, Храм Г-спода“, Но если вы действительно исправите ваши пути и ваши деяния… То Я дам вам жить на этом месте, на земле, которую Я дал отцам вашим на веки веков. А вы полагаетесь на слова лживые и бесполезные. Как?! Красть, убивать, прелюбодействовать, клясться лживо и воскуривать Баалу, и следовать за чужими богами… А [потом] приходить и предстоять предо Мною в этом доме, названном Моим именем, и говорить: „мы спасены“, чтобы [опять] совершать все эти мерзости?.. Ступайте же на Мое место в Шило, т уда, где Я прежде водворил Мое Имя, и посмотрите, что сделал Я с ним за злодеяния Моего народа, Израиля. А теперь за то, что вы делали все эти дела… и взывал Я к вам, а вы не отвечали, Сделаю Я с этим домом… на который вы надеетесь, и с местом этим, которое Я дал вам и вашим отцам, так же, как сделал Я с Шило» (Ирмеяу, 7:2 — 14). Мы, увы, знаем, что увещевания Ирмеяу не возымели действия и еще при его жизни Храм был разрушен.
Реб Хаим из Воложина рассказывает такую историю о Виленском гаоне — а-Гро. Как-то на постоялый двор, где находился Гаон, пришел крещеный еврей (явление исключительное в те времена!) и попросил выпить. А-Гро кивнул хозяину: «Потребуй у него, чтобы сказал благословение на водку». Посетитель отказался было: «Я крещен. Мы едим и пьем без благословения». А-Гро возразил ему: «Что бы ты ни заявлял, от этого ты не перестаешь быть евреем. И спрос с тебя и за хорошее, и за плохое, как с каждого еврея». Интересно, что эти слова произвели впечатление на выкреста, и он полностью вернулся к еврейству.
считается визитом. Маймонид классифицирует мицву посещения больных как исполнение заповеди «возлюби ...
— это раз- говор человека с Б-гом. Учение — это разговор Б-га с человеком. Если мы хотим, чтобы Б-г ...
... : right;" width="280" />
Зелиг Плишкин, современный ... в доме?
Бенджамин Блех, « ...
Раввин Зелиг Плишкин, современный ученый и преподаватель этики из Иерусалима, составил список из 10 правил удачного брака, подобранных из основополагающих учений иудаизма:
1. Сосредоточтесь на том, чтобы отдавать, а не брать. Если ваша цель — подарить радость партнеру, вы всегда найдете способ достичь ее. Вы также выиграете от этого, поскольку людям свойственна
взаимность.
2. Постарайтесь сохранить молчание, если ваш супруг (супруга) оскорбляет вас. Игнорируя пренебрежение и оскорбления, вы предотвратите много ненужных ссор. Минутное раздражение быстро пройдет.
3. Откажитесь от необоснованных ожиданий. Люди вступают в брак, ожидая от партнера слишком многого. Отказ от нереальных надежд предотвратит чувство неудовлетворенности и гнев. Не ждите, что ваш супруг окажется идеальным, и не сравнивайте его с другими.
4. Не спешите клеймить то, что вам не нравится. Постарайтесь взглянуть на все с другой стороны.
5. Подумайте, как сделать так, чтобы супруг захотел исполнить ваше желание. Если первая попытка провалилась, поищите другую стратегию. Помните, что тактичная похвала — отличный стимул.
6. Общаясь с супругом, никогда не упускайте из виду основную цель — счастливый брак. Если вы получаете негативный отклик, пересмотрите свой метод коммуникации; иными словами, измените свой подход.
7. Будьте готовы к компромиссу. Проявите желание сделать что-то, что вы не хотите делать, в ответ на аналогичное поведение партнера.
8. Не вините своего супруга и не осуждайте его за ошибки. Придумайте, как избежать повторения ошибок, не вызвав сопротивления и не оскорбив чувства супруга.
9. Живите настоящим. Что бы ни было в прошлом, оно миновало. Сосредоточтесь на улучшении текущей ситуации.
10. Спрашивайте себя: а что могу сделать я, чтобы создать приятную атмосферу в доме?
(Раввин Бенджамин Блех, «Иудаизм»)
Здесь самые лучшие сайты микрофинансовых организаций! кредиторро.рф - знает где взять займ онлайн, ...
Здесь самые лучшие сайты микрофинансовых организаций! кредиторро.рф - знает где взять займ онлайн, на карту, и через платежные системы
Комментарии Ривана, обладая безусловной самостоятельной ценностью, в то же время позволяют более полно и глубоко уяснить подход Раши к той или иной проблеме
Раби Йеуда бар Натан (Риван) — комментатор Талмуда; ученик и зять Раши.
Раши, у которого не было сыновей, выбирал женихов для своих дочерей из числа наиболее одаренных учеников. Свою старшую дочь, Мирьям, он отдал в жены Ривану.
Именно Риван, опираясь на рукописи Раши, создал окончательную редакцию его комментариев.
Сам Риван также написал комментарии к большей части Вавилонского Талмуда. В их основу легли составленные им в ешиве конспекты уроков Раши, а также многочисленные рукописи учителя. Комментарии Ривана, обладая безусловной самостоятельной ценностью, в то же время позволяют более полно и глубоко уяснить подход Раши к той или иной проблеме.
Наиболее известен и широко изучается комментарий Ривана к заключительной главе трактата Макот: здесь его комментарий помещен рядом с основным текстом Талмуда — вместо отсутствующего комментария Раши. Перед первыми словами Ривана пояснено: «Чистая душа нашего наставника (т.е. Раши) покинула его тело — далее он не прокомментировал. Отсюда и до конца — объяснение его ученика р. Йеуды бар Натана» (Макот 19б). Кроме того, в широко известном сборнике Шита мекубецет приведена значительная часть комментариев Ривана на трактат Ктубот.
В Тосафот упомянуты комментарии Ривана на Пятикнижие, но они до нас не дошли.
С разрешения издательства Швут Ами