И увидел фараон, что наступило облегчение, и отягчил сердце свое, и не послушал их…
Шмот, 8:11
Как-то я слышал от рава Нойгрешеля следующую выдуманную историю про некого крупного футболиста, к котором подошёл за недолгое время перед выходом на игровое поле странно одетый человек. «Я волшебник» — представился тот. Это утверждение рассмешило футболиста. «И что же ты можешь делать?» — спросил он. «Я знаю будущее» — ответил тот – «к примеру, могу показать тебе что-то, что через 60 лет». Футболист был весьма заинтригован и, несмотря на то, что у него осталось немного времени до важного матча, который должны смотреть больше сотни тысяч зрителей на стадионе и миллионы на экранах телевизора, обратился к волшебнику с просьбой показать ему это. Волшебник выдернул волосинку из своей бороды, и с потолка спустился экран. На экране был виден глубокий старик, прикованный к кровати. Вокруг него были его друзья и знакомые. Тот мучился от болей, стонал. Потом закрыл глаза и утих. Все поняли, что это его конец. Никто не был слишком огорчён, поскольку уже все были к этом готовы (к тому же – старик оставил солидное наследство).Речь зашла, о том, где и когда его хоронить, как делить имущество». Внезапно фильм прекратился. «Вот» — сказал волшебник – «это то, что ты желал посмотреть». «А кто это?» — спросил заворожённый футболист. «А это ты» — ответил волшебник. «Я?!!!» «Да, ты, но не волнуйся, это произойдёт лишь через шестьдесят лет. Перед тобой ещё долгие года жизни. А теперь иди играй, я не хочу тебя задерживать. Болельщики тебя уже ждут».
футболистыРав Нойрешаль задал публике риторический вопрос: «неужели этот футболист пойдёт играть как ни в чем не бывало, с тем же силами и с тем же энтузиазмом, которые у него были до того, как он увидел эти кадры?» Несомненно, нет. Но что же произошло? На первый взгляд, ничего нового футболиста не стало известно. Неужели до этого он считал, что никогда не умрёт. Или предполагал, что умрёт лучшим путём, чем тот, который ему показал волшебник. Казалось бы, он должен был чувствовать радость после того, как увидел этот фильм, ведь ему пообещали, что проживёт долгую жизнь и достигнет почти 90 лет. Несомненно, с точки зрения знания тут не было ничего нового. Однако на него повлияло то, что он увидел это перед своими глазами. На человека не оказывает серьёзное влияние то, что он знает, а именно то, что чувствует или видит перед своими глазами.
Подобное произошло и фараоном – когда он чувствовал тяжесть наказания, упрашивал Моше и Аарона молить Г-спода, чтобы Тот устранил жаб от него и его народа и обещал отпустить евреев. Однако же, когда почувствовал облегчение, передумал и не отпустил народ, несмотря на то, что, несомненно, понимал, что тем самым навлекает на себя и свой народ дополнительные наказания.
В трактате Тамид приводится, что Александр Македонский спросил как-то старцев Негева: «Кто мудр?» «Тот, кто видит будущее» — ответили они ему. Хафец Хаим уточняет, что не зря сказали старцы «видит», на не «знает». Не достаточно знать будущее, нужно его видеть перед своими глазами, поскольку только в таком случае эти знания повлияют на человека, утверждает Хафец Хаим.
2016-11-15 12:37:28
Ответ раввина: + развернуть текст сохранённая копия
Ответ раввина: На первый взгляд, отношение Торы к этому вопросу противоречиво. В одном стихе сказано, что снам доверять нельзя: «…и сновидения ложное рассказывают» (Зхарья 10, 2). Из другого стиха следует, что сны открывают человеку истину и им надо верить — ведь сам Всевышний говорит, что открывается пророкам во сне: «…если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним» (Бэмидбар 12, 6). nightmaresКроме того, в нескольких местах в Танахе рассказывается о вещих снах, например, о снах Йосефа, снах фараона и Невухаднецара.
Два вида снов: В Талмуде (Брахот 55 б), а также в Зоаре (Рэайа Мээймана б) объяснено, что это противоречие — кажущееся. Сказано в Талмуде, что, действительно, существует два «противоположных» вида снов.Одни «вкладывает человеку в голову» ангел. Эти сны открывают человеку будущее, чтобы он подготовил себя к тому, что его ожидает. Другие сны приходят через «беса», т.е. от различных сил нечистоты. Но есть и третий вид — сны, которые вызваны дневными раздумьями человека, как сказано в трактате Брахот (там же): «Показывают человеку (сны) только из того, о чём он думает».
Плохой сон
Но и истинные сны сбываются не полностью, как сказано в Талмуде (Брахот 55а): «Сказал рабби Берахья: “Сон, хотя и исполняется часть его, целиком не исполняется”». Причина этого заключается в том, что к каждому сну примешаны также и те мысли, о которых человек мыслил до сна. Трудно отличить истинный сон от неистинного, но обычно истинный сон человек видит очень ясно. И ещё сказано в Талмуде (Брахот 55 б): «Три (вида) снов сбываются: утренний сон; и сон, который человек видел о другом человеке; и сон, разъяснившийся во сне (т.е., во время сна человек слышит толкование сна). А некоторые говорят: и повторяющийся сон».
Волнение из-за снов Не стоит волноваться из-за снов, которые, по видимости, предвещают дурное, потому что человек не знает истинного смысла снов. Приведу пример из Талмуда (Брахот 56 б): «Бен-Дама, сын сестры рабби Ишмаэля, спросил у рабби Ишмаэля: “Я видел, что две мои щеки отвалились”. Ответил тот: “Два римских легиона подали о тебе дурной совет и умерли”. (Рот — орган речи — “связывает” щёки между собой, поэтому два римских легиона, которые дали дурной совет, уподобились во сне). Бен Дама, который не был мудрецом Торы, считал, что видел плохой сон. Однако рабби Йишаэль знал истинный смысл его снов, и поэтому показал, что это хорошие сны.
(переведенных на русский язык) о том кто такой Ишмаэль (сын Авраама) и арабы, какая у них роль в мире. Очень интересный и важный для понимания устройства мира материал. Большая просьба изучить его с каваной "рефуа шелема Рав Моше бен Рахэль". Рав Моше сделали тяжелейшую операцию и очень нужны наши молитвы для его скорейшего выздоровления! https://www.dropbox.com/…/%D0%98%D0%A8%D0%9C%D0%90%D0%AD%D0…
если не работает ссылка то скачайте по этой https://yadi.sk/i/Hw_IVWIwyXi4Y
5 вещей в иудаизме, которые Вас удивятИерусалимский Талмуд говорит, что Творец «спросит с нас» за разрешенные удовольствия этого мира, которые мы не позволяли себе намеренно (Кидушин, 4:12). Всевышний не создавал наслаждения этого мира для того, чтобы просто искушать нас. Наслаждайтесь прекрасным деликатесом, но делайте это внимательно, словно знаток, получая удовольствие от каждого кусочка. Именно в таком случае Вы сможете контролировать свое физическое тело, а не оно контролирует Вас.
рав самсон гиршВ конце своей жизни Рав Шимшон Рафаэль Гирш, величайший раввин Германии 19-го века, попросил своих учеников составить ему компанию в путешествии по Швейцарским Альпам. Он хотел быть уверенным, что в тот момент, когда ему предстоит предстать перед Творцом, на вопрос: «Шимшон, видел ли ты великолепие моих Альпийских гор?» — он ответит утвердительно.
Отречение от материального не соответствует еврейскому идеалу. В действительности, полная святость достигается именно благодаря правильному использованию материального мира. Задумайтесь о словах на иврите, имеющих отношение к слову КДУША (святость): КИДУШИН – брак мужчины и женщины, объединяющий их, КИДУШ на вино, ШАББАТ КОДЕШ, святой день Шаббат, в который заповедано есть прекрасные блюда и даже поспать немного подольше. Все эти заповеди сосредоточены вокруг физический действий. В соответствии с мировоззрением иудаизма, святость достигается именно с «возвышением» физического, а не отрицанием его. В Иудаизме есть Рай и Ад
Но, вероятно, не так, как вы себе это представляете.
рай и адГрядущий мир — это выражение отношений с Творцом и духовный мир, которые мы создали и развили в этом, физическом мире. То, как каждый из нас предстанет в Будущем мире, во многом зависит от того, как мы к этому готовились. Каждое решение, сделанное в этом мире, трансформирует нас и создает связь с грядущим миром, либо разрушает ее.
Представьте, что двое людей слушают концерт. Один из них изучал музыку, читал о композиторе и знаком с тем, как была написана эта симфония. Для него этот концерт невероятно содержателен и несет новую глубину восприятия и понимания. Другой человек попал случайно. Он ненавидит классическую музыку. Для него концерт скучен, и даже неприятен.
Один и тот же концерт, и такое разное понимание и впечатление.
концертНаша сущность не подвергается тотальной трансформации после того, как мы покинули этот мир. Как раз наоборот. Наша суть наиболее полно выразится и реализуется в грядущем мире. Боль от разрыва с грядущим миром, глубокое осознание того, кем мы могли бы стать, если бы сделали другой выбор, вот в чем особенность еврейского видение Ада. Не обязательно быть евреем, чтобы попасть в Рай. Кавчег, Глава Ноах Ковчег
В противоположность мнению антисемитов и просто незнающих людей, по Торе, не еврей может стать высокодуховной личностью, и так же заслужить место в грядущем мире.
Но обязанность соблюдать все заповеди Торы возложена только на евреев. Не евреям Тора предписывает соблюдение лишь 7 заповедей. Маймонид утверждает, что «Каждый из народов мира, соблюдающий 7 заповедей в служении Творцу, становится праведником, обретая свой удел в грядущем мире». Основа иудаизма – практичность и здравый смысл
Первая заповедь из 10 заповедей – ЗНАТЬ, ЧТО ЕСТЬ ТВОРЕЦ.
5 вещей в иудаизме, которые Вас удивятНекоторые религии требуют слепой веры, подтверждая свои убеждения лишь эмоциональными аргументами в правдивости своей веры. Тора учит нас выстраивать рациональный фундамент для веры. Верить в Бога потому, что Вы имеете достаточное количество исчерпывающих аргументов в подтверждение того, Творец реально существует. Используйте разум, а не сердце.
Вы можете иметь вопросы и сомнения или никогда не достигнуть 100% знания, но заповедь «ЗНАТЬ, ЧТО ЕСТЬ ТВОРЕЦ» учит нас тому, чтобы мы не довольствовались лишь верой. Ищите ответы на свои вопросы, вносите ясность, укрепляйте фундамент Вашей веры новыми знаниями и фактами. ЗНАЙТЕ, что Творец есть, а не слепо следуйте этому высказыванию. Следить за здоровьем заповедано нам Творцом
Чтобы жить полноценной духовной жизнью, нам требуется и полноценная физическая жизнь. Маймонид, великий философ и врач, писал в Мишне Тора: «В связи с тем, что поддержание здоровья в нашем теле заповедано Творцом, постижение и понимание Творца в состоянии болезни neневозможно. Обязанность человека избегать всего, что приносит вред телу, культивируя и развивая привычки, укрепляющие здоровье и жизненную энергию человека.»
Он также был активным сторонником спортивных упражнений. «Когда человек тренируется, нагружает свое тело и не переедает, то он не будет страдать от болезней и будет сильным… Однако, если не упражнять тело и не тренироваться, то даже здоровая пища не поможет… боль и страдания будут преследовать во все дни жизни его, а сила будет угасать.»
Так что не стоит доедать остатки ужина. Отправляйтесь лучше на пробежку. Ваше тело скажет вам спасибо. И точно также поступит Ваша душа.
Перевод с английского языка на русский сделан Аркадием Кодрянским и посвящается моим горячо любимым родителям: Татьяне и Александру Кодрянским; а также моим детям: Анне Каролине и Леону Кодрянским.