Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «раве»
«Если человек дает, 2016-10-28 22:40:56
даже не рассчитывая получить что-либо взамен, но твердо знает, что отдача — это получение, то одно ...
+ развернуть текст сохранённая копия
даже не рассчитывая получить что-либо взамен, но твердо знает, что отдача — это получение, то одно это знание превращает отдачу в получение.», саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Тэги: горовиц, йосеф-юзл, рав
Как понимать, что Всевышний создал человека «по Своему образу и подобию»? 2016-10-28 22:17:50
... этом, говорит рав Хаим, человек ... внимание: рав Хаим употребляет ... свет». Рав Хаим продолжает: ...
+ развернуть текст сохранённая копия
«И создал Всевышний человека по Своему образу и подобию». Как можно понять смысл этого текста Торы, если я знаю, что Всевышний вне времени и пространства и что Он бестелесный?
Авраам, ВолгоградЧетыре уровня толкования Торы Как известно, в Торе есть различные уровни. Есть уровень сод («тайна» — каббала), рэмез («намёк»), драш («толкование»), пшат («простой смысл»). Рав Хаим из Воложина пишет в начале своей знаменитой книги «Нэфеш а-Хаим»: на уровне сод «всё, что связано с образом и подобием, необычайно значимо, и в этом заключено большинство тайн Зоара». Далее он разъясняет это выражение на уровне пшата (простого смысла). Приведём его объяснение. Объяснение на простом уровнеРав Хаим пишет: речь не идёт о том, что Всевышний создал человека полностью подобным Самому Себе. Ведь у Всевышнего нет тела и Его нельзя постичь с помощью понятий материи и времени. Об этом сказано в книге пророка Йешаягу (40, 18): «И какой образ сопоставите с Ним?». Слова «по образу и подобию» означают, что человек в чём-то подобен Всевышнему. Подобно тому как царь Давид говорит (Тэилим 102, 7): «Уподобился я пеликану пустынному…». Понятно, сказанное не означает, что у царя Давида выросли крылья и клюв или что он уподобился пеликану формой тела. Речь идёт о том, что Давид скитался, подобно пеликану пустынному — птице, живущей в одиночестве, не имеющей постоянного гнезда. «Уподобился я пеликану пустынному…» Прежде чем объяснить, в чём же человек подобен Б-гу, рав Хаим обращает наше внимание на другую «проблему» в этом стихе. Сказано в Торе (Бэрешит 1, 27): «И сотворил Б-г (Элоким) человека по образу Своему, по образу Б-жию (Элоким) сотворил его…». Мы знаем, что Всевышнего называют различными Именами (см. «Как зовут Б-га?»). Почему в приведённом стихе используется именно имя Элоким? Рав Хаим из Воложина объясняет: в Шулхан Арухе (Орах Хаим 5) приводится, что имя Элоким указывает на всесилие Б-га (слово элока означает на иврите «сила»). Это имя говорит о том, что любая сила в любом из миров каждое мгновение зависит только от Б-га. Всевышний поддерживает их каждое мгновение, только Он является источником силы и мощи (см. «Как это “нет ничего, кроме Б-га”?»), и Он управляет этими силами каждое мгновение. В этом, говорит рав Хаим, человек частично подобен Б-гу. Желание Всевышнего было в том, чтобы действия человека имели влияние на эти силы. Своими добрыми делами, словами и мыслями человек поддерживает некоторые высшие святые силы и миры, добавляет им святости и света. И, не дай Б-г, наоборот: своими недобрыми делами, словами и мыслями человек разрушает какие-то высшие святые силы и миры — без счёта. ИтогРав Хаим подводит итог: «Потому и сказано (Берешит 1, 27): “И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию …”, “…ибо по образу Б-жию создал Он человека” (Берешит 9, 6). Всевышний владеет всеми силами во всех мирах и управляет ими каждое мгновение по воле Своей. И человека Он поставил по воле Своей управлять тысячами тысяч сил и миров со всеми их делами и устройством каждое мгновение, чтобы влияли на них дела, и слова, и мысли человека, как будто от человека также зависит их сила». (Здесь важно обратить внимание: рав Хаим употребляет слова «как будто». Понятно, что человек не является властелином всех этих сил, не имеет на них «самостоятельного» влияния. Человек может влиять на эти силы и миры лишь потому, что таково желание Всевышнего — чтобы различные духовные силы зависели от действий человека). Этический выводВ заключение приведём этический вывод, который делает отсюда рав Хаим (там же, часть 4): «Пусть ни один еврей не скажет, не дай Б-г, в своём сердце: “Кто я и что моя сила, чтобы я мог совершить своими жалкими действиями хоть что-то в этом мире”. Но должен понимать, и знать, и утвердить в мыслях своего сердца, что ни одна частица его дел, и слов, и мыслей в каждую минуту и мгновение не пропадает, и как велики его дела, насколько огромны и возвышенны: ведь каждое из них поднимается, как предписано, чтобы воздействовать в высотах высот, на высшие миры и свет». Рав Хаим продолжает: «И, действительно, у того, кто вдумается в это хорошо, сердце затрепещет от ужаса и страха, когда он поймёт, на каком уровне его недобрые, не дай Б-г, дела оказывают влияние, что он портит и разрушает [даже] небольшим грехом».
Тэги: вопрос, куклин, рав, раввину, реувен
Дайте удобовразумительный ответ! 2016-10-28 13:14:22
Здравствуйте. Я христианин, но вопрос мой о том, на что в христианстве я удобовразумительного ответа ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Здравствуйте. Я христианин, но вопрос мой о том, на что в христианстве я удобовразумительного ответа так и не нашёл. В 20-ой главе Исхода, стих 6, написано о милости до тысячных (до тысячи) поколений. Христиане говорят о последнем времени, и в иудаизме, насколько я знаю, Земле (в том виде, как она есть) отведено тоже 6 тысяч лет. Однако несложный расчёт показывает, что при самом смелом предположении даёт лишь 8—9 поколений за 100 лет, то есть для 1000 родов, необходимо 12000 лет, а значит, человечество ещё даже не приблизилось к середине своего существования. Мой вопрос: где ошибка — в летоисчислении или в утверждении о близком конце этого мира? Вы задаёте интересный вопрос. Дело здесь в особенностях святого языка. «Тысяча» (элеф) — самое большое число, существующее в святом языке. В нём нет слов, обозначающих «миллион» и «миллиард». Эти понятия передаются с помощью слова «тысяча», например, «тысяча тысяч»[1]. Поэтому слово «тысяча» обозначает не только точное количество чего-либо, но и «максимум», «максимально возможное количество» чего-либо. В этом последнем значении слово «тысяча» употреблено, например, в стихе в книге Царей I (3, 4): «…тысячу всесожжений вознёс Соломон на том жертвеннике». Т.е. царь Соломон совершил максимально возможное для него число жертвоприношений. В этом же значении употреблено слово «тысяча» в стихе Царей I, 5, 12. Там сказано о царе Соломон: «И изрёк он три тысячи притч…». Это означает, что царь изрёк по тысяче (множеству) притч на каждую из трёх «тем»: Тора, мудрость и этика (Виленский Гаон писал, что книга Притч содержит три части, каждая из которых посвящена одной из тем). В том стихе, который Вы приводите («…творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»), имеется в виду, что Всевышний творит милость любящим Его до конца всех поколений. И так разъясняет этот стих великий комментатор Писания Ибн-Эзра. Он пишет, что слова «до тысячных родов» означают «всегда». [1] См., к примеру, Диврэй а-Йамим (I 22, 14): «И вот, в страдании моём приготовил я для дома Господня сто тысяч талантов золота и тысячу тысяч талантов серебра».
Тэги: берешит, глава, куклин, недельная, рав, реувен
Насколько важно выбрать праведную жену? 2016-10-28 12:24:27
Здравствуйте. Я очень благодарен Вам за ответ. Больше всего я удивился своей реакции на него — ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Здравствуйте. Я очень благодарен Вам за ответ. Больше всего я удивился своей реакции на него — я принял его полностью. Я не знаю, могу ли я задать Вам ещё несколько вопросов, но попробую. Сколько времени Адам и Ева прожили в Эдене? Этот вопрос меня волнует с точки зрения семейных отношений. Ева ещё как-то, хоть и безуспешно, пыталась спорить со змеем, а Адам безропотно подчинился Еве, почему? По-видимому, между ними уже успели сложиться какие-то отношения, тогда какова роль каждого в этих отношениях? По-моему, налицо какой-то перекос, но это же происходит в Эдене, до грехопадения. Вы пишете, что удивились тому, что полностью приняли мой ответ. Из этих слов я понимаю, что Вы человек, который не с лёгкостью принимает утверждения других. С точки зрения иудаизма это большое достоинство, присущее обычно мудрецам Торы. В Талмуде сказано (трактат Таанит 4 а): «Мудрец, который не твёрд, как железо, — не мудрец». Имеется в виду, что мудрый человек должен быть твёрд в своих убеждениях, не менять их с лёгкостью. Только после основательного интеллектуального анализа мудрый человек примет новые для него идеи. Однако если в результате интеллектуального анализа мудрый человек видит истинность этих убеждений, он их принимает. В трактате Пиркей Авот (5, 7) мудрецы перечисляют качества, необходимые мудрецу. Одно из этих качеств: «Соглашается с истиной». Поскольку ответ, который я Вам послал, — не мой, а еврейских мудрецов, комментаторов Торы, его истинность очевидна (как и истинность всех слов мудрецов — для того, кто в них вдумается). И Вы, как мудрый человек, увидели его истинность и с ним согласились. Относительно Вашего вопроса об Адаме Мудрецы говорят (Мидраш Ваикра Рабба 21, 1), что в тот день, когда Адам был создан, он согрешил. Действительно, удивительно: из этих слов мудрецов видно, с какой лёгкостью Еве удалось убедить мужа. Отсюда можно сделать вывод о том, насколько велико влияние жены на мужа. Этот момент подчёркивает самый мудрый из всех людей, царь Соломон, говоря (Притчи 14, 1): «Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками». В этом стихе «домом» называется семья. Речь идёт о способность жены положительно (либо отрицательно) влиять не мужа. Праведная женаМидраш («Бэрэшит Рабба» 17, 7) приводит историю о праведнике, женатом на праведнице. По прошествии немалого времени у них не было совместных детей. Сказали они друг дугу: «Б-гу важно, чтобы у людей были дети. Нам важно поискать себе другую пару. Возможно, таким образом мы удостоимся детей». Праведник и праведница развелись. Так получилось, что праведник женился на грешнице, а также его жена вышла замуж за грешника. Праведник под влиянием грешной жены стал также грешником, а грешник под влиянием праведной жены стал праведником. Заканчивает Мидраш: «Из этого мы учим, что всё от женщины». Т.е. её влияние на мужа гораздо более весомо, чем влияние мужа на его жену. Подобное мы можем видеть и из слов мидраша «Пиркей дерабби Элиезер» (40-ая часть). Мидраш объясняет, почему при получении Торы Творец обратился прежде к женщинам, как сказано «И Моисей взошел к Б-гу, и воззвал к нему Б-г горы, сказав: Так скажи дому Якова и возгласи сынам Исраэля» (по мнению мудрецов (Мехильта), «дом Якова» — это обращение к женщинам). Мидраш утверждает, что причина этого заключается в том, что мужчины ведут себя согласно мнению их жён. Из этого мы видим, какая огромная ответственность лежит на женщине в построении семьи, и насколько важно мужчине выбирать праведную жену.
Тэги: берешит, глава, жена, куклин, недельная, рав, реувен
Не перепрыгивай ступеньки! 2016-10-27 23:35:25
У царя одной страны была единственная дочь. Красавица, умница и, конечно, – любимая. Пришло ...
+ развернуть текст сохранённая копия
У царя одной страны была единственная дочь. Красавица, умница и, конечно, – любимая. Пришло время искать для дочери жениха. Царь задумался, какое испытание придумать для потенциальных претендентов на руку царевны и корону государства (конечно же, в далеком будущем)? И придумал. Он построил башню высотой 100 этажей и объявил, что мужем царевны станет тот, кто первым доберется до вершины башни. Подданные царя недоумевали: неужто царь увлекся новомодными веяниями и ищет спортивного жениха с крепкими ногами? Что будет со страной, если на трон воссядет быстроногий бегун? И вот наступил день состязаний. Со всего мира в столицу съехались самые быстрые и выносливые бегуны; они прохаживались вокруг башни, задирали головы вверх, смотрели на исчезающую в вышине верхушку башни и похвалялись своей силой и скоростью. Среди претендентов был один молодой человеке, совершенно обычный, неспортивного вида, который держал в руке фляжку с водой. Град насмешек посыпался на него со всех сторон – как от участников состязания, так и от зрителей: – Не позорился бы ты! Лучше сразу сойди с дистанции! Некоторые зрители заключали пари, на каком этаже молодой человек сойдет с дистанции. И вот дан старт. Бегуны припустились вверх, они прыгали через одну, две, а то и три ступени. А молодой человек неторопливо, ступенька за ступенькой, поднимался вверх, каждые три этажа он присаживался, отдыхал, отпивал из фляжки воды и шел дальше. Естественно, все претенденты обогнали его на много-много этажей, но он невозмутимо после каждых трех этажей усаживался на ступеньки, пил, отдыхал и шел дальше. И вот… миновав десятый этаж, он нагнал одного из участников, который задыхался от быстрого подъема. Тот стоял, склонившись, тяжело дыша, и не мог сделать и шага. Молодой человек в том же темпе пошел дальше, и теперь на каждом этаже он нагонял запыхавшихся, измученных претендентов, у которых не было сил пошевелить пальцем. На 90-ом этаж он догнал последнего, самого выносливого бегуна. Тот не мог ни говорить, ни двигаться, а только молча смотрел на лестницу, ведущую к вершине, к призу, который казался таким близким и так легко достижимым! Наш молодой человек передохнул, попил и пошел дальше. Как вы, конечно, догадываетесь, он добрался до вершины. Во время торжественной церемонии, когда царь объявил победителя женихом, придворные спросили царя, почему он решил устроить именно такое состязание. Царь ответил: «Нетерпеливый быстро загорается и быстро гаснет. Я хотел, чтобы моя любимая, единственная дочь досталась человеку, который знает, чего он хочет, и знает, как добиться своей цели. Я хотел, чтобы мужем моей дочери стал человек, чей огонь не угаснет на полпути». Сказал царь Шломо, мудрейший среди всех людей (19, 2-3): «Тот, кто спешит ногами – грешник. Глупость человека исказит его путь, а на Г-спода будет сердиться сердце его». Комментирует Виленский Гаон: «Иногда человек начинает усердно изучать Тору и выполнять заповеди, но вскоре прекращает, поскольку он испытывает непосильную тяжесть и не видит помощи с Небес. Этот человек сердится на Творца: почему Тот не помог ему? Однако в действительности он сам виноват в своем падении, ведь он должен был продвигаться постепенно, и только таким образом у него была возможность преуспеть, но этот человек не обдумал заранее свой путь, исказил его, и поэтому не удостоился помощи с Небес».
Тэги: куклин, мировоззрение, рав, реувен, статья
Главная / Главные темы / Тэг «раве»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|