чрезвычайно вредные, кото- рых не следует человеку есть никогда, как скажем, большая старая соленая ...
... — аббревиатураслов «
Ицхак аль Фаси ... решений, вынесенных Рифом.
Йосеф Каро (см ...
Этот кодекс составлен на основе Вавилонского Талмуда: из всего обширного текста отобраны только те фрагменты, которые имеют отношение к принятию алахических решений.
Раби Ицхак бар Яаков Альфаси (Риф; 4773-4863 /1013-1103/ гг.) — один из величайших еврейских законоучителей всех времен.
Родился в Алжире. Учился у р. Нисима бар Яакова (см.) и р. Хананеля бар Хушиэля (см.), руководителей ешивы в Кайруане (Тунис).
Завершив период ученичества, возглавил ешиву в марокканском городе Фесе, ставшую под его руководством значительным центром изучения Торы, — отсюда и имя, под которым он прославился в еврейском мире: «аль Фаси» — из Феса (Риф — аббревиатураслов «Рав Ицхак аль Фаси»).
В 4848 /1088/ году семидесятипятилетнего мудреца оклеветали перед султаном, и ему пришлось бежать из Марокко. Обосновавшись в Испании, Риф основал ешиву в городе Лусене, расположенном южнее Кордовы. Он стал общепризнанным главой поколения — со всех концов диаспоры к нему направляли алахические вопросы, — его респонсы впоследствии были собраны в книге Тшувота-Риф.
Основным трудом Рифа является свод законов, известный под названием Алахот а-Риф. Этот кодекс составлен на основе Вавилонского Талмуда: из всего обширного текста отобраны только те фрагменты, которые имеют отношение к принятию алахических решений. И в тех местах, где Талмуд приводит лишь полемику мудрецов, но не выносит окончательного решения по обсуждаемому вопросу, — Риф сам устанавливает закон на основе мнения одной из сторон. Риф включил в свой свод только те законы, которые выполняются и в период изгнания.
Кодекс Рифа называют также Талмуд Катан (Малый Талмуд). Эту книгу комментировали многие величайшие мудрецы: Рамбан (см.), рабейну Йона (см.), р. Нисим Геронди (Ран; см.), р. Йосеф Хавива (см.), автор книги Нимукей Йосеф, и др.
Все законоучителя последующих поколений исходили из решений, вынесенных Рифом. Рав Йосеф Каро (см.), составитель Шульхан аруха, писал, что в своей работе «опирался на три столпа закона, на которых держится все здание народа Израиля: на кодексы Рифа, Рамбама (см.) и Роша (см.)».
Ближайшим учеником Рифа был р. Йосеф Ибн Мигаш (см.), сменивший его во главе ешивы в Лусене. Среди учеников Рифа были также выдающиеся мудрецы и поэты следующего поколения р. Моше Ибн Эзра (см.) и р. Йеуда Алеви (см.).
Риф скончался в Лусене 11 ияра 4863 /1103/ года в возрасте девяноста лет.
С разрешения издательства Швут Ами
«Человек должен в первую очередь заботиться о потребностях души, а потом уже о потребностях тела. Но ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Основатель ешивы в Кордлове, который был похищен пиратами
Раби Моше бар Ханох (р. Моше Ашавуй; ум. ок. 4725 /965/ г.) — основатель ешивы в Кордове.
Изучал Тору в ешивах Вавилонии. Во главе депутации мудрецов он был направлен в Европу для сбора пожертвований. Недалеко от побережья южной Италии корабль захватили арабские пираты. Жена р. Моше погибла, а он сам и его сын Ханох (см.) были проданы в рабство, а затем выкуплены евреями Кордовы, — отсюда и его прозвище Ашавуй (пленный).
Глубочайшие познания р. Моше в законах Торы поразили глав еврейской общины: он был избран даяном, а затем раввином Кордовы и главой основанной им ешивы (Раавад, Седер акабала). Со всей Испании к нему обращались со сложными алахическими вопросами: его респонсы (ответы) сохранились во многих алахических сборниках, и более всего, в книге Аитур, составленной два века спустя р. Ицхаком из Марселя (см.).
Ближайшими учениками р. Моше были его сын Ханох бар Моше и р. Йосеф Ибн Авитор (см.), лидеры следующего поколения мудрецов Испании.
С разрешения издательства Швут Ами
Тэги:
<<еврейские,
александр,
биографии,
испания,
кац,
кордова,
мудрецы>>,
рав,
раввинов,
темы:,
цикла
Рав Шемарья бар Эльханан
2016-02-09 12:17:54
... ;" width="200" />
Рав Шемарья бар Эльханан ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Основатель известной египетской ешивы
Рав Шемарья бар Эльханан (умер в 4772 /1011/ г.) — основатель ешивы в египетском городе Фостате (Старом Каире).
Учился у своего отца, р. Эльханана, раввина Фостата. В дальнейшем изучал Тору в ешиве Пумбедиты, был одним из ближайших учеников главы ешивы р. Шриры Гаона.
Вместе с другими вавилонскими мудрецами — р. Моше бар Ханохом и р. Хушиэлем бар Элхананом — он был захвачен арабскими пиратами. Впоследствии его выкупила из рабства еврейская община г. Александрии (Раавад, Седер акабала). Р. Шемарья возвратился в родной Фостат и основал там ешиву, в которой наряду с Вавилонским изучался и Иерусалимский Талмуд. Он поддерживал тесные связи со знатоками Торы в Вавилонии, Земле Израиля и северной Африке — известно восторженное послание, обращенное к нему р. Дунашем бен Лабратом, главой еврейской общины г. Феса (Марокко).
Тэги:
<<еврейские,
александр,
биографии,
кац,
мудрецы>>,
рав,
раввинов,
редакция,
темы:,
толдот.ру,
цикла