Блажь
2015-07-14 10:52:30
автор текста: раввин
Реувен Пятигорский (Иерусалим)
Мой друг поделился своим ...
+ развернуть текст сохранённая копия
автор текста: раввин
Реувен Пятигорский (Иерусалим)
Мой друг поделился своим соображением на одну тему. Получилось резковато, я бы выбрал другие слова, но что-то во всем этом есть. Посудите сами.
– Еще ни разу не довелось мне слышать, – так сказал мой друг, – чтобы хоть один богатый еврей, занимаясь филантропией, испугался славы идиота. (Тут я закашлялся.) Он будет тратить свои деньги на любую блажь, искренне веря в то, что его проекты помогают еврейскому народу. Причем логика неотразима: он богат – значит, умен. А раз умен, то сам знает, что народу нужно, а что вредит. И никто ему не указ. С последним аргументом трудно не согласиться. Какой из меня указ (мой друг ткнул пальцем себе в грудь), когда я и на пенсию не наработал!
Выслушав тираду, я уточнил:
– А если бы мы стали богачами, вели б себя иначе?
Друг подумал и сказал:
– Если бы я был богатым, то по поводу любого проекта советовался бы со специалистами и экспертами.
– Если бы ты советовался с экспертами, – подумалось мне (но не сказалось), – ты бы не был богачом. Ибо для обогащения надо обладать авантюрной натурой, готовой на риск, что почти всегда идет вразрез с мнением специалистов. И еще – надо обладать известной долей везения. А это всегда с неба! Так что на пути к богатству тебе придется опираться только на себя и на веру в помощь небес. И это качество в тебе закрепится настолько, что ты будешь доверять только себе и небесам (называя небесами свою интуицию). И когда придет время сочинять проекты для еврейского народа – ты тоже все предпримешь самостоятельно, несмотря на советы со стороны экспертов, советников и доброхотов.
Мысль: слава Б-гу, что небеса не реализуют все, что мне кажется полезным, разумным и необходимым для моего народа в целом и меня самого в частности.
(Это вдогонку моему предыдущему посту про ослицу Билама.)
Тэги:
мусар,
пятигорский,
рав,
то-сё
Билам
2015-07-06 00:44:24
... : medium;">автор текста:
рав Пятигорский (Иерусалим)
+ развернуть текст сохранённая копия
автор текста: рав Пятигорский (Иерусалим)
Поехал Билам проклинать евреев, но встал ангел на дороге и не давал биламовой ослице проехать. Так мы читаем текст: ангел мешал Биламу, потому что тот задумал сделать зло праведному народу. Все понятно, но так ли было на самом деле?
Смотрите, после всех диалогов человека с ослицей, после избиения бедного животного, ангел появился в визуальной плоти, открылся воочию и повторил слова Всевышнего, сказанные раньше: езжай, но говорить будешь лишь то, что Я тебе скажу.
Так ведь то же самое ангел мог сообщить Биламу и без садистской мизансцены на узкой дороге. Все равно в конце концов разрешил!
На самом деле, конечно, никакому Биламу ангел не мешал. Он мешал ослице, а не человеку. Человеку
он дал полную свободу действий. При этом даже указание говорить лишь то, что скажут с небес, оставляет широкое поле для маневров. Важны не только слова, но и намерение, смысл слов, их интонация. Можно произнести один и тот же текст серьезно, а можно с издевкой, со злой иронией – чтобы вызвать противоположную реакцию. Чем Билам и воспользовался. Другое дело, что его сделали магнитофоном "Яуза", лишив собственного языка и вложив в него запись крупнейшего в еврейской истории благословения.
Тогда зачем ангел не давал дорогу ослице?
Чтобы показать Биламу, что в мире, кроме его желаний, есть много персонажей и у них тоже полно желаний, не все из которых исполняются. Даже у фауны есть свои стремления и планы на ближайшую жизнь! Твоя ослица, понукаемая тобой, хочет пройти – а ей не дают. То же самое с тобой: ты хочешь сказать проклятие – а тебе не дадут. Смирись с этим, так устроен мир!
Короче, это послание не злодеям-пророкам и их ослам, а нам с вами. Знайте, что окружающий мир надежно защищен от пагубного действия наших планов, желаний и расчетов. Хорошее, может быть, реализуется. Плохое пройдет через фильтр проверки и будет отвергнуто. Хотя порой не сразу. И даже если злу будет дано свершится, оно вернется бумерангом к исполнителю и кроме наказания он никакого другого "удовлетворения" от содеянного не получит.
Ангел помешал ослу, а злодею была дана зеленая улица. Уж лучше быть ослом, чем злодеем.
**
Принято считать, будто Билам повторил слова, переданные ему с небес. Свою заготовку он "озвучить" не смог – рот свело, мозги отключились. Есть даже тексты, в которых приводится как бы оригинал проклятия, сочиненного злым пророком.
Но есть ли нужда в таких текстах? Возможно, Билам сказал именно то, что задумал, слово в слово. Вот только его намерение, "кавана", было другим. Не тем, что обычно сопровождают благословения.
Билам мог рассуждать так. Евреи уже совершили много ошибок. Всевышний даже собирался их уничтожить. Значит, сделаем так: поднимем планку их праведности – чтобы с них было спрошено как с полных праведников. Тогда любое нарушение наказывается по более строгой мере, нежели проступок обычных людей-неправедников.
Но не получилось! Планка Биламом была поднята на недосягаемую высоту – а евреев не наказали, хотя прегрешений у них, и правда, было много. Почему? Потому что уже было сказано: "проклинающих тебя прокляну".
Но согласитесь, нельзя отказать Биламу в смелости попытки!
**
Проклятие злодея обернулось народу-праведнику благословением. Это такое правило: если тебя проклинает злодей – знай, что в твой адрес только что сказали благословение. Если ты праведник, конечно. Ну так старайся быть праведником!
А что с проклятием из уст праведника?
Чтобы долго не говорить, давайте приведем таблицу.
Таблица 1. Один проклял другого. Во что превращается проклятие для этого другого?
проклятие |
В адрес злодея |
В адрес праведника |
Из уст злодея |
нейтрализуется* |
благословение |
Из уст праведника |
проклятие |
нейтрализуется** |
* Это наказание для злодея, который проклинает: "никого не проклинай". Ты лишен права влиять на мир.
** Это действие правила: "проклинающего тебя прокляну". Но заслуга праведника (который проклинает) нейтрализует его ошибку. Хотя лучше бы ему больше ее не повторять. Иначе перейдет из категории праведников в категорию заурядных злодеев.
А что с простыми людьми?
Поскольку простой человек, по определению Рамбама, наполовину грешен, наполовину праведен, то и действие проклятия в его адрес представляет собой микс из того, что указано в таблице.
Есть еще и такая диспозиция: что происходит с самим проклинающим?
Таблица 2. Один проклял другого. Во что превращается проклятие для него самого?
проклятие |
В адрес злодея |
В адрес праведника |
Из уст злодея |
нейтральное действие |
проклятие для него самого |
Из уст праведника |
нейтральное действие |
проклятие для него самого |
Но это с проклятиями. А что с благословениями?
Таблица 3. Один благословил другого. Во что превращается благословение для этого другого?
благословение |
В адрес злодея |
В адрес праведника |
Из уст злодея |
проклятие |
благословение |
Из уст праведника |
нейтрализуется* |
благословение |
* Действие правила: "не проклинай". Потому что даже у злодея могут быть заслуги праотцев. Тем более, если он еврей.
Даже пояснять не надо, настолько все очевидно.
Кстати, о благословениях и проклятиях уже писалось.
Тэги:
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел,
тора,
хидуш
Макот 12. Такие разные неевреи
2015-06-22 11:46:06
+ развернуть текст сохранённая копия
43:31 │ 497,8МБ │ скачать │ скачать в .mp3
Города-убежища — не только для сыновей Яакова
Материалы к уроку:
Лист Талмуда
Вспомогательный конспект
Тэги:
<<учим,
видеоуроки,
глава>>,
макот,
пятигорский,
рав,
реувен,
талмуд,
талмуд.,
темы:,
трактат,
цикла
Шмуэль Анагид — Раби Шмуэль бар Йосеф Алеви
2015-06-11 17:54:18
+ развернуть текст сохранённая копия
Биография раввина
Раби Шмуэль бар Йосеф Алеви (р. Шмуэль Анагид; 4753—4816 /993—1056/ гг.) — глава еврейской общины Андалузии.
Родился в Кордове. Изучал Писание и грамматику святого языка у р. Йеуды Ибн Хаюджа (см.), а Талмуд — у р. Ханоха бар Моше (см.).
В 4773 /1013/ году Кордову опустошили берберы, и евреи были вынуждены бежать из города. Р. Шмуэль нашел убежище в Малаге, портовом городе на юге мусульманской Гренады. Его выдающиеся познания в арабской грамматике и искусство каллиграфии обратили на себя внимание двора — в 4780 /1020/ году р. Шмуэль был назначен писцом халифа; он также исполнял обязанности министра финансов. В 4787 /1027/ году р. Шмуэль становится главным визирем гренадского халифата: в течение тридцати лет он направлял внутреннюю и внешнюю политику государства, выходил впереди армии на войну. За годы его правления власть гренадских халифов распространилась на весь юг Испании.
Его мудрость стала легендарной. Предание рассказывает, что однажды знатный араб оскорбил р. Шмуэля в присутствии самого халифа. Халиф приказал наказать араба за сквернословие, вырвав ему язык. Но р. Шмуэль вместе этого послал своему обидчику богатый подарок, превратив его в своего приверженца. Спустя некоторое время халиф грозно спросил, почему не выполнен его приказ. Р. Шмуэль ответил, что, в соответствии с приказом халифа, он уже вырвал у вельможи его злой язык и вставил вместо него иной, добрый.
Все эти годы р. Шмуэль возглавлял еврейскую общину Гренады — евреи Андалузии называли его почетным именем Анагид (вождь, правитель). Он был также главой ешивы Гренады. Его дом был местом сбора знатоков Торы, там работали и многочисленные писцы, изготовлявшие свитки Торы и Талмуда — эти свитки р. Шмуэль передавал в различные общины диаспоры. На свои средства он строил дома учения и поддерживал еврейские общины по всей Испании, а также в северной Африке и на юге Италии (Раавад, Седер акабала). Он вел постоянную переписку с величайшими мудрецами своей эпохи: р. Айем (см.), гаоном ешивы в Пумбедите, и р. Нисимом бар Яаковом (см.), главой общины г. Кайруана в северной Африке, — р. Шмуэль направлял им свои алахические сочинения и песни.
Р. Шмуэль обладал исключительной работоспособностью и умением сконцентрировать свои мысли: современники свидетельствовали, что он одновременно диктовал нескольким писцам различные сочинения, удерживая в своем сознании целый ряд несвязанных друг с другом тем (Праким бетолдот Исраэль).
Им были созданы комментарии на Талмуд и многочисленные респонсы (тшувот), а также большой алахический трактат Илхета гевурта, на который опирался при составлении своего классического кодекса р. Ицхак Альфаси (Риф, см.), — однако из всех его сочинений полностью сохранился только сборник гимнов и песен; уцелевшие фрагменты из трактата Илхета гевурта были опубликованы в 5722 /1962/ году.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Тэги:
<<еврейские,
александр,
анагид,
биографии,
испания,
кац,
мудрецы>>,
рав,
раввинов,
ришоним,
темы:,
цикла,
шмуэль
Учимся и развиваемся
2015-05-27 12:11:20
... мудреца —
рава Кука. Он говорил ... своего еврейства.
Рав Кук предложил динамический ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор текста: M. Bruk
27.05.2015 03:36
Недавно несколько моих коллег из Израиля пригласили меня присоединиться к проекту изучения индуизма, чтобы найти интересные пути обогатить еврейскую мудрость. Другие мои коллеги по этому поводу попытались возмутиться, что негоже правоверному еврею интересоваться чуждыми системами — лучше глубже изучать свою.
Подход Рава Кука
Стоит рассказать о подходе к таким ситуациям великого еврейского религиозного мудреца — рава Кука. Он говорил, что в классическом варианте евреи раскалываются на два лагеря. Одни замыкаются в своей системе (ортодоксальные евреи) и не хотят интересоваться ничем, что находится вне их системы. Другие «убегают» к чужой системе и при этом теряют интерес к
своей, то есть оказываются «номинальными» светскими евреями, ничего не знающими о сути своего еврейства.
Рав Кук предложил динамический подход. Он сказал, что все евреи неравнодушны к своему, но все выражают это по-разному и что те, кто «убегают» в чужие системы, чувствуют, что в своей системе не хватает каких-то аспектов, которые они находят в других системах. Мы не должны осуждать «убегантов» (перебежчиков), а должны начать изучать ту систему, в которую они убежали, чтобы извлечь из нее ценные и интересные подходы и идеи, которые можно использовать для кошерного (что очень важно) развития и обогащения своей системы.
То есть в каждой системе есть свои ценные особенности, которые при правильном описании могут не просто не противоречить своему родному иудаизму, но и раскрыть в нем новые и интересные грани, которые будут при этом важными и эффективными.
От множества к сложному единству
Раньше я считал, что наши авраамические религии выражают суть Единого Б-га, буддизм вообще обходится без Б-га, а индуизм — это пример многобожия. Но мои коллеги показали мне статью «Монотеизм в индуизме», и я увидел интересную ситуацию.
Сами индусские мудрецы, понимая ценность идеи Единства Б-га, постепенно развивали понимание индуизма так, что приходили к тому, как разнообразных мелких и крупных богов преобразовать в проявления Единого Б-га.
И сейчас существует интересная литература о таком понимании. Для тех, кто читает по-английски, — недавно вышла книга Dr. Devdutt Pattanaik «Myth = Mithya: Decoding Hindu Mythology» (есть и другие книги этого автора). Эту книгу можно найти в Интернете в русском переводе по адресу: www.ashram.ru/myth. Автор очень продуктивно демонстрирует, как весь сонм божеств может выражать идею Единого Б-га.
От каббалы и далее
Интересно, что каббала развила идею десяти сфирот как десяти проявлений Б-га. Этот подход позволил разделить (или объединить) идею Единства Сути Б-га и разнообразия Его проявлений, которых в каббале десять (десять сфирот).
Но система сфирот не единственный способ презентовать разнообразие проявлений Б-га. Индусский пантеон при правильной интерпретации может дать нам еще множество вариантов Б-жественных проявлений.
Процесс может стать чрезвычайно интересным.
Дело в том, что каждый индусский миф при правильной интерпретации может пролить свежий свет на эти разные проявления Б-га. И мы получаем не только десятеричную каббалистическую схему, но и другие схемы. Благодаря этому мы лучше начинаем понимать природу Б-га.
Но здесь нужно избегать опасности думать о Б-ге как о множестве богов, против чего выступают иудаизм и другие монотеистические религии. Б-г один, но он может иметь разные проявления.
От Б-га к человеку
Одно из полезных следствий такого подхода — это аккуратно спроецировать Б-га на человека, который создан по Его образу и подобию. Находя разные проявления Б-га, мы можем аккуратно начать выращивать подобные проявления в себе.
Кстати, в индуизме есть полезное понятие «аватар», обозначающее в том числе идею воплощения Б-жественного в человеческом (или, другими словами, Высшего в низшем). И мы можем (также чрезвычайно аккуратно) культивировать эту идею, выращивая внутри себя подобный процесс, то есть как бы становясь аватаром Б-га, делая это кошерно и не злоупотребляя этим.
Сказано, что Высшая душа человека — это (образно говоря) кусочек Б-га в человеке. И проявляя в себе аспекты своей Высшей души, мы можем развиваться, становиться лучше, мудрее и, главное, помогать не только себе, но и другим, делая мир лучше, добрее, светлее и гармоничнее.
Тэги:
брук,
иудаизм,
каббал,
кук,
меир,
рав,
учёба