Макот 9. Седьмой год и седьмой день
2015-05-20 12:48:56
...
Цикл видеоуроков
рава Реувена Пятигорского по ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Трактат Макот, 2 глава
Цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского по талмудическому трактату Макот
- см. также цикл Учим Талмуд :трактат Бава Меция, трактат Бава Кама, трактат Гитин, трактат Брахот
46:44 │ 543,9МБ │ скачать │ скачать в .mp3 «Только сжата полоска одна». Для омера!
Материалы к уроку:
Лист Талмуда
Вспомогательный конспект
Тэги:
<<учим,
глава>>,
макот,
пятигорский,
рав,
реувен,
талмуд,
талмуд.,
темы:,
трактат,
цикла
Трансформации идеи избранности
2015-05-12 23:22:20
автор текста: р. Меир Брук
В прошлой статье мы описали ...
+ развернуть текст сохранённая копия
автор текста: р. Меир Брук
В прошлой статье мы описали фрагмент реализации в мире одной из важных, но опасных идей.
Напомним основные тезисы.
Что было одним из стимулов, приведших Германию к одиозной роли мирового злодея? Философское учение Ницше, которое развило идею сверхчеловека как более развитого, чем остальные люди.
Германия на своем пути развития культуры и технологий была достойной считать себя более развитым субъектом мирового процесса. Но эту идею (искру) взяли в плен наиболее злодейские силы во главе с Гитлером. В результате идею, что кто-то лучше, «изнасиловали», превратив в идею, что эти лучшие могут грабить и убивать других (не столь «лучших», или, как они говорили, «недочеловеков») ради своих интересов. Этопривело к ужасной катастрофе и к войне, и человечеству понадобились огромные усилия и жертвы, чтобы задавить этого зверя.
Ну а теперь давайте освободим эту искру от ужасных теневых сил.
Заметим, что идея лучшего народа, которую развил Ницше, во многом напоминает идею избранного народа, которую развивает еврейство. Но только воплощения этой идеи у евреев и у гитлеровского режима были очень разными.
Эта двойственная картина проливает свет на ненависть нацистов к евреям. Сознательно или подспудно нацисты видели в евреях конкурентов своим амбициям. И применяя нечеловеческие издевательства, они стремились избавиться от конкурентов на роль мирового лидера.
Копнем в глубь этого противостояния. Согласно Торе, Б-г выбрал евреев, чтобы мы как народ смогли поднять мир из сумеречного состояния незрелости к подъему и прогрессу. При этом имеет смысл говорить и о технологическом прогрессе, и о культурном, и о духовном. Все эти три составляющие важны и должны укреплять друг друга.
Но евреи проходили через разные этапы. И самое сложное было переключаться на новые подходы, когда Всевышний перестраивал условия для человечества.
В начале своей истории евреев поместили в пустыню, где они после Дарования Торы сорок лет жили в отрыве от других народов.
Потом евреев поместили в Израиль, где жили их антиподы, ханаанские язычники и развратники. И работой евреев было не менять соседей, но изгонять их. Евреи выполняли этот план с переменным успехом, кого-то выгнав, а у кого-то научившись не лучшим нравам.
Далее Всевышний сменил программу. Первый Храм был разрушен (знак смены эпох), а евреи переселены в центр цивилизации — в Вавилон. Потом была эпоха глобальных империй: Вавилона, Персии, Греции, Рима, и евреи распространились по просторам этих империй. Мы до конца не знаем всю их деятельность в этих империях, так как до нас дошли только обрывки информации.
В Персидскую эпоху евреи вернулись в Израиль и построили Второй Храм. Возникла двойная еврейская схема с центром в Израиле и диаспорой, которые плотно взаимодействовали. Потом израильский центр был разрушен римлянами, а евреи еще больше рассеялись по миру.
Технология и культура в те эпохи были в меру активны. Евреи косвенно оказались прародителями христианства, и частично помимо их воли произошло еврейское духовное влияние на мир. С огромными «побочными эффектами», но человечество перешло с языческих рельсов на монотеизм. А евреи постепенно попали в систему гетто, в черту оседлости. Наш народ очень ограничивали, и евреи замкнулись внутри общин, потеряв драйв изменения мира. И даже стали думать, что еврейство — это внутреннее дело самих евреев.
После Французской революции началась эмансипация, и часть евреев активно стала включаться в процессы развития культуры, науки и технологии стран, где они проживали. Но эти евреи оторвались от Торы и свой вклад стали делать как частные лица.
Особенно это было заметно в Германии, где еврейские деятели внесли огромный вклад в культуру. Но осознанно свою роль как локомотив истории евреи в себе не воссоздали. Религиозные евреи замкнулись в своем пространстве. Светские творческие евреи «разгулялись», изменяя мир, но вне осознания связи с народом.
В итоге немецкая нация попыталась взять на себя роль лидера, но не в продуктивном ключе, а в самом деструктивном из возможных. И в рамках попытки стать гегемоном немцы начали уничтожать «недосознательных» евреев.
Наша еврейская задача — объединить духовный еврейский потенциал с творческим и культурным и найти правильные способы реализации еврейской избранности в мире с учетом новых условий.
Тэги:
брук,
евреи,
меир,
мир,
рав
Макот 7. «Во поле береза стояла»
2015-05-07 11:59:36
Цикл видеоуроков
рава Реувена Пятигорского по ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского по талмудическому трактату Макот
41:35 │ 493,6МБ │ скачать │ скачать в .mp3
Сообщить об ошибке
Человек находит камень или камень человека?
Материалы к уроку:
Лист Талмуда
Вспомогательный конспект
Тэги:
<<учим,
глава>>,
макот,
пятигорский,
рав,
реувен,
талмуд,
талмуд.,
темы:,
трактат,
цикла
Победа и искры
2015-05-06 11:28:17
Автор: M. Bruk
06.05.2015 02:09
Мир отмечает 70-летие Победы над германским ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk
06.05.2015 02:09
Мир отмечает 70-летие Победы над германским нацизмом. Тема эта многократно обсуждаемая. Постараемся добавить света в осмысление этой темы, а также «обезвредим» некоторые из «теневых происков», которыми эта тема обросла. Одновременно мы сможем увидеть еврейские методы осмысления, которые мы должны научиться применять не только к сугубо внутриеврейским темам, но и к важным мировым событиям.
Еврейские подходыМы представим три главных — «фирменных» — еврейских инструмента.
Во-первых, это глубинный интеллект, взращенный на поле изучения Талмуда, но применяемый к разным жизненным вызовам.
Во-вторых, это антитеневая защита, которая должна уметь обезвреживать демагогов и манипуляторов, которые злоупотребляют и активируют зло.
И в-третьих, это умение видеть мистические измерения событий, что превращает нашу жизнь из плоско-обыденной в глубинно-значимую.
Напомним, что на языке каббалы теневые оппоненты называются «клипот» (в переводе с иврита — скорлупа), мистические смыслы называются «искры». Один из самых опасных в мире процессов на языке каббалы называется «пленение искр силами клипы».
Дело в том, что зло никогда не вешает на себя вывеску «силы зла». Зло находит важную искру и «реквизирует» ее себе на службу (пленяет). Благодаря этой искре множество людей притягиваются к силе зла (как бабочки, летящие на свет), и это дает злу силу.
Интеллектуальный еврейский путь включает в себя процедуру «бирур» (разгребание), когда мы отделяем искры от клипот, давая возможность высвободить искру из плена клипот. Это главный инструмент в спасении мира.
Искры и историяМы отмечаем 70 лет Победы. 70 лет — чрезвычайно важное число. Срок жизни многих «одноразовых» проектов — около 70 лет. Так, Советский Союз существовал примерно 70 лет. Он прожил тот период, который Всевышний отводит для таких процессов. В советской системе функционировали важнейшие искры, плененные теневыми силами.
Искры нацизмаБыли ли искры в германском нацизме? Были и очень важные. И при этом опасные при их «пленении» злоумышленниками.
Ключевой искрой была идея (развиваемая философом Ницше) о том, что существуют более развитые народы, которые могут стать локомотивом цивилизации. Германия была одним из самых передовых народов в первой половине ХХ века (кстати, не без помощи немецких евреев). Но эту искру «изнасиловали». Правильным подходом должна была быть ответственность великого народа и проявление благородства и лучших качеств. Лучший народ должен стать примером другим и помогать им.
Преступлением гитлеровской системы было то, что из идеи о том, что немцы — выдающийся народ, была порождена преступная идея, что остальные народы недоразвитые. Была притянута идея из дарвинизма о «законе джунглей», которая породила монстра нацизма, считавшего, что можно грабить и уничтожать всех тех, кто ниже. Вместо великодушного лидера на свет Б-жий породили кровожадного монстра, напавшего на весь мир. В итоге дикий монстр задвинул развитого интеллигента в угол и стал творить безобразия. А дикости в людях хватает, особенно после того, как Гитлер целенаправленно «выпустил зверя из клетки» и создал условия для озверения великой нации.
Важно осветить последствия ситуации.
К несчастью, Гитлер опорочил идею о том, что народы могут быть на разных ступенях развития. Испугавшись, современный либерализм «смешал всех в кучу». И демократия, когда каждый человек имеет один голос, привела к тому, что сейчас невозможно выбрать достойного лидера, так как массы выбирают на основе популизма.
Из-за того что в результате травмы фашизма люди боятся осознавать, что уровни развития людей разные, во многих странах значительное количество незрелых избирателей не дает шанса на серьезный прогресс. И мы имеем в политике то, что мы имеем.
Высвободив искру развития цивилизации, мы сможем придать миру новый и продуктивный импульс. Но при этом мы должны защитить мир от злоупотребления, так как зрелый народ должен в первую очередь нести в мир свет и добро.
Интересный шанс есть у Украины попытаться стать зрелым народом, выбрав правильный путь развития.
В идеале евреи должны стать тренерами народов мира, которые помогают народам расти и одновременно защищают их от ситуации пленения искр, расчищая путь к прогрессу.
Тэги:
брук,
евреи,
искры,
меир,
мир,
победа,
рав
Авраам на Мертвом море
2015-05-06 10:51:06
Категория: Кино
Создано 06.05.2015 10:34
Автор: р. Реувен Пятигорский
...
+ развернуть текст сохранённая копия
Категория: Кино
Создано 06.05.2015 10:34
Автор: р. Реувен Пятигорский
Содержание ролика. Национальные парки в Израиле. Отношение Торы к природе. Речной источник: вода в символике Торы. Берег Мертвого моря. История про катастрофу в Сдоме. Город наказан за нарушение его жителями законов гостеприимства.
Почти семь киноминут. Но текста в кадре и за кадром удивительно мало. Помню, хотел еще рассказать о молитве Авраама за жителей Сдома. Но никак отрывок не вмещался – пришлось оставить затею.
И не беда! Авраам тоже оставил свою затею. Смирился с тем, что Сдом будет уничтожен.
Правда, не совсем понятно, зачем Всевышний вообще сообщил нашему праотцу о том, что собирается стереть Сдом с лица земли. Если для того, чтобы Авраам проявил свое стремление к милосердию – чтобы попросил за Сдом, то странно как-то. Получается: ты прояви свое умение просить за других – но Я все равно твою просьбу не выполню...
(Извините, я тут задаю риторические вопросы. Ибо ответы на них знаю. Целый урок построен на них – урок, который я изредка даю.)
Зачем Аврааму было сказано про Сдом? И зачем он на эту, извините, провокацию поддался? Ведь знал же отлично, должен быть знать, что не найдется в грешном городе ни одного праведника, из-за которого стоило спасти всех горожан.
А еще интересна арифметика прощения. "Не уничтожай город, если в нем есть пятьдесят, сорок, тридцать и т.д. праведных жителей". Что значит, не уничтожай? Получается, что злодеи получат спасение, спрятавшись за спиной соседа-праведника? Честно ли это, справедливо ль? Ведь мы учим, что ответа за свои поступки не избежишь. Расплатишься по полной программе. А здесь выходит – ан, нет?
И еще тема. Допустим, вымолил Авраам у небес прощение для содомян. Те утром проснулись – и даже не заметили, какой опасности в виде серы с неба только что избежали. И продолжали бы грешить дальше. А затем – в положенные графики календаря – каждый из них предстал бы перед Судом. А там ему объявляют, что он столько нагрешил, что грядущего мира ему не дадут. "Вот если бы, поясняют ему, ты не переступил границы и умер раньше – то мы бы дали тебе еще один шанс". – "Так что ж вы меня не убили раньше?" – "А мы уже было собрались. Да помешал один блаженный старик. Вымолил для тебя жизнь, ну ты и остался на земле". – "Да кто это такой?" – "Авраамом звали". – "Авраамом? А мы его об этом просили?!"
Вот и вопрос: не в ответе ли мы перед теми, кому сами же вымаливаем мягкий приговор?
Но это так, к слову.
Вариант того же подхода: "Дорогая Марья Ванна, не выгоняйте, пжлст, мальчика Вову из класса. Он исправится".
А если не?
** **
Два слова – и снова про Авраама. В Торе написано, что он вышел из Ур-Касдим. Тоже своего рода исход. Вышел из грешного мира – пришел к Торе.
А есть еще один Исход – нашего народа из Египта.
Чем они отличаются один от другого. Про первый мельком написано в Торе. Про второй написано в той же Торе больше, чем обо всем другом вместе взятом. По несколько раз в день в молитвах мы говорим об Исходе. Праздники ему посвящены. В принципе, все праздники Торы – только об этом: Песах, Шавуот и весомая часть Сукот, когда мы живем в шатрах, говоря, что точно в таких же мы жили, выйдя из Египта.
Так в чем разница между Исходом Авраама и Исходом из Египта?
Ответов много. Один из них: разница в том, что подвиг бывших египетских рабов мы можем повторить. И повторяем ежедневно, когда выходим каждый из своего личного Египта, исправляемся, делаем "тшуву", покидаем своего фараона, он же ецер-ара. Или хотя бы не идем у него на поводу. Стараемся не идти.
Потому учим, читаем и переживаем снова и снова тот настоящий, эталонный Исход. Ибо он наш, с нами, для нас совершенный.
А вот подвиг Авраама никому из нас не по плечу. Он уникальный, одноразовый во всей истории человечества.
Потому Авраам и стал нам праотцем, что совершил то, что совершил.
Кстати, что совершил-то?
Тэги:
кино,
пятигорский,
рав