+ развернуть текст сохранённая копия
автор текста: рав Пятигорский
Этот пост написан заранее – потому что в дни Песаха евреи Торы не пишут без крайней надобности, а на сайте Толдот работают евреи Торы, так что.
На Седере говорят о фараоне, он как бы присутствует незримо. Правда, человеческим лицом этот персонаж еврейской истории так и не обзавелся, оставшись схемкой, обрисованной по контору, тем, кто пугает детей. Ну так ведь и испуг-то относительный: тиран, из-за упрямства которого Египет перенес десять экологических катастроф, вроде мало чему может нас научить, верно? Этакое бесполезное для дидактики мировое зло.
Тем не менее, найти в себе затаившегося и вполне конкретного фараона не так уж трудно. Предлагаю лишь один проект использования. И поверьте, их может бытьнесколько.
Смотрите. Странный человек. Проявил настойчивость идиота: десять раз отказал евреям в исходе – и десять раз словил тяжелейшие удары. Если бы мог им противостоять – понятно. Но ведь не смог же? Тогда почему? Откуда такая упрямая злоба?
Мы бы и то, сподобившись до такой роли в школьном театре, быстро сообразили, что тактику надо менять. Кстати, после какого удара, вы на его месте пришли бы к нужному выводу? Я после третьего, а вы?
Еще маленькое отступление. Примерить к себе качества неудачников Танаха иногда полезно. На моей памяти ни разу никто из учеников нашего урока не сознался, что повторил бы проступок Хавы, которую соблазнил змей, менеджер по фруктовым распродажам. Каждая из присутствующих женщин была уверена, что ее бы змей не провел. А мужчины бы не убили Эвеля! И Лот, зашедший на наш урок, ни за что бы не переехал на ПМЖ в Сдом. И масса других поучительных примеров, которые свидетельствуют, что мы живем в эпоху исключительной праведности. Но это так, мимолетное замечание.
Возвращаемся к фараону. Согласитесь, среди нас таких упертых уже не встретишь.
А ведь если отказаться от мысли, что он был умственно отсталым, то почему не отпускал евреев? Почему упрямо шел к смерти в ситуации, когда ему еще были предложены жизнь и процветание?
Ответ: не был он идиотом. И поступил так, как обязан был поступить на его месте любой. В том числе и мы с вами, если б в жизни дослужили до такого государственного уровня.
В самом начале хартумим (члены Академии наук Древнего Египта, академики-колдуны) ему предсказали, что родился тот, кто низвергнет и его, и страну Египта. Но есть один способ противостоять напасти. Какой? Новорожденному предречена погибель от воды – вот и обезвредить его и его банду можно только водой. Отсюда возник проект "еврейских младенцев – в воду".
Академики не ошибались. Никогда! С рекомендациями было сложнее, но их пророчества всегда сбывались, об этом говорит Мидраш, которому у нас нет оснований не доверять. Моше и погиб в конце концов из-за воды, об этом все знают.
Но можно ли было остановить евреев водой? – Остановить? Нет. Но спасти себя водой – спокойно! Надо было только не лезть всей армией в расступившееся море. Никто египтян туда силой не загонял.
Тем временем остается вопрос – зачем упрямо отказывался отпустить евреев?
Ответ: так у него же не было выбора! Академики ясно сказали: Моше погибнет раньше, чем исполнит задачу своей жизни (так и случилось, в Страну не вошел). Но будет перед смертью тебе угрожать – десятью казнями. И ты обязан выстоять! Держись и крепись – победа будет за тобой. Победа на море!
Вот фараон и понял: его ждет победа физического уничтожения рабов. А на самом деле нужна была победа над своей любовью к идолам – на берегу надо было распрощаться и повернуть домой.
Так понял египетский владыка свою задачу еще до моря: крепи свое сердце, фараон, не поддавайся!
Вот он и держался. Не отпускал Моше и евреев! Трясся от страха, но всегда находил в себе силу духа, проявлял геройство, стоял до последнего. Короче говоря, выдержал главное испытание своей жизни – как спортсмен, упавший на трассе, но нашедший в себе силы ползти к финишу, чем сорвал на трибунах аплодисменты зрителей и славу в альбомах старых кинохроник. Такая картина не забывается. Слава фараону, победителю-марафонцу, он не сдался, ура!
Итак, соображение об исключительной умственной недостаточности правителя Египта отпало. Но чему это нас учит?
Фараон, не отпуская евреев, мучил их. Он проявил себя садистом, извергом, палачом. В этом все дело! Каждый раз, когда кто-то обижает другого человека, он проявляет в себе качество палача. И если при этом полагает, будто прав, будто свою воспитательную работу ему надо продолжить, будто, несмотря на все неприятности, связанные с экзекуцией, ему следует настоять на своем, но цели добиться – это и называется "фараон".
Родитель поставил своему ребенку условие, скажем: "не соберешь игрушки, не будет тебе сказки на ночь". И ребенок этого условия не выполнил – не собрал! Что теперь делать? Рассказать сказку означает, сознаться в слабости, в следующий раз ребенок, уж точно, ничего не соберет. Не рассказать сказку, то есть исполнить угрозу – это уже равноценно проявлению известной доли жестокости. Ведь мы произнесли угрозу не для того, чтобы исполнить, а чтобы ребенок собрал игрушки, верно?
На самом деле решение лежит не за морем, и не на небе оно. Просто не будем в следующий раз угрожать, то есть, извините, выставлять условия. Иначе попадем в ситуацию фараона: понимаем, что лучше не обижать ребенка, но не можем не обидеть. Ему ведь положено наказание!
Еще пример беспробудного фараонства. Дочь с семьей иногда приезжает к родителям на день-два погостить. Что не нравится тестю – зять никогда утром, выйдя из спальни, не скажет "здравствуйте", "как спалось?" и прочие нужные по утрам слова. Так его приучили в его семье. Там со своими не здоровались. Пройдет бурундуком в ванную и не улыбнется со сна. И вот начал тесть понемногу за это грызть зятя, а заодно дочь, чтобы мужа воспитала. А зять невиноват, его просто не научили! И теперь все реже они появляются у гостеприимных родителей дочери. Кому охота гостить у фараона?
Можно привести еще массу примеров, более доходчивых и очевидных. Главное здесь то, что (1) формально фараон прав, (2) он учит-наказывает-настаивает сознательно и благодаря собственной идее, (3) он не уступит в своем раже!
На самом деле можно и даже нужно учить и воспитывать других. Но не обижая их! Ибо Тора запрещает обижать людей. Даже своих детей, даже своего зятя – даже по делу! И только если человек открыто нарушает запрет Торы (во вменяемом возрасте), причем знает, что нарушает, причем предупрежден, причем есть надежда, что исправится – и куча других оговорок, – вот только тогда можно хоть 200 раз сказать этому еврею: Федя, ты не прав. Но только тогда и при еще немалом количестве оговорок. Все по Рамбаму!
Фараон на несоблюдении этих правил и оговорок обломился. Ну так поступим как умные ученики: не повторим его ошибок.
Кosheren & freilichen Pessakh!
Комментарии до окончания праздника не открываются, даже если будут.
Тэги:
мусар,
праздники,
пятигорский,
рав,
хидуш
Макот 1. Убийство по ошибке
2015-03-20 01:21:43
+ развернуть текст сохранённая копия
У других народов убийцу наказывают. А у евреев спасают — правда, только в особых случаях.
Скачать mp3-файл или смотреть видео-урок на сате Толдот.
Материалы к уроку:
Лист Талмуда
Вспомогательный конспект
Тэги:
<<учим,
глава>>,
макот,
пятигорский,
рав,
реувен,
талмуд,
талмуд.,
темы:,
трактат,
убийство,
цикла
О пользе религии
2015-03-10 21:07:07
... наиболее выдающихся —
рав Йонатан Сакс. Он ... />Особую ценность материалам
рава Сакса придает то ...
+ развернуть текст сохранённая копия
автор текста: р. Меир Брук (США)
Среди современных ортодоксальных раввинов один из наиболее выдающихся — рав Йонатан Сакс. Он многие годы был главным раввином Англии, а недавно вышел на пенсию и сконцентрировался на преподавании и написании статей и книг. Каждую неделю он выпускает и рассылает на английском языке комментарий к Торе. Вы можете найти его материалы и также подписаться на рассылку через его сайт www.rabbisacks.org.
Особую ценность материалам рава Сакса придает то, что он часто объясняет религиозные идеи с помощью самых современных исследований в психологии, антропологии, экономике и других важных науках. Современные ученые часто придумывают очень ценные эксперименты, которые раскрывают глубины человеческого сознания.
В одной из последних статей рав Сакс собрал материалы, которые показывают важный аспект пользы религиозного сознания.
Мы кратко перескажем суть материала.
В мире есть понятие «общее добро/имущество». Имеется в виду ситуация, когда множество людей совместно пользуются каким-то ресурсом. Это, например, общее пастбище, где все выпасают своих овец, или общий водоем, где все могут ловить рыбу. Ученые рассмотрели ситуацию, когда ресурсы становятся ограниченными и общество должно ввести лимиты, чтобы ресурс себя не исчерпал.
Затем ученые рассмотрели ситуацию из жизни, когда некоторые люди поддаются искушению не ограничивать себя. Что происходит далее? Если скрытых нарушителей мало, то они получают большую выгоду из-за отказа от самоограничения, а если при этом народа много, то ущерб делится на многих и почти незаметен. Но если эгоизм будет преобладать и таких нарушителей станет много, то может произойти катастрофа. Эту ситуацию назвали «проблемой безбилетника» (free rider) — человека, получающего выгоду, но не вносящего вклад в используемый ресурс.
Многие ученые моделировали и исследовали эту проблему в том числе с помощью экспериментов.
Когда участники экспериментов находили «безбилетника», то у них возникало желание наказать его. Ученые назвали феномен «альтруистическое наказание», так как наказывающие не получали прямой выгоды от наказывания. Когда к мозгу испытуемых подключили датчики, то с помощью MRI обнаружили, что «альтруистическое наказание» связано с центрами удовольствия в мозгу.
Затем ученые провели следующий эксперимент. Они привлекли к ситуации религию.
Участники эксперимента могли действовать как «безбилетники», обманывая систему. Но при этом испытуемым (которые были религиозными) напоминали о Б-ге — или показывая слова, связанные с Б-гом, или, например, упоминая о Десяти заповедях. Оказалось, что в этом случае количество обманов резко уменьшилось.
Интересным фактором оказалось то, что для результативности эксперимента была важна не столько вера в Б-га, сколько напоминание о Нем перед тестом, которое включает осознание.
Есть религии, фокусирующиеся главным образом на наказании, а есть такие, которые фокусируются на прощении. Оказалось, что те, кто верит в наказывающего Б-га, обманывали меньше, чем те, кто верит в прощающего Б-га. То есть религия может помочь обществу уменьшить количество проступков.
Таким образом, мы видим, что религия может помочь обществу удерживаться в рамках закона.
Вспомним, что когда Советская власть «отменила» религию, то это повлияло на моральный климат в стране. Или, более точно выражаясь, в среде интеллигенции культурность людей позволяла им жить в рамках правил, но среди людей простых искушение было гораздо более опасным.
Кстати, это в некотором смысле оправдывает Сталина, потому что для компенсации отсутствия религиозного фактора системе пришлось резко усилить фактор наказания, осуществляемого государством.
В завершение ученые сравнили действия остальных членов группы и пришли к интереснейшему открытию: те, кто верил в наказывающего Б-га, наказывали сами меньше, чем те, кто верил в прощающего Б-га. То есть верящие в наказывающего Б-га чаще оставляли наказание Б-гу. А те, кто верил в прощающего Б-га, были более склонны к воздаянию или мести.
Также ученые сравнивали народы, которые имели религиозные представления об аде и рае. В странах, где вера в ад была в приоритете, жители были более законопослушными. Но там, где вера в рай была на первом месте, больше преуспевали в привлечении к религии.
В иудаизме Б-г совмещает строгость и прощение, следовательно, правильно «настроенная» религия может эффективно регулировать общество.
Тэги:
евреи,
йонатан,
мир,
рав,
религия,
сакс
Когда мой ецер дает мне
2015-02-27 18:06:57
Автор текста: р. Реувен Пятигорский
тот или иной совет, он никогда не обращается ко мне во ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор текста: р. Реувен Пятигорский
тот или иной совет, он никогда не обращается ко мне во втором лице: сделай так-то; тебя только что обидели, поэтому ответь резко, ты умеешь, и т.д. Нет, он прикидывается мной и говорит, не стесняясь, от моего имени: я сейчас скажу это и это; мне угрожают, нужно срочно защищаться; постою-ка я за себя. Он говорит со мной от моего же имени!
Такое наглое поведение моего ецера часто помогает ему одержать надо мной победу. Введенный им в заблуждение, я действую, как он просит, наивно веря, что таков мой свободный выбор. В то время как мне следует выбрать освобождение от власти своего ецера – не слушать его и не уступать ему. Он не я! Не позволю собой манипулировать. Я не зомби своего ецера!
Повторяю. Мой ецер говорит во мне, притворяясь, будто он и есть я: сейчас я поступлю так-то. И я думаю, что эта фраза, произнесенная внутри меня, произнесена мной. И поступаю, наивно полагая, что я сам источник своих желаний и намерений[1].
А уже потом, после исполнения его преступного приказа, я, пойманный на ошибке, защищаю и оправдываю свой ецер, считая, что защищаю себя. Вместо того чтобы честно признать: да, я ошибся, совершил промах, когда дал своему ецеру убедить себя, поступив так, как он мне, нечистая сила, насоветовал[2]. Впредь буду стараться держать эту силу в узде. А сейчас приношу извинения, признаюсь в проступке и принимаю на себя наказание.
(Из конспекта уроков по еврейской этике)
[1] А ведь все иначе: мои желания и есть мой ецер. Мои желания это очень часто не я! И сие обстоятельство надо учесть, когда он снова примется приказывать мне изнутри. Я понятно объясняю?
[2] Ведь исполнение чужих преступных приказов не освобождает исполнителя от наказания, не правда ли?
Тэги:
мусар,
пятигорский,
рав
ЧЕТЫРЕ КАТЕГОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
2015-02-20 23:41:29
... />Разработано совместно с
рав Tamir Zaltsman.
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk
20.02.2015 15:18
Экспериментальная идея - как классифицировать "прогрессивное человечество" на базе сюжетов и персонажей из Торы.
Очень важно - и поможет сфокусироваться на важных путях.
Разработано совместно с рав Tamir Zaltsman.
Итак, я уже писал, что нам нужна опора на два источника.
В христианстве есть два завета - старый (еврейский) и новый.
И в иудаизме есть два завета - Завет Праотцов и Завет на Синае (который прошел через Моше/Моисея - и включал принятие Торы евреями)
Завет с Праотцами - это сверхценное духовное пространство ресурсов, которые (как ни странно) еще до сих пор полноценно не раскрыты.
(кстати, похожая ситуация и у христиан - включив в Христианскую Библию - Старый Завет, взятый у евреев - христиане не слишком глубоко его освоили, пренебрегая еврейскими интерпретациями).
Если говорить более позитивно, то ранние христиане еще не доросли до глубин Торы... А сейчас христианство с нашей помощью может
дорости и до освоения глубин Торы... с чем всех и поздравляю...
А теперь вернемся к Праотцам, описанным в Первой части Пятикнижия - в книге Берешит (или Бытие - в христианской версии).
=-=-=-=-=-=-
Сначала мы предложим решение еврейского вопроса (разработка - р.Тамира Зальцмана).
Еврейство в последние века раскалывается на тех, кто является:
= "биологическим" евреем (родившимся от еврейской матери), но никак не проявляющим себя в рамках еврейской духовности и
= "духовным" евреем, который осознает свою духовную миссию, верит в Единого Б-га, осознает свою еврейскую душу, важность Торы, заповедей и др.
К сожалению - очень часто эти две категории евреев - "разбегаются" в два "лагеря".... ощущая друг друга жителями разных планет.
Чтобы лучше осознать проблематику, р.Тамир предложил следующую классификацию....
Но в начале краткая предистория.
Наш главный Праотец при рождении был назван Яаковом.
Он же - после созревания и прохождения важных трансформаций - получил второе имя Израиль.
=-=-=-=
А теперь предложение первое:
"Биологические" евреи могут называться "бней Яаков" - или сыновья Яакова.
"Духовные" евреи могут называться "бней Исраэль" - или сыновья Израиля.
Это - очень важный подход, он позволяет осознать суть ситуации...
Отметим, что в идеале - полноценный еврей получает оба "титула"....
Такая вот - идея номер раз
=-=-=-==-=-=-=-=
Идея номер два:
(совместная разработка - меня и р.Тамира)
сейчас постепенно нарастает движение среди неевреев, которые хотят приблизиться к еврейским ресурсам, оставаясь неевреями....
Это чрезвычайно важное движение, которое может пробудить в человечестве прогресс....
Но здесь - также есть разные варианты этого пути....
Есть более пассивные и более активные люди.
Кстати, в одной из наших молитв (называется Галель)
есть такой фрагмент:
Мы обращаемся к Б-гу "Ана Ашем ошиа на; Ана Ашем Ацлиха на".
Первая часть молитвы: "Б-г СПАСИ нас"
Вторая часть молитвы: "Б-г ДАЙ нам УСПЕХ"
Эта структура молитвы очень четко разделяет "амбиции" людей.
Первая категория видит в еврейской мудрости СПАСЕНИЕ.
А теперь - сделаем краткий экскурс в самые знаменитые сюжеты Торы.
У нас было два героя - Ноах и Авраам.
Ноах - был спасен во время всемирного потопа, он ходил С Б-гом, но не проявлял инициатив (просто построил ковчег по указанию Б-га и спасся).
Авраам - был активным (проактивным) героем. про которого сказано, что он "ходил ПЕРЕД Б-гом".
Авраам - даже спорил с Б-гом (по поводу судьбы города Сдом).
Итак, Ноах - персонаж, цель которого спастись.
Авраам - персонаж, цель которого преобразовать мир и привнести в него свет.
(именно поэтому наш проект называется "Свет Авраама").
А теперь вернемся к человечеству.
Первая категория заинтересованных в еврейских ресурсах - эте те, кто пассивно хочет "спастись" от турбулентного мира в котором размываются все ценности и необходим "остров" "покоя".
Кстати, имя Ноах - переводится как "утешающий"...
Эта категория благородных, но безамбициозных людей должна называться "Бней Ноах" --- сыновья Ноаха.
И есть вторая категория людей - которые хотят нести свет в мир.
Они даже готовы "спорить с Б-гом"......
Эта категория - достойна нести имя "Бней Авраам" --- сыновья Авраама.
Именно про них говорит молитва:
(1) "Б-г спаси нас" (2) "Б-г ДАЙ НАМ УСПЕХ"
Имя Авраам - переводится как Отец многих народов....
Но более правильно перевести это имя - как Отец Лучших Людей из Многих Народов...
=-=-=-=-=
Итак, мы ввели четыре категории людей которые будут влиять на наш мир:
бней Яаков, бней Исраэль, бней Ноах и бней Авраам.
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=
Дальше мы разовьем эту тему......
Она также является ключевым элементом - для создания "новой мифологии".
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-==-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=
И сейчас - в Украине - резко возросло количество (и качество) тех людей, которые достойны называться титулом "Бней Авраам"....
Многих из них пробудил Майдан..... Этим людям нужна поддержка, им нужно объединение, им нужен доступ к ключевым знаниям и они "перевернут" мир...
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=
А для вменяемых россиян - имеет смысл подключаться к проекту Бней Ноах, чтобы спастись от "грязевого" потопа, который выплескивает в мир кремле_верхушка....
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=
Поздравляем всех нас - с наступающей годовщиной Победы на Майдане....
Эта победа - дала старт переходу человечества от поисков спасения к поиску путей преуспеяния - чего мы всем нам желаем!
Тэги:
брук,
евреи,
меир,
мир,
рав