Безусловная любовь
2015-01-10 13:25:48
... style="color:#151fe8;">
Рав Ури Шерки
+ развернуть текст сохранённая копия
Ашкеназская и сефардская традиции отличаются по вопросу выбора отрывка из пророков для Афтары к недельному разделу Шемот. Ашкеназские общины читают отрывок из Исайи (гл. 27-28) со слов «В грядущие дни укоренится Яков», а сефарды читают отрывок из Иеремии (гл. 1), и тот же самый отрывок, читают в первую неделю после поста 17 Тамуза. И этот обычай непонятен — по какой причине нужно повторять этот отрывок, де еще именно такой, который относится к наказаниям?
Представляется, что объяснение связано с тем, что раньше сефарды, читали к разделу Шемот тот же отрывок, что и йеменцы и общины Багдада и Туниса, и это отрывок из книги Иехезкиэля (гл. 16) начиная со слов «Оповести Иерусалим о гнусностях его». И об этом говориться в Трактате Мишны «Мегила» (4.8): Сказал раби Элиэзер: Не читают в качестве добавления к недельной главе отрывок «Оповести Иерусалим». И, несмотря на то, что Талмуд не принимает это мнение раби Элиэзера в качестве законодательного (Мегила 25б), есть ощущение, что рассказ приведенный в Талмуде повлиял, на то, что было принято читать другой отрывок из пророков в эту неделю.
И вот рассказ Талмуда: «История про одного человека, который читал отрывок ‘Оповести Иерусалим’ перед раби Элиэзером. И сказал ему раби Элиэзер: ‘Прежде чем ты проверишь гнусности Иерусалима, проверь гнусности своей матери’. Проверили его родословную, и нашли в ней погрешности». Поэтому во многих общинах сохранили древние традиции в отношении недельного отрывка из пророков.
Но этот отвергнутый отрывок замечателен! Помимо общего заголовка, который представляет собой открытый укор, содержание его наполнено любовью Бога к своему народу. Так например, стихи 6-13: «А Я проходил мимо тебя, и Я увидел тебя, попранную, в крови твоей, и Я сказал тебе: «В крови твоей живи!». И Я сказал тебе: «В крови твоей живи!». Умножение в десять тысяч раз, как растению полевому, даровал Я тебе. И выросла ты, и стала большая, и явилась в драгоценных украшениях – груди достигли совершенства, и волосы твои отросли, но ты была нага и непокрыта. И Я проходил мимо тебя, и Я увидел тебя, и вот, время твое – время любви; и Я простер крыло Мое над тобой, и прикрыл наготу твою; и поклялся тебе, и вступил в союз с тобой, – слово Господа Бога, – и ты стала Моею. И Я омыл тебя водой, и смыл с тебя кровь твою, и умастил тебя елеем. И облачил тебя в узорчатую ткань, и обул тебя в сандалии тахашевые, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелками. И Я украсил тебя украшениями, и одел браслеты на руки твои и ожерелье – на шею твою. И Я одел кольцо на нос твой, и серьги – на уши твои, и венец славы – на голову твою. И украсилась ты золотом и серебром, и одежда твоя – виссон, и шелка, и узорчатая ткань, и хлеб из тонкой пшеничной муки, мед и елей ела ты, и стала красива чрезвычайно, стала ты достойна царства».
С одной стороны, такое описание заботы любящего своей возлюбленной, подробное и преувеличенное, — подчеркивает разочарование от ее измены; но с другой стороны оно открывает нам, что в основе всего существует сильнейшая сущностная любовь между Всевышним и общинной Израиля. И это проявилось в час когда избавил Бог наших праотцев из Египта, в то время когда не было у народа достаточно заслуг, чтобы из-за них они могли быть спасены. И эта любовь проявляется и в наши дни, дни Избавления в Государстве Израиль.
Можно найти те же мотивы и в отрывках, которые сейчас принято читать в эту неделю. Иеремия (2:2): «Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, как шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной». И также у Исаии (29:22): «Не будет теперь пристыжен Яков, и не побледнеет теперь лицо его».
Posted by: Рав Ури Шерки
Тэги:
библия,
глава,
еврейская,
недельная,
рав,
ури,
шерки
Четыре режима учебы
2014-12-30 20:02:05
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор текста: M. Bruk
30.12.2014 11:14
Моше получал Тору от Б-га и обучал еврейский народ. Говорится в Мидраше, что Моше преподавал Тору в четыре «захода» разным группам. Он отдельно обучал: Аарона, сыновей Аарона, старейшин, народ. Каждая группа обладала специфическим опытом и к ней применяли разные учебные подходы.
Можно развить эту тему в следующем творческом направлении.
Четыре группы учеников — это также четыре режима учебы, применимые к каждому,и мы предлагаем на базе этой схемы разработать «четырехпроходный» процесс изучения духовных текстов.
Тора — это не просто материал для чтения и пассивного принятия к сведению. Каждый человек, изучая сюжеты Торы, имеет возможность увидеть в них разные аспекты, и изучение Торы — это творческий процесс, сопровождающийся инсайтами. Поэтому ценно не просто читать Тору, а предварительно настроить свое сознание, чтобы Тора воспринималась разносторонне.
Кстати, когда антирелигиозный еврей слышит сюжет из Торы, его неприязнь также составляет особый режим восприятия («имени Амалека»), который будет мешать, искажать и порождать негативные аспекты.
Современная параллель: в технологиях творчества есть похожая система, называемая «виртуальные цветные шляпы», разработанная Эдвардом де Боно. Шляпа определенного цвета означает специфичность восприятия: критическое, позитивное, эмоциональное, логическое и др. Используя воображение, вы представляете, что надеваете шляпу одного из цветов, и это переводит ум в определенный режим восприятия.
Распишем четыре группы учеников Моше как четыре режима восприятия.
Такой подход не ограничен религиозными евреями, им могут пользоваться любые творческие ученики для изучения разных материалов.
Подход имени Аарона
Аарон как человек представлял режим любви к народу (это была его личная характеристика). Мы учим Тору с любовью.
Аарон имел миссию мирить людей. Это дает нам «примирительный» режим восприятия информации.
Первосвященник должен был быть очень тщательным и точным в своих движениях во время службы в Храме. Это дает нам режим учебы, сфокусированный на тщательности и точности.
Первосвященник (когда он входил в Святая святых Храма) не должен был иметь посторонних мыслей. Этот режим учебы поможет нам не отвлекаться и держать фокус внимания на материале.
Первосвященник (и все священники — коэны) должны были быть очень быстрыми (на иврите «зризим» — проворными), чтобы успеть сделать множество дел, которые от них требуются. Это дает нам быстрый режим восприятия.
Подход имени сыновей Аарона
Сыновья Аарона как принцы, люди благородные, но еще не обремененные ответственностью, которая есть у их родителей. Это дает более «легкое» мышление (не придавленное бременем ответственности).
Сыновья Аарона как новое поколение, которое хочет проявить себя, отличаясь от пути родителей и ориентированное на поиск собственных открытий.
Можно опереться на сюжет в Торе про сыновей Аарона Надава и Авигу, которые во время церемонии открытия и освящения Храма решили «выбиться» за рамки протокола, вбежали в Храм и там погибли.
«Вбегание» в Храм символизирует «спонтанное» мышление, не отягощенное сложными рассуждениями «блиц-мышление», возможность получения быстрых инсайтов.
Смерть сыновей Аарона — это не только драма. Многие комментаторы Торы считают, что сыновья Аарона этим удостоились особой близости к Б-гу.
Сыновья Аарона несли воскурения, символизирующие легкое и приятное мышление.
Они несли в руках совки с углями (на которых лежали воскурения). Горящие угли в совках могут символизировать огонь в нашем учебном процессе («учеба с огоньком»), причем «переносной» огонь.
Каждый из вышеупомянутых аспектов может стать одним из режимов восприятия и учебы в работе с текстом.
Подход имени старейшин
Старейшины — это те, на ком лежит ответственность… в отличие от простого народа.
Отличие старейшин от Аарона заключается в том, что Аарон представляет сакральные аспекты, а старейшины отвечают за «хозяйственные» вопросы, выражая «приземленное» мышление.
Подход имени народа
Народ — это прямолинейный аспект базового изучения, который понятен простому человеку.
Резюме
Народ — базовое восприятие.
Старейшины — фундаментальность и ответственность восприятия, земные аспекты.
Сыновья Аарона — свежесть и непосредственность, открытость новому.
Аарон — эмоционально-позитивное восприятие — с радостью, любовью и миром.
Тэги:
брук,
меир,
мидраш,
моше,
рав,
учёба
Витражи
2014-12-26 06:58:12
<Содержание: Иерусалимский медицинский центр "Адаса Эн-Керен" – витражи Шагала – 12 колен – ...
+ развернуть текст сохранённая копия
<Содержание: Иерусалимский медицинский центр "Адаса Эн-Керен" – витражи Шагала – 12 колен – заповедь навестить больного>
В принципе, мы не собирались снимать внутри знаменитого на весь мир медицинского центра. Нашей целью были именно витражи Марка Шагала.
Но оказалось, что провести съемки внутри синагоги, которая расположена в отдельном низком здании, стоящем посреди высокого медицинского комплекса, очень непросто. Точнее, такое разрешение никому не дают.
Так нам печально поведал распорядитель синагоги.
Точнее сказать, туда ничего не стоит пройти – ибо это настоящая синагога, в ней молятся врачи, ходячие больные, посетители больницы и все, кто в ней работает. Но вот снимать – это, извините, господа телевизионщики (так сказал нам распорядитель), строго запрещено.
На вопрос "почему запрещено" ответов, как известно, не бывает[1]. Мы и не спрашивали. Только задумчиво сказали: "Жаль такую красоту и не снять". А сами задрали головы к потолку, разглядывая огромные красочные витражи, расположенные по всему периметру зала.
Яркий солнечный свет бил сквозь витражи, прорываясь снаружи внутрь, краски играли и переливались. А нам нельзя было даже расчехлить свой бета-кам.
Потом ввалилась экскурсия с экскурсоводом. Люди зашелестели фотоаппаратами. (То была эпоха настоящих аппаратов, так называемых "мыльниц", а не сотовых игрушек, поэтому щелчки съемок были хорошо слышны в большом гулком помещении.)
Ну вот, вздохнули мы, фотографировать можно, а кино снимать нет. И тут служитель "прокололся":
– Я тут работаю много лет, – сказал он. – И за все время тут снимала только группа с ВВС.
Тут мы воспрянули духом: а чем мы хуже ВВС? Сколько стоит? Платить через кассу или он кэшом возьмет? Мы с русской телевизии!
Служитель смутился. Денег он не берет. Но если с русской, то давайте, ребята, быстро[2], и чтобы экскурсиям не мешать, проводов по всему залу не разбрасывать, свои софиты убрать, ибо нельзя строжайше, и чтобы через пять минут все было закончено, а то сейчас его сменять придут и скандалу не оберешься.
Так мы вторыми во всей вселенной после команды с ВВС получили разрешение на съемки в синагоге, украшенной витражами великого Марка Шагала.
Все, что нужно сказать об этих витражах, я говорю в кадре и за кадром. Добавлю, что надо было уложиться буквально в пару минут, чтобы сообщить важные вещи. А именно: что это за 12 колен Израиля, откуда взялись-пошли и что за всем этим стоит. И еще надо было как-то упомянуть главную идею каждого колена, взятую Шагалом за основу его изображения.
Впрочем, тут было легко: как известно, наш праотец Яаков дал сыновьям перед своей смертью благословения, – все они приведены в Торе. Образы этих благословений и легли основным мотивом визуального ряда.
Сейчас только замечу, что каждое колено действительно являлось носителем какой-то своей уникальной идеи, своего характера и предназначения. Так, что все 12 дополняли друг друга до одного общенационального, чисто еврейского портрета.
Это как орты в многомерном пространстве, независимые направления, каждое из которых не имеет никакого подобия в любом другом направлении; они все взаимно перпендикулярны, даже частично (на уровне проекций, если вы меня понимаете) не сводимы ни к одному другому.
Всем эти колена разнились – темпераментом и кухней, танцами и способами установки шатра, методом изучения Торы и речевыми приемчиками, тягой к тем или иным профессиям и своими очень обостренными понятиеми о красоте, времени и чести. (А не как все думают – что они отличались только флагом да гербом, камнем да родовым растением, своим часом в сутках да месяцем в храмовой службе, откуда есть-пить пошла астрология.) И нельзя сказать, что в совокупности 12 колен являли мини-человечество. Нет, они, объединяясь, представляли собой обобщенный тип именно Еврея. – И все это воплотил в красках и игре света Шагал.
Там можно стоять часами. Я не пробовал, нам часами стоять не дали. Но уверен, что спокойно и не устав пробыл бы там долго.
Присел бы где-нибудь в стороне – и представлял бы себе: вот, я сейчас – колено Гада, что во мне начинает появляться? А сейчас – я тихий Биньямин; интересно, как изменилась моя походка? А вот я Ашер, давай-ка спою, как Ашер, – и начинаю напевать неизвестный мне мотив – гортанный, если так можно сказать про музыку, чуть тревожный и печальный. Ой, кажется, я начинаю оплакивать свою мать Рахель, которую так и не увидел при жизни…
[1] Арье Левин, в недавнем главный раввин Грузии, рассказывал, что он видел надпись при въезде на тбилисскую автозаправку: "Бензина совсем нет". На вопрос: "Что означает совсем?" – работник заправки сказал: приезжают люди, спрашивают: "Бензин есть?" Отвечаю: "Нет". Они говорят: "Совсем нет?" Отвечаю: "Совсем нет". Надоело разговаривать, вот и написал: "Совсем нет".
[2] Это было давно, тогда некоторые страны еще уважали. Что теперь случилось, не пойму.
Тэги:
видео,
кино,
пятигорский,
рав
Злом на зло
2014-12-21 13:24:47
... законе, но молодой
рав не захотел воспользоваться ... догадывается (так сказал
рав Соловейчик), для того ...
+ развернуть текст сохранённая копия
не отвечаем. История про раби Йосефа Дова Соловейчика (Бейт-Алеви). Когда, еще в свою бытность в Бобруйске, раввин разводился со своей первой женой, он отказался взять от тестя компенсацию за развод. Есть такая возможность, она указана в законе, но молодой рав не захотел воспользоваться своим правом. Впрочем, наш рассказ не об этом.
Итак, молодой раввин развелся с женой – и даже оставил в семье бывшей жены все подарки (кроме талита), которые получил от тестя к свадьбе.
В результате, он остался без средств к существованию. Потому что бывший его тесть был богатый человек, помогал многим, взялся содержать на всем готовом и бывшего своего зятя, чтоб тот продолжал занятия Торой, – но не сложилось.
И тут появился какой-то посторонний богач, который сходу предложил раву за три рубля в неделю вести ежедневно три часа Талмуда для его двух сыновей. При этом обязался снабдить его жильем и полным обеспечением – питанием и пр.
Но Бейт-Алеви (отказался.
К нему тут же пришел его друг, раби Барух Мордехай Этинге, главный раввин Бобруйска, и стал его уговаривать. Сказал, что стоит согласиться – хотя бы на два месяца – пока не появится другой заработок. И еще добавил, что это очень почетная работа – преподавать законы и Талмуд детям и юношам. Недаром учитель того поколения, раби Хаим Воложинский, всегда ставил после своей подписи слово меламед.
Бейт-Алеви ответил, что не считает должность учителя хедера непочетной, но у него есть причина отказаться от предложения того богача.
Что за причина? Оказывается, богач был конкурентом его бывшего тестя. Они часто вступали в конфликты, спорили, не общались мирно. И как он догадывается (так сказал рав Соловейчик), для того он его и нанимает в учителя своим сыновьям, чтобы досадить врагу. Поэтому он не может участвовать в этом деле, считая его недостойным.
Рав Этинге с доводом согласился.
**
Похвальное качество – не вступать в конфликт с теми, кто сделал нам плохо. Более того, следует взвесить возможность за зло отплатить добром.
Недельный раздел Вайигаш.
Берешит 45:5: Йосеф сказал братьям, когда открылся им: "Но теперь не досадуйте и не сердитесь на то, что продали меня сюда… ибо для спасения жизни послал меня Всевышний".
Мало того, что Йосеф простил братьям то, что они бросили его на погибель в яму и затем продали купцам. Так нет, наоборот, он отнесся к ним, будто они сделали ему доброе дело. Впрочем, так и обернулось: Всевышний повернул их расчет к добру для всей семьи. И братья сами были спасены тем, кого недавно бросили на погибель.
Так и нам надо поступать. Принцип: "сделай из врага друга".
Это сильней принципа "не поступай с врагами плохо – и по крайней мере, не радуйся их бедам". (Самый общий принцип – это минимум: "не делай другому то, что…")
Три ступени есть у этого качества:
1) Сделали тебе больно – не мсти, найди в себе силы простить. Для этого попытайся понять, почему он тебе так сделал. Вторая попытка: попытайся понять, почему тебе так сделал Всевышний.
2) Когда тебя поносят – попытайся простить (и понять) тут же. Это более высокий уровень.
3) Кроме того, что ты прощаешь, попытайся ответить добром на зло.
Все это далеко от христианского прощения. У них – полюбить врага, целовать руку, которая тебя бьет. У нас – отвести удар, но дать врагу проявить свои полож. качества, исправиться, сделать его хорошим человеком.
Лучше быть обижаемым, чем обижающим. Третьего не дано.
Подробности видеописьмом.
автор текста: рав Пятигорский
Тэги:
видеоурок,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
Соврать или не обидеть?
2014-12-13 04:09:13
Сколько раз учили: правда запрещена, если она обижает людей. Поэтому Платон нам дороже истины. А вот ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Сколько раз учили: правда запрещена, если она обижает людей. Поэтому Платон нам дороже истины. А вот сегодня новый поворот темы!
**
Басня (машаль) о лицемерах. Автор: раби Давид из Кшанова.
Один человек заболел психической болезнью – и объявил, что он петух. Стал рано вставать по утрам, клевать зерна во дворе, забираться на крышу и кукарекать на всю округу. Его отговаривали – он ни в какую. Даже просто есть, как человек, не соглашался.
Пригласили психиатра. Тот пришел поутру и залез к нему на крышу. Стал вместе с ним кукарекать. Тот удивился. Спрашивает:
– Разве ты тоже петух?
Тот отвечает:
– Самый настоящий.
Первый петух говорит:
– Но ты не клюешь зерен!
Второй, который со стетоскопом, отвечает:
– Слушай, дело в том, что ты, хотя и клюешь зерна, на самом деле не умеешь по-настоящему кукарекать.
– Почему это?
– Потому что ты слаб. Ничего не ешь, мало спишь. Если хочешь, чтобы у тебя был настоящий петушиный голос, вот как у меня, ешь с людьми три раза в день и спи по восемь часов.
– Но тогда я буду человеком!
– Открою тебе одну тайну. Все петухи давно едят, как люди, и спят, как люди. А от тебя скрывают, и ты один ты поешь по старинке. Так уже никто не делает. Знай, что петух тот, кто громко кукарекает, а не тот, кто клюет зерно.
Финал басни: оба они слетели с крыши и пошли за стол.
**
А теперь мой вопрос. О ком этот рассказ – о враче или пациенте? Верно, о враче. И чему нас учит басня? Верно, что иногда надо притвориться. Врач притворился
петухом больным, чтобы вылечить пациента. И сказал ему правду! Но сказал, не открыто, а через притворство. Внимание: можно притворяться? Соврать, чтобы сказать правду, можно ль?
**
Недельный раздел Ваешев. Про Йосефа, которому отец купил особую рубашку, написано (Берешит 37:4): "И увидели его братья, что их отец любит его больше, чем всех братьев, и возненавидели его; и не смогли говорить с ним мирно (говорить ему шалом)".
Раши: из того, что написано про их недостаток (про нелюбовь к брату), учим, про их праведность. А именно: они не разговаривали с ним, как некоторые люди, лицемеря – когда на устах одно, а на сердце другое.
Мудрецы добавляют (Йома 72-2): мудрец, который в словах не такой, как в сердце, – не мудрец. А некоторые пишут еще резче: более того, он мерзость в глазах Всевышнего.
Теперь давайте сами сформулируем:
Говорить надо только то, что думаем. Т.е. на сердце у человека и на устах должно быть одно и то же. Это и есть приверженность к правде. Или по-другому: нельзя быть лицемером ни в малейшей степени. Даже в быту, даже в шутку.Раби Йеуда Ахасид (в книге Сефер-Ахасидим, гл. 51) пишет: лицемерие запрещено! И любой обман – гневат-даат, своего рода кража, когда человеку дается понять одно, а на самом деле это неправда. Например, намеком, или умолчанием и пр. (Мой пример: пассажир в автобусе делает вид, что дремлет, положив рядом шляпу, а на самом деле не хочет, чтобы рядом сели.)
**
А теперь возвращаемся к самому первому вопросу. Если человек расстроиться от моего замечания, могу ли я сказать ему то, что по его поводу накопилось у меня на сердце? А там много чего накопилось. А если я притворюсь и выдам ему правду-матку по первое число? Или лучше притвориться и смолчать?
Ответ лежит где надо.
Автор текста : р. Реувен Пятигорский
Тэги:
берешит,
истина,
ложь,
обида,
пятигорский,
рав